22 января в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась научно-практическая конференция «Образ Бога в современной литературе», в которой и мне довелось принять участие. Необычная формулировка темы наводила в первую очередь на мысли о литературе светской и даже фантастической, и действительно, во время выступлений не раз звучали имена не только Толкиена и Льюиса, но и Брэдбери и Лема. И всё же большинство участников склонялись к мысли о том, что о Боге в художественной литературе разумнее всего говорить, показывая действие Его Промысла в человеческой жизни, а митрополит Калужский и Боровский Климент в заключительном слове отметил, что даже пейзаж в книге может благовествовать о Создателе.
Предлагаю читателям познакомиться с моим докладом, который, возможно, несколько выбивался из общей канвы. Речь в нём шла о совершенно иной литературе, которую нельзя определить ни как светскую, ни как только церковную, — о поэзии иеромонаха Романа.
Фотография: Сайт Издательского совета Русской Православной Церкви
Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо нам в основном благодаря его песнопениям, которые были широко известны в восьмидесятые-девяностые годы и звучали сначала в его собственном исполнении, а затем в исполнении многих профессиональных певцов, таких как, например, Жанна Бичевская или Олег Погудин. Продолжают они звучать и сегодня. Но сравнительно немногие знают, что, помимо песнопений, отцом Романом написано множество стихотворений, которые не были положены на музыку, и что он продолжает писать и сегодня. Мне бы хотелось сказать несколько слов о том, как открывается нам образ Божий именно в позднем, менее известном творчестве отца Романа.
Образ Бога, как и любой другой образ, может отразиться в чьём бы то ни было творчестве настолько, насколько он отражён в душе автора. Отражение этого образа, богообщение — это и есть главное дело жизни отца Романа как монаха и священника. Поэзия же — только отблеск этого служения, а также форма проповеди: живя в отдалённом скиту и избегая многолюдных собраний, он чаще всего обращается к пастве именно через стихотворные строки, которые затем оказываются напечатанными на страницах книг или, в последние годы, опубликованными в Интернете. Такое общение с паствой сродни духовной переписке, которую вели монахи минувших веков.
Когда мы познакомились с отцом Романом, для меня одним из открытий стало то, что в его поэзии нет вымысла: он и в творчество перенёс законы духовной жизни, в том числе заповедь Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18). Если это сюжетное стихотворение, значит, лежащая в его основе история произошла на самом деле, если лирика — значит, он попытался предельно правдиво передать мысли и чувства (как редактор его стихотворений могу подтвердить, что поиск одного слова иногда может длиться несколько дней). Далее, говоря о конкретных стихотворениях отца Романа, намеренно будут избегать термина «лирический герой», поскольку считаю, что голос, звучащий в них, равен его собственному.
Разумеется, нет никакого вымысла и в словах, сказанных отцом Романом о Боге или обращённых к Нему. Образ Божий в поэзии отца Романа — это плод, во-первых, многолетнего изучения Священного Писания и святых отцов, во-вторых — личного духовного опыта, покаянного и молитвенного. Каждый из нас понимает, что вымысел в молитве или исповеди обесценивает и то, и другое. Также понятно, что каждый настоящий пастырь, обращаясь к пастве с наставлением, старается быть предельно честным, и говорить не своё, но Божье слово, иначе свет в его словах будет перемешан с тьмою, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов) о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».
Предлагаю вам послушать стихотворение «Всё Ты!», написанное в 2018 году, которое соединяет в себе черты благодарственной молитвы и духовного наставления. В эпиграфе отец Роман называет Бога теми именами, которые усваивает Ему Священное Писание и которыми Христос Сам именует Себя — Путь, Свет, Любовь, Жизнь, а затем в каждой строфе, обращаясь к читателю, раскрывает суть этих имён. Все эти имена написаны с прописной буквы.
И Путь, и Свет, Любовь и Жизнь –
Всё Ты, Господь моей души!
Виновны ближние? Отнюдь.
И дальних обвинять негоже:
Когда бы не отвергли Путь,
Не гибли бы по бездорожьям.
В самом себе ищи ответ.
В потёмках падаем? Однако!
Покуда отражаем Свет,
Душа не полонится мраком.
Всегда по-Божьему живи,
И в малом не криви нимало.
Прильнули бы к Святой Любви,
Душа бы ввек не замерзала.
Печаль на Бога возложи
В невыносимый час печали.
Когда бы возлюбили Жизнь,
Душою бы не умирали.
24-25 июня 2018
Скит Ветрово
В эпиграфе автор говорит о Боге как о Господине своей души и именно эту наиважнейшую заповедь — возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим — предлагает в помощь тому, для кого Бог вторичен. При этом мы видим, что личный опыт автора подтверждает те свойства Божества, которые даны Писанием: он познал, что Господь действительно Путь, Свет, Любовь и Жизнь и ничего не прибавляет к этому, а только ищет слово для того, чтобы передать этот опыт читателю. Благодаря эмоциональной насыщенности и простоте слова текст этого стихотворения не превращается в сухой богословский трактат, хотя, безусловно, богословие в нём присутствует, как присутствует оно в церковной поэзии — творениях гимнографов.
Отцом Романом написано около двух тысяч стихотворений, и можно сказать, что Бог — это тема большинства из них. Понимая, что времени у меня мало, прочитаю ещё одно стихотворение, написанное в самом конце 2020 года. В нём образ Божий дан через картину преображённой природы, и оно является лишь одним в ряду подобных стихотворений отца Романа, где Творец постигается через творение.
Повелением Его скоро сыплется снег
(Сир. 43:14).
Как хорошо в заснеженном лесу
Поразмышлять о Вечном, помолиться,
Благодарить за зимнюю красу
И родниковой тишиной омыться.
У всех дерев особенная стать,
Кусты и те возвышенны и строги.
И ветви осыпают благодать,
Напоминая путнику о Боге.
Зело добро! И душу греет снег:
Всё в Духе, если в Духе человек.
27 декабря 2020
Скит Ветрово
Если в стихотворении «Всё Ты!» говорилось скорее о Боге Слове и образ Его раскрывался через Его имена, то здесь речь идёт более о третьем Лице Пресвятой Троицы — Духе Святом, Который даёт возможность человеку постигать Своё присутствие в мiре. Не случайны здесь и слова «зело добро», отсылающие нас к первой главе Книги Бытия, рассказывающей о сотворении мiра.
В скобках хотелось бы заметить, что снег в произведениях иеромонаха Романа — постоянно встречающийся образ, символ чистоты и благодати. Лично мне при чтении подобных стихотворений вспоминается «Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни» — если вы помните, беседа эта происходит в зимнем лесу, на обоих собеседников падает снег, но холода они не чувствуют, поскольку находятся в благодати Духа Святого. И образ человека, и образ мiра вокруг него обретают при этом черты обоженности.
Думаю, тема «Образ Божий в поэзии иеромонаха Романа» ждёт своих исследователей — не только филологов, но и богословов. Для самого же отца Романа важнее всего, как он сам говорит, «коснуться сердца другого человека, чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма Божьего», а мы в свою очередь прилагаем усилия для того, чтобы его слово было услышано.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
23 января 2021
Помощи Вам Божьей в Ваших трудах
Спасибо, Таисия!
Спасибо большое Вам, Ольга Сергеевна, за Ваш замечательный доклад!
Ольга Сергеевна, благодарим Вас сердечно!
Ваши коломенцы.
Я из тех людей , которые воцерковляются через поэзию отца Романа и Ваши труды, Ольга Сергеевна!
Примите слова искренней благодарности!
Хорошо. Спасибо.
Ольга Сергеевна, спасибо Вам, показавшей за несколько минут суть творчества батюшки отца Романа во славу Божию и обозначив, что тема «Образ Божий в поэзии иеромонаха Романа» ждёт своих исследователей — не только филологов, но и богословов.
Образ Божий в поэзии- это редкий Дар. Мало кто сможет повторить творчество отца Романа. Здесь чувствуется и молитвенный настрой и уединение, и безмолвие, и плоды созерцания творения Божьего (природы). Преобразуя свой опыт в своём сердце, отец Роман доносит его нам в доступной и очень понятной поэзии. Не имея возможности выбрать монашеский путь, я будто касаюсь тайны монашества через стихи отца Романа.
Прочла доклад до конца и начала читать снова. Так близко душе и мыслям то, о чём в нём говорится.
Иногда бывает трудно сформулировать некоторые мысли, а здесь так всё хорошо изложено. Поэзия отца Романа действительно отражает Образ Творца: в человеке, в природе и во всём, что сотворено.
Спасибо, Ольга Сергеевна, за Ваш труд!
Елена, отец Илия Ничипоров написал, что некоторые стихотворения отца Романа «являют редчайший в поэтическом творчестве, хотя и встречавшийся в ранней лирике отца Романа опыт частичной вербализации уединенного молитвенного делания монаха, его духовной брани и богообщения»:
http://vetrovo.ru/about/nichiporov-poeziya-molitvy-i-boli/
Большое спасибо всем за добрые слова! Хотелось бы, чтобы у многих открылись глаза на поэзию отца Романа (почти уверена, что когда-нибудь так и будет), но думаю, что её сокровенность от мiра в наше время не случайна.
ЗАБЫТОСТЬ
Не привлекают реки и озёра,
Где многолюдство, теснота и гам.
Большие воды радовали взоры,
Пока не загрязнили берега.
О человек, добро, что век твой краток!
Беречь созданье — непосильный труд.
Общедоступность — велий недостаток:
Замусорят, заму́тят, заплюют.
Мне нравятся забытые речушки,
Текущие меж сосен и болот.
Здесь пенье птиц и перечёт кукушки,
И царство лилий к Небесам зовёт.
Течёт вода и душу омывает,
Целят благословенные места.
И что в речушке этой привлекает?
Она чиста!
Иеромонах Роман
14 июня 2018
Скит Ветрово
http://vetrovo.ru/zabytost/
СПАСИБО, Ольга Сергеевна!