Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Евангелие от Матфея, 1: 1-25
До того Евангелист описывал родословие Господа Иисуса Христа, или, точнее сказать, родословную праведного Иосифа из племени Иудина, от колена Давидова. В родословной этой Евангелист перечислял людей, рожденных от людей, естественным путем и образом, как рождаются все смертные люди в мире. Вдруг он начинает описывать Рождество Господа и говорит: Του δε Ιησου Χριστου η γεννησις ουτως ην…, словно хочет этим δε (а, же, однако) показать необычайность и вышеестественность Его Рождения, кое совершенно обособляется от образа рождения всех перечисленных предков Иосифа.
Матерь Его Мария была обручена с Иосифом. В глазах людей это обручение могло считаться своего рода предисловием к брачной жизни; но в очах Марии и Иосифа оно не могло считаться таковым. Со слезами вымоленная у Бога, Дева Мария по обетованию родительскому была навеки посвящена Богу. Сие обетование родителей Она и со Своей стороны добровольно приняла, что показывает и Ее многолетнее служение в храме Иерусалимском. Если бы это зависело от Ее воли, она, несомненно, пребывала бы в храме до самой смерти, как Анна, дочь Фануилова (Лк.2: 36–37), но закон предписывал иное, и иное должно было исполниться. Она была обручена Иосифу не для того, чтобы жить в браке, но именно для того, чтобы избежать брака. Все подробности обручения сего и его значения содержатся в Предании Церковном. И если бы люди ценили Предание, связанное с Богоматерью, с праведным Иосифом и со всеми личностями, упомянутыми в Евангелии, настолько, насколько они ценят предания, часто и самые глупые, связанные с мирскими царями, полководцами и мудрецами, всякому был бы ясен смысл обручения Пресвятой Девы с Иосифом. (Сщмч. Игнатий говорит, что Дева была обручена, «дабы Рождество Его было сокрыто от диавола и дабы диавол потому думал о Нем как о рожденном от законной жены, а не от девицы». То же и блж. Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. То же и свт. Григорий Неокесарийский. II слово на Благовещение).
Прежде нежели сочетались они, – эти слова не означают, будто бы они потом сочетались как муж и жена, Евангелист и не думает об этом. Евангелиста интересует в данном случае само Рождество Господа Иисуса Христа, и ничто более, и он пишет приведенные выше слова, чтобы показать: Его Рождение произошло без сочетания мужа и жены. Посему понимай слова Евангелиста точно так, как если бы он написал: и без сочетания их оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Лишь от Духа Святаго и мог быть зачат Тот, Кому предстояло среди царства духа тьмы и злобы восстановить Царство Духа света и любви. Как бы мог Он исполнить Свою Божественную миссию в мире, если бы пришел в мир по каналам земным, затворенные грехом и смердящим гнилостью смертною? В этом случае вино новое отдавало бы запахом мехов ветхих, и Тот, Кто пришел спасти мир, и Сам нуждался бы во спасении. – Только чудом мог быть спасен мир, чудом Божиим; в это веровал весь род человеческий на земле. И когда чудо Божие произошло, не следует сомневаться в нем, но следует преклониться пред ним и для себя в чуде сем найти лекарство и спасение. Как же поступает Иосиф, узнав, что Дева Мария имеет во чреве?..
Беседы. Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце
Сайт «Ветрово»
4 января 2024
Из услышанной сегодня проповеди:
«Перечисление имён ветхозаветных праведников кажется нам историческим памятником. Но вспомните о том, что в Таинстве Крещения произошло наше всыновление Христу. И тогда родословие Иисуса Христа становится нашим родословием, ещё одним нашим генеалогическим древом. Эти имена — имена наших сродников».
// «Эти имена — имена наших сродников».//
Простите, а чем докажете? Так называемые евреи тоже называют себя потомками Авраама, Исаака и Иакова.
Некоторым и доказывать не нужно, на них достаточно взглянуть…
В смысле? Сохранились фотографии праведных Авраама, Исаака, Иакова и их семейств, и по фото можно заключить, кто их родственники, а кто обманщики? Или о чём Вы говорите, уважаемая Ольга Сергеевна?
Отец Георгий, простите, нет сил на еврейский разговор под Рождество!
Понятно. Нет сил согласиться с этим простым утверждением, что, либо мы, христиане, являемся потомками Авраама, Исаака и Иакова, а деятели, замутившие в 1948 году «государство Израиль», суть лжецы и самозванцы. Либо они ― Израиль, а мы ― вруны. Третьего не дано. Между прочим, в этом утверждении ― суть Рождества Христова. Поэтому тогда и только тогда, цитирую Вашего проповедника, «родословие Иисуса Христа становится нашим родословием, ещё одним нашим генеалогическим древом», когда мы утверждаем эту истину. А если мы её не отстаиваем, тогда см. Мф. 5:13 и другие подобные глаголы Iсуса Христа.
// «родословие Иисуса Христа становится нашим родословием, ещё одним нашим генеалогическим древом»,//
Простите, хотелось бы уточнить. Выражение «ещё одним нашим генеалогическим древом» звучит некорректно. Лучше вспомнить образ из Апостола к Рим.11:24, где он говорит о ветвях дикой маслины, привитой к хорошей (ЦСЯ перевод: доброй) маслине.
Не хотелось бы, чтобы разговор переходил в политическую плоскость, вот и всё. Как не перешла в эту плоскость сегодняшняя проповедь. Богосыновство — одно, образование государства Израиль — совсем другое. Одно дело родство по духу, другое по крови.
//Одно дело родство по духу, другое по крови.//
Иными словами, христиане ― родственники Авраама, Исаака и Иакова по духу, а так называемые евреи ― родственники Авраама, Исаака и Иакова по крови? Что об этом говорит Евангелие?
И не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3:9).
Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего (Ин. 8:39-41).
Думаю, так, отец Георгий.
Бывает и в отношениями с людьми так — родные по духу люди ближе, чем кровные родственники: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4: 32).
Ничтоже вопреки глаголю, Ольга Сергеевна. Более того, пишущий этот комментарий написал когда-то то же самое: «Как правило, люди разных кровей собираются под одним куполом, а под одной крышей часто живут родственники совершенно друг другу чужие. Потому что подлинно соединяет людей не плоть и кровь, но то общее дело («литургия» и «республика» ― одинаковые по значению слова, потому что и λειτουργία, и res publica означают буквально «народное дело»), тот дух, которому они сотрудничают и сослужат. Что же такое соработа человека тому или иному духу? Это и есть его вера. Иными словами, вера это – руководство и влечение человека незримым духом, которому он отдает свой ум, свое тело, свою душу. Вера не может быть личной, она всегда обща, потому как она есть духовный язык».
Но в данный момент я хочу сказать о другом. О том, что, если две тысячи лет назад Христос назвал детьми дьявола утверждавших, что они ― дети Авраама, то неужели тех, кто сейчас утверждает то же самое (не имея никаких (!) доказательств), мы назовём правдивыми людьми, а не лжецами? Если поступим так, то сами будем лжецами, как и Христос сказал: если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец (Ин. 8:55). Если поступим так, то поступим вопреки словам Христа в Ин. 8:37-44 и вопреки апостолу Павлу писавшему, что современные ему потомки Авраама отломились неверием от корня доброй маслины, а на их место прицепляются ветви диких маслин.
Слова о том, что христиане ― родственники Авраама по духу, а «евреи» ― его потомки по плоти, являются предательством Христовой веры. Доказательства? Всего четыре предложения. 1. В Таинстве причастия христиане причащаются Тела и Крови Христовых. 2. От кого Он их воспринял? 3. От праведного Авраама. 4. Значит, христиане ― родственники Авраама по плоти, а не причащающиеся Таин Христовых и называющие себя потомками Авраама, т.е. «евреи» суть лжецы.