col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Свобода передёргивания

Эта статья бы­ла на­пи­са­на боль­ше двух не­дель на­зад, но ме­ня удер­жи­ва­ло от её пуб­ли­ка­ции од­но об­сто­я­тельст­во: де­ло в том, что, ци­ти­руя и ана­ли­зи­руя чьи-то не­до­бро­со­вест­ные, не­чест­ные, гру­бые слова, мы та­ким об­ра­зом про­дле­ва­ем их жизнь, даём им ещё раз про­зву­чать, зна­ко­мим с ни­ми но­вых чи­та­те­лей. Но, по­смо­трев оче­ред­ное ви­де­о­выс­туп­ле­ние от­ца Ге­ор­гия Мак­си­мо­ва, в ко­то­ром он чи­та­ет пись­мо быв­ше­го ав­то­ра сай­та «Ахил­ла», по­ня­ла, что про­мол­чать всё же не по­лу­чит­ся. «В Интернете я практически ничего не нашёл о критике самого сайта “Ахилла”, — говорится в покаянном письме. — Создаётся впечатление, что все православные просто не видят того, какой вред и урон наносит этот сайт людям. Моё личное мнение — сайт “Ахилла” ставит своей целью аккумулировать вокруг себя всех людей, которые критически настроены по отношению к Русской Православной Церкви, чтобы потом внушить всем эти людям идеи о медленном и схематичном расцерковлении». Поскольку моя статья посвящена как раз «Ахилле», по-видимому, всё же пришло время познакомить с ней читателей.

В августе этого года два произведения иеромонаха Романа — статья «Не соблазняйте малых сих» и стихотворение «Мятежи» — неожиданно оказались опубликованными на сайте «Ахилла». Правильнее было бы назвать этот сайт антицерковным, хотя его создатель и редактор Алексей Плужников так не считает. В прошлом Алексей Плужников — священник, по собственной воле оставивший служение, решивший стать журналистом и «посмотреть на жизнь РПЦ со стороны, при этом хорошо зная ее внутреннюю жизнь». В «Манифесте Ахилле», опубликованном на сайте, говорится: «Мы независимы, и будем говорить то, что считаем нужным, без оглядки на авторитеты. Мы… попытаемся показать жизненную картинку, черно-белую фотографию с множеством серых оттенков». И, хотя в том же «Манифесте» сказано, что сайт будет писать и о «светлом в Церкви», лично мне светлое там встречать не доводилось. Заходя время от времени на «Ахиллу» по присланной кем-то ссылке, видела очередные скандальные материалы о церковной жизни. Из того, что осталось в памяти — анализ выдержек из дневников святого Иоанна Кронштадтского, создающий образ авторитарного чревоугодника, и анонимные откровения духовных чад известного московского протоиерея, который бесстыдно манипулировал их пристрастным к нему отношением.

В то же время не могу не сказать, что на «Ахилле» иногда попадались небезынтересные исторические материалы, было заметно живое отношение автора к описываемым событиям – это отличало содержание сайта от бессмысленного излияния грязи, которое происходит, например, на раскольническом сайте «Москва — Третий Рим». Даже само название, «Ахилла», как будто свидетельствует об определённом культурном уровне и вкусе: сайт назван по имени героя романа Лескова «Соборяне», дьякона Ахиллы Десницкого.

Публикация на сайте текстов отца Романа заставила более пристально присмотреться к методам работы «Ахиллы» — ведь и тексты можно публиковать по-разному, с разной степенью внимания к автору и к себе самому. Статья «Не соблазняйте малых сих» (точнее, фрагменты из неё) была опубликована на «Ахилле» под другим заголовком: «Иеромонах Роман (Матюшин) обличил архиереев РПЦ за экуменизм и поддержку «кочетковской секты»». Смысловой акцент таким образом был смещён с защиты малых сих — тех, кто может соблазниться происходящим в Церкви — на обличение церковных властей. Напомню, толчком для написания статьи отца Романа стали слова митрополита о том, что священники должны «принимать покаяние обратившихся от раскола с условием принятия у них письменного прошения». «Разве нельзя поверить на слово и обойтись без канцелярских проволочек, которые могут вновь толкнуть кающихся в объятия того, от кого хотели отойти?» — написал в ответ отец Роман, желая поддержать тех, кто смирился и заслуживает сострадания.

Далее в своих комментариях Алексей Плужников пишет: «Матюшин ссылается на материал «Благогона», откуда он цитирует обращение, о том, что, мол, нехорошо получается — последователей Романова гонят и запрещают, а «кочетковскую секту» всячески привечают». Здесь нужно обратить внимание на то, что отец Роман в своей статье вообще не называл имени схимонаха Сергия (Романова), как и никаких других имён, поскольку не ставил перед собой цель перемывать кости участникам трагедии. Он намеренно обобщил ситуацию и обратил внимание читателей на то, что, наказывая раскольников, церковные власти в то же время закрывают глаза на экуменизм и обновленчество. Ни в этой статье, ни в других своих текстах он не выступал против запрещения в служении схимонаха Сергия (который на тот момент от Церкви ещё отлучён не был). Напротив, 22 июля этого года отец Роман написал стихотворение «Греты», между строк которого можно прочитать его отношение к происходящему:

Не в силах вразумить прельщённых,
Скорбим о душах приручённых…

В различных уголках планеты
Во все века чудили Греты.

Винить ли век лукавый, грозный,
Что нас уже не изменить,
Что о серьёзном несерьёзно
Давно привыкли говорить?

Везде безумия приметы,
Всё человечество в сетях.
И вот за чистоту планеты
Воюет хворое дитя.

Что слушать малого ребёнка?
Но с обществом нельзя шутить:
Сумели гадкого утёнка
В царевну-лебедь превратить.

Не с головы ли тухнет рыба?
С известной истиной не спорь!
Родителям, понятно, прибыль
Дочерняя приносит хворь.

Повсюду воплощают бредни,
А их не воз, а весь обоз:
Вот скоморох в земле соседней
Страной рулит почти всерьёз.

Беда, когда из грязи в князи.
У нас под боком тот же бред:
И на Урале Грета в рясе
К народам мiра вопиет.

Остановись, ум охмелевший!
Твоя ли это высота?
Так говорить о наболевшем —
Забавить недругов Христа.

Хитон Господень разрывают
И мнят, что Богу угождают!

В заключении своих комментариев Алексей Плужников и вовсе помещает отца Романа в один лагерь с раскольником и приписывает ему мнение о Патриархе как о еретике: «Так что у Романова и Матюшина есть шанс увидеть своих идеологических противников в “лапах инквизиции” — может, патриарх станет после этого в их глазах менее экуменичным и еретичным».

Между тем отец Роман еретиком Патриарха не считает, на Литургии поминает, а когда ему задают провокационные вопросы на эту тему, вспоминает своего духовного отца – старца Николая Гурьянова. Отец Николай, много лет проведший в лагерях и ссылках и этим доказавший свою верность Христу, не разрывал Евхаристического общения с Патриархом, хотя повод можно было найти и тогда. Таким образом, слово священника в защиту вчерашних раскольников было трактовано «Ахиллой» как приверженность расколу, и в этом слышно не только нарочитое недопонимание, но и какая-то фарисейская косность: Книжники и фарисеи… говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2:16-17).

Заметим также, что на протяжении своего текста Алексей Плужников называет отца Романа по фамилии — Матюшин, намеренно нарушая и церковный, и светский этикет. Это черта, характерная не только для нецерковных и агрессивных по отношению к «РПЦ» людей, но и для раскольников. Как пишет публицист Андрей Рогозянский, тому, кто порвал общение с Церковью, «не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям». Думается, в таком обращении есть ещё и что-то очень личное для Алексея Плужникова: оставив священническое служение, перестав называться отцом Алексием, он и других «лишает» священного сана по своему усмотрению, уравнивая таким образом с собой.

Одновременно с этим материалом на сайте «Ахилла» было опубликовано стихотворение отца Романа «Мятежи». Не станем придираться к тому, что все строфы этого стихотворения на странице «Ахиллы» слились в одну — обычно это происходит в изданиях, редакторам которых некогда подумать о том, прозаический они текст публикуют или стихотворный и есть ли между ними какая-то существенная разница. Но и это стихотворение Алексей Плужников снабдил своими комментариями. В них он подспудно высказывает собственные политические взгляды:

«Монашествующий поэт (или стихотворствующий монах?) не впервые выбирает текущие события темой своих произведений. В 2014 году он порадовал поклонников стихотворением «Возвращение Крыма», в котором утверждается: «мы от фашиста Крым спасли», в 2015-м — сложил гимн Новороссии».

А далее касается более щекотливой темы:

«Известен монах-поэт своим антисемитизмом, роднящим его с бывшим схиигуменом Сергием (Романовым). В 1994 году в одном их стихотворений он провозгласил: «В язык прекрасный и могучий я возвращаю слово жид»».

По-видимому, упомянутое стихотворение «Ахилла» читал невнимательно: в нём отец Роман как раз говорит о том, что антисемитом быть не может, поскольку «наш Иисус – еврей по плоти». Что же касается слова «жид», то, хотя оно и травмирует советского и постсоветского человека, зато свободно употребляется в церковнославянском Евангелии и в классической русской литературе, и в желании вернуть его в пострадавший в XX столетии русский язык нет ничего крамольного. Как видим, Алексей Плужников опять по какой-то причине объединить отца Романа со схимонахом Сергием, теперь уже по другому принципу, хотя, если задуматься, у него самого как у запрещённого в служении иерея гораздо больше общего с последним.

Познакомившись с публикациями текстов отца Романа на сайте «Ахилла», я написала Алексею Плужникову письмо, в котором попросила его или опубликовать эти тексты в оригинале, без собственных комментариев, или совсем убрать с сайта, на что получила мгновенный ответ:

«Мы будем снабжать любые тексты любого автора любыми своими комментариями, какими посчитаем нужными, кем бы вы нас ни считали. Если ваш затворник трясется за свои авторские права — можете добиваться их соблюдения, жаловаться куда хотите — дадите нам еще раз повод написать о вашем поэте и затворнике. Так что просим вас уважать свободу слова и оставить нам наше право говорить и думать то, что мы хотим, а не то, что хотите вы».

Закрыв глаза на грубость и шантаж, поговорим о «свободе слова». По-видимому, свободы чужого слова для Алексея Плужникова не существует. Что же касается его собственной «свободы», то я назвала бы её свободой интерпретации, а если по-русски, как обычно предлагает делать отец Роман – свободой передёргивания. Подобная «свобода» — характерная черта нашего времени, когда у людей не осталось собственных слов и они, желая «самовыражения», паразитируют на чужих.

Есть такая пословица — «Ради красного словца не пожалеешь и отца», и мне кажется, что она прекрасно выражает то, что происходит в последние годы с некоторыми публицистами, пишущими на церковные темы, в том числе с теми, кто стоит на несколько ступеней выше Алексея Плужникова. Когда ты чувствуешь себя «свободным художником» и кипишь желанием говорить «правду», да к тому же на тебя смотрят и аплодируют, — конечно, тебя несёт и остановиться очень трудно. И то, что на таких скоростях можно обрызгать грязью всех, кто оказался рядом, гонщика не беспокоит — он даже не успевает толком рассмотреть, мимо кого пролетел.

Впрочем, Алексею Плужникову не только аплодируют. Почитав комментарии у него на сайте, поняла, что ему достаётся и от собственных читателей. И ведь это так естественно. Если предмет его журналистских изысканий — «тень», отбрасываемая Церковью, то сам он и есть воплощение этой тени: священник, ушедший в жёлтую журналистику, хам, смеющийся над отцом и матерью, рождие, отпавшее от лозы.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 сентября 2020

Заметки на полях

  • Пенза

    Среди забракованных вариантов был такой: «В дверях эдема ангел нервно / Бычок свой первый докурил / И в профсоюз вступить решился, / Чтоб трудодни и соцпакет…»

  • Днепр

    «Буздалов A.
    23.09.2020 в 09:51
    Пенза
    Среди забракованных вариантов был такой…»
    Уважаемый Александр, не стоит кощунствовать, это не смешно.

  • МО

    Александр Вячеславович увлёкся. «Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред». У него есть возможность покаяться.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!