col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Димитрий Смирнов. Об исцелении десяти прокаженных

Идя в Иерусалим, <Господь> проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17:11-14). Ситуация, кроме мгновенного исцеления, тривиальная. В те времена проказа никаким образом не лечилась, те, кто заболел этой заразной болезнью, изгонялись из селений, городов, и всегда находились далеко от людей, на расстоянии брошенного камня. Если кто из прокажённых подходил поближе, камни летели в этого человека, напоминая ему о том, что он прокажённый и может быть заразным для здоровых людей. Прокажённые отбегали и питались тем, что им люди по милосердию своему из еды оставляли. Они жили кучками, часто дрались из-за еды, ещё не были просвещены светом Евангелия, врачей не было в те времена, кроме шарлатанов. Сейчас, кроме шарлатанов, есть врачи, поэтому надежда на помощь есть, а тогда никакой надежды не было. И, как всегда, самым честным сословием было священство. И такой был порядок, что если кто-то из прокажённых по какой-то причине вдруг оказывался исцеленным, то он приходил к священнику, священник на некотором расстоянии его осматривал (тот раздевался донага), и если видел, что следов проказы нет, он выдавал ему справку, что этот человек здоров. И с этого момента он мог жить среди людей. Сначала где-то на окраине, но потом, если рецидивов не было, он никого не заразил, то уже на полном основании со всеми.

Господь им говорит: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14), чтобы им получить от священников справку. Опять же, практически единственное грамотное сословие, как и в России до ХVII века, только духовенство. Даже дворяне совсем не все владели грамотой, больше для жизни требовалось владеть копьём, мечом, щитом, ну и конечно, лошадью – это было важнее для жизни и для её обеспечения.

И вот эти все десять человек очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк. 17:15) – ну, уже привык громко говорить, потому что, чтобы его услышали, необходимо было докричаться до людей. И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17:16) – это подчёркивается. Нам уже в ХХI веке какая разница, кто ты: татарин или удмурт? А в те времена это было важно, гораздо больше, чем сейчас. Почему? А потому, что каждый народ исповедует какую-то свою веру. Так вот, вера самарян была такова, что иудеи с ними вообще не общались. И единственное, что объединяло этого прокажённого самарянина с другими людьми, которые находились с ним в общении, это проказа. Очень символичное такое состояние. Я однажды тоже его наблюдал, находясь в больнице рядом с очень тяжёлыми больными разных национальностей, разной степени телесных потерь, разных объёмов страданий, которые они претерпели, разного цвета кожи – от самого чёрного, как антрацит, до самого белого, когда и брови, и ресницы абсолютно белые. Совершенно разные люди. И что их объединяло? Их объединяла только болезнь. Я наблюдал, как они прекрасно друг к другу относятся, всем делятся. Многие в больницу приезжают уже и третий, и четвёртый раз, пребывают там по полгода. Я был самый лёгкий – ходячий, а это вообще редкость там была. Но я обратил внимание, как общее несчастье, страдание само по себе делает людей христианами. Это не только я заметил. Ещё в древности святые отцы, особенно в монастырях, на вопрос: «Как живёшь?» зачастую отвечали: «Слава Богу, болею». Это говорит о том, что Господь не забыл человека, а заботится о его спасении, потому что то, что начинает понимать человек, который тяжело и долго страдает, он получает даром. Он об этом не молился, он об этом книги не читал, он не старался ездить узнавать. Тот путь, который здоровый человек может проходить десятилетиями, больной проходит за период своей болезни. И мы видим, что очень многие люди, о которых рассказывает Евангелие, благодаря своей болезни стали учениками Христовыми. Всем от начала до конца, и даже общением со Христом, они обязаны болезни, в частности эти прокажённые. Это страшная болезнь, когда человек заживо гниёт и постепенно погибает, от него целые куски отваливаются. Просто невыносимые страдания. Не говоря уж о том, что человеку трудно жить таким изгоем. С одной стороны, он понимает, что люди не хотят быть прокажёнными, поэтому кидают в него камни, а с другой стороны встаёт у каждого вопрос – у каждого больного – «за что мне это?». Вопрос, конечно, совершенно нелепый, потому что это не «за что», а «почему». Вот на вопрос «почему» ответ очень простой: потому что Господь хочет тебя спасти. Для тебя бегать, прыгать, ездить на велосипеде – это важно, а для Бога это неважно. Чемпион мира ты по велосипеду или по лыжам, или просто грибник – это не играет для Бога никакой роли. Для Бога важно только одно – в каком состоянии твоя душа? А когда ты болен, ты и более добр к другим больным, тебе прям само это даётся, потому что ты лучше понимаешь. Я вот с тех пор, как там полежал – недолго полежал, два месяца – очень многое понял, мне это в жизни до сих пор пригождается. И то малое, что я испытал, мне дало возможность лучше понимать больных, потому что, когда ты здоров, это понимание всегда даётся труднее. Недаром поётся а антифоне: От юности моея мнози борют мя страсти. Когда человек молод, здоров, он нахален, горделив, у него всякие суждения, а если ему по морде дать хорошо, он уже кроткий такой становится, «дяденька, прости», совершенно другой человек. А всего-то что? По морде дали. А уж когда заболел, ещё серьёзней. Ну какая гордыня, если ты уже больной человек, и причём очень серьёзно: надежд на полное исцеление вообще нет, а есть только возможность несколько улучшить твою жизнь. И за это спасибо, люди готовы годами лежать в больнице, чтобы каким-то образом на сколько-то процентов улучшить возможность своего бытия.

