col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Елена Смольская. Песнопения Праздника Преображения

image

Преображение Господне — многогранный алмаз и радостный Праздник, отражающий тайну Троицы, тайну Божественного света и Крестных Страданий Христа, Его Второго Пришествия, прообраз Воскресения и спасения нас грешных.

Радостный Праздник, потому что, по слову святителя Андрея Критского, «празднуем мы обожествление нашей природы»[1], хотя его песнопения пронизаны связью тайны Преображения с укреплением апостолов в вере перед предстоящими Крестными Страданиями Христа. И все же это прорыв: глаз человека, пусть и с трудом, впервые увидел «сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго благолепия»[2], впервые была явлена обожествленная человеческая природа. Подлинная красота человеческого образа — «началообразная доброта зрака»[3]. Преподобный Косьма Маиумский в третьей песни канона говорит, что Христос обновил очерневшее естество Адама, но как? Во всего Адама облекшись, просветил и обожил, изменив Свой облик и явив «Нового Адама»[4].

Древние философии видели в теле источник зла, нечистоты и тления. Еще со времен Моисея мертвое тело напоминало о первородном грехе и его смертных последствиях. И вот радостная весть о Воскресении и душ, и тел наших — всего человека. За смертью будет Воскресение, за тлением — Преображение[5]. На горе Фавор Христос показал нам прославленное человеческое тело в Своем Царствии. И мы поклоняемся нетленным просиявшим мощам Святых угодников, почитая их как храм Святого Духа, как источник неиссякаемой Божественной благодати, даруемый нам, христианам, и укрепляющий нашу веру. Какой радостный конец и новое светлое начало ждет «богов по благодати». Вот она, цель жизни, вот вектор человеческого стремления, вот жизнь бесконечная. Господь преобразит истрепанные временем, истлевшие, израненные болезнями и страданиями кожаные ризы в светлые блестящие одежды, отражающие внутреннее совершенство их обладателей. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43), таковыми станут насельники Царства Божия, боги по благодати — святые люди.

Главное, что сам человек вновь получит возможность соединиться с Богом, «поелику тогда образы уже уступят место истине»[6]. Так говорит святитель Андрей Критский о нашем сегодняшнем немощном видении лишь образов, а не истины, и так, поднявшись со Христом на высокую гору и получив награду за свои добродетели, мы сможем увидеть истину, просияв лучами Божественного света. Глаза человека тварны, потому и слепы касательно Божественного света, и не в силах узреть нетварный свет, не просияв прежде его лучами и не преобразившись[7].

Основное песнопение Праздника — тропарь, кратко выражающий сущность события — явление Божественной славы Христа, но, по Его человеколюбию, лишь в той силе, которую могли вместить в себя лучшие Его ученики, чтобы не повредить их телесные очи и открыть их очи душевные: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе».

Кондак, как и тропарь, объясняет сущность Праздника, однако в паре с икосом звучит более закончено. Продолжая мысль тропаря о видении апостолами Божественной славы Христа, кондак добавляет — «перед Его Распятием», чтобы уяснили апостолы истину о вольном страдании Христа и донесли её до мира, сами ничуть в том не колеблясь. Икос призывает нас оставить, как ученики Христа, все свои тянущие душу к земле помыслы, бежать вслед за апостолами на высоту Божественного восхождения и, вместе с ними поднявшись на Фаворскую гору, увидеть славу Бога нашего и услышать глас Его: «На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

В Праздник Преображения Господня поется одна из катавасий «Крест начерта Моисей» (ирмосы канона на Воздвижение Креста), указывая на связь между Преображением Господним и Крестом Христовым, прославляемым в Праздник Воздвижения. Преображение, связанное с ожиданием Крестных Страданий, празднуется за сорок дней до Крестовоздвижения[8], образуя особый осенний цикл, иногда называемый явлением Триоди в рамках месяцеслова, так как на Праздник Воздвижение Креста Господня мы снова погружаемся в тематику Постной триоди (чтение Евангелия про события Великой Пятницы). В катавасии «Крест начерта Моисей» говорится о действии Моисея: начертании креста, рассечении Красного моря жезлом и, тем самым, спасении Израиля как о прообразе Креста Христова — непобедимого орудия для спасения всех людей.

Паремии Праздника рассказывают о пророках — Боговидцах Моисее и Илии, которые разговаривали с Богом, ощущали Его присутствие, но так и не увиделись с Ним лицом к лицу. Во время Преображения Господня пророки Моисей и Илия (уже к тому времени окончившие свою земную жизнь) встречаются лицом к лицу с Иисусом Христом — Богом, а апостолы удостаиваются откровения Святой Троицы — видения Славы Божией и слышания свидетельства Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9:7), указывающего на Новый Завет в Иисусе Христе.

Преподобный Косьма Маиумский в стихирах на «Господи воззвах» особенно указывает на тайну Преображения как на событие, предваряющее Голгофу: «Прежде Креста Твоего, Господи» — пишет Косьма[9]. Голгофа будет немного позже, но сейчас Пётр, Иаков и Иоанн «очами человеческими видят невиданное – тело смертное, сияющее Божественным светом, и слышат неслыханное — глас Отца Небесного» [10]. Далее, продолжает Косьма, Преображением явил Господь человеколюбие и власть, «показати хотя воскресения светлость»[11]. Никто не видел тайну Воскресения, однако можно предположить, что светлость Воскресения будет отчасти такой же, как и свет на Фаворе, но многим ярче, ведь Господь проявил Свою Божественную природу: «мало сокрыв плоти восприятие»[12].

Также и в следующей стихире Анатолия на «Господи воззвах» гимнограф[13] говорит о Преображении как о прообразе Воскресения Господня, и о том, что преобразится тогда весь наш земной мир: «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже, / тогда поят три Твоя ученики, / Петра, и Иакова, и Иоанна, / на Фавор возшел еси. / Тебе же, Спасе, преобразующуся, / Фаворская гора Светом покрывашеся, / ученицы Твои, Слове, / повергоша себе долу на земли, / не терпяще зрети невидимаго зрака, / Ангели служаху страхом и трепетом, / небеса убояшася, / земля вострепета, / видяще на земли славы Господа»[14] . В конце стихиры описаны страх видения славы Божией не только у учеников, но и у Ангелов, служащих со страхом, и содрогнувшиеся небеса, и вострепетавшая земля — весь тварный мир, озаренный Божественным светом, подвергся изменению. Что-то в момент явления Божественной Славы случилось с учениками, Ангелами, небесами и землей.

И здесь хочется выразить глубокий смысл традиционного освящения плодов в Церкви. В августе собирается первый урожай и, с одной стороны, освящение плодов — это начатки трудов, приносимые Богу. Но с другой — более глубокой стороны — это преображение всего тварного мира через преображение человека. Святостью жизни человек собирает воедино разделенное на части. «И наконец — о удивительное человеколюбие Божие! — он любовью соединяет тварную природу с нетварной, являя их как единое и одно, благодаря усвоенному состоянию благодати, которого он достиг» (преп. Максим Исповедник). Только человек, по замыслу Бога, мог привести мир к единству, тварь ко Творцу. Принося плоды для освящения в Церковь, мы образно являем себя посредниками между Творцом и земной тварью и молим Господа: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, Слава Тебе!

Елена Смольская
Сайт «Ветрово»
18 августа 2019

[1] Святитель Андрей Критский. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-preobrazhenie-gospoda-nashego-iisusa-khrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.)

[2] Минея праздничная. Преображение, утреня, «Слава, и ныне», глас 8 на седален по полиелеи. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr03.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.)

[3] Там же. Великая вечерня, стихиры на стиховне, глас 1.

[4] Там же. На утрени, канон первый – св. Космы Маиумского, песнь 3, ирмос.

[5] Архимандрит Киприан (Керн) «Взгляните на лилии полевые…», Вечная память (Суббота). [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/vzgljanite-na-lilii-polevye/#0_12 (Дата обращения: 15.08.2019.)

[6] Святитель Андрей Критский. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-preobrazhenie-gospoda-nashego-iisusa-khrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.)

[7] Иерофей (Влахос), митр. Навпакта и Святого Власия. Господские праздники. Преображение. Симферополь, 2002. С.45.

[8] Красовицкая М.С. Литургика. Великие праздники месяцеслова. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/liturgika-krasovitskaja/11 (Дата обращения: 15.08.2019.)

[9] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на Господи, воззвах, глас 4. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.)

[10] Св. Иоанн Дамаскин «Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа». [Электронный ресурс].– URL https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/slovo_na_preslavnoe_Preobragenie_Gospoda_nashego_Iisusa_Hrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.)

[11] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на Господи, воззвах, глас 4. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.)

[12] Там же. Стихиры на литии, глас 2.

[13] Многие считают, что автором стихиры является Анатолий, игумен студийский IX в., или патриарх Константинопольский V в., или ученик Феодора Студита Анатолий Студитский VIII в., есть даже предположение, что автор - Георгий Анатолийский. Но, как говорит профессор Скабалланович М.Н., греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: “Анатолиевы”; это по-гречески было бы Άνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы по¬этому читать эти стихиры, как «восточные», как это де¬лается в некоторых редакциях богослужебных книг. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/stixira (Дата обращения: 15.08.2019.)

[14] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на «Господи воззвах», глас 6. Анатолия. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок