Ну да, значит, это кому-то нужно. «10 ярких поэтов современности, которые скоро могут войти в школьные учебники». Так называется подборка стихов с фотографиями авторов, на которую я не стану давать ссылку, потому что войдут или уйдут эти авторы — решат без нас, так зачем нам впустую тратить время. Положим, что их введут (хотя вводят, конечно, не авторов, но их произведения) в эти учебники, как зажгли в своё время на русском духовном небосклоне звезду первой величины — Пушкина и научили называть его пророком, учителем и даже не звездой, но самим солнцем, подменив истинное Солнце Правды — Христа. Но могут и не ввести. От чего это зависит? От соответствия стихов идеологии самоубийства, учителем которой является директор школы самоубийц — диавол.
«Вкусы не есть вещь стихийная, свалившаяся с гор Памира или Монблана. Вкусы создаются, и это аксиома», — пишет В. М. Острецов. И если словесно-художественные вкусы не созданы верующими во Христа как в Сына Божьего, значит, они созданы Его противниками. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23). А что значит не собирать со Христом? Это и значит отвергать жизнь.
Но как узнать, собирают или не собирают поэты со Христом, если один из них может в каждой строке называть Христа Богом и пройти мимо Него, а другой, ни разу не назвав Его имени, привести к Нему? Вот, например, что пишет В. А. Жуковский: «Пусть поэт ни разу даже не назовет Бога, но лишь бы сам он знал Бога, шел к Богу, — он все равно всех и поведет к Богу, о чем бы ни говорил. Если душа поэта чиста, то и мы всегда только очистимся от соприкосновения с нею и никогда не осквернимся, какие бы нечистые, даже чудовищные образы ни представлял он нам». Я думаю, что мало кто знал бы эту десятку ярких поэтов современности, если бы они в своём творчестве очищали себя и своих читателей во Христе. Как и творчество Василия Андреевича Жуковского, до блеска «очистившего» свою душу в масонских ритуалах, не изучали бы в школах и вузах, если бы оно вело к Тому Богу, Которого исповедует Православная Церковь.
Что ещё сказать по поводу этой великолепной десятки? Я думаю, что редактор сайта «Ветрово» могла бы без труда подобрать не один десяток стихотворений иеромонаха Романа, которые достойны войти в школьные учебники, но… не войдут.
Вот так и живём без Христа, сами себя убивая.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
23 января 2020
По моему убеждению, стихи иеромонаха Романа в школьные учебники войдут — им там самое место, но… не сейчас. И подбирать их будет, скорее всего, кто-то другой — к сожалению для меня и к счастью для кого-то. Несомненно, это в Божьих руках, и переживать стоит за людей, никак не за стихи.
Согласен с Вами, Ольга Сергеевна! Придёт время и стихи иеромонаха Романа украсят школьные учебники, несомненно обогатят детские сердца, наполнив их красотой Слова и тёплой верой в Господа! Но это время не сейчас, а потом, но оно придёт. Должна быть проделана огромная работа филологами, литературоведами по популяризации и продвижению иеромонаха Романа, как поэта, написана не одна научная статья о его произведениях, а также для начала, нужно чтобы Божье слово вошло в школьные стены, прижилось там, расцвело! Чтобы Министерство Образования не мешало, а само продвигало в школы и другие образовательные учреждения православно-ориентированные дисциплины. (одних «Основ православной культуры…» которые изучаются школьниками сейчас — мало). А уже потом дойдет дело и до поэзии иеромонаха Романа, которую включат и мы увидим принесённые ею плоды в сердцах нашего подрастающего поколения!
Спасибо за добрые слова, Алексей (по-моему, Вы не умеете говорить другие). Дело в том, что в обществе сильно предубеждение против Церкви. Недавно на православной выставке разговаривала с одной женщиной о книгах отца Романа, изданных для детей. И она сказала, что родители её внука (или крестника, не помню точно) не дали бы ему читать эти книги уже потому, что на обложке написано слово «Иеромонах».
В классе, где учится мой племянник, родители выбрали для своих детей курс светской этики, посчитав основы православной культуры, да и религию вообще чем-то лишним для них.
Разделяю неоптимистичный взгляд отца Георгия по поводу включения стихов отца Романа в школьную программу. Думаю, что если и включат, то самые ранние, уже хотя бы потому, что в школах учится много детей, чьи родители исповедуют другие религии.
Людмила Николаевна, многое зависит от того, что будет дальше с нашей страной. Конечно, из песни отца Романа слова не выкинешь, тем более что речь не только о слове, но и о духе (и то, и другое слово можно было бы написать с прописной буквы). Если в советское время в учебниках публиковали произведения классиков, трактуя их на свой лад и закрывая кое на что глаза, то со стихами отца Романа этот номер не пройдёт — их можно осмысливать в меру своих возможностей, но наполнять другим, выгодным для кого-то смыслом едва ли получится.
Как-то раз в библиотеке, для чего-то листая хрестоматию для школьников по литературе, обрадовалась, увидев в оглавлении Евангелие в пересказе для детей. Открыла нужную страницу — и радость прошла: пересказ был сделан Львом Толстым. Последние слова этого «евангелия» таковы: «Кончено! Отец, в руки твои отдаю дух мой! — И, склонив голову, испустил дух».
Очень хотелось бы ошибиться, Ольга Сергеевна, но пока наших детей «кормят» «евангелием от Толстого», а их родители зачитываются разными нью-эйджерскими поделками, которые выходят немалыми тиражами, поводов для оптимизма мало. Примирить истинное православие со всем этим не получится.
Да, Людмила Николаевна, всё это так. Если свой внутренний мiр не примирить со Христом, то что уж говорить о мiре внешнем… Попробуем заняться тем, что нам по силам.