col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Сергей Стрельцов. Белорусским православным готовят участь украинских

Кафедральный Свято-Духов собор в Минске

Пока православные верующие всего мира следят за разыгрывающейся на Украине интригой с созданием на Украине новой конфессии по инициативе занимающего пост президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея, по соседству с незалежной, в Беларуси те же силы начинают второй тур геополитической игры по расколу православия. Определенные силы начали попытки реализовать все тот же сценарий, что и на Украине, через предоставление Белорусской Православной Церкви автокефалии.

ПО ПРИМЕРУ СОСЕДЕЙ

В отличие от своих юго-восточных соседей, в Беларуси ситуация принципиально иная. Там нет влиятельных раскольничьих православных церквей. Лоно Белорусской Православной Церкви объединяет около 80% всех верующих в стране, а это около 50% населения. И хотя в последние годы католическая церковь значительно усилила свою работу, в частности, среди молодежи, позиции канонической Православной Церкви, являющейся экзархатом Русской Православной Церкви, остаются прочными и незыблемыми. Тем более, что основные белорусские раскольники среди православных базируется за пределами страны и являются абсолютно маргинальными.

Тем не менее, тезис о необходимости «избавления православия в Беларуси от власти Москвы» был впервые поднят вскоре после победы так называемого Евромайдана в соседней Украине, в декабре 2014-го на собрании духовенства Минской митрополии, хотя позднее информация об этом была опровергнута. Против идеи автокефалии тогда решительно выступил и продолжает придерживаться своей позиции глава Белорусской Православной Церкви митрополит Павел.

Однако, было бы глупо отрицать, что идея автокефалии имеет поддержку среди прозападной оппозиции страны и небольшой части белорусского духовенства. И не стоит удивляться тому, что с началом религиозного «брожения» на Украине, именно Запад начал попытки внести раскол в Белорусскую Православную Церковь, стремясь обострить ситуацию и муссируя тему о независимости Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. В частности, известное решение Константинопольского патриархата об отзыве решения 1686 года о передаче Москве прав на управление Киевской митрополией преподносится как автоматический вывод и Белорусской Православной Церкви из-под юрисдикции Московского патриархата.

Польские и украинские СМИ, а также соответствующие ресурсы интернета заполнены жалобами проповедников потенциальной новой автокефалии на зависимость Белорусской Православной Церкви от Москвы, «деструктивную роль московских попов» в поддержании «имперских устремлений России», лживых утверждениях о готовности многих иерархов Белорусской Церкви к получению и принятию конфессиональной независимости.

ЧЬИ ЭТО УШИ ТОРЧАТ «ИЗ-ЗА БУГРА»?

Немалую роль в реализации этих планов и проведении подобных провокаций играют, как всегда «друзья демократии» из заокеанского госдепартамента. В частности, помощник госсекретаря США по делам Европы Аарон Уэсс Митчелл, названный родителями в честь первого еврейского первосвященника. Еще при его назначении в 2017-м многие аналитики прогнозировали, что одним из направлений его деятельности станет дестабилизация в Беларуси и поддержка нынешних режимов в Грузии и на Украине. И действительно, свой первый визит он совершил в Киев, нынешней весной посетил Грузию, а в сентябре 2018-го принимал в Вашингтоне украинского патриарха-самозванца Филарета (Денисенко), после чего процесс предоставления непризнанной каноническими конфессиями раскольничьей украинской церкви значительно ускорился. Кстати говоря, неоконсерватор Митчелл и не скрывает, что в идеале рассматривает Беларусь, наряду с Украиной, «бастионами, защищающими от российского неоимпериализма». В переводе с выспренного дипломатического на обычный язык — то ли нечто средним между щитом и прокладкой между Россией и Европой, то ли и тем, и другим одновременно.

Характерно, что, как и на Украине, одной из главной проблем, с которой американцы столкнулись в Беларуси, стал дефицит местных кадров. То есть кадры вроде есть, но при ближайшем рассмотрении все они оказываются какой-то «второй свежести» и «благоухают» отнюдь не ладаном. Первоначально заокеанские стратеги хотели использовать главу так называемой «Белорусской автокефальной православной церкви» — «митрополита» Святослава (в миру – Вячеслава Логина), уроженца украинского Чернигова. Однако эта персона, служащая в кафедральном соборе святого Кирилла Туровского, мало того, что не пользуется в Беларуси никаким авторитетом, так еще и человеком, во всем подражающим самозванцу Филарету, естественным сторонником которого он и является, поскольку открыто выступает за получение Белорусской Церковью томоса об автокефалии от Варфоломея. Что и немудрено, если учесть, что именно к УПЦ КП первоначально присоединился Логин. Понятно, что ни один из иерархов Белорусской Православной Церкви, уважающий себя и своих прихожан, никогда не пойдет на союз с Логиным, обучавшимся на теологическом факультете Манитобского университета Канады, но, похоже, так и не сумевшим закончить его.

Попытались использовать в этих целях и минского священника Александра Шрамко, отстраненного от служения за пост в социальной сети «Фейсбук», в котором он раскритиковал визит патриарха Кирилла в Минск в октябре сего года. Для Шрамко это было далеко не первое наказание. Он и ранее «наезжал» не только на Московский патриархат, но и на президента Белоруссии Александра Лукашенко. А теперь ему спешно «клепают» имидж «жертвы РПЦ» и символа церковной борьбы за независимость Белорусской Православной Церкви от Москвы. Немалую долю внимания в нападках на Белорусскую Православную Церковь по-прежнему занимает митрополит Павел, которого прозападные активисты призывают Лукашенко поменять на епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина (в миру – Виталия Тупеко).

ЦЕРКОВЬ КАК ТАРАН

Понятно, что на самом деле и оппозиция, и ее американские и европейские кураторы желали бы «поменять» Александра Лукашенко на кого-то, более их устраивающего, для создания еще одного антироссийского бастиона, но на выборах у них нет никаких шансов, а для устройства «майдана» по украинскому сценарию белорусская оппозиция не подходит. В таких условиях курс на раскол белорусского православия остается единственно возможным для реализации сценария с целью дестабилизации Беларуси. В Белорусской Православной Церкви не видят причин для обращения за томосом к Варфоломею и получения от него автокефалии. Сама Церковь заслуженно пользуется авторитетом у верующих. Не зря Лукашенко в свое время (на Рождество 2008 года) назвал Белорусскую Православную Церковь «главным идеологом страны», хотя сама Церковь отрицает какую-либо причастность к идеологии. Но совершенно точно, что в наше время политика и конфессиональные вопросы, как и межконфессиональное общение, не в последнюю очередь, благодаря усилиям «партнеров» с Запада, оказались переплетены между собой, и многое в будущем Белорусской Православной Церкви (и не только ее, но и самой Республики Беларусь) будет зависеть не только от отношений Минска с Москвой, но и от деструктивных усилий Запада на белорусском направлении.

Сергей Стрельцов
Комсомольская правда
19 ноября 2018

Заметки на полях

  • Совершенно согласна с Сергеем Стрельцовым. Действительно, тревожные звоночки всё чаще слышны. К примеру, ходят молодые люди по храмам и возмущаются по поводу того, что невозможно окрестить ребёнка в православном храме без «мзды», почему не на белорусском языке проводятся богослужения и т.п. Я уже не говорю о многих других фактах. А доверять «комсомолкам» и обсуждениям в соцсетях инакомыслия стоит ли?

  • Валентина, это по каким конкретно храмам ходят молодые люди? По тем, что недалёко от Зыбицкой? Уверена, что они только там и околачиваются и дальше свечного киоска не идут. Отправляйте их к батюшкам, которые могут кратко и доходчиво ответить на их претензии. А данные ОБС тоже сомнительный источник информации.

  • Алла, я имела в виду участившийся провокационный характер развязываемых дискуссий под самыми разными предлогами и по всевозможным поводам. Данные эти не из источника ОБС, а, что называется, изнутри. Я работаю в отдалённом от центра города храме, и по характеру вопросов, претензий, вызовов ясно, что это не просто случайно оказавшиеся в храме молодые люди. Цель и программа легко угадываемы. Примеров очень много, но это уже политика, куда я поостерегусь соваться. Простите, От дальнейших объяснений воздержусь, но в данном случае не смогла, поскольку предостережения в вышеприведённой статье имеют самый объективный характер.

  • Статья хорошая, и мой муж (священник) её одобрил. Только в некоторых моментах немного сгущены краски. Например, написано, что митрополит Павел выступил категорически против автокефалии. Это неверно. Мой муж был на этом собрании Минской митрополии и сказал, что против автокефалии проголосовала большая часть присутствующего там духовенства, а митрополит, наоборот, очень грамотно и корректно объяснил, что это такое и какие от этого могут быть последствия, но категорически не выступал против и не предлагал никаких готовых решений.

  • А вот насчёт того, что «Комсомолка» пожелтела, Вы, Алла, совершенно правы. С ней это случилось ещё в девяностые годы, когда она вынуждена была думать, как выжить, и многие её материалы опустились до уровня «жёлтой прессы». Поэтому, прежде чем опубликовать эту статью, советовались с надёжными знакомыми из Минска, которые знают церковную жизнь изнутри. И ссылку на неё нам прислали тоже из церковных источников (а это означает, что к автору статьи, по крайней мере, прислушиваются).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.