Троекратное отречение Петра. Фреска (правая часть). Афон, монастырь Дионисиат. XVI в.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Хотя бы мне и надлежало умереть, я не отвергнусь от Тебя. Так заявил, возлюбленные братья и сестры, святой апостол Пётр Христу Спасителю на Тайной Вечери. Да, апостол Пётр был убежден в своей преданности Христу, в своей любви к Нему. Но посмотрим, что же случилось на деле.
Вот двор Анны и Каиафы. Здесь собрались первосвященники и старейшины иудейские, чтобы произвести суд над Христом. Во дворе находились и другие люди: прислужники, рабы. Было холодно, и они развели во дворе костры, греясь вокруг них.
Апостол Пётр также находился у костра. Здесь-то подошла к нему одна рабыня, всмотрелась в него и сказала: «И этот от них». Но Пётр ответил: «Нет, я не знаю Сего Человека». Прошел час. И снова некий служитель, обратив свой взор на апостола Петра, сказал, что он из учеников Христовых. Но апостол Пётр вновь с клятвою отвергся Христа. Через некоторое время третий человек стал настоятельно убеждать окружающих, что и Пётр был с Иисусом, что он галилеянин, что даже речь его обличает в этом. Устрашившись этих слов, апостол Пётр принялся еще более усердно клясться и божиться, что он не знает Сего Человека. И как только он произнес последнее свое отречение, запел петух. Христос Спаситель обратил Свой взор на апостола Петра, и вспомнил тот предсказание своего Божественного Учителя: Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И так ему стало тяжко от своего отречения, что он горько, горько заплакал и вышел со двора.
Да, возлюбленные братья и сестры, не устоял апостол Пётр в любви ко Христу. Но не ложно было и другое обетование Господа. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя,— говорил он Петру, прозирая его грядущее отречение.— И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». И, по слову Господа, после отречения вновь пришло обращение. После воскресения Христова, после того, как Дух Божественный сошел на апостолов, малодушие было устранено из сердца апостола Петра и он доказал свою любовь и верность Спасителю мученической кончиной, предав сам себя на распятие вверх ногами.
Почему же, возлюбленные братья и сестры, не устоял апостол Пётр в любви ко Христу? Произошло это потому, что любовь к Богу в то время у апостола Петра была еще плотская. Она еще не освятилась Божественной благодатью и не получила крепости от Божественной любви. А раз так — то и не было твердости в его решимости, в его намерении до конца шествовать за Христом на Голгофу. Да, любить Бога не просто, любить Его надо так, как заповедал нам Сам Господь Спаситель мира. Любовь к Богу тогда только бывает настоящей, когда она основана на смирении, когда человек устраняет из своего сердца плотскую воображаемую любовь.
В чем же выражается плотская любовь? Она выражается в необыкновенном самопроизводимом восторге. Человек напрягает в себе все свои силы к восторгу, возбуждает свою нервную систему, и при этом происходит вскипение крови, возникает необыкновенное воображение, пылкость. Пылкость и горячность крови и нервов — это и есть плотская любовь. Такая любовь не бывает угодной Богу, ибо она приносится на жертвенник гордости. Такая любовь не долговечна, она быстро исчезает. Поэтому, чтобы иметь постоянную духовную любовь, необходимо любить Бога смиренно, кротко и стремиться к достижению любви духовной, которая успокаивает нервную систему, охлаждает порывы крови нашей и дает внутреннее успокоение в смиренном и кротком духе. Вот какова должна быть Божественная, или духовная любовь.
Как же нам, возлюбленные братья и сестры, научиться такой любви? Научиться любить Бога можно при том условии, если мы будем в меру своих сил и возможностей исполнять все то, что заповедал нам Спаситель мира. И не только исполнять, но и внутри своего сердца возбуждать вражду ко всякому греху, удаляющему нас от любви Божией. Вот это и будет началом любви к Богу. Но только началом. Чтобы эта любовь утверждалась и крепла, необходимо постоянно следить за собой. И если когда-либо по немощи своей мы впадем в тот или иной грех, то быстро должны встать и принести искреннее слезное покаяние.
Для того чтобы сердце наше постоянно пребывало в любви, необходимо изучать в Евангелии ту волю Божию, которую открывает нам Спаситель мира, познавать, чего хочет от нас Господь, познавать Его благую и совершенную волю и исполнять ее до конца своей жизни. Только при постоянной верности Богу в нас сохраняется настоящая Божественная любовь. И если в какой-то момент нашей жизни мы нарушим эту верность, то тем самым нарушим и любовь к Богу· Прервется эта внутренняя взаимосвязь любви Божией и любви нашей.
Возлюбленные братья и сестры, любовь наша к Богу должна совершенствоваться изо дня в день. Она получает непосредственную связь с Богом, входит в единение с Ним и посредством этого единения получает утешение, просвещение, возвышение.
Но мы должны хорошо понимать, что в достижении или укреплении этой любви к Богу необходимо пройти известный путь испытания, путь борьбы — и прежде всего с самим собою. Почему? Потому что внутри нас находится ветхий человек, тлеющий в похотях своих. Потому что необходимо убить в себе этого ветхого человека — убить все греховное. А когда мы начнем это совершать, то, естественно, диавол, отец греха, восстанет на нас, чтобы защитить свое достояние, и тогда возникнет борьба. Нелегкая борьба.
К примеру, для того, чтобы обуздать наш язык, сколько же нужно силы, внимания, энергии! А разве легко победить в себе гордость, самолюбие, тщеславие, любовь к похвале или любой другой грех? Конечно, все это требует с нашей стороны немалых усилий, постоянной брани.
Но не только во внутренних искушениях проходит наш путь. Вспомните, каким испытаниям подвергся апостол Пётр от людей! Разве мы не испытываем подобного страха, когда некоторые люди приступают к нам с вопросами: «Ты веруешь во Христа? Ты христианин? Ты ходишь в Церковь?» А мы что отвечаем? Разве порой мы не допускаем малодушия? Разве не боимся подчас исповедовать Христа? Мы бываем жалкими в это время, не имея мужества заявить, что мы действительно христиане, чтущие заповеди Божий.
Итак, проверим самих себя, по-настоящему ли мы любим Бога? Не бывает ли так, что мы стараемся любить Бога от плотского своего мудрования? Возбуждаем свои нервы, горячимся даже в молитве и в посте. Да, это происходит в нашей жизни, особенно в начале нашего обращения к Богу, когда мы, возбужденные той или иной красотой Божественной, восхищаемся, возбуждаемся, готовы на любой подвиг: и чрезмерно поститься, и помногу молиться, и милостыню творить, и за ближними ухаживать. Все как будто бы нам легко! Но потом проходит этот порыв, и наступает период, когда мы остаемся один на один со своими естественными возможностями. И вот тут-то уже сил ни на какие подвиги не хватает, потому что нет еще у нас Божественной любви, которая достигается постоянством и смирением.
Не горячитесь, возлюбленные братья и сестры, даже и в добрых делах! Горячность должна быть умеренной и, самое главное, смиренной. Когда вы, пастыри, совершаете Божественную службу, совершайте ее не с ощущением собственного достоинства, нет, а смиренно, как служители Божий. Поете ли вы Богу, или читаете в храме Божием — не возноситесь, не кичитесь, приносите Богу дар во смирении, кротости, терпении и любви. Молитесь ли в храме Божием — молитесь смиренно, кротко, терпеливо, не рассеянно. Общаетесь ли вы друг с другом — общайтесь опять-таки с любовью и кротостью.
Помните о том, что любовь к Богу обязательно соединяется с любовью к ближнему. Как узнать, что мы любим ближних своих и Господа? Если мы чувствуем, что в нас угасло памятозлобие, то мы уже на пути любви к ближнему. Если у нас породилось в сердце мирное, сострадательное отношение к ближнему своему при любых обстоятельствах, то знайте, что мы уже у самых дверей любви к ближнему и к Богу.
Вот так и необходимо нам совершенствоваться в духовной любви. Дай, Господи, достигнуть нам этой величайшей добродетели, чтобы сердце наше постоянно горело любовью ко Господу и ближним своим, дабы, совершая этот спасительный подвиг, мы смогли достигнуть духовного совершенства и вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1982
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»
Как некогда, возсылая свои молитвы в невобразимые Небесные дали, я вдруг почувствовала, что Бог находится рядом. Так вчера во время выноса Плащаницы в нашем Храме святого священномученика Климента Римского, построенного 500 лет назад, я впервые ощутила свою причастность к страданиям Христа. Не одни только иудеи и римляне совершили это. Как могла я с высоты своей «праведности» неизменно их осуждать? Прости меня, Господи! Прости! И где же моя Любовь? Где она?
* * *
Что-то пытаюсь, и всё же
Сердце ничем не пробить.
Господи, Господи Боже!
Дай мне Тебя возлюбить!
Не осуди за моленье,
Если безумьем грешу:
Более, чем о прощеньи —
О пробужденьи прошу.
Видишь никчёмную душу,
Лживые эти уста?
Всё, что содеял, — порушил,
Но боголюбцем не стал.
Божие Царство не знает
Холода-льда моего.
Дух ничего не желает,
Кроме Тебя Одного!
Сердцу без радости тесно
Под истомлённой луной.
Дай возлюбить — и воскресну!
Господи, Господи мой!
иеромонах Роман
18 ноября 2003
скит Ветрово
Христос Воистину Воскресе! Спасибо, очень полезное слово Митрополита Иоанна.