Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Что это за шум, возлюбленные братья и сестры, слышим мы на улицах Иерусалима? Что это за топот конских ног о каменистую палестинскую почву? Что за плач доносится до наших ушей? Что свершается ныне в святом граде?
Это ведут Христа Спасителя на распятие. Это Его сопровождают римские воины на конях. Это их лошади стучат о каменные мостовые Иерусалима. Это плачут иудейские женщины, которые сопровождают Христа.
Ведут Христа на распятие. Ведут Его из Иерусалима на Голгофу. И Господь в окружении разноликой толпы идет на страдания, чтобы здесь совершить искупление человеческого рода. Несет Он тяжелый крест для Его телесных сил. Не в силах уже Ему нести живоносное древо — Свой жертвенник, на котором необходимо принести величайшую жертву для спасения мира. Падает Христос Спаситель под тяжестью креста. Но на пути к Голгофе встречается человек по имени Симон Киринейский, который возвращается с поля к себе домой. Воины заметили его как сильного человека и возложили на него тяжелую ношу живоносного креста. Симон впереди Христа шествует к Лобному месту.
И вот она, Голгофа. Страшное место, похожее на человеческий череп. Потому оно и называется Голгофой. Здесь, по преданию древней ветхозаветной Церкви, был погребен праотец Адам. И здесь же, на этой горе, были совершены бесчисленные казни людей. На эту-то Голгофу и был приведен Христос Спаситель, Царь и Творец мира.
Прислушайтесь, присмотритесь, возлюбленные братья и сестры, к этой страшной картине! Христос окружен! Окружен не Своими учениками, а первосвященниками, старейшинами, книжниками, римскими воинами. Окружен, по словам Псалмопевца, как бы псами яростными, которые восстали на Христа. И они смеются, они злодействуют над Богочеловеком, безжалостно взирая на то, как Христа возлагают на крест, как жестокие воины вонзают Ему и в руки и в ноги железные гвозди и вбивают их тяжелым молотком. Они упиваются видом крови, которая льется из пречистых ран Спасителя.
Голгофа! Это страшное и в то же время святое место, где установлен великий жертвенник — живоносный крест Господень. На нем возносится величайшая жертва Сына Божия за спасение всего человеческого рода. Грехи всего мира Он возложил на плечи Свои и до конца добровольно перенес страшные мучения голгофские. Это действительно, возлюбленные братья и сестры, были нечеловеческие мучения! Ибо обладая человеческим естеством, чувствуя боль так же, как обычные люди, Он испытал как бы богоотставленность. Ведь не напрасно Его пречистые уста взывали тогда к Богу Отцу: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это был голос человеческого естества, голос вообще человечества, как бы находившегося в плену и под тяжестью греха. «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» И в то же время Он слышал Своими пречистыми ушами поношение. Со стороны кого? Со стороны первосвященников, со стороны тех, для кого было известно из закона, из ветхозаветных писаний о пришествии в мир Мессии для искупления человечества. И эти законники не разумели сей великой тайны и смеялись над Страдальцем Христом. «Э! разрушающий храм, сойди с креста, сойди! Ведь Ты говорил, что разрушишь храм и созиждешь нерукотворный. Спаси Сам Себя, или созижди, как говорил. Сойди, и мы тогда уверуем в Тебя!».
К хулениям первосвященников, старейшин и книжников присоединялись жестокости римских воинов. И они смеялись над Богочеловеком. Они наполняли губку оцтом (уксусом) и подносили к Его пречистым устам. Даже оба разбойника, которых распинали вместе с Христом, поносили Спасителя. И только спустя некоторое время один из этих разбойников прозрел духовно. Он увидел и сопоставил свою вину — и вину Богочеловека. Понял, что Он ни в чем не виновен. И несмотря на то, что вокруг Креста Христова изрыгались всевозможные хуления и поношения, душа и сердце его потянулось к Спасителю мира. Увидел он Страдальца Бога на кресте и возопил покаянным гласом: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!»
И рекл Господь: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Итак, возлюбленные братья и сестры, пред нашими очами — Голгофа. Крест Христов. Пригвожденный ко кресту Богочеловек. Вот он, посмотрите на Страдальца! Вот Его пригвожденные руки, вот Его пригвожденные ноги. Смотрите, как льется кровь Богочеловека. Льется для того, чтобы омыть, очистить, освободить нас от грехов, чтобы дать нам жизнь вечную, чтобы приобщить святости Божественной. Смотрите и с ужасом — и со смирением, с благоговением и любовью. Идите, идите ко Христу, как пошел разбойник благоразумный. Пусть вокруг нас и извергаются хулы на Христа, на веру! Пусть лицемеры вторят первосвященникам: «Спаси себя и нас, и мы тогда уверуем». Пусть изуверы утверждают, что вера — это ложь… Да не заглушат эти вопли голоса нашей совести, нашего чистого сердца! И уразумеем мы, что пред нами истинный Бог и истинный человек, пришедший в мир грешников спасти, среди которых мы с вами — первые.
Итак, возлюбленные братья и сестры, на Голгофе совершается казнь. На Голгофе раскрывается величайшая истина, и свидетельствует эту истину не кто-нибудь, а благоразумный разбойник. Все хулили Христа, потому что поработили себя греху. Первосвященники — греху самопревозношения. Фарисеи — греху гордыни и лицемерия. И где же им было уразуметь эту величайшую истину?! Преклониться пред страданиями Христовыми?! Нет, они не желали страдать. Они хотели возвысить себя, но не истину Божию. А для познания истины необходимы прежде всего любовь и покаяние. И то, что было сокрыто от мудрых, открылось благоразумному разбойнику. Много он сотворил зла, много страданий причинил людям, много пролил крови невинной — за все эти преступления он и принял крестные муки. Страдания привели его к покаянию. А покаяние — путь к познанию величайшей истины, путь к спасению.
Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, не должны забывать, что истина восторжествует в любых обстоятельствах. Хотя будут ее унижать, будут над ней смеяться, но истина все равно восторжествует и торжествует всегда. Многие святые достигали духовных высот среди смеха и неприязни, среди ненависти человеческой.
Итак, братья и сестры, возлюбим истину Христову! Придем ко кресту Господню, поклонимся ему, облобызаем пречистые ноги Спасителя. Пусть Его пречистая кровь омоет и наше тело, и нашу душу, дабы нам укрепиться на спасительном пути и достигнуть вечного спасения и жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Очень понравилась статья! Поделился ею в своих группах.
У меня тоже есть миниатюра на эту тему.
На Страстной
Сейчас Ты страдаешь, безвинно страдаешь за наши грехи.
И мир не заплачет, — он только судачит – в нём люди глухи.
Часы безвозвратно отстукивают время — секунда течёт –
В темнице печальной, Тебя прямо в темя, солдат римский бьёт!
А завтра на гору, на Лобное место, Ты крест понесёшь
И c тяжким тем древом – грехи всего мира на душу возьмёшь.
Искупишь всё кровью – святой и безгрешной — разрушив весь Ад.
И смерть победив – Ты воскреснешь! Воскреснешь! Весь свет будет рад!..
…И мчатся столетья, стремглав пролетают и тысячи лет,
А тёмному миру — дарует прощенье Немеркнущий Свет…