col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Александр Буздалов. Новый визит в Ватикан

Фотография: ТАСС

Очередная встреча президента РФ Владимира Путина с папой Римским Франциском прошла в Ватикане 4 июля. В качестве главы государства и правительства, Владимир Путин встречается уже с третьим по счету понтификом. После установления дипломатических отношений между Россией и Ватиканом он в 2000 и 2003 годах встречался с Иоанном Павлом II и в 2007 году — с Бенедиктом XVI. Кроме того, в третий раз встречается Путин, будучи президентом РФ, непосредственно с папой Франциском: в 2013-м и 2015-м годах он обменялись памятными подарками. Обе те встречи завершались приветом от папы Римского патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В следующем – 2016 году – как мы помним, состоялась первая в истории встреча предстоятеля РПЦ и главы Ватикана в Гаване с подписанием небезызвестной Совместной декларации. И хотя после негативного резонанса, который получило это событие в Русской Церкви, дальнейшее развитие отношений было несколько заморожено (по принципу «два шага вперед, один назад»), очередная встреча на государственном уровне (то есть папы Римского уже как главы государства Ватикан с главой Российского государства) показывает, что начатый процесс сближения, несмотря на все препятствия геополитического и внутрицерковного характера, продолжается, и воля к сближению с обеих сторон сохраняется в полной мере.

К такому выводу можно прийти, исходя из многочисленных заявлений и обмолвок высокопоставленных лиц, непосредственных участников и идеологов этого проекта. Показательным в этом плане было заявление главы ОВЦС МП митрополита Илариона (Алфеева) в интервью итальянскому изданию «Il Messaggerо» во время последнего его визита в Ватикан (19.08.2018): «Отношения между Православной церковью и Католической церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте. Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне. В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших церквей и миром в наших церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа. Приведу один пример. Когда Патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI и произошло взаимное снятие анафем, почти все афонские монастыри перестали поминать Константинопольского Патриарха. Мы не должны создавать подобной ситуации, нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих». Соответственно, нынешние заявление (уже в секулярном формате этого единого проекта) о том, что «тема визита в Россию папы не затрагивалась», можно рассматривать, как соблюдение этой стратегии постепенности и осторожности.

Кроме того, как общий аспект встреч глав двух церквей и государств можно отметить тему гонений христиан в Сирии, послужившую, напомним, формальным поводом для Гаванской встречи (с ее декларацией о намерении сближения) и также стоявшую на повестке дня только что прошедшей встречи президента Путина и папы Франциска. Риторика единства («восстановления единства»), несомненно, бывшая рефреном Гаванской декларации, явственно звучала и в ходе государственной встречи. В частности, на слова понтифика о том, что «без книг Достоевского нельзя быть настоящим священником», президент РФ ответил, что «это говорит о наших общих глубоких духовных корнях, и именно поэтому с таким успехом проходят наши мероприятия в гуманитарной сфере».

При этом, как человек сугубо светский (то есть, по определению, неспособный видеть эту ситуацию в контексте истории Церкви, оценивать ее с позиций Священного Предания) президент Путин и само «восстановление единства двух церквей», конечно же, воспринимает как одно из таких «мероприятий в гуманитарной сфере», из которого можно получить политические дивиденды (в виде ослабления экономической блокады Запада, отмены политики «сдерживания» со стороны «наших западных партнеров» и вообще потепления в «холодной войне»). В этой связи не лишним будет вспомнить, что именно соображения политической целесообразности, поставленные во главу угла, послужили для православной стороны основной мотивировкой Ферраро-Флорентийской унии, 580-летие которой мы в этом году «отмечаем».

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
6 июля 2019

Заметки на полях

  • Католики еретики, и никакого разговора быть не может, кроме одного: если они во главе со своим папой, как еретическое обоазование принесут покаяние в своей ереси, и присоединятся после этого покаяния к нашей Святой Соборной и Апостольской православной Церкви!
    А ещё лучше с католиками вообще не связываться!Они Слава Богу уже 1000 лет от Христа уходят, и ничего общего у нас с ними уже нет и быть не может!!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.