МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Фотография: ТАСС

Очередная встреча президента РФ Владимира Путина с папой Римским Франциском прошла в Ватикане 4 июля. В качестве главы государства и правительства, Владимир Путин встречается уже с третьим по счету понтификом. После установления дипломатических отношений между Россией и Ватиканом он в 2000 и 2003 годах встречался с Иоанном Павлом II и в 2007 году — с Бенедиктом XVI. Кроме того, в третий раз встречается Путин, будучи президентом РФ, непосредственно с папой Франциском: в 2013-м и 2015-м годах он обменялись памятными подарками. Обе те встречи завершались приветом от папы Римского патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В следующем – 2016 году – как мы помним, состоялась первая в истории встреча предстоятеля РПЦ и главы Ватикана в Гаване с подписанием небезызвестной Совместной декларации. И хотя после негативного резонанса, который получило это событие в Русской Церкви, дальнейшее развитие отношений было несколько заморожено (по принципу «два шага вперед, один назад»), очередная встреча на государственном уровне (то есть папы Римского уже как главы государства Ватикан с главой Российского государства) показывает, что начатый процесс сближения, несмотря на все препятствия геополитического и внутрицерковного характера, продолжается, и воля к сближению с обеих сторон сохраняется в полной мере.

К такому выводу можно прийти, исходя из многочисленных заявлений и обмолвок высокопоставленных лиц, непосредственных участников и идеологов этого проекта. Показательным в этом плане было заявление главы ОВЦС МП митрополита Илариона (Алфеева) в интервью итальянскому изданию «Il Messaggerо» во время последнего его визита в Ватикан (19.08.2018): «Отношения между Православной церковью и Католической церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте. Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне. В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших церквей и миром в наших церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа. Приведу один пример. Когда Патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI и произошло взаимное снятие анафем, почти все афонские монастыри перестали поминать Константинопольского Патриарха. Мы не должны создавать подобной ситуации, нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих». Соответственно, нынешние заявление (уже в секулярном формате этого единого проекта) о том, что «тема визита в Россию папы не затрагивалась», можно рассматривать, как соблюдение этой стратегии постепенности и осторожности.

Кроме того, как общий аспект встреч глав двух церквей и государств можно отметить тему гонений христиан в Сирии, послужившую, напомним, формальным поводом для Гаванской встречи (с ее декларацией о намерении сближения) и также стоявшую на повестке дня только что прошедшей встречи президента Путина и папы Франциска. Риторика единства («восстановления единства»), несомненно, бывшая рефреном Гаванской декларации, явственно звучала и в ходе государственной встречи. В частности, на слова понтифика о том, что «без книг Достоевского нельзя быть настоящим священником», президент РФ ответил, что «это говорит о наших общих глубоких духовных корнях, и именно поэтому с таким успехом проходят наши мероприятия в гуманитарной сфере».

При этом, как человек сугубо светский (то есть, по определению, неспособный видеть эту ситуацию в контексте истории Церкви, оценивать ее с позиций Священного Предания) президент Путин и само «восстановление единства двух церквей», конечно же, воспринимает как одно из таких «мероприятий в гуманитарной сфере», из которого можно получить политические дивиденды (в виде ослабления экономической блокады Запада, отмены политики «сдерживания» со стороны «наших западных партнеров» и вообще потепления в «холодной войне»). В этой связи не лишним будет вспомнить, что именно соображения политической целесообразности, поставленные во главу угла, послужили для православной стороны основной мотивировкой Ферраро-Флорентийской унии, 580-летие которой мы в этом году «отмечаем».

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
6 июля 2019

Заметки на полях

  • Николай, СПб, , 06.07.2019 в 18:47

    Католики еретики, и никакого разговора быть не может, кроме одного: если они во главе со своим папой, как еретическое обоазование принесут покаяние в своей ереси, и присоединятся после этого покаяния к нашей Святой Соборной и Апостольской православной Церкви!
    А ещё лучше с католиками вообще не связываться!Они Слава Богу уже 1000 лет от Христа уходят, и ничего общего у нас с ними уже нет и быть не может!!

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на