col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Пафнутий (Лемиш). Символ неверия в Воскресение

Анна_Д., [26.07.2023 19:17]
Спаси Господи! мне Мария, невестка Натальи Викторовны, надиктовала как все было. Если вы не против, я перешлю?

о. П, [26.07.2023 21:08]
Хорошо, Анна!

Анна_Д., [26.07.2023 21:15]
Она в поезде едет, в общем все по прядку наговорила )

…Наталья Викторовна всегда следила за здоровьем, в отличие от всех нас. Обследования проходила, анализы сдавала… И питание для нее было «пунктиком». Она тщательно относилась к выбору продуктов: покупала в определенных магазинах, смотрела состав… И тут сильные боли в животе пошли. Начали обследоваться: сначала терапевт, потом сделали МСКТ. Увидели, что это множественные лимфоузлы воспалились, увеличились и стали выдавливать органы в брюшной полости, а от этого и пошли боли… Отправили Наталью Викторовну к онкогематологу. Необходимо было взять лимфоузел на анализ. Надо сказать, что естественный запас прочности ее организма высокий был, здоровье крепкое, кровь хорошая. Гематологу ситуация странной казалась.

Наталье Викторовне становилось все хуже: брюшную полость сдавливало все сильней, так что она уже ничего не могла есть… Сидим у врача. Он говорит:

— Операция через шесть дней.

— Пожалуйста, пораньше! — прошу.

— Странно, анализы не плохие, не трагичные, а клиника — то, как человек выглядит и чувствует себя — не соответствует анализам, — недоумевает онкогематолог и начинает извинятся: — Простите, не могу никого подвинуть в очереди, у пациентов совсем плохие анализы. Пусть Наталья Викторовна пьет воду. От истощения не пострадает — шесть дней пережить можно.

Дождались. Правда, на шестой день состояние настолько ухудшилось, что пришлось ставить капельницу и отменить операцию. Взяли лимфоузел на седьмой день.

Результаты гистологии надо ждать много дней: минимум десять, а то и две недели. Обезболивающие на дом не выписывают. Поэтому я врачей прям просила-просила, чтобы Наталью Викторовну оставили в больнице и как-то уменьшали боли. Врачи пошли навстречу и оставили ее в хирургии. Снимали боль, помогали с питанием по трубочкам. Но каждый день хотели ее выписать, потому что она — не хирургический больной, а я опять упрашивала.

Пришли результаты — за неделю сделали. Тогда одним днем перевели Наталью Викторовну в гематологию. И как только перевели, все параметры крови рухнули. От этого не смогли начать назначенную химиотерапию. Стали делать капельницы. А Наталье Викторовне все хуже, хуже, хуже… И вот ее переводят в реанимацию. Вопрос жизни или смерти. Врачи прямо не говорили, но давали понять, что она не выкарабкается. Сообщили женщине, которая присматривала за домом Натальи Викторовны в ее отсутствие. А та попросила молитв в монастыре.

И вот состояние Натальи Викторовны стало значительно лучше. Врачи-реаниматологи согласились, что произошло чудо: смерть на тот момент миновала.

В реанимацию никого не пускали, вообще никого! Я даже писала письма, что в России с двадцатого года действует программа «Открытая реанимация», пустите — это важно! После писем сказали: «Хорошо, пустим».

Я хотела, чтобы муж пошел — сын же матери своей все-таки! А он боялся, что это будет как прощание. Поэтому поехала я — ведь по всем врачам мы вместе с ней ходили. Когда я приехала, она была вся в трубочках, с маской кислородной, но в сознании. Я с ней посидела, поговорила с ней. Не знаю, насколько сознание ее было ясным: отвечала она глазами, слабо-слабо.

Состояние продолжало улучшаться. Я убедила мужа, что, если сейчас посетить мать, это не будет прощанием, так будет лучше! Съездила в Саввино-Сторожевский монастырь, недалеко от дома, за святой водой. Под широкой кофтой удалось спрятать пол-литровую емкость — в реанимацию не разрешают ничего проносить. Муж меня ругает: «Если заметят, нам совсем не разрешат приходить — это ведь реанимация!» Но я святую воду пронесла: «Будем решать проблемы по мере поступления!» Подписала емкость, дала нянечке и попросила давать понемногу.

