Имя этого подвижника преподобный Иоанн Лествичник скрыл, сообщив только, что это был эконом некоей обители — второе лицо после игумена…
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мне хочется, возлюбленные братья и сестры, в сегодняшний день поведать вам о тайной духовной брани, которая совершается в жизни тех, кто продвигается по пути спасения. Все мы должны уразуметь эту тайну и по мере сил и возможностей неослабно идти к вечной жизни, где нет ни скорбей, ни печалей, ни воздыхания — ничего, что тяготит сердце человеческое.
Когда человек вступает на правый путь, то здесь он обязательно встречает не только мелкие неприятности, но и множество горьких скорбей. Но иначе нельзя. Как сказал Господь, «узок путь и немногие идут им». Конец этого узкого пути — вечное блаженство. А вот широкий путь, которым идут многие, как будто бы и не имеет ничего печального, но заканчивается бездной адовой, где людям приуготовлено множество скорбей и лишений, где вечный плач и скрежет зубовный.
Великие подвижники Христовой Церкви глубоко разумели эту истину. Они понимали, что в достижении Царства Божия, в восхождении по ступеням духовного совершенства обязательно должны быть скорби. Причем, скорби эти могут приходить как непосредственно от источника зла, т. е. от лукавого, от падшего ангела, так и от людей. Во всяком случае, любому подвижнику предлагался свободный выбор: либо испытывать удручение непосредственно от диавола (так поступали отшельники, пустынники, молчальники, столпники), либо от ближних своих (в миру или в общежительном монастыре). Подвижники благочестия, зная лукавство и ненависть врага, в большинстве своем предпочитали нести скорби, унижения, лишения, приходящие от людей. Избирая этот путь, они добровольно отсекали свою волю, умерщвляя в себе всякое проявление самолюбия, гордыни, тщеславия. И надо сказать, что, вступая на этот путь самоуничижения и самоотречения, они достигали высоких духовных совершенств. Об этом свидетельствовала та благодать, которая наполняла не только их душевный организм, но и телесный. Благодатная сила проявлялась и в те дни, когда они жили здесь, на земле, и тогда, когда их душа отделялась от тела.
Для того, чтобы воочию убедиться в этой истине, я приведу один замечательный пример из жизни подвижника Христовой Церкви.
Имя этого подвижника преподобный Иоанн Лествичник скрыл, сообщив только, что это был эконом некоей обители — второе лицо после игумена. И вот наш эконом был настолько совершенен в послушании, в отсечении своей воли, что не имел в своем сердце ни злобы, ни раздражения. Он был преисполнен кротости и глубочайшего смирения, никогда и ни на кого он не возвысил голоса, никогда никого не обидел. Когда эконом скончался, то по прошествии трех дней его погребли. Вскоре братия ощутила некое благоухание, исходящее из гроба почившего эконома. Тогда игумен повелел вскрыть гроб, чтобы удостовериться, действительно ли благоухание исходит от этого почившего подвижника. И когда сделали это, то все поразились необычайному явлению — из ног подвижника, эконома монастырского, источалось благоуханное миро. И тогда игумен сказал: «Вот, чада, смотрите, какое богатство благости Божественной излилось на этого подвижника послушания, подвизавшегося 59 лет! Вот видите, к чему привело его безропотное шествие в этом подвиге! Стопы его шли по ступеням заповедей Божиих, и свидетельством того, что он угодил Господу, является миро благоуханное, исходящее из его пречистых ног».
Действительно, в земной жизни этот эконом проявлял подвиги настолько необыкновенные, о каких нам и помыслить нельзя. Однажды игумен, желая как бы испытать его и в то же время показать братии глубину его смирения и кротости, не дал ему благословения на молитвенное правило. Тот, поклонившись игумену, пал ниц и остался в таком положении до утреннего часа. И только когда началось утреннее пение иноков, игумен сказал: «Восстань, авва, и прими благословение». Получив благословение, эконом приступил к выполнению возложенного на него послушания. Преподобный Иоанн Лествичник, воспользовавшись удобным моментом, спросил подвижника: «Скажи, что ты думал, когда лежал ниц пред игуменом монастыря?» И ответил эконом преподобному Иоанну:
«Поверь мне, авва, что я лежал и, ожидая благословения, успел прочитать наизусть всю псалтирь».
