Ты принимаешь Чашу [спасения] с виду из рук человеческих. Что тебе за дело, праведно ли поступают эти человеки или беззаконно? Твое дело – поступить праведно, по обязанности последователя Иисусова: с благодарением Богу, с живой верой принять Чашу и мужественно до дна выпить ее.
Принимая Чашу из рук человеческих, вспомни, что она – Чаша не только Невинного, но и Всесвятого. Вспомнив это, повтори о себе и о подобных тебе страдальцах-грешниках слова блаженного и благоразумного грешника, которые он произнес, будучи распят одесную распятого Богочеловека: мы… достойное по делам нашим приняли… Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23: 41–42).
Потом, обратясь к людям, скажи им (если ж они не в состоянии понять и принять слов твоих, то, не пометая честных жемчужин смирения под ноги не могущих оценить их, скажи мыслью и сердцем): «Благословенны вы, орудия правды и милости Божией, благословенны от ныне и до века!»
Этим только исполнишь заповедь Евангелия, которая говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5: 44).
Помолись о них Господу, чтобы за нанесенные тебе оскорбления и обиды было воздано им временными и вечными наградами, чтобы совершенное над тобой было вменено совершавшим на суде Христовом в добродетель.
Хотя бы сердце твое и не хотело поступать так, принуждай его, потому что одни насилующие свое сердце к исполнению евангельских заповедей могут наследовать небо (см. Мф. 11: 12).
Если не хочешь так поступать, то не хочешь быть последователем Господа Иисуса Христа. Тщательно вникни в себя и осмотрись: не нашел ли ты другого учителя, не подчинился ли ему? Учитель ненависти – диавол.
* * *
Господь завещал любовь к врагам и для стяжания этой любви повелел благословлять клянущих, творить добро ненавидящим и молиться за причиняющих напасти, за подвергающих изгнаниям (см. Мф. 5: 44). Любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. В таком сердце вовсе нет места для зла, и оно уподобляется благостью своей всеблагому Богу. К этому изящному нравственному состоянию апостол приглашает христиан, когда говорит: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3: 12–13). Совершенной любовью к ближним доставляется усыновление Богу (см. Мф. 5: 45), то есть благодать Святого Духа привлекается в сердце, и изливается в него всесвятая любовь к Богу.
Сердце, зараженное злобой и неспособное к заповедуемой Евангелием любви к врагам, должно врачевать теми средствами, на которые указал Господь: должно молиться за врагов, отнюдь не осуждать их, не подвергать злоречию, говорить о них доброе, по силе благодетельствовать им. Этим действием погашают ненависть, когда она возгорится в сердце, содержат ее постоянно обузданной, значительно ослабляют ее. Но полное искоренение злобы совершается действием Божественной благодати.
* * *
Отвергни все оправдания, которые все неправильны, потому что противоборствуют заповеди Божией, постарайся непременно стяжать любовь к врагам, и доколе не возможешь взять этой твердыни, «укрепи брань», брань постоянную, повторяй приступы за приступами. То есть молись за тех, от которых терпишь напасти, и исполняй заповеданное Господом относительно врагов в конце 5-й главы Евангелия от Матфея, – получишь непременно исцеление!
Симфония по творениям cвятителя Игнатия (Брянчанинова)
Сайт «Ветрово»
Давно думаю об этой заповеди. Как можно любить врагов и молиться за них, если их просто нет? ( Здесь же имеются в виду враги личные). Ну нет у меня врагов! И никто мне никакого зла не делает!
Митрополит Филарет Московский и Коломенский:
«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества,любите враги ваша» («любите враги ваша» —
это о личных врагах ваших)