col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Навстречу XXII Всемирному Русскому Народному Собору и 25-летию ВРНС

В но­яб­ре се­го го­да в За­ле Цер­ков­ных Со­бо­ров Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла от­кро­ет­ся фо­рум «XXII Все­мир­ный Рус­ский На­род­ный Со­бор». На нём бу­дет от­ме­чать­ся 25-ле­тие де­я­тель­но­сти ВРНС, по­то­му как пер­вый по­доб­ный со­бор про­шёл в па­мят­ном 1993 го­ду. 21 со­бор за 25 лет. Про­де­ла­на огром­ная ра­бо­та. Пред­ла­гаю об­ра­тить­ся к не­боль­шо­му участ­ку этой ра­бо­ты, а имен­но к до­ку­мен­ту «Ба­зис­ные цен­но­сти — ос­но­ва об­ще­на­ци­о­наль­ной иден­тич­но­сти», при­ня­то­му на XV Все­мир­ном Рус­ском На­род­ном Со­бо­ре в 2011 го­ду. Про­чтём до­ку­мент пол­но­стью.

«Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.

Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации — в системе международных отношений.

Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) — мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.

Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.

Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.

Нравственность — личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.

Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.

Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.

Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.

Солидарность — способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Милосердие — деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.

Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.

Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.

Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.

Трудолюбие — деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.

Самоограничение и жертвенность — отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа».

Итак, 16 базисных ценностей, около трёх сотен слов, и ни одного слова о главной и непреходящей ценности русского народа — Иисусе Христе. Как это понимать? Неужели этот документ был принят Русским Народным Собором? Не верится. Наверное, это был не народный собор. Или это был народ не русский?

Многая множества недоумений возникает при чтении сего документа. «Вера. Вера в Бога (какого?), забота о сохранении религиозных традиций народов (каких?), воплощение этих традиций в делах (каких?). Верность убеждениям (каким?) и нравственно обоснованным жизненным принципам (каким?), в том числе у нерелигиозных людей». О какой вере идёт речь в первой базисной ценности? Православной? Мусульманской? Иудейской? Ничего понять невозможно, потому что под словами «вера в Бога» всякий волен понимать то, что он хочет понимать. И даже те, имже бог — чрево (Фил. 3:19) или золотой телец, или мировое господство, или сам сатана, охотно подпишутся под этой базисной ценностью.

Три следующих ценности носят названия: «Справедливость. Мир. Свобода». Неужели найдётся человек, который бы их отвергал? Нет, конечно. Значит, принимаем? Но ведь уже было, что приняли свободу, равенство, братство, а получили концлагерь, разделение и ненависть. Поэтому читаем внимательно. «Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа». Личная свобода, ограниченная личной ответственностью? Как это понимать? Человек сам себя ограничивает? А если он себя не ограничивает? А если его нравственная ответственность безответственна? А если его личная нравственность имеет особые, только этому человеку присущие свойства? Как тогда быть?

«Свобода раскрывается в служении ближним и Отечеству». Уже яснее сказано. Но опять-таки: каким ближним? Кто мой ближний? (Лк. 10:29). Хорошо известно, как ответят на этот вопрос наученные Господом Иисусом Христом христиане. Но какой ответ на этот вопрос дадут магометане? Какой иудеи? Какой язычники?

«Свобода раскрывается в служении /…/ Отечеству». Замечательно сказано, но опять неясно: какому отечеству? Век назад российские воины шли в бой за Веру, Царя и Отечество. Заметим, что слово «вера» стоит в этом призыве на первом месте, потому что без веры отечества нет. Без веры ubi bene, ibi patria — где хорошо, там и родина.

«Самостоятельность (в чём?), независимость (от кого?), самобытность (в каком бытии?) народа (какого?)». Не имея ответа на эти вопросы, не будем гадать о смысле написанного. Хотя, конечно, хотелось бы знать, какой смысл вкладывали разработчики документа в это предложение. Ведь для чего-то же оно написано?

Ещё в «Базисных ценностях» сказано о «справедливости, понимаемой как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда…», но Евангельское понимание справедливости заключается не в равноправии, а в иерархии: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48). Из этих и многих других Евангельских слов, например, притчи о талантах (см. Мф. 25:14-30), притчи о работниках (см. Мф. 20:1-16) можно заключить, что Господь не делит материальные и духовные блага только ради разделения. И распределяет Он их далеко не поровну и даже не по справедливости. Цель, с которой Бог даёт или не даёт твари различные блага, заключается не в распределении, но в спасении, то есть в научении её воздержанию и любви.

Трудно пробиться, трудно понять мысли авторов документа. А ведь раскрыть содержание ценностей «Справедливость. Мир. Свобода» проще простого, стоит только уточнить, что справедливость должна осуществляться во Христе (а это иерархия), братство и мир народов достижимы во Христе (т.е. недостижимы без единой веры в Него), и свобода возможна тоже только во Христе (а это крест). Вот, собственно, и всё, но читаем содержание следующей базисной ценности.

«Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей». Кто бы спорил с этими замечательными словами, но непонятно: на какой основе должно строиться это единство? На предложенных базисных ценностях, из которых ничего нельзя толком уразуметь? Кстати сказать, название документа по загадочности под стать самому тексту. Если бы он назывался «Базисные ценности — основа единства народов России», то было бы ясно, что под «базисными» подразумеваются «общечеловеческие» ценности, которые XXVII съезд КПСС, простите, XV Всемирный Русский Собор предлагает народам Российской Федерации в качестве принципов объединения. Но документ называется «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности». Что подчёркивают авторы этим названием? Какой «общей нации» идентичность они хотят установить? Русской? Или какой-то новой нации, которую они хотели бы создать наподобие советской? Помните лозунг тех лет: «Советский народ — новая общность людей»? Помните духовное ослепление, в котором отвергшие Христа люди осуществляли «единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей» в пределах СССР?

«Нравственность — личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными». Нельзя не согласиться с этими прекрасными словами, особенно, если нерусское слово «нейтральность» заменить более модным на сегодняшний день нерусским же словом «толерантность». Но где-то мы уже слышали эти прекрасные слова? «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…». Узнали? Да, это он, Моральный Кодекс строителя коммунизма, принятый на XXII съезде КПСС в 1961 году. Уж не к 50-летию Морального кодекса было приурочено принятие Базисных ценностей?

В Кодексе имеются такие слова о семье: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». А что говорится о семье в Базисных ценностях? «Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру». Кодекс лаконичнее Базиса. Впрочем, о многом, что подчёркивается в Базисных ценностях, во времена Кодекса не было нужды говорить. Так, например, 50 лет назад не было нужды говорить о семье как о разнополом союзе, потому что о том, что семья должна быть разнополой говорил Уголовный, а не Моральный кодекс. Также не нужно было в 1961 году настаивать на поддержке семьи через социальную политику, образование и культуру, потому что эта «поддержка» в 60-е годы Советской власти была целью государственной политики и выражалась она ежегодным убиением более 5 миллионов нерождённых детей. Кодекс сделал своё дело и может уступить место Базису? Что имеется в виду в этом высказывании? А то и имеется, что без связи со Христом все слова есть пустой звук. Более того, звук лживый и пагубный все возвышенные слова Кодексов и Базисов, если они не связаны со Христом Богом. Без освящения Христовым именем всё сказанное в Кодексе и в Базисных ценностях о семье, нравственности, единстве, мире, свободе, справедливости, милосердии, патриотизме, честности и т.д. — ложь и, следовательно, погибель. Впрочем, читаем документ дальше.

«Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира». Что ж, если не увидеть, то хотя бы услышать заботу о чистоте русского языка в документе, в названии которого три из пяти слов — нерусские. Кстати говоря, употреблённое в названии документа слово «идентичность» — лукаво, ибо произносящий его может думать, что оно что-то определяет. Например, выражение «присвоить идентификационный номер» употребляют, когда хотят сказать о каком-то выделении и обособлении. Но на самом деле слово «идентифицировать» в переводе на русский язык означает «отождествлять», «делать схожим». Вот и думай теперь, как понимать заголовок этого документа? То ли под словом «идентичность» предлагается провозглашённая в Базисных ценностях самобытность народа, то ли речь о том, чтобы сделать народы России схожими?

«Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека». Но что такое благо человека? Только ли соблюдение его прав и свобод? Обратимся к «наследию предков»: «уважать» его нам предписывала предыдущая базисная ценность. Чем было благо для наших предков? Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний (Пс. 91:2). Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс. 117:8). Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое (Пс. 72:28). Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118:71). О благе говорится и в следующей базисной ценности.

«Трудолюбие ― деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни». Вот опять нам говорится о благе общества и ближнего. Но как его понимать? Так как учит Псалтирь? Или как оно понимается в Моральном кодексе строителя коммунизма? Кстати, сравним слова Кодекса: «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству» со словами прочитанной нами Базисной ценности «Трудолюбие». Что мы видим? «Добросовестный труд на благо» в Кодексе, и «деятельное стремление к благу» в Базисе. «Непримиримость» в Кодексе, и «неприятие» в Базисе. Я бы сказал, что Кодекс решительнее Базиса, если бы не следующая Базисная ценность.

«Самоограничение и жертвенность — отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа». Пожелания (или это требование?) жертвенности нет в Кодексе. Впрочем, появление этого пункта в Базисе объясняется просто. Во времена коммунистического строительства жертвенность предполагалась безоговорочно, нет жертвы — нет строительства. Тогда как в нынешние времена о необходимости жертвы, равно как и о разнополой семье, приходится говорить особо. Что ж, поговорим о жертве особо. Ради чего Базисные ценности предлагают русским людям жертвовать собою? «Ради блага Отечества и народа». Выходит, опять поставлены перед нами неопределенное «благо», непонятное «отечество» и неизвестный «народ». Почему бы Русскому Народному Собору, если это Русский Собор, не сказать яснее: жертвовать личным надо ради Евангельского блага, Православного отечества и Русского народа? Почему он так не сказал? Впрочем, если бы и сказал так Собор, то православный человек вправе был бы поставить прежде всех перечисленных целей, то главное «ради», которым он живёт и дышит — ради Христа. Жертва ради Христа есть единственная жертва, которая наполняет смыслом все вышеназванные понятия: благо, отчество, народ, семья… Без Христа все жертвы пусты и не нужны, поскольку Он является краеугольным камнем, или, говоря ужасным языком этого документа, базисной ценностью в жизни русского человека.

Что скажем в итоге? Неужели всё выходит прямо по Евангелию? Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? (Мф. 21:42) Неужели нужно добавлять и следующие слова Господа, которые не раз подтверждались и всегда будут подтверждаться в русской истории: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21:44)? Не пора ли уже русским людям собраться своим собором, а не очередным «масонским» съездом всемирного интернационала?

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
4 октября 2018

Заметки на полях

  • Да, обмирщение христианской жизни и подмена Веры идеологией в документе очевидны!
    Благословите, отец Георгий! А что Вы думаете о возрождении язычества? Если конкретно, то меня интересует Ваше отношение к магии чисел и нумерологии. Вопрос не по вышеизложенному тексту. Простите

  • Господь благословит Вас, Алла!
    Святоотеческому отношению к к магии чисел и нумерологии нас учит святой Василий Великий в Беседе второй о человеке.

    8. «И почил Бог от всех дел своих в день седьмой». Пусть знатоки науки чисел и те, кто изучал подобного рода предметы и считает знания в этой области чем-то важным, скажут, что число «шесть» сродни сотворению мира по своей плодовитости, поскольку рождает из себя много числовых сочетаний и является совершенным в своих частях. Что же касается теорий о шестерке, излагаемых математиками в школьных рассуждениях, то пусть те, у кого есть досуг, говорят об этом особо. Пусть также говорят и о семерке, что в этом числе есть некая бесплодность, потому что число «семь» ничего из себя не рождает и само от другого не рождается. Чтобы избежать чрезмерного увлечения этим пространным предметом, я скажу о нем немного и перейду к тому, что легче для понимания.

    Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас. Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное. Поскольку эта наука порождена мудростью мира или сама есть мудрость мира, мы не собираемся хвастаться тем, что сами заимствовали кое-что из значительных трудов. И чтобы показать этим людям, что исследуемое ими со столь великим усердием в наших глазах презренно, обойдем молчанием изучение этих вопросов, к тому же теоретизирование по этому поводу не всем будет понятно. Но Церковь существует не для того, чтобы слушать отвлеченные рассуждения, а чтобы искать решения проблем домостроительства».

    https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/#0_11

    «Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас». Как я понимаю эти слова Василия Великого? А так, что христианская символика — основа всех других символик. Нет, я неверно выразился. Обращаясь к христианству, нужно говорить не о символическом, но о духовном значении чисел и знаков, предметов и облачений, вещей и принадлежностей, используемых за Богослужением, потому что они не столько символизируют собой невидимые телесными очами сущности, сколько несут в себе их таинственный духовный смысл. Поэтому можно, например, сказать, что иконостас символизирует собой становление Церкви от Адама до Страшного суда, но лучше сказать, что он заключает в себе духовный смысл того Богообщения, которое существует в невидимом небесном мире, и причастниками которого становятся все достойные христиане при жизни и после смерти. Масонская, каббалистическая, языческая и прочие символики остаются всего лишь символикой и не больше того, потому что, во-1-х, пародируют христианские духовные смыслы, а во-2-х, выдумывают того, чего в сущностном, бытийном, вечном мире – нет.

  • Благодарю, отец Георгий!
    «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок