col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Крест на дне воронки

Уже пять лет неподалеку от посёлка Рощино Выборгского района работает поисковый отряд «Озёрный», ведутся раскопки на том месте, где 14-15 июня 1944 года состоялась битва при Куутерселькя — одно из самых крупных танковых сражений на советско-финляндском фронте. Об этом сражении знают и говорят немногие, как и вообще о том, что летом 1941 года, одновременно с немцами, нашу границу перешли финские войска. По сути, продолжилась советско-финская война, которая для нас как будто потерялась в Великой Отечественной, стала малой искрой в страшном огне. Но и здесь совершались подвиги, страдали и погибали люди, и, как оказалось, память об этом хранит лес в двух шагах от знакомого шоссе.

За эти пять лет мне не раз приходилось бывать на месте раскопок вместе с детьми. Мальчишкам интересно бегать и прятаться в глубоких траншеях, где когда-то держали оборону финны, забираться в землянку, играть в войну, смотреть реконструкцию сражения, которую проводят здесь каждое лето, в дни годовщины битвы. Ну а меня как человека невоенного восхищает другое: люди, которые взяли на себя эту работу. Радует, когда кто-то трудится по любви, безвозмездно, когда он горит своим делом и может зажечь других. Экскурсии, которые проводят члены поискового отряда, всегда на высоте: чувствуются живые, не только книжные знания, которые непрестанно пополняются, а главное — горячее сердце рассказчиков. Они постоянно находят останки бойцов, и рядом, в лесу, стоит простой деревянный ящик, над которым висит табличка: «Здесь покоятся останки солдат, найденные во время поисковых работ. В ближайшем будущем они обретут покой на братских кладбищах. Пожалуйста, не тревожьте их». На деревьях есть и другие таблички, рассказывающие о подвигах солдат — конкретные имена, отысканные где-то фотографии. Совсем недавно здесь появился рассказ о подвиге командира минометчиков, подполковника Георгия Шепелева, который получил за этот бой звание Героя. Он прошел войну до конца, а в 1983 году был до смерти избит хулиганами, позарившимися на его ордена.

Фрагмент таблички с фотографией братской могилы

От членов поискового отряда мы не раз слышали о том, что есть люди, которым очень не нравится их работа или у которых есть свои виды на её плоды. Дважды кто-то пытался уничтожить камень на обочине шоссе с табличкой, рассказывающей о том, что на этом месте погибли танкисты Николай Фатеев и Юрий Харитонский – «верные присяге, воинскому долгу и Родине». Совсем недавно были вытащены из земли, обобраны и брошены останки бойца, погибшего неподалеку отсюда, в местечке Мусталампи. А вскоре после этого в том же Мусталампи был разорён памятный знак, установленный двумя неделями раньше: кого-то прельстили винтовка и карабин, найденные в руках у погибших солдат и закрепленные на мемориале. И тогда командир поискового отряда, Сергей Загацкий, решил, что «мы оказались не в том времени и не в той стране, чтобы делать что-то бескорыстно и искренне», и что он больше ничего не будет делать «для ублюдочного быдла, которого гораздо больше».

Было это двадцать восьмого июня. С тяжёлым сердцем Сергей с соратниками шёл по лесу, и уже в сумерках они наткнулись на огромную воронку, наполненную торфяной жижей, с торчащими из неё палками и корнями. Металлоискатель подал сигнал: на дне воронки металл. Начали копать и обнаружили трофейный немецкий котелок, ложку, бритву, сапёрную лопатку — обычный набор из вещмешка, который солдат мог сбросить перед боем, чтобы не мешал… А на самом дне — большой православный крест.

— Товарищ мой сунул руку на дно и вытащил прямо из трясины… — рассказывает Сергей спустя два дня после находки. — Я сначала глазам не поверил, потом подумал, что надо мной товарищи решили пошутить. Этого просто не может быть, как так?! Выброшенные вещи — не такая уж редкость на местах боёв, более-менее обычный набор для солдата. И вдруг среди всего — вот это… Я долго спрашивал – вы шутите, это прикол какой-то или что? Но вижу — все стоят такие же потрясенные. Помыли его…

Для меня это было, как… Да нет, не «как», а чудо и было. Именно в этот вечер, именно в четырёхстах метрах от этого памятника, после того, как я от всего практически отрёкся. Это было как знак: подожди, не надо, не торопись с выводами…

Это ведь даже не нательный Крест — нательные крестики, ладанки, бывает, находят с солдатами. Это киотный Крест, Распятие с предстоящими. Об этом нам рассказал наш товарищ, который в этом году во время реконструкции битвы броневиком управлял. Оказалось, что практически все его родственники из поморских староверов, и он с детства занимается изучением этой символики. Это старообрядческий Крест второй половины девятнадцатого века. Такие делали сначала на севере — на реке Выге, в поморских скитах, а потом, уже ближе к двадцатому веку, в Москве, в Преображенских мастерских – он определил это по рисунку на обратной стороне. Называется этот орнамент «российский виноград».

Беру Крест в руки — довольно весомый, прекрасно сохранившийся, с голубой эмалью и легко читающейся надписью: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. На обратной стороне непривычный для меня цветочный орнамент. «Виноград российский» — так называется и книга, рассказывающая о пострадавших за «древлецерковное благочестие», но сегодня как раз День Всех святых, в земле Российской просиявших… Прикладываюсь к Распятию под неловкое молчание Сергея и двух его соратников. Они решили, что передадут Крест отцу Вячеславу Харинову, настоятелю Успенского Храма в селе Сологубовке (Лезье), который сам много лет участвует в поисковой работе и захоронении павших солдат.

Думаю, обретение Креста в тяжёлый миг, в грязи, на дне воронки — это знак поддержки не только для командира отряда и его друзей, но и для многих других. Для тех, кто делает важное дело, вкладывая в это всю душу, кому кажется, что оно никому не нужно, потому что вокруг царствует «быдло», кто готов сломаться и сложить оружие. Вот тут-то и появляется Крест. Точнее, не появляется, а объявляется, делаясь явным. Бог протягивает не руку даже, а обе руки, чтобы поддержать и напомнить о Себе. Чтобы, заглянув на самое дно воронки, мы смогли посмотреть и Вверх.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
2 июля 2019

Заметки на полях

  • До слез . Самое главное , что такие истории Господь Бог нам являет каждый день , маленькие и большие , каждодневные чудеса , которые мы порой даже не замечаем Даже если мы не чувствуем этого Бог не оставляет нас никогда .Дай Бог и этим ребятам продолжить своё благое дело .

  • Читая статью стало пренеприятно из-за того, что имеется такое отродье, для которого ничто не дорого человеческое. Но не оставит Бог творящих добро!

  • Сообщение от Сергея Загацкого: «Завтра в 12.00 передаем солдатский крест, найденный на Мусталампи, протоиерею Вячеславу Харинову. Реликвия вместе с остальными вещами из фронтовой воронки займет место в экспозиции поискового музея при храме Иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Шпалерной улице». https://vk.com/kuuterselka?w=wall-53637344_8388
    Жаль, что Крест будет в музее — его место в Храме.

  • Конечно , хорошо если бы Крест был в Храме. Но ,если в музее люди узнают о чудесном обретении этого Креста и всех обстоятельствах с этим связанных , то это тоже хорошо. Думаю , что посредством этого Креста Господь ещё многих к Себе привлечёт.

  • Мне кажется, музеи сродни мавзолеям — в них хранится то, что уже не участвует в жизни. Иногда иконы хранят в музеях, не возвращая Церкви, под предлогом того, что там они находятся в лучших условиях — за их состоянием наблюдают специалисты, поддерживают нужный температурный режим… Но, наверное, ни один иконописец не писал иконы для музея: они написаны для Храма или для домашней молитвы. Утратить святыню страшно, но странно и превращать её в музейный экспонат, как и сам Храм — в музей. Другое дело — советское время, когда находившиеся в музеях иконы были таким образом спасены от уничтожения.

  • Редактору,верная мысль,постараюсь запомнить.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа