28 ноября начинается Рождественский пост
Путь ко спасению происходит через христианскую добродетельную жизнь. Он имеет важное значение в жизни христианина. «Пост — начало христианства: без поста нет христианства. Такое начало положил Христос, постившись сорок дней и сорок ночей. Итак, если хочешь быть истинным христианином — постись, постись во все посты и во все среды и пятки и другие постные дни. Постом умерщвляется плоть со страстями и похотями, а невоздержанием оживает и усиливается и часто разрушает христианство в человеке: богом делается чрево»[1].
В настоящее время можно встретить людей, которые мало придают значения пользе поста и всю его важность видят только в перемене пищи, а не воздержании от греховных привычек. «Без поста невозможно спастись: пост существенно необходим для христианина. Некоторые из православных христиан совсем не постятся, и делают очень худо. Извинения их: лучше немного, но приятно и здорово. Если ты нездоров, ешь скромное: Церковь не запрещает, — но от чего твое нездоровье? Не от излишества ли? Если от того, то врач предпишет тебе диету, не только Церковь. А если здоров, то должен поститься: пост, отнимая животную пищу и излишество в ней, весьма благоприятен здоровью»[2].
Христианину необходима борьба со своей плотью, чтобы подчинить ее духу и через это жить добродетельной и духовной жизнью. Как одно из необходимых средств для борьбы с грехом, с невидимыми врагами нашего спасения Святая Церковь установила пост.
«Господь показал нам Сам пример поста, Сам постился сорок дней и сорок ночей, ничего не вкушая, и только в конце взалкал, как человек. Это значит, что пост необходим и для нас, он есть драгоценный дар Спасителя нашего, драгоценный для всех, ищущих спасения, как умерщвление наших страстей»[3].
«Поститесь же так, чтобы иметь в виду пример Самого Иисуса Христа, постившегося нашего ради спасения четыредесять дней; поститесь именно для того, чтобы иссушить или по крайней мере уменьшить нечистые потоки греха во плоти, которую доселе прилежно питали и утучняли и чрез то подавали ей силу больше и больше удалять от Бога ваше сердце»[4].
Пост — это время особенно напряженной духовной борьбы, время усиленных подвигов, в которое христианин, постясь, стоит как бы на посту, заботясь о своей душе, укрепляя свою веру, воздерживаясь в употреблении пищи от греховных влечений, утверждаясь в добродетели. Пост скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно немного пищи и пития и что вообще мы едим и пьем гораздо более, чем того требует наша плоть.
«Всякое излишество в пище и питии сопровождается расслаблением души и нравственным упадком ее сил, охлаждением к Богу, к молитве, ко всякому доброму делу, упадком любви к ближнему, лишением кротости, смирения, сочувствия к людям, жестокосердием, грубым отношением к бедным, склонностью ко сну, к блуду и т. д.»[5]
«Чревоугодие есть отпадение от Христа, как и сребролюбие, и гордость, и злоба, и зависть, и прочие страсти. Сердце постника тонко, нежно, духовно и удобно хранит веру и любовь к Богу и ближнему, мужественно борется с искушениями и побеждает их легко, а сердце чревоугодника грубо, жестоко, плотяно и не может хранить в себе веры и любви и бороться с искушениями»[6].
«Воздержники всегда бодры, здоровы, легки, острозрительны, потому что не обременены, не подавлены, не отуманены многоядением и многопитием; от них нет зловония, которое в изобилии у невоздержных и употребляющих пищу животную. От излишества невоздержные часто непомерно толстеют и бывают сами себе в тягость; с воздержными этого не бывает, да и не из чего быть им толстыми, не из чего вырасти толстому и широкому телу, образоваться такому излишнему запасу мяса, крови, соков и всякой всячины, потому что употребляют они пищу и питие всегда в меру, сообразно настоятельной потребности, а не по прихоти»[7].