Нянечка начала давать святую воду Наталье Викторовне, как просили. И состояние больной так резко пошло на поправку, что буквально на следующий день убрали питание по трубочкам. Так быстро его никогда не отменяют! Наталья Викторовна уже сама стала пить — побольше, побольше… Врачи, видя такое улучшение, в итоге не стали ругать нас за воду и перевели ее на обычное питание. А случилось это на Пасху! Воду я принесла в субботу утром, а уже в воскресенье днем она смогла сама кушать обычную еду.

С водой так хорошо получилось! У меня появилась надежда, что получится пригласить священника, чтобы причастить и соборовать Наталью Викторовну. Но тут муж меня остановил: «Мама — человек настроения. Боюсь, если она увидит, что ее пришли причащать, то подумает, что это все — конец, плохие прогнозы; внушит себе что-то плохое и настроит себя на смерть!» Я пыталась его переубедить, но он сильно этого боялся. Конечно, можно было все организовать, но через конфликт с мужем. Я побоялась взять на себя ответственность. Как-то и против мужа идти… Как в такой ситуации быть?

Наталье Викторовне становилось все лучше, лучше… Сначала перевели в гематологию. А перед второй химией выписали.

Мы обрадовались и все вместе — свекр, муж и я — поехали ее забирать. Она очень воодушевленная была, в полном разуме, только ноги не ходили. Мы ехали домой и проезжали мимо храмов. В двух минутах от нашего дома был один храм, а в пяти — другой. Мы могли заехать в любой из них. Потом Наталья Викторовна дома была, и можно было пригласить священника. Но мне не хватило понимания, насколько это важно! Сейчас я понимаю, а тогда… Очень грустно: не соборовали, не причастили…

Из больницы Наталья Викторовна вышла на пару дней совсем другая, вообще другая! У нее настолько поменялось мировоззрение, отношение ко всему и ко всем — просто другой человек! Она всегда любила окружить себя красивыми вещами, оформить интерьер… А тут сидит и говорит: «Я сейчас понимаю, насколько это неважно!.. Важны люди, отношение к людям и добрые поступки…» Какие это были чудесные два дня!..

Потом отвезли ее обратно в больницу. Лечение подействовало очень хорошо: уменьшились лимфоузлы, болей не было, она ела твердую пищу. Мы поверили, что болезнь можно победить. С врачами уже речь шла о реабилитации — каких найти специалистов, чтобы ноги восстановить… И тут резко ей становится хуже. Проходит пара дней — и все: позвонили и сказали, что Наталья Викторовна скончалась.

А дальше проводы, и… Наталью Викторовну кремировали. Надо сказать, что в течение жизни, когда заходил разговор на тему кремации, мы всегда с ней спорили. Я лично плохо отношусь к кремации. А Наталья Викторовна четко говорила и мне и мужу, что хочет быть кремированной. Поэтому у мужа не было никаких сомнений. Тем более что еще за шесть лет до всех этих событий она в пакет собрала одежду, в которую ее надо одеть, если с ней что-то случится, и составила бумагу с указаниями по разным вопросам. По поводу похорон она написала, что хочет быть кремированной. Когда похороны организовывали, я просила мужа: «Может, давай предадим ее земле?» Муж оставался непреклонен: «Мать хотела так, значит, будет так!»

Снова вопрос, как спорить с мужем в такой ситуации? Я, как могла, поспорила. Но не хватило у меня знаний и аргументов. В итоге ее кремировали.

То, что случилось, сильно подействовало на всю нашу семью: и на взрослых, и даже на детей. Раньше столько было суеты. В Церковь если ходили, то только по праздникам. Что-то читали, но по верхам. Думали, еще всё успеем… А вот эта неожиданная для всех смерть расставила приоритеты. Муж согласился, что батюшку необходимо было приглашать, и маму соборовать и причащать. Но, к сожалению, назад ничего не вернешь…

Как бы там ни было, то, что Наталья Викторовна смогла выйти из реанимации и побыть два дня с нами дома, — это такая Божия милость к нам! — голос Марии стал дрожать. — Мы с ней поговорили обо всем, обо всем, о чем раньше не говорили. Попросили прощения за все, за все, о чем раньше не вспоминали. Настолько ценными оказались эти два дня! Спасибо Богу за них! — Мария расплакалась.

У Марии возникло два вопроса. Первый, по сути, оказался риторическим, поскольку ответ последовал от ее мужа: он осознал, что надо было позвать священника! Я тоже припоминаю похожие случаи, когда дается ограниченное время, и важно успеть сделать самое главное. У брата болела мать. В какой-то момент она попала в больницу и провела там полтора месяца. Священник напоминал, чтобы в сердце матери стучались. Дети не оставляли мать: лечили, ухаживали, но как воцерковить, не знали. Она сама как-то раз попросила разъяснить, но сын замялся: сам только-только пришел к вере… Все завершилось стремительно. Завтра мать должны были выписать, а у нее приступ, и она попадает в реанимацию. Договорились с приходским батюшкой покрестить, но тот не смог. Сын взял воды и поехал, чтобы покрестить самостоятельно. И не успел… Впрочем, есть надежда, что в детстве маму покрестили, потому что её старшая сестра была крещеной.

А другая история о пожилой казашке. Она была при смерти. Так получилось, что рядом оказался священник. Покрестить он ее покрестил, но кратким чином, а восполнить до полного, пособоровать и причастить должен был приходской священник — так они договорились. Священник приходской восполнил и пособоровал, а Причастие отложил до удобного случая. Молодой батюшка — для него жизнь еще вся впереди. А вот казашка от Крещения прожила «один час» — одну неделю, и преставилась. Так и не причастил ее молодой священник… У меня эти истории всегда перед глазами как напоминание, и от этого я немного «тороплюсь успеть»…

А второй вопрос Марии, о кремации, стоит раскрыть. В свое время, когда на приходе его разъяснили, люди подходили на исповедь и сожалели, что или дали разрешение, или сами кремировали своих близких…

Если говорить более обще, речь идет об отношении к телу умершего человека, к его останкам. Хорошо за примером обратиться к Писанию. Иосиф, когда умирал в Египте, заклял сынов Израилевых, чтобы они в свое время, когда посетит их Господь и поведет в землю обетованную, совознесли и кости его отсюда с ними (Быт. 50: 24-25). И вот через четыреста тридцать лет, при выходе из Египта, взя Моисей кости иосифовы с собою (Исх. 13: 19). И после сорокалетнего странствования по пустыне, после завоевания и разделения земли обетованной сынове израилевы закопаша их в Сихемех, в части села, еже притяжа Иаков от аморрей стом агниц, и даде ю Иосифу в часть (Нав. 24: 32). Для современного человека непонятно, как это — хранить останки более четырехсот тридцати лет, чтобы потом благоговейно похоронить в значимом для сердца месте.

В свое время меня тронула история Товита, которая, кроме прочего, еще учила, как правильно надо относиться к усопшим. Когда Товит описывает свою жизнь, то в числе других добродетелей: хлебы моя даях алчущим и одеяние нагим — он говорит и следующее: и аще коего от рода моего видех умерша и извержена вне стены Ниневии, погребах его: и аще коего убиваше Сеннахирим царь… погребах их отай: многих бо уби в ярости своей: и искома бываху от царя телеса, и не обретахуся. За это, по доносу недобрых людей, Товит пострадал от царя Сеннахирима (Тов. 1: 16-20). При следующем царе положение Товита улучшилось.

Однажды в праздник Пятидесятницы в святую седмицу седмиц был у него праздничный обед. Яств оказалось много, и он попросил своего сына пригласить бедного из братьев, который помнит Господа. Сын вернулся, чтобы сообщить, что увидел единоплеменника удавленного и брошенного на площади. Товит оставил обед, пошел и спрятал его до захода солнца. Вернулся домой и ел хлеб свой в скорби. А после захода солнца пошел и, выкопав могилу, похоронил единоплеменника. Пока Товит хоронил, соседи насмехались над ним и говорили: еще не боится он быть убитым за это дело; бегал уже, и вот опять погребает мертвых (Тов. 2: 1-9).

Так рассудили соседи. Но совсем другое суды Божии. Во всех тех случаях, когда Товит хоронил единоплеменников, и тогда, когда он не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, с ним невидимо находился один из семи высших Ангелов по имени Рафаил. Рафаил пришел к Товии по воле Бога и назвал погребение благотворительностью (Тов. 12: 12-15, 18). Захоронение тела усопшего вменилось человеку в благотворительность.

А вот о сжигании тела в Писании мы находим лишь отрицательный пример. Через пророка Амоса Господь произносит суд над моавитянами: За три нечестия Моавля и за четыри не отвращуся его, понеже сожгоша кости царя Идумейска (Ам. 2: 1). Если не вникать в предысторию (см. 4 Цар. 3), из приведенных слов пророка мы должны сделать вывод, что сжигание моавитянами костей царя Едомского явилось той каплей, после которой чаша гнева Божия переполнилась. По толкованию святых отцов, сжигание костей царя — это выражение злопамятства и крайней жестокости или идолопоклонства.

В Новом Завете два самых главных события — это воплощение Бога и Его Воскресение. Оба они связаны с человеческой плотью. Господь возвел плоть человека на немыслимую высоту тем, что сначала она вместила в себя Бога, а потом в ней же Христос воссел одесную Отца. Поэтому уничтожение плоти — особый вид богоборчества, я бы сказал, символ неверия в Воскресение.

В 785 году от Воплощения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа основатель империи Каролингов, «отец Европы», защитник христианства Карл Великий под страхом смертной казни запретил кремацию. Предоставление законных прав «огненному погребению» связано с двумя, по сути, богоборческими революциями: Великой Французской и Октябрьской. В книге И. В. Стоклицкого «Кремация заграницей и у нас» есть такие слова: «Сокрытие в могилу, захоронение в земле — это именно тот способ погребения, который дает возможность духовенству облекать процесс смерти таинственностью, поддерживать и раздувать эту веру в „таинство“. А кремация, при которой процесс превращения трупа в пепел происходит, так сказать, на глазах у всех, снимает весь этот покров таинственности и, таким образом, является одним из могучих таранов для разрушения всяких предрассудков. Нет сомнения, что кремация толкает людей на путь к неверию, к безбожию, а стало быть, и к сокращению доходов духовенства» (М., 1928 г., с. 51). Эти слова на меня производят обратный эффект. Цели революционеров четкие: во-первых, толкнуть «людей на путь к неверию, к безбожию» — что, на самом деле, и есть настоящая смерть — отпасть от Источника жизни; во-вторых, «стало быть, и к сокращению доходов духовенства» — уничтожить священство — тех, с помощью кого происходит примирение падшего человека с Богом. Но если читать между строк, то действительно приходит сознание, что захоронение в земле — это именно тот способ погребения, который позволяет человеку прикоснуться к тайне смерти. Гусеница — наше тленное тело — закрывается в коконе. А потом непостижимым для всех людей образом должна будет выйти на Свет Божий бабочка — наше тело обновленное, духовное.

Природа с погребенным телом делает ровно столько, сколько ей определено. Общий естественный предел тления, мне кажется, указан у пророка: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» (Иез. 37: 4).

А сколько нетленных мощей обнаруживается, которые свидетельствуют, что человек еще при жизни прикоснулся к Нетленному?! Или — мне запомнилась история старца Харалампия Дионисиатского — особый цвет останков десной руки засвидетельствовал, что милостыня, которую женщина щедро раздавала нищим этой рукой при жизни, принята Самим Богом.

Созерцание же кремации приводит совсем к другим размышлениям. Во время блокады Ленинграда накопилось большое количество непогребенных тел. Чтобы решить этот вопрос, печи на территории двух заводов были переоборудованы под крематории. Вот воспоминания стрелка охраны завода: «Я сама видела, как у цеха стояли в очереди и ожидали разгрузки грузовики с трупами солдат, которых везли с передовой. Туда, в цех, к печам не пускали, нам хотелось всё увидеть. Нам было и страшно, и интересно: ведь мы были очень молоды… А поскольку мы были там своими — охрана всё-таки! — нам довелось-таки всё увидеть своими глазами. Было это на термическом участке механического цеха. Рядом с печами лежали кучей полушубки и шапки, стояли сапоги, снятые с трупов. Зрелище, которое мы наблюдали в глазок печи, было ужасным: трупы корчились в огне, толкая друг друга. Казалось — мы заглядываем в ад». Зрелище ада. Всепожирающего огня.