И вот эти прокажённые больные общались и с самарянами, и с язычниками, для них это уже было неважно. И поэтому по милости Божией евангелист подчёркивает это: один из них был самарянин. А каждый правоверный иудей обходил Самарию, когда шёл на праздник Пасхи или Пятидесятницы, а некоторые приходили на Пасху и оставались до Пятидесятницы, а заодно какой-нибудь свой гешефтик делали небольшой. Делали многокилометровый крюк, чтоб только не встретиться с самарянином. Это была духовная проказа. А Господь этим пренебрёг, потому что Он увидел, что они достаточно настрадались, и Он не стал вот этого исцелять, а эти пусть ещё поболеют. Господь Сам избирает, кому выздоравливать, а кому от такой же болезни помирать. Он Сам лучше знает, кому жить, кому ещё болеть, а кому уже умирать. Он этим управляет по одному Ему известным законам. Но мы знаем из опыта церковного, что Он всегда благословляет человеку либо болезнь, либо смерть исходя из состояния его души. И забирает душу человека тогда, когда тот наибольшим образом готов к спасению этой своей бессмертной души, которую дал ему Бог.

Все прокажённые, понятно, обрадовались, увидев, что они здоровы, все побежали за справками к священникам, те стали выдавать им эти справки. И после всего этого вернулся только один самарянин, может быть, из особенного чувства благодарности. Потому что кроме того, что он был прокажённым, он ещё был самарянин и от иудеев испытывал всё время презрение к его двойной прокажённости: и духовной, и телесной. Он пал ниц и благодарил Бога, он понял, что это исцеление не от человека, а от Бога. Он пал ниц – это говорит о том, что он во Христе признал Бога. Он кланялся не Человеку Иисусу Христу, а Божеству, Которое было во Христе нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно. Во Христе. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:17-19). Не исцеление тебя спасло, а то, что ты уверовал, что тебя исцелил Бог, и ты поклонился Мне как Богу. Спасение в том, что человек кланяется Иисусу Христу как Богу. В этом спасение.

Вот такой очень для нас поучительный эпизод евангельской истории, который рассказывает и показывает нам, что для Бога важно. Самое главное – это вера в Иисуса Христа как Бога. И чем для человека является болезнь, особенно тяжёлая? Всякое страдание приближает человека к Иисусу Христу, Который Сам страдалец. Тот Бог, в Которого веруют христиане — это Бог, Который страдал Сам, что для иудеев есть соблазн, а для еллинов безумие (см. 1 Кор. 1:23). Ну как это Бог может страдать? Им невдомёк главное: Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). А высшее проявление любви – в сострадании. Человек, который не знает со-страдания, когда он чужую боль переживает как свою, а в отдельных случаях даже больше, не может ещё пока быть христианином. А такие внешние вещи как национальность или не совсем правильное представление о вере – это уже дело десятое, этому всему можно научить, для этого существуют книги, для этого существуют учителя, для этого существуют школы, где можно научить истинной апостольской христианской вере. А вот сердце человека – тому научить нельзя, человек должен сам научиться. И, конечно, Господь этому всегда способствует через страдания. Потому что нельзя научиться со-страданию, если ты никогда не страдал, это исключено. Поэтому тот человек, который уклоняется от страданий или, допустим, своих детей всячески старается во что бы то ни стало от страданий уберечь, должен понимать, что он сам оберегается и своих детей уберегает от спасения. Вот тут есть такая антиномия. И нам нужно обязательно хорошо это понимать, потому что не бывает истинного благочестия без страдания. Если мы возьмём жизнь любого святого, начиная с основоположника Церкви Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, всех апостолов, они все были страдальцами, многие из них сидели в тюрьмах, и всегда невинно. Вот уж кто бы мог сказать: «Да за что это мне?!». Да не «за что», а «почему». Если представить, что алмаз живой, то, чтобы превратить его в бриллиант, ему нужно очень много пострадать, потому что необработанный алмаз – это такой серый камешек, правда, очень твёрдый. А чтобы он засиял всеми цветами, которые есть в солнце, отражая своими гранями, нужно его обрабатывать, а если он живой, то ему больно. Вот так и человек: чтобы войти в Царствие Божие, чтоб отражать Божественный свет, нужно из серого камешка стать бриллиантом, но так как люди живые, это довольно болезненно, и никакого другого пути нет. Поэтому Господь сказал своим ученикам: В мiре скорбны будете (Ин. 16:33). Сколько людей в Израиле в то время жили неплохо, всё у них было спокойно, благополучно, вполне терпимо, не болели, умерли в достаточной старости, в окружении родственников, деток, внуков-правнуков, всё хорошо. Что мы о них знаем? Ничего. А вот о десяти прокажённых мы знаем. Почему? Их страдания сделали их достойными упоминания в Священном Писании, и везде, где будет проповедано слово Божие, будут говорить и о десяти прокажённых. Потому что это важно. А такая безмятежная сытость – это совсем не важно, это больше для животных в зоопарке. Поэтому нам Господь очень важные для нашего спасения истины открывает через этот отрывок, который больше похож даже на притчу, настолько он ярок.

