МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Святитель Тихон Задонский

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о Святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик.

Литературное наследие Святителя Тихона Задонского обширно и многогранно по своей тематике. Святитель считал главной целью бытия человека на земле – спасение души. Мысль о спасении красной нитью проходит через все его творения. Христианин найдет здесь ответы на многие вопросы, возникающие у него на пути к Вечности.

Особый интерес вызывают творения Святителя Тихона о воспитании.

Как известно, в допетровской России воспитание детей в семье происходило по Домострою, основной целью которого было – воспитать христианина, сформировать у ребенка такое мировоззрение, которое соответствует христианскому, научить его угождать Богу. Для русского человека, стремящегося жить по евангельским заповедям, неважно было, как он устроится в земной жизни, для него имело смысл только то, что ждет его в вечности. Дореформенная Россия – это прежде всего Святая Русь, то есть превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. Иван Ильин писал: «Русь именуется святою не потому, что в ней нет греха или порока, или что в ней все люди святые,… но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся… и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, стать хотя бы слабым отблеском её… — и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей, и уйти в богомолье».

Пожалуй, не было в России отца, который не стремился бы из всех своих чад воспитать хотя бы одного святого, молитвенника небесного за всю семью. Это мировоззрение начинает меняться с реформы Петра I в образовании. На смену Домострою приходит книга «Юности честное зерцало» (перевод западноевропейского руководства по воспитанию). Она имела своей целью воспитать человека, приятного прежде всего окружающим, чтобы человек имел успех в земной жизни, в обществе, то есть на то, чтобы его любили люди, чтобы нравиться в первую очередь людям, то есть делается крутой поворот к секулярному воспитанию. Отсюда начинают рушиться традиционные методы воспитания и сама идея образования как созидания в человеке образа Божия.

Главным оппонентом Петра в области реформ по воспитанию и образованию был святитель Тихон Задонский.

Внимательное отношение святителя к вопросам образования объясняется следующими обстоятельствами. После падения Византии и захвата Константинополя турками греческий патриархат, утвердив в 1593 году в России Патриаршество, с целью духовного возрождения вменил Патриарху и каждому епископу заботиться о подъеме образования в епархии. Попечение образования народа Воронежско-Елецкой епархии входило в круг его обязанностей как епископа (1763 – 1768 гг.). Вопросы образования были предметом внимательного осмысления святителя Тихона на покое (1768 – 1783 гг.).

В своих трудах святитель Тихон Задонский обозначает следующие этапы образования человека: семейное воспитание, школьное образование и самовоспитание.

Остановимся более подробно на семейном воспитании.

Пользу семейного воспитания он видел, во-первых, для самих родителей: «…плоды добрые следуют», «родителям радость и утеха в добронравии»; во-вторых, для потомства: «Как сами добру наставлены, так и своих детей наставлять будут»; в-третьих, для семьи: «Честь и похвала фамилии»; в-четвёртых, для Отечества: «Польза Отечеству».

Читателям сайта предлагаются 2 главы, посвященные семейному воспитанию, в которых изложены правила для родителей и детей. Они представляют собой программу духовно – нравственного воспитания. В своих трудах Святитель Тихон не только наставляет родителей в воспитании детей, но и регламентирует обязанности детей по отношению к родителям. При определении этих обязанностей Святитель Тихон опирается на 5 Заповедь: чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земле.

Галина Пашук

Глава первая
Об обязанности родителей к своим детям

Обязанности состоят в следующем:

I. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл. 6,6—7: «И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая». И еще смотри там же, в главе четвертой, одиннадцатой и сорок второй и еще в псалме семьдесят седьмом.

II. Должно детям малым прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением.

Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых, не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением. Потому что они, уча малых детей языку своему, удобно могут научить их и закону своему, и так ересью, которой сами заражены, и их заразить, ибо молодой и неученый человек способен принять всякое учение, правое или неправое.

III. Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Объясняю это следующим образом. Сосуд пустой все может в себя вместить: воду, или вино, или пиво, или квас, или иное подобное этому. Так молодой человек может вместить в себя учение доброе или злое. Чему с детства дети научены будут, то, придя в совершенный возраст, и под старость делать будут. Объясняю это следующим образом: сосуд новый, особенно глиняный, чем сначала напоен будет, тем и до разрушения своего пахнуть будет. Так, например, если маслом напоен будет, маслом и пахнуть будет, если вином — вином будет смердеть. Так и молодой человек, каким учением напоен будет, того запах всю жизнь издавать будет. Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет. Другой пример. Как маленькое деревцо к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь. Посему плохо поступают родители:

которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать;

которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (Быт 6:56), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы.

IV. Наставление это в таком порядке может быть:

обучать их тому, что Бог есть и Он Един;

тому, что Христос в мир пришел и для чего пришел;

всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит;

в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии;

вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния;

напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу, о чем вкратце изъяснено на листе, изданном в трех пунктах;

напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно;

после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться;

после того Суда добрым — вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми,

злым — вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми.

V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как «злоба изменит» и добрый разум. «Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему», — говорит Сирах (Сир 13:1). И еще: «Со строптивым развратишься», — говорит Псаломник (Пс 17:27). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит», — говорит Христос Господь (Мф 18:7). Родители же не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, — окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху.

VI. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда», — по слову Христову (Мф 12:36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения и грехопадения, хотя бы это для самих родителей было и без грешно, например, наказание рабов, и прочее.

VII. Для поощрения и примера помнить бывших прежде отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд», и прочее (Быт 18:19.)

VIII. Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: «Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир 30:2, 9—12). И еще смотри Притчи Соломоновы, главу тринадцатую, девятнадцатую, двадцать первую, двадцать третью, двадцать девятую.

IX. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный Суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать.

X. От доброго воспитания добрые плоды следуют:

плод благочестивого жития в выросших детях;

родителям радость и утеха в добронравии детей своих;

несомненная надежда вечной жизни;

также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети, как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут;

честь и похвала семье;

опора Отечеству.

XI. От плохого воспитания все наоборот следует:

злое и развращенное житие;

родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей;

тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло. «Если переменит эфиоп кожу свою и рысь пестроту свою, и вы можете благотворить, научившись злу», — говорит Господь через пророка Иеремию (Иер 13:23).

Слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель;

такое же же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру;

родителей ждет тоска, скука, страх, оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а может быть, злым примером и соблазняли;

бесчестие и укоризна всему роду;

Отечеству явный и великий вред.

От плохого воспитания следует воровство, убийства, хищения, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло.

Глава вторая
Об обязанностях детей к своим родителям

Обязанность детей к родителям состоит в следующем:

I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле» (Исх 12:20). Почтение это особенно в следующих делах состоит:

а) любить их истинно и чистосердечно;

б) говорить о них со всяким почтением;

в) перед ними вставать;

г) сидящим предстоять;

д) при случае достойнейшее место им отдавать;

е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;

ж) дела никакого без их воли не начинать;

з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Цар 2:19).

II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем» (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит:

во всяких нуждах им помогать;

когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: «слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится» (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил: проклятие: «проклят бесчестящий отца своего или мать свою» (Втор 27:16);

смерть: «человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет» (Втор 27:16).

Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут.

Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало — злое наше воспитание.

Здесь, ради малых детей, прилагаются Заповеди, данные Моисею Богом, с кратким толкованием

Они состоят в следующем:

«1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Исх 20:2—3).

Толкование: Первая заповедь учит, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что есть только один Бог, и понятие о Божественных свойствах такое бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово.

«2. Не сотвори себе кумира, и никакого изображения ни того, что на небе, наверху, ни того, что на земле, внизу, и что в воде под землею, да не поклонишься им, и да не будешь им служить» (Исх 20:4-5).

Толкование: Вторая заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения.

«3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх 20:7).

Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения.

«4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх 20:8-10).

Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего.

«5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле» (Исх 20:12).

Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь.

«6. Не убивай» (Исх 20:13).

Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их.

«7. Не прелюбодействуй» (Исх 20:14).

Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве.

«8. Не укради» (Исх 20:15)

Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную.

«9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20:16)

Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться.

«10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Исх 20:17)

Толкование. Десятая заповедь есть совершенное изъяснение предыдущих заповедей, и она требует не только не делать зла, но и сердцем его не желать.
Все эти вышеперечисленные заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первые четыре учат о любви к Богу. Другие шесть — о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку. Любовь к Богу в таких словах заключил Христос, Сын Божий: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22:37); любовь к ближнему — в следующих словах: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). И добавил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на