Пост хорошо показывает и обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти. «Всякое излишество в пище и питье усиливает чрезвычайно страсти плотские, как пост ослабляет и совсем искореняет их. Чрез излишество в пище и питье увеличивается сила, власть врага над нами, оставляет благодать. Духа Святого не имеем — дух материальный пребывает»[8]. «Чем больше поблажаешь плоти своей, угождая ей, тем больше она воюет, беспокоит, мучит, умерщвляет дух, тем более укрепляется против тебя, и потому необходимо всякую минуту обуздывать, умерщвлять, смирять ее постом, трудом, бдением, молитвою»[9].
Пост показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения. Пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, служили.
«Кто отвергает пост, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно через невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях.
Кто отвергает пост, тот отнимает у себя и у других оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и греховной плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями»[10].
«О, как страшно для забавы употреблять пищу и питие, пресыщаться и упиваться! Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия. Сытое сердце отвращается от Господа и делается, как камень, твердо и бесчувственно»[11].
«Пост в среду и пятницу — удивляюсь мудрости святой матери Церкви — в высшей степени полезен и необходим для нас как по отношению к душе, так и по отношению к телу. По отношению к душе: облегчая наше тело от бремени питательной скромной пищи — которая, и в малом количестве принятая, имеет для духовного человека большую разницу от постной, ибо одебеляет сердце, — пост в среду и пятницу облегчает, уясняет и ободряет нашу душу, делает для нее более доступными святые помыслы о Боге, о спасении души, о смерти и вечности, о тленности всего земного, вообще располагает к духовным занятиям. По отношению к телу: пост в среду и пятницу делает два раза облегчение для живота от скромной, более трудноваримой и питательной, чем постная пища, и таким образом живот сберегает свои силы понемногу на будущее время»[12].
Пост сам по себе является только лишь средством и пособием к приобретению добродетельной чистоты и целомудрия. Время поста нам дано для того, чтобы мы покаялись, очистились от грехов. «Для чего нам дан пост? Для того, чтобы мы имели возможность и время покаяться, исправиться, понять всю мерзость и нелепость греха и постичь всю сладость веры и добродетелей»[13] «Господь истинно постящихся очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с диаволом, поучает всякой добродетели и ведет к совершенству, к нетлению и вечному блаженству»[14]. «Для чего дано время поста? Для очищения душ и тел, к воздержанию страстей, к надежде воскресения; для духовного делания, для осуществления в жизни и делах Евангелия Христова, для собрания духовных плодов, чтобы было с чем явиться к Владыке Жизни»[15]. «Пост необходим для ясности мыслей, для чистоты и живости чувства, для господства духа над плотию, или для господства воли Божией в нас над волею плоти и помышлений»[16].
«Поститесь с тем, чтобы ослабить грех во плоти, поститесь вместе и телесно и духовно, удаляя от себя всякую неправду, — и вы положите путь к соединению с Богом, ибо Бог не может пребывать в сердцах тех людей, которые усердно служат плоти»[17].
Пост является основанием нравственной христианской жизни потому, что от него как из корня произрастают все добродетели. Те бесчисленные блага, которые доставляет пост, еще раз убедительно говорят, что он необходим в жизни каждого христианина. Если бы все люди соблюдали пост, то какие внешние благодеяния совершались бы тогда на земле! Очень труден и сложен путь совершенствования через соблюдение поста, но этот путь является великим и необходимым подвигом для всякого христианина, желающего быть с Богом и в Боге.
Из материала иеродиакона Питирима (Ануфриева) «„Душа — дыхание Божие“: Иоанн Кронштадтский о надежде, посте и молитве»
Московская Сретенская духовная семинария
[1] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 196. ↩
[2] Там же. С. 139. ↩
[3] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 205. ↩
[4] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 4. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 150. ↩
[5] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 368. ↩
[6] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 136. ↩
[7] Там же. С. 138-139. ↩
[8] Там же. С. 465. ↩
[9] Там же. С. 234-235. ↩
[10] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о покаянии и святом причащении. — СПб.: Мир, 2004. — С. 44. ↩
[11] Там же. С. 49. ↩
[12] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 4. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 502. ↩
[13] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 210. ↩
[14] Там же. С. 205. ↩
[15] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 55. ↩
[16] Там же. С. 280. ↩
[17] Там же. ↩
Поздравляю всех с постом приятным!
СпасиБог! С началом Рождественского поста!