20 декабря 2015
Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    «Всякое страдание приближает человека к Иисусу Христу, Который Сам страдалец.» (отец Дмитрий)

    А как же те девять прокаженных? Они разве не страдали? Но приблизило ли их это ко Христу?

  • Нижний Новгород

    «Человек, который не знает со-страдания, когда он чужую боль переживает как свою, а в отдельных случаях даже больше, не может ещё пока быть христианином. А такие внешние вещи как национальность или не совсем правильное представление о вере – это уже дело десятое, этому всему можно научить…»

    А разве представление о вере и сама вера это разные вещи? К примеру, человек верит, но не в того Христа, о Котором учит Православие. А настоящего Христа знать не хочет. И как в этом случае считать: у этого человека нет правильного представления о вере или нет самой веры? Если же вера и представление о ней — одно и то же, то как можно считать это делом внешним или десятым? Ведь без веры, как учит Церковь, нет спасения даже тем, кто умеет сострадать.

  • Людмила Николаевна, наверное, можно иметь правильное представление о вере, быть образованным человеком, но не иметь сердца сокрушенна и смиренна. И этот самарянин, и самарянка у колодца, и мытарь (из притчи о мытаре и фарисее), и блудница, омывшая слезами ноги Спасителя, мне кажется, обладали именно этим свойством, хотя могли быть полными невеждами в вероучительных вопросах.

  • Нижний Новгород

    Да, пожалуй, это не одно и то же, Ольга Сергеевна: вера и представление о ней. Можно иметь правильные представления (книжные), а веры не иметь. Однако говорить о человеке, который считает лишним ходить в храм (да и само духовенство считает лишним звеном), который не принимает всю полноту учения Церкви… говорить о таком человеке, что он верующий, хотя бы он и считал себя таковым, тоже, наверное, нельзя.

  • Да, человек, «который считает лишним ходить в храм (да и само духовенство считает лишним звеном)», вряд ли имеет сердце сокрушенно и смиренно — он себя считает носителем истины. Другое дело — тот, кто в Храм не ходил и о вере, может быть, знал мало, а потом пришёл, встретил и сразу узнал Христа, потому что был как мытарь.

  • Санкт-Петербург

    Подумала, можно ли такую статью отослать болеющему страдающему человеку? Не воспримет ли он это как лицемерие или обозлиться..

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    «Знаем и это, что высшее проявление любви – в сострадании. Человек, который не знает со-страдания, когда он чужую боль переживает как свою, а в отдельных случаях даже больше, не может ещё пока быть христианином (сам по себе)». «Для Бога важно только одно — в каком состоянии твоя душа? А когда ты болен, ты и более добр к другим больным, тебе прям само это даётся, потому что ты лучше понимаешь». «Тот путь (для понимания других людей), который здоровый человек может проходить десятилетиями, больной проходит за период своей болезни». «Не исцеление тебя спасло, а то, что ты уверовал, что тебя исцелил Бог, и ты поклонился Мне (Господу) как Богу. Спасение в том, что человек кланяется Иисусу Христу как Богу. В этом спасение» (прот. Димитрий Смирнов).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок