С благодарностию возвращаю вам книгу, которую вы мне доставляли [1]. Услышьте мое мнение о ней.
Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но для религии этого мало. Чтоб она была истинным светом для человека собственно и чтоб издавала из него неподдельный свет для ближних его, необходимо нужна в ней определительность и определительность сия заключается в точном познании истинны [2], в отделении ее от всего ложного, от всего лишь кажущегося истинным. Это сказал Сам Спаситель: Истина свободит вас [3] . В другом месте Писания сказано; слово Твое истина есть [4]. Посему желающий стяжать определительность глубоко вникает в Евангелие и по учению Господа выправляет свои мысли и чувствования. Тогда он возможет в себе отделить правильные и добрые мысли и чувствования от поддельно и мнимодобрых и правильных. Тогда человек вступает в чистоту, как и Господь после Тайной вечери сказал ученикам Своим, яко образованным уже учением истинны: вы чисти есте за слово, еже рех [глаголах] вам [5].
Но [6] одной чистоты недостаточно для человека: ему нужно оживление, вдохновение. Так, – чтоб светил фонарь, недостаточно часто вымывать стекла, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча.
Сие сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истинною, Он оживил их Духом Святым, и они соделались светом для человеков. До приятия Духа Святаго они не были способны научить человечество, хотя уже и были чисты.
Сей ход должен совершиться с каждым христианином, христианином на самом деле, а не по одному имени: сперва очищение истинною, а потом просвещение Духом.
Правда, есть у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое, происходящее от движения чувств сердечных. Истинна отвергает сие вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его обновлением состояния. Если же человек будет руководствоваться прежде очищения истинною своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый: потому что в сердце его лежит не простое добро, но добро, смешанное со злом, более или менее.
Применив сии основания к книге Гоголя, можно сказать, что она издает из [7] себя и свет и тьму.
Религиозные его понятия не определены [8], движутся по направлению сердечного вдохновения, неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного.
Поелику он писатель, а в писателе непременно от избытка сердца уста глаголят [9]; или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, но по большей части им не понимаемая, и понимаемая только таким христианином, который возведен Евангелием в отвлеченную страну помыслов и чувств, и в ней разложен [10] свет от тьмы; то книга Гоголя [11] не может быть принята целиком и за чистые глаголы истинны. Тут смешано.
Желательно, чтоб этот человек, в котором видно самоотвержение, причалил к пристанищу истинны, где начало всех духовных благ.
По сей причине советую всем друзьям моим, по отношению к религии, заниматься единственно чтением святых Отцев, стяжавших очищение и просвещение, как и Апостолы, и потом написавших свои книги, из коих светит чистая истинна, и кои читателям сообщают вдохновение Святаго Духа. Вне сего пути узкого и прискорбного сначала [12] для ума и сердца, – всюду мрак, всюду стремнины и пропасть! Аминь.
* * *
Авторизованная копия письма святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», высланная Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящаяся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об. –2). Копия (без заглавия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игнатием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстрочные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо Плетневу. Письмо датируется февралем-мартом 1847 г. Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напечатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. <Н.> Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897 / Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. 4.1. С. 157–162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Ч. 2. Приложения. С. 120–122). Получив отзыв святителя Игнатия, Гоголь 9 мая н. ст. 1847 г. отвечал Плетневу: «Что касается до письма Брянчанинова, то надобно отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Это познание слышно во всякой строке его письма. Все сказано справедливо и все верно. Но, чтобы произнести полный суд моей книге, нужно быть глубокому душе-ведцу, нужно почувствовать и услышать страданье той половины современного человечества, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удивительно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома…» Смысл последней фразы Гоголя («…тьма та сторона, которая им незнакома…»), болью которого было «страданье той половины современного человечества, с которой не имеет и случаев сойтись монах», объясняется вполне из отправленного им в тот же день, 9 мая н. ст., письма к отцу Матфею Константиновскому, где писатель, говоря о « Выбранных местах…», что в них есть «душевное дело, исповедь человека, который почувствовал сильно, что воспитанье наше начинается с тех только пор, когда кажется, что оно уже кончилось», замечал, что «там изложен отчасти и процесс такого дела, понятный даже и не для христианина, несмотря на неточность моих слов и выражений, непонятных для не страдавшего теми недугами, какими страждут неверующие люди нынешнего времени». Словом, речь у Гоголя идет о всех тех, которые, пребывая во «тьме», «не ходят в церковь»: «Книга моя подействовала <...> на тех, которые не ходят в церковь и которые не захотели бы даже выслушать слов, если бы вышел сказать им поп в рясе», – с ними-то и «не имеет случая сойтись монах». Проблема расхождения между мирянином и монахом виделась Гоголю и в несколько ином освещении. В статье «Что такое губернаторша» он, например, писал, что часто священник, не искушенный в современных злоупотреблениях – в тех «видах и проделках, о которых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек <...> оттого что не видит грехов своих» (статья «Нужно проездиться по России»), – «не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной собственно к предмету». «Сказать: «Не крадьте, не роскошничайте, не берите взяток, молитесь и давайте милостыню неимущим» – теперь ничто и ничего не сделает», – полагал Гоголь. «Жизнь нужно показать человеку, жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних…» Как кажется, Гоголь прямо руководствовался здесь апостольскими словами: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали <...> А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1 Кор. 14. 4-5:13). 28 августа н. ст. 1847 г. Гоголь, в частности, писал Шевыреву: «Не снизойдя к другим, нельзя их возвести к себе…» Не следует преувеличивать степень расхождения Гоголя со святителем Игнатием. Забота о христианском просвещении России была у них общая. Совпадая в критике европейской цивилизации и одинаково признавая превосходство перед ней в религиозном отношении древнего патриархального быта, Гоголь и святитель Игнатий расходились лишь в представлениях о самом характере пастырского влияния на народную жизнь (см. об этом комментарии в изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 тт. Т. 6. С. 412–413; Т. 8). Характерно, например, что развернутая двенадцать лет спустя А. И. Герценом полемика со святителем по вопросу крепостного права и европейской цивилизации в судьбе России во многом повторяла спор Белинского с Гоголем. Текст письма печатается по списку, авторизованному святителем Игнатием и прочитанному Гоголем.
[1] Так в рукописи ↩
[2] Так в рукописи. Далее не оговаривается ↩
[3] Ин. 8:32 ↩
[4] Ин. 17:17 ↩
[5] Вы очищены через слово, которое Я проповедовал вам (Ин. 15. 3) ↩
[6] В рукописи ошибочно: По. ↩
[7] Предлог: из – вписан святителем Игнатием вместо: для ↩
[8] Так в рукописи ↩
[9] Мф. 12:34 ↩
[10] Так в рукописи ↩
[11] Слово: Гоголя – вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: тьмы ↩
[12] Слово: сначала – вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: сказано ↩
Комментарии И. А. Виноградова.
«Приговор» Игнатия Брянчанинова можно отнести не только к Гоголю, но и к Достоевскому, например. Да и вообще к любому мирянину, — в том числе и писателю, — который внезапно и непрошенно стал проповедовать.
Проповедующий мирянин напоминает горе-альпиниста, который вышел в горы нелегке, в том, в чем был, когда его вдруг осенила мысль о восхождении. Ему не приходит в голову хоть чему-нибудь обучиться у опытных восходителей, — он все знает сам! И вот этот самоизбранник, раздирая в кровь ладони, карабкается туда, где, по его мнению, должна быть вершина. Падает, срывается, обмораживает пальцы и, наконец, скатившись с первого попавшегося пригорка назад к подножию, начинает вещать среди равнинных жителей на тему: «Как нужно покорять вершины» или «Грешите, но кайтесь!» Он говорит на их языке, а потому «проповедь» его понятна и пользуется большой популярностью. Граждане довольные расходятся по домам.
А вот монах идет в дорогу во всеоружии. При нем — опыт предшественников и броня благословения старца-духовника. Путь его краток, страшен и смертельно опасен. Но он, в отличие от самопосвященного, знает куда идти, не перепутает вершины, не заблудится в тумане и уж, конечно, не станет наставлять неготовых и агитировать несклонных к восхождению. Но уж если он заговорил, то нужно внимать его словам и впитывать бесценный опыт современника, проделывавшего ни с чем не сравнимый непомерный труд.
Этот наш современник — отец Роман.
Вадиму Ковалеву.
Не идеализируйте монахов, они такие же люди, как и миряне, с теми же слабостями и недостатками, только давшие монашеские обеты Богу. Всем известный профессор духовной академии Алексей Ильич Осипов в своих лекциях сказал, что сейчас легче встретить монаха по духу в пиджаке и галстуке, чем в мантии. Еще со времен Игнатия Брянчанинова монашество было более внешннее, чем внутреннее, а в наши дни и по-давно. Мы видим внешнее, и сами додумываем внутреннее, склонны наделять наших кумиров такими качествами, которые хотим в них видеть. Это просто розовые очки. Что касается мирян, то советую послушать беседы «Школа покаяния» мирянина из Екатеринбурга Сергея Михайловича Масленникова. Замечу, что благословения на проповедь у него имеются.
Галине Синициной. » …они такие же люди ,как и миряне,…,только давшие монашеские обеты Богу».
Дав монашеские обеты Богу,монах уже не » такой же,как все миряне» .Он прежде всего уже — ангел
(слуга Бога) на земле. Вадим пишет об истинном монахе,а не о ряженом в мантию «таком же,как миряне».
Я,конечно же,- не всем известный профессор духовной академии,но все же мой личный опыт общения
с духовником- игуменом и монахами,не просто давшими обеты,позволяет мне иметь мнение о монахах,
отличающееся от мнения профессора Осипова.Прошу поверить на слово — по молитве истинных
монахов все еще до сих пор не рухнул в пропасть наш осатаневший мiр…И будет стоять этот мiр,пока
монашеская молитва спасает его.Пока жив на земле хотя бы один монах,молитву которого слышит Небо.
Не стоит идеализировать монахов,но не стоит огульно мешать в одну кучу и овец и козлищ.
Вадиму спасибо за светлые,правильные мысли!
Всем православным — благодати Святого Духа, всех поздравляю с Днем рождения Церкви!
Галине Синициной: Вадим пишет конкретно об отце Романе.
А относительно того, что «всем известный профессор духовной академии … в своих лекциях сказал, что сейчас легче встретить монаха по духу в пиджаке и галстуке, чем в мантии», — хотелось бы заметить, что несмотря на столь «скромную» самооценку профессора, далеко не каждый «монах » в пиджаке и галстуке готов поменять пиджак на мантию, подъять и понести тяжесть монашеских обетов и лютость болезней. Недаром монашество (настоящее, а не в пиджаке и галстуке) названо безкровным мученичеством.
«Молитесь за монахов — они корень нашей жизни. И как бы ни рубили древо нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий корень». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Всех с Праздником!
Благодарю Вадима, Марию, Татьяну! Искренне рада найти единомышленников в данном вопросе. Мыслями, сердцем я рядом с вами и, конечно, всегда с отцом Романом.
Монахи — возлюбленные дети Господни (и мои любимые братья и сестры). Они — избранные Богом! Всем известны слова Иисуса Христа: » Не вы меня избрали, а Я вас избрал…» . С них больше спрашивается и больше достается для вразумления (ведь «кого люблю, того наказую»). Господи, помилуй, прости, помоги всем монашествующим, спаси их! Слава Богу за все!
Очень хотелось бы узнать мнение отца Романа о екатеринбургском катехизаторе С.М. Масленникове, труды которого с недавних пор внезапно запрещены к издательству. На сайте «Уралзвон» можно с ними ознакомиться. По-моему, он один из немногих, в ком истинная живая вера. И поскольку «влечение сходить в долины опасней обитанья в них», отец Роман живёт по принципу «Зачем спускаться нам в долину, путь восхождения губя», а преподаватель Масленников делится с нами опытом спасения в миру.
Профессор Алексей Ильич Осипов о С. М. Масленникове
«Дневник кающегося», составленный С.М. Масленниковым, который критикует А.И, Осипов, предлагает постоянную работу над собой и никак не допускает гарантированной скорой победы над страстями. Напротив, катехизатор неизменно напоминает о том, что спасение невозможно без постоянной кровавой битвы с грехом. Он также убедительно разоблачил профессора в ереси оригеновщины и некоторых серьёзных богословских ошибках, которые признала за Осиповым даже авторитетная церковная инстанция. Простите, но для меня было очень важно мнение именно самого отца Романа. И это не праздное любопытство.
Попытка десакрализации монашества, а потом и священства, и таинств со стороны протестантски и экуменистически настроенных либерастов не нова и ничуть не удивляет. Объяснять им отличие монаха от мирянина — занятие безперспективное, раз уж они только пиджаками да портами меряют свое постижение. Странно видеть их на этом сайте, но это даже хорошо, что они выходят из тени — обратно скрыться не получится.
Нет, вы только вслушайтесь в эту музыку. Ведь как поют! Нет, ну как подводят-то к «главному выводу»!
Монах?! да ведь это тот же мирянин, ВСЕГО ЛИШЬ принявший обеты и отрекшийся от мiра. (Какая еще Благодать?!)
Священник?! Да ведь это тот же мирянин, но функционер, организатор, ВСЕГО ЛИШЬ назначенный, а то и выбранный руководить формальными ритуалами и таинствами. (Какая еще хиротония?!)
Церковь?! Да ведь это ВСЕГО ЛИШЬ объединение мирян для квалифицированного изучения Библии под грамотным руководством. (Какое еще Тело Христово?!)
Таинства?! Да ведь это ВСЕГО ЛИШЬ возведенные в культ пережитки древних традиций аравийских скотоводческих племен. Вы еще обрезание вспомните! (Какое еще нисхождение Св.Духа?!)
Христос?!.. Но остановимся, да и им пожелаем остановиться на этой последней черте. Здесь еще есть путь назад. Далее — нет!
Благодарю всех, кто здесь вспомнил общие известные высказывания о монашестве. Я же выразила свои соображения о современном состоянии монашества, как оно есть. Отвечаю по-порядку:
Уважаемая мария, удивляюсь вашему, мягко говоря по-детски наивному представлению: Дав монашеские обеты Богу,монах уже … уже — ангел (слуга Бога) на земле. На самом деле, монах призван стать ангелом в процессе своего служения. Призван стать и огулом стал после пострига — две большие разницы, и не факт, что каждый монах станет ангелом. Это не в нашей власти, причислять людей к ангелам. Не берите на себя полномочия Того, Кто есть Единый Судия.
Татьяне. Брянск
Я позволила себе выразить мои личные соображения (с большой горечью) о состоянии современного монашества. Что касается отца Романа, вы можете прочитать мой очерк о нем на этом сайте в разделе «Об отце Романе», Карпович — моя девичья фамилия. Правда, по какой-то причине под ним невозможно оставить комментарий, возможно ошибка модератора. Но я не в обиде. Слава Богу за все!
Татьяне. Брянск
Очерк называется «Соприкосновение» Галина Карпович
Ирине. Пермь
Я с большим уважением и любовью отношусь к монашеству и монахам в частности. Но чем больше эта любовь, тем больше кровоточит сердце, когда видишь то, что есть на самом деле.
Валентине Минск
Не смотря на то, что отец Роман — монах, а Масленников С.М. — мирянин, у них очень много общего. А главное — ПОКАЯНИЕ, к которому они оба призывают и ведут, каждый как может. Батюшка — стихами, Масленников С.М. — беседами. Помогай им Бог!
На Масленникова С.М. серьезные гонения, он не только в издательстве запрещен, а вообще запрещены и беседы его и преподавание в Воскресной школе, правда, пока только в Екатеринбургской Епархии. Господь сказал Своим ученикам, что гнали Меня, будут гнать и вас.
Вадиму Ковалеву
Прошу обратить внимание на то, что в своем комментарии я не касалась ни священства, ни Церкви, ни Таинств. Вас, уважаемый, понесло каким-то протестантским ветром и надуло вам больную музыку в голову. И «…на этой последней черте…» оказались вы сами, но отнюдь, ни я. А чтобы представление о монашестве не ограничивалось «…только пиджаками да портами…», советую пожить в монастыре годик-другой, исполнять наравне с монахами их правило, читать в полночь вечерние молитвы, полуночницу, потом подниматься в четыре или в пять утра и т.д. Тогда выветрятся из вашей головушки все протестантские мотивы. Помогай вам Бог!
Галина, теперь под Вашим очерком можно оставлять комментарии. Это была ошибка редактора, простите.
Редактору
Искренне благодарю вас, Ольга!
Мои дорогие, родные, любимые!
После полемики о творчестве А.С. Пушкина дала себе зарок не вступать в споры и обсуждения. Но не смогла удержаться.
Мы все очень разные. И уровень духовного развития у нас тоже разный. Кто-то достиг высот, как отец Роман, а кто-то только в начале своего пути. Каждого из нас Господь ведет своим путем. И каждому посылает своих учителей. Даже для понимания и восприятия творчества отца Романа нужно духовно дорасти. Кому-то понятен и близок Масленников С.М., а кому-то труды святых отцов. Смотрите в себя, не оглядывайтесь на других и уж тем более не стоит обсуждать монашество и священничество. Господи, дам нам крепости духа!
Галине Синициной.
Галина, Ваш очерк «Соприкосновение» тронул. Очень тепло написано о батюшке.
Что касается волнующего Вас вопроса, то кажется, что мы, живущие в миру,едва ли можем оценивать состояние современного монашества. Возможно мы и видим единичные негативные примеры, которые повергают в уныние, но ведь есть и настоящие монахи-подвижники, просто их подвиги скрыты от мира.
Когда в Оптиной Пустыни на Пасху 1993 года убили монахов, игумен Павел сказал такие слова: «Вот жили мы, жили и не знали, что среди нас живут святые»…Настолько внутренней была их монашеская жизнь.
А вот миряне, не имеющие священного сана, но дерзающие учить народы покаянию, да и вообще учительствовать, очень настораживают.
Татьяне из Брянска. Если мирянин обрёл серьёзный духовный опыт выживания в миру, призван свыше и имеет благословение старца Наума на катехизаторство, то почему ему предосудительно делиться с другими тем, что зачастую недоступно большинству? К сожалению, сегодня о покаянии редко услышишь. Тем более, когда слово имеет силу и видно, что человек живёт так, как исповедует. Слава Богу, что есть миряне, готовые поделиться сокровенным. С.М. Масленников — один из нас, а отец Роман признаётся: «Зачем спускаться нам в долину, путь восхождения губя?». Наверное, сравнивать в данном случае — это дерзость. Но слава Богу, в любом случае Он Сам поддерживает нас.
Галине Синициной. Благодарю Вас за единодушие. Слава Богу!
Валентине из Минска. Разрешите привести выдержку из книги нынешнего епископа, а тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» Глава называется «Схиигумен Мелхисидек».
…»Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Этот схимник жил в своем, высшем мире, где не терпят компромиссов. Но если уж отец Мелхиседек давал ответы, то они были совершенно необычны и сильны какой-то особой, самобытной силой.
Однажды в монастыре на меня обрушилась лавина незаслуженных и жестоких, как мне представлялось, испытаний. И тогда я решил пойти за советом к самому суровому монаху в обители — схиигумену Мелхиседеку.
В ответ на стук в дверь и на положенную молитву на порог кельи вышел отец Мелхиседек. Он был в монашеской мантии и епитрахили — я застал его за совершением схимнического правила.
Я поведал ему о своих бедах и неразрешимых проблемах. Отец Мелхиседек выслушал все, неподвижно стоя передо мной, как всегда, понурив голову. А потом поднял на меня глаза и вдруг горько-горько зарыдал…
— Брат! — сказал он с невыразимой болью. — Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю!
Старец-схиигумен, этот великий, святой жизни подвижник и аскет, стоял передо мной и плакал от неподдельного горя, что он воистину — худший и грешнейший человек на земле!»…
Если такие подвижники как схиигумен Мелхисидек, прошедшие духовную брань, не дерзают учительствовать, неужели мирянин, к тому же крестившийся достаточно поздно (во взрослом возрасте), обладает таким серьезным духовным опытом, чтобы учить покаянию?
Известно также, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский запретил в своей епархии лекции
С. Масленникова, а Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с его книг и запретил их к распространению. Подобное сообщение есть на официальном сайте Московского Патриархата, равно как и упоминание о том, что Издательский Совет запрашивал мнение насельников Оптиной Пустыни, Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского монастыря о книгах С. Масленникова. И в целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений.
А по поводу «недоступности большинству» , то сегодня большинству доступны любые духовные книги, в том числе и наставления Святых Отцов.
Уважаемая Татьяна из Брянска! Для меня очень дорого мнение святителя Игнатия . » Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но не исполнимыми самым делом. возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и Святых отцов легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими, Аминь».
Думаю, что совет, которого искал у схиигумена Мелхисидека будущий митрополит Тихон, несколько иного уровня, чем то, что предлагает для ознакомления мирянам преподаватель Масленников. Иногда простым мирянам веришь больше, чем «общепризнанным авторитетам». И ….» Не жди от плоти похвалы, воюя с плотью» ( иеромонах Роман).
Очень жаль, что мой вопрос к отцу Роману перерастает в полемику. Простите. Умолкаю.
Я ознакомилась с работами С.М.Масленникова, лекциями, ответами на вопросы. И понимаю, что проблема не в С.М. Масленникове, а гораздо глубже — в ПОКАЯНИИ! Однажды на исповеди, батюшка меня спросил: «Как вы каетесь? Как искупляете свои грехи?» Простой вопрос? Я не смогла ответить. Каждый должен дать ответ на эти вопросы! С Божией помощью! Господи, помилуй нас!
Уважаемая Валентина. Мне также близки и понятны слова святителя Игнатия. Подъятие непосильного духовного подвига чревато. Поэтому христианину, возрастающему в духовной жизни, необходимо руководство опытного духовника (не только Старца, а даже просто священника), но не мирянина. На этом тоже останавливаюсь.
Людмиле из Москвы. «Однажды на исповеди, батюшка меня спросил: «Как вы каетесь? Как искупляете свои грехи?»
Простите, но это довольно странный вопрос. Человеку не под силу искупить свои грехи. Церковь учит, что Искупитель только один — Христос. От нас нужно лишь искреннее покаяние. Но если речь идет об епитимии, то она рассматривается только как духовно-нравственная мера, направленная на исправление и покаяние, но ни в коем случае, как средство искупления.
Что же касается покаяния… Все мы о нем знаем, но не каждый вправе ему учить.
Хочу привести слова отца Романа, написанные батюшкой в предисловии к сборнику «Камни Святых Алтарей». Эти слова идут не просто от знания основ Православной Веры. Это слова человека, выстрадавшего свою Веру.
«Мир сердцу твоему, мои дорогой читатель!
В наше тревожное, неутешительное время всеобщего развала, хаоса и грядущих бедствий, когда многие потеряли в себе не только образ Божий, но и человеческий облик — вспомни о Вечности.
Познай, что вне Христа — всё ложь, ибо Христос — Истина. Несмотря на политические, экономические, нравственные и прочие потуги — земля обречена, ибо люди забыли Бога. И кто может спасти мир, если попирается Правда? Увы, и я в Ней не устоял. И, может быть, более, чем кто-либо поражен грехом, но всё — таки иду к Ней, падая и разбиваясь. Отсюда — боль, отсюда — кровь. Но иного пути нет…
…Возьми эту книгу, уединись, побудь с самим собой. И да упокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснётся тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему к покаянию не умереть без покаяния.
Да не будет сего и с тобою.
Иеромонах Роман».
Татьяне из Брянска! Искреннее спасибо за вразумление!
Татьяне из Брянска
Полезно узнать, что говорят сами монахи о нашем времени, в частности схиархимандрит Христофор (док. фильм из цикла «Соль земли»), почти наш современник, который не благословлял идти в монастырь своих чад в последнее время. Причина в том, что почти нет старцев, способных руководить духовным ростом насельников, он говорил, что монахи будут оставаться зелеными десятки лет находясь в монатыре, а потом будут бежать из монастырей. Что мы и наблюдаем в настоящее время.
Также наш современник, ныне живущий в Костроме монах Глеб. Очень поучительно послушать его беседы в док. фильмах «Верою жив человек», «Времени ни у кого не осталось» и др. Более десятка дисков вышло с записями его бесед о нашем времени.