— Я видела сотни писем в Ваш адрес не только из России, СНГ, но и из дальнего зарубежья. Каков общий мотив этих посланий?
— В основном благодарят за песни и стихи. К сожалению, я не могу ответить всем, многим не отвечаю. Но если какая беда у кого – хоть пару слов обязательно стараюсь написать.
— Какое время года более всего располагает Вас к творчеству?
— Осень. Может быть, потому, что весной, летом приезжают люди, — строители, паломники. В это время я стараюсь писать иконы. А поздней осенью обычно никого нет, темнеет быстро, для иконописания нужен дневной свет, вот и переключаюсь на ручку и бумагу. Правда, не знаю, сколько это продлится. Может, уже и достаточно написано.
— Известно, что к Вам приезжают паломники. Всех ли Вы их принимаете? И в какое время года это лучше сделать? Следует ли о своих намерениях паломнику сообщать иеромонаху Роману, дождаться положительного ответа?
— Что ж так долго собирались? Опоздали малость: этой осенью я закрылся от всех и вся. Пока затвор, какие паломники? А сколько он продлится… А раньше, как получалось, так и поступали.
— Отец Роман! Почему Ваши книги практически нет возможности приобрести на Брянщине, кроме тех, что Вы дарите?
— К сожалению, на прилавок современного книжного магазина их ставить нельзя. Книги и кассеты издаются в Минске моими постоянными издателями. Оттуда они везут в Москву, а из Москвы уже по всей России. Продаются они в церковных лавках, если священники считают их полезными. Но многие думают по-другому. Думать же не запретишь. Где думают по-другому, там их нет и не будет. И все же выход есть: книги продаются в Москве в Сретенском монастыре. Всегда можно попросить местного священника привезти, заранее решить, сколько экземпляров нужно, и заказать.
— В Ваших произведениях, где с болью в сердце говорите о Руси, я нахожу как бы две Руси (Русь униженная, обманутая, раздираемая и Русь Святая, которую никто и никогда не поставит на колени). Не могли бы Вы конкретизировать?
— Словом Святая Вы уже и конкретизировали.
— Есть ли основания говорить о том, что Апокалипсис не за горами?
— Не за горами и не за долами. Готовить душу к Вечности, к встрече со Христом, к Страшному Суду нужно каждый день, не ожидая признаков Апокалипсиса. Для каждого из нас он может начаться в любое время. Понятно, что тучи сгущаются, что готовят приход самозванца. Подумайте только – сколько зла, лжи и нечистоты будет в той личности, если кругом так насаждают зло, неправду и всякую нечистоту! Иначе ж не примут. Какое же чудовище готовят на трон! Но… верного ничем не одолеть! С нами Бог, будем держаться Святого Православия как полноты Истины, будем готовить души ко встрече со Христом, будем помнить, что боязливые Царства Божия не наследуют. По-человечески меня более беспокоят космические изменения. Если бы не знание того, что над нами Господь, можно было бы впасть в отчаяние. У меня есть об этом стихотворение.
Не хотел бы пугать, но за нами охотится космос,
Астероиды сотнями рвутся живущих бомбить.
Вот и солнце уже распускает свои огневидные космы,
Чтобы жечь на земле всё, что может дышать и любить.
Астероиды можно взорвать (не пулять же все время в арабов),
Ну а солнцу мычанье златого тельца не указ.
И пока за кулисами чешут затылки прорабы,
Горе третье идёт, горе горькое движет на нас.
Да и первых с лихвою хватило б для целого мира.
Видно, только огнём нас и можно пред Богом смирить.
Вот и бродят в галактике жуткие чёрные дыры,
Словно ад, так и ищут – кого б поглотить.
Раскрываю Писание – там ничего не сокрыто.
Выхожу на простор и гляжу, и гляжу в синеву.
И уже представляю, как небо свивается в свиток,
И как падают звёзды, я вижу почти наяву.
Нам бы руки воздеть! Нам бы разом упасть на колени!
Милосердый, Ты можешь, Спаси, Сохрани, Оборонь!
Но четвёртое горе страшнее небесных явлений:
Человеческий род выбирает огонь.
— В начале девяностых годов уже ушедшего века слово «патриотизм» стало как бы ругательным (конечно, не для всех). Спохватились через десяток лет. Даже на высшем уровне было поддержано патриотическое воспитание молодежи. И это правильно! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу патриотизма. Есть ли различие между обычным патриотизмом и православным? Цель ведь одна – спасение России.
— Патриотизм – слово святое, ибо этим словом прославляется верность Родине. Измена же осуждена еще в раю. Цель одна, но дороги могут быть разными. Любовью к Родине можно повредить душе, если она закрывает любовь к Господу. И если русские стяги почитаются и воздвигаются выше Креста, икон и хоругвей, то такой патриотизм призывает гнев Божий на Россию.
— Как Вы относитесь к процессу глобализации?
— Как бывший пастух могу поделиться увиденным. Пока овцы пасутся кучками, они дышат свежим воздухом, кушают что хотят, наслаждаются свободой. Когда же их сгоняют в одно стадо, то даже им понятно, что ни свободы, ни свежего воздуха, ни пищи вдоволь скоро не будет, потому что их погонят в стойло. Разве когда загоняли в царские хоромы? Туда идут добровольно. Кто хочет жить в стойле, пусть ждет глобализацию.
— Насколько мне известно, Вас часто приглашают представители Зарубежной Православной Церкви. С чем это связано?
— Это не так. Я ведь очень далек от официальных кругов, с чего бы меня приглашать? Приглашают знакомые братья и сестры. В Польшу ездил, помогая матушкам писать иконы, заодно и сам учился. В Сербию зовут тоже, но теперь даже не знаю, когда придется там побывать.
— Какие книги современных русских писателей Вы предложили бы читать молодым людям (книги, несущие духовные ценности)?
— Произведения верных сынов России — Фёдора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Валерия Ганичева, Александра Королькова, Владимира Крупина, Александра Сегеня, Михаила Шелехова, и так далее. Читать нужно не для развлечения – убивания времени, а для развития. И уж никакая западная и отечественная фантастика и детективщина-дефективщина даром не нужны! Развивайте головушку, читайте прекрасного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина. Считаю, что его книги должны быть настольными в доме настоящего педагога. Прислушайтесь: «Человек творит в жизни только то, что он сам есть в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая душа не сотворит величия: пошлый человек не узрит Бога и не восприимет Его лучей, и не передаст их другим» («Аксиомы религиозного опыта»). Вот верное направление воспитания – подведение души к религиозному измерению путем уничтожения пошлости в себе и обществе. Эти слова нужно повесить на улицах в общественных местах, в коридорах каждой школы, чтобы взрослый человек не гордился неверием, а понял его как пошлость и слепоту души, чтобы ребенка уже с малых лет страшили пустота и мелочность души как неодолимые преграды на пути к духовному богатству и величию.
— «В этот час, полночный час заунывной вьюги, отойдите от меня, недруги и други».
А в какие еще часы Вы не хотите видеть недругов и другов? И по какой причине?
— Если кому-то не хватает полночного часа, то можно добавить и остальное время суток. Причина одна – общение с любым человеком не заменит общения с Богом.
— Как Вы переносите «поцелуи Иуды»? Как часто это бывает и бывает ли?
— В юности мог бы поговорить на эту тему, а теперь вижу, что со мной такого не случалось. Чем меньше максимализма, тем меньше иуд. Могу дать совет – держите со всеми дистанцию и не подставляйте щеки.
Какие стихи иеромонаха Романа можно упрекнуть в «недолговечности»? Разве можно что-то пережитое им, выстраданное отнести к «стихам однодневкам»? Ведь то, что волнует отца Романа, напрямую связано с судьбами каждого христианина, в частности, и всего православного мира, в целом. Странно и удивительно было узнать о таком восприятии творчества иеромонаха. Нельзя ли опубликовать на этом сайте «стихи-залпы» как-то отдельно, поскольку будет очень жаль, если подобные оценки вынудят отца Романа, усложнить к ним доступ всех, кто черпает жизненные силы в его творчестве? Или судьба этих стихов сложилась удачно для тех, кто всецело разделяет взгляды иеромонаха Романа?
Как правильно,верно:»Постыдно обращение на ты» — всегда коробило от этакого «душевного»,» родственного» обращения к священнику на ты…На что мне иногда замечали,что,мол,к Богу все всегда обращаются на ты,а священник — человек!.. Нет,- прежде — священник! А Богу говорим Ты,и это ТЫ не просто с большой буквы,а ростом до небес!..
Может показаться сказанным высокопарно,но это свою душу надо тянуть,поднимать к Небу,а не Небо стелить себе под ноги.