Видите, возлюбленные братья и сестры, как подвизались подвижники благочестия в смирении и кротости! К чему все это я говорю? Говорю к тому, чтобы мы стремились не к покою, а к духовной брани. Потому что стремление к покою, к освобождению себя от всякого рода скорбей и лишений расслабляет наш душевный организм. На пути спасения обязательно будут скорби — либо непосредственно от врага, либо от людей. Но поскольку лукавый слишком коварен и жесток — против него очень трудно бороться в одиночку, и если уж он начнет искушать нас лишениями и скорбями, то мы своими немощными силами навряд ли перенесем все это; поэтому лучше нам добровольно расположить свое сердце и свою волю к тому, чтобы переносить лишения от людей. И если мы так себя настроим, то обязательно преуспеем в совершенстве духовном, достигнем доброго навыка, который поможет нам утвердиться в добродетели перенесения оскорблений и уничижений.
Итак, вооружаясь добрыми примерами христианских подвижников благочестия и сознавая, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие», вступим смело на путь добровольного несения скорбей, и благодать Божия укрепит нас в этом добродела-нии и сподобит достигнуть духовного совершенства и вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
«Великие подвижники Христовой Церкви… понимали, что в достижении Царства Божия, в восхождении по ступеням духовного совершенства обязательно должны быть скорби».
Как раз сегодня Ирина Скорик во время литературно-музыкальной встречи, посвящённой поэзии отца Романа, рассказала, как во время одного концерта, когда она исполняла песнопение «Не знали лёгкого пути…», одна женщина, сидевшая в зале, постоянно чем-то возмущалась. Оказывается, её возмутили слова «Врачуй скорбями душу»: «Как скорби могут врачевать?..»
* * *
Не знали лёгкого пути
Достигшие спасенья.
Хоть что-то нужно понести
И нашему смиренью.
Не можешь плакать — помолись,
Не можешь петь — послушай,
Нет сил подвижничать — крепись,
Врачуй скорбями душу.
Саможаление страшит
Несносною обузой,
Но в Отчем Доме пристыдит
Нас невесомость груза.
Не обезсиливай, душа,
Дотерпим до Чертога.
Любая ноша хороша,
Когда она от Бога.
Иеромонах Роман
6 ноября 2003
Скит Ветрово
http://vetrovo.ru/ne-znali-legkogo-puti/
Наверное, то, как скорби могут врачевать, особенно трудно понять молодым, ещё не знавшим скорбей. В молодости хочется радоваться жизни и ожидать счастья, а не думать о скорби.
* * *
День скорби моея! День очищенья!
Ты поразил собой иные дни,
Оставив мне взывать в уединеньи –
Или́, Или́, лима́ савахфани́! *
Ты обнажил, наставниче суровый,
Ложь человечу, бренность бытия.
И на суде молчание Христово
Явил душе, день скорби моея!
иеромонах Роман
26 апреля 1991
г. Печоры
* Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27: 46).
Спасибо, хорошо сказано.
Вот и как понять, от Бога, или от собственного я, или все от Бога. Как надо терпеть и что от других людей? Нужно ли все терпеть? Или всё-таки отвечать на обвинения? Как быть в миру, когда ты руководитель? Больше вопросов, чем ответов…
Скорби даются нам для нашего очищения. А на оскорбления нужно просто не обращать внимания. Я это поняла, когда меня однажды в троллейбусе оскорбила кондуктор. Не помню уже чем, но я улыбнулась и перевела всё в шутку. И она рассмеялась, и мы уже разговаривали и обе смеялись. И не было никакой обиды, а было хорошо и легко.
И какая разница, кто ты — руководитель или простой рабочий. Надо стараться со всеми быть одинаковой. И жить станет легче.
Ответ на многие подобные вопросы я нашла для себя в простых словах 4 псалма: « Гневайтеся и не согрешайте…»
Это похоже, в некотором смысле, на отношение родителя к чаду. Иногда приходится и прогневаться (в воспитательных целях) , но не согрешать при этом злобой и ненавистью.
А о скорбях, принимаемых от человека, хорошо сказано в стихотворении отца Романа:
«Полынны воды поношенья,
Но омывают и целят».