Конечно, мои размышления для людей верующих. Я использовал аргументы традиции и веры. Они друг с другом связаны, и то и другое стараемся хранить. Уступаем первое, охладевает вторая. Для верующего каждый человек — это душа и тело. (Ведь когда убивают плоть, говорят, что убили человека, и не говорят, что убили его тело.) Тело — дом для души. А дом не сжигают, когда переезжают на время. Его передают на хранение. Земля — наша камера хранения. Так мы научены от века, эту вековую традицию стараемся беречь.

А неверующему человеку трудно что-то объяснить в этом вопросе. Человек без веры руководствуется больше экономической или экологической целесообразностью. В первом случае обращаются к кремации. Причем заграницей уже научились использовать тепло от крематориев для отопления домов, а пепел для удобрений. Во втором — «зеленом» или экологичном — к компостированию или перекомпановке, когда тело человека с помощью микроорганизмов достаточно быстро превращается в компост. Последний способ пока проигрывает кремации по цене.

В России к кремации в основном прибегают в Москве и Санкт-Петербурге из-за доступности. Не хочется отягощать людей, у которых на руках оказался почивший. Но ведь мы ищем не более легкий путь, а более благочестивый.

—————————————————————————————

Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле. Марк Минуций Феликс.

Иеромонах Пафнутий (Лемиш)
Сайт «Ветрово»
28 апреля 2025

На иллюстрации: советская урна (Московский крематорий).
Рисунок Из книги И. В. Стоклицкого «Кремация заграницей и у нас» (М., 1928)

Заметки на полях

  • Вологодская область

    Спасибо за понятное и полезное разъяснение.

  • Нижний Новгород

    Здравствуйте, отец Пафнутий.
    Христос воскрес!
    Не могли бы Вы пояснить, зачем нужно причащать или крестить умирающего человека, который, может быть, и в Церкви то ни разу не был и вероучением никогда не интересовался? Христос же сказал, что кто не будет веровать осуждён будет. А тут получается, что вера как бы и не обязательна, главное — успеть совершить Таинство. Или подразумевается, что если человек всё-таки согласился (пусть и под воздействием уговоров) покреститься и причаститься, значит, он уже верующий?

  • Воистину Воскресе, Людмила Николаевна!

    Хороший вопрос, Людмила Николаевна.
    Перед смертью человек особенно близок к другому миру. Душа становится чуткой. В этот момент очень важно помочь человеку примириться с Богом.
    Какие-то греховные привычки человек изжил своей жизнью, нужно лишь сам грех исповедать. От каких-то грехов человек приходит в сокрушение, но дел покаяния уже не успеет совершить. Поэтому нужны будут молитвы ближних. А бывает и то, о чем Вы пишете: омертвение души. Тогда бесполезно стучаться. Вот для первых двух нужен наш труд, Людмила Николаевна. И Вы можете быть Апостолом своей семьи.

    Если возник такой вопрос, наверно, стоит рассказать историю о крещении казашки. Даст Бог, запишу позже.

  • Нижний Новгород

    Благодарю за попытку ответить на мой вопрос, отец Пафнутий. Боюсь, что апостольство ( даже только в своей семье) мне не по плечу — это особое призвание, которого удостаиваются не все. А самозваное апостольство, как мне кажется, способно только навредить, особенно если сама ещё толком не понимаешь, как и во что следует верить, а чтение и размышление на эту тему не добавляют ясности, но скорее наоборот — рождают всё новые и новые вопросы, ответы на которые пока не находятся.

  • Согласен, это надо жить.

  • Саки

    Доброго здоровья, Отец Пафнутий! очень нужная и ,, больная,, тема в наше время! Спаси нас Господи ! Это настолько сейчас пытаются навязывать… Очень жаль , что отходим от традиционных ценностей! Очень важная тема.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //