col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «И умрите в нём»

«Ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете» — эти слова из знаменитой статьи Белинского часто вспоминаются в последнее время. Думается: почему никогда не приходилось слышать, что кого-то возмутило предложение Белинского умереть в театре?

Конечно, ответ очевиден: слова Белинского никто не воспринимает буквально. Они прочитываются именно в духе театрального восприятия — восприятия такого мiра, где всё, даже самые сильные чувства, понарошку. Выше в той же статье Белинский пишет: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная..? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?» Если под благом и истиной Белинский подразумевал нечто, относящееся к области Божественного, то его слова означают примерно следующее: «Можете ли вы не любить страсти больше всего на свете, кроме Бога?» Причём даже не свои страсти, а чужие, впрочем, пробуждающие ваши собственные: «Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете ее; если душа ваша алкала когда-нибудь любви и упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно легкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки…»

Предлагая умереть в театре, Белинский имел в виду, конечно, не смерть, подобную кончине Андрея Миронова, который потерял сознание прямо на сцене и вскоре после этого умер, и не долгую жизнь «в театре» какого-нибудь деятеля искусства, в этом же русле и завершившуюся, а именно зрительскую смерть — от переизбытка чувств, от сокрушительного катарсиса. Думаю, теоретически такая смерть действительно возможна: к примеру, у некоторых пожилых людей после просмотра волнующего фильма сильно поднимается давление. И всё же призыв Белинского жить и умереть в театре, конечно, едва ли кто-то расценивает всерьёз — это всего лишь яркий образ, поэтому к этой статье никто и не предъявляет претензий как к провокационной.

Увы, мы и сами часто бросаем слова на ветер и к чужим словам относимся как к сотрясанию воздуха. Мы восхищаемся красивыми словами о смерти, сказанные писателями и поэтами, но в большинстве случаев и их не воспринимаем всерьёз. Наслаждаемся, примеряя на себя чужие жизни и смерти, и упиваемся обилием чувств, но не знаем, как жить и умирать по-настоящему. Известно, что сентиментальные люди порой бывают жестокими. Помню, когда старший сын был маленьким, часто по вечерам рассказывала ему импровизированные истории. Сюжетом одной из них, «многосерийной», была история о том, как мама и сын подобрали на улице щеночка и взяли его домой. И потом, идя с сыном по улице, со страхом ждала, что вот сейчас мы увидим этого щеночка и мне придётся или оказаться лгуньей, или ввязаться в непростую и, к сожалению, совершенно не нужную мне историю… А у поэтов действительно бывало, что, обронив слово, они вынуждены были испытать на самих себе его действие, оно как будто вершило над ними суд. Так было с Маяковским, Есениным, Рубцовым, с Мариной Цветаевой, написавшей: «Прелестное создание! Сплети-ка мне веревочку…» И мы, попавшись на слово Белинского, действительно можем умереть «в театре» своей собственной жизни, повторив подсказанные искусством грехи и придя к соответствующему финалу. И всё же, слыша призыв умереть в театре, мы не верим и просто включаемся в игру: в театр идём, но понимаем, что умереть в зрительном зале нам вряд ли придётся.

Но если бы сейчас кто-то захотел немного подправить слова Белинского и сказал: «Ступайте в Храм и умрите в нём»? Эти слова могли бы вызвать негодование, какого никогда не вызывала статья Белинского, и сразу бы стало ясно, где правда, а где игра, что значит для нас Храм и что значит театр. Подлинные страдания и смерть возвращают из выдуманного мира в реальный, точно так же, как боль заставляет проснуться. И Церковь — как раз то место, наверное, единственное на земле, где все слова являются самими собой и ни одно из них не остаётся бессильным. Среди них очень много слов о жизни и смерти. Верующий в Меня, если и умрет, оживет – сказал Господь (Ин. 11:25). И вслед за Ним повторил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1:21). Кто-то скажет: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» — и отойдёт. А кто-то наоборот: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Нужно только расслышать эти слова, принять их и больше не верить другим — и к жизни, и к смерти зовущим, как к представлению.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
8 мая 2020

Заметки на полях

  • г. Рязань

    «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21). Благодарю Вас, Ольга Сергеевна! Очень красивые мысли!

  • Коломна

    Верно! «Нужно только расслышать эти слова»!..

  • НЕ РАЗЛУЧИТЬ!

    Кто2 ны2 разлучи1тъ t любвE б9іz? (Рим. 8:35)

    Блажил неистовый писатель:
    Горите пламенным огнём!
    Театр наш храм, туда ступайте,
    Живите и умрите в нём!

    Властитель дум, любитель драмы
    Хотел игрой улучшить злых?
    Позорище равняя с Храмом,
    Он был слепым вождём слепых.

    Одёрнул кто-то господина
    За экзальтированный гнус?
    На сцене, в зале — всё едино! —
    Он звал на смерть холопов муз!

    — Виват! — восторженное племя
    Бесилось, идолу под стать…
    Представьте, пастырь в наше время
    Позвал бы в Церковь умирать.

    Навряд ли власти приголубят
    Того, кто поперёк им встал,
    Того, кто больше жизни любит
    За нас распятого Христа!

    О время всевозможных равенств!
    О наказанье без вины!
    Но если можно жить без Таинств,
    Тогда зачем Они нужны?

    Всё чётче контуры содома,
    Всё ближе адские врата.
    Но чем же смерть в больнице, дома
    Достойней смерти у Креста?

    И что же делать, в самом деле?
    Что ждёт уже невдалеке?..
    Кому намордники надели,
    Тех поведут на поводке.

    Иеромонах Роман
    8 мая 2020
    Скит Ветрово

    Примечание. Автор хотел бы, чтобы каждый христианин горел желанием умереть за Христа, но, доверяя Спасительному Промыслу Божию, никого не призывает к этому, полагая, что каждый должен руководствоваться своей мерой и совестью.

    http://vetrovo.ru/ne-razluchit/

  • МО

    Простите, я со своей темой. «Литературные мечтания» Белинского послужили прообразом программ РСДРП, ВКП(б), КПСС, «Единая Россия» и т.д. В «Литературных мечтаниях» излагается план построения в России нового общества, в котором место учительницы, отводимое доселе русским народом Церкви, должна занять литература. «Иди и умри в этом театре», т.е. в борьбе за коммунизм и другие литературные мечтания. Шли и умирали. И до сих пор мрут.

  • Пенза

    Сакрализируя театр, Белинский, по свидетельству Достоевского, при этом еще и «ругал Христа по-матерну». Так что не надо недооценивать демонизма этого выдающегося деятеля отечественной культуры (у нас в городе как на малой родине кумира памятников в его честь несколько штук, один как раз напротив Драмтеатра). А Достоевский, в свою очередь, по принципу «всеотзывчивости» и «всепримирения», включал и «ругающего Христа по-матерну» Белинского в свою картину мира как необходимый элемент всеединства.

  • Москва

    А «Горе от ума» Грибоедова, Гоголя «Ревизор»,Пушкина «Моцарт и Сальери», Шекспира «Гамлет» и.т.д поставленные в театре, как гениальные драматургические произведения тоже будете отрицать? Потому что театр? Заодно и гениальное произведение оперы «Хованщина» Мусоргского, «Евгения Онегина» Пушкина и «Пиковую даму» муз.Чайковского тоже? Так и всю мировую культуру можно зарубить одним махом. Перечислять можно долго. Эти гениальные люди поднимавшие нравственные вопросы в своих произведениях их куда теперь? Они тоже все блажили и были «холопами муз»? Театр — это синтез музыки, поэзии, драматургии. А то, что его порой превращают в помойку, это вина по Пушкину — «Народ безмолствует». Ответ Буздалову — Достоевский между прочим предупреждал в своём произведениях о грядущей революции. А кто услышал? А этот том — изъяли в советское время. И жаль, что не успел написать книгу «Иисус Христос». Читая стихотворение получается полное отрицание театра, как такового. Не все читали Белинского. И поймут дословно, что театр — это позорище. давайте закроем все театры, уничтожим балет, что останется? Ящик тв — с жутким бандитским арсеналом стрельбы, убийств и всякой всячины низкотребщиной и обработкой мозгов. Это при том, что дети вообще с трудом или вообще не читают, а если читают, то для отметки. Вся праволавная русская знать 19 века в том числе и царь Николай Романов посещал царскую ложу в Большом театре и не отрицал театра.

  • Пенза

    «Вся православная русская знать 19 века … посещали ложи в Большом театре» (Надежда, Москва). Они и другие ложи посещали, поэтому и революция сделалась. Достоевский был против революции в ее радикальной форме с/д, но за нее — в умеренных реформах того же самого содержания. Все это и расшатало устои, подготовив почву радикалам.

  • МО

    Опять двадцать пять. Вся королевская конница и вся православная русская знать не может Пушкина, Белинского, Достоевского за пророков не почитать.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!