В новом номере православного журнала «Славянка» опубликована подборка стихотворений иеромонаха Романа и его ответы на вопросы редакции. Стихотворения отца Романа хорошо знакомы читателям сайта «Ветрово», а вот его беседой со «Славянкой» мы решили с вами поделиться.
Православные помнят, как в девяностые годы впервые услышали голос иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), льющийся с магнитофонных кассет и заставлявший любого человека, независимо от возраста, профессии и эстетических устремлений, остановиться и прислушаться. Голос пел, проникал в душу и рассказывал нам о Христе: «Гора Голгофа. Вижу три креста». Рассказывал так, как никто, кроме него, в то время. Слезы накатывались на глаза, хотелось очистить душу покаянием, прийти в храм Божий и преклонить колени перед Голгофой.
«Сказать, что это молитвенный и аскетический голос – значит, указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В его стихах есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы ее обретения» – это слова писателя Валентина Распутина о творчестве иеромонаха Романа.
Сегодня иеромонах Роман живет в скиту Ветрово и продолжает писать стихи во славу Божию и для духовной пользы своих соотечественников. Мы попросили батюшку поделиться с нами своими мыслями о поэтическом творчестве, судьбе русского народа, миссии России и о путях спасения.
Отец Роман, каким был Ваш путь к Господу, что подвигло Вас стать на путь монашества?
Как и у всех в безбожное время, путь к Господу не был усеян лепестками роз. О монашестве впервые подумал после восьмого класса. Глядя на яркие зимние звезды, вдруг понял, что рано или поздно придется оставить эту красоту. И впервые подумалось: с каждым днем люди ближе к смерти, а монахи с каждым днем ближе ко Христу. Потом понял, что с каждым днем ближе ко Христу не только монахи, но и все истинно православно верующие.
Как складывалась Ваша творческая биография? Кто из русских писателей и поэтов особенно близок Вам?
Слагать стихи начал очень рано, как только научился писать. Из стихотворений русских поэтов, несмотря на навязанное изучение «великих», в школьные годы очень любил «Утро» Ивана Никитина. Убежден, «Лето Господне» Шмелева школьникам изучать полезнее «Капитанской дочки». И стихи человека героической судьбы Николая Туроверова искреннее и правдивее надуманных произведений хваленых кумиров:
Я знаю, не будет иначе.
Всему свой черед и пора.
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.
Чужая на выгоне хата,
Бурьян на упавшем плетне,
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне.
И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать.
Это не «Буря мглою небо кроет».
Отец Роман, мы знаем, что после пострига Вас благословил на создание и
исполнение песен отец Николай Гурьянов. Он сам очень любил играть на фисгармонии, писал стихи… Расскажите, пожалуйста, о своем с ним общении.
Этому человеку обязан и монашеским постригом, и рукоположением в священный сан, и даже самой жизнью: он благословил меня и на монашеский путь, и на принятие священства, и на операции. Сами понимаете, что сказать об этом в нескольких словах – все равно что расплескать воду.
Отец Роман, сегодня мы живем в очень непростое время, когда на нашу матушку Россию, кажется, ополчились все силы мирового зла: разрушается семья, под прицелом уже сам человек, образ Божий в нем. Какими, на Ваш взгляд, должны быть отношение православных христиан к мировому сообществу, их конкретные действия в условиях необъявленной войны с нашим народом?
Внешний враг менее опасен, чем внутренний. Положение в Росiи более, чем печально. В древности пророк указал на причины и оплакал то, что происходило вокруг. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими (Ис. 1: 4-7).
Если убрать слова о сожженных городах, то обличение можно применить к современной Росiи. Убедитесь: …народ грешный, народ обремененный беззакониями, оставили Господа… Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло… Земля ваша опустошена; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
Посмотрите на опустошенные деревни, на пришельцев, отравляющих ядом наши поля, на тех, кто владеет недрами нашей земли – картина один к одному.
Что делать? Каждый должен ходить пред Богом на своем месте и на своем же месте делать то, что обязан делать – стоять за веру, нравственность, за то, что мешает расчеловечению, не боясь ни тюрьмы, ни сумы, ни самой смерти.
Какова, на Ваш взгляд, сегодня миссия России в мире?
Все народы призваны к высокому служению, но антинародные власти устраивают общий содом и всемiрный хаос, готовя путь антихристу. В Росiи больше всего православных, и наша задача – отстоять чистоту своей веры, также нужно всеми силами противиться девятому валу содомии и прочей мерзости.
Отец Роман, к своей фамилии Вы сделали добавление Правдин, взяв фамилию своей бабушки. Что Вас к этому побудило?
По рассказам мамы, бабушка своей жизнью оправдывала фамилию, была очень правдивой, прямодушной и хлебосольной. Она скончалась до моего рождения, но, несмотря на это, у меня к ней очень теплое отношение. Да и не должны на Руси пропадать такие фамилии.
Как человеку сохранить в наше лукавое время свою душу в правде и идти прямой дорогой; как не ошибиться и не принять зло за добро?
Нужно пропитываться Духом Божиим, выдавливая из себя душепагубный дух мiра сего. Не мной, а Апостолом Любви сказано: Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (Ин. 2: 15-17).
Божие не приемлет вражьего.
Сейчас можно услышать, что поэзия уходит, не рождаются новые великие поэты, крайне редко издаются сборники современных поэтов. Почему это происходит?
Земля талантами не оскудевает. И сейчас есть хорошие поэты. А почему они редко издаются, это уже вопрос не ко мне, а к тем, кто одобряет телевизионные и театральные помои. Вопрос к власти, которая должна знать, что народ растленный – не народ…
Ваши пожелания нашим читательницам.
Смотрите на звезды! И не любите мiра, ни того, что в мiре…
Беседовала Вера Первова
Православный женский журнал «Славянка», №3(87), май-июнь 2020
Рубрика «Православие и культура»
Сайт «Ветрово»
2 мая 2020
Спаси, Господи. Многая лета, отцу Роману!
Воистину Воскресе Христос!
Спаси Господи, отец Роман!
Очень люблю журнал «Славянка» , к сожалению, перестала его выписывать из за стоимости, все номера перечитываю время от времени. Благодарна его издателям! Для меня все по теме, все вовремя. Вот и о. Роман с нами побеседовал через журнал. Спаси Бог.
Спаси Господи! Интервью лаконичное и очень емкое. Сразу пронеслись девяностые и как контраст — голос отца Романа, льющийся с кассет. Особенно трогало душу «безжалостное к себе покаяние», которое поражало, может быть даже пугало — а как это, как такое возможно? Ничего не бывает просто так, ведь именно эти песнопения во многом стали ориентиром, маяком и с первых слов и интонацией голоса призывали к пересмотру всей жизни и уже не могли оставить совесть в покое… Многая и благая лета отцу Роману!
Благодарность за стихи, песни и за жизненную позицию! Здоровья Вам! Храни Вас Господи!
извините обидно до слез что не могу словами выразить своё восхищение творению о. Романа со слезами слушаю его исполнение
И на нашу матушку Россию… ополчились все силы мирового зла… («СМОТРИТЕ НА ЗВЁЗДЫ!…»: 2 мая 2020). «Увы… Оставили Господа, презрели Святаго Израилева… (Ис.1: 4-7). «Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Ин. 2: 15-17).