col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Градусов. Как мы, православные братья и сестры, поздравляем друг друга

В дни свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния, Кре­ще­ния Гос­по­да Бо­га на­ше­го Иисуса Христа по­лу­чи­ло боль­шую по­пу­ляр­ность ви­де­о­позд­рав­ле­ние мужс­ко­го хо­ра «Рус­ский фор­мат», ис­пол­ня­ю­ще­го тро­парь Празд­ни­ка. Да, дейст­ви­тель­но кра­си­во по­ют и сла­вят Гос­по­да! К то­му же ис­пол­ни­тели внес­ли в ви­де­о­ро­лик до­пол­ни­тель­ную твор­чес­кую со­став­ля­ю­щую: в кад­ре они пе­ре­да­ют друг дру­гу свя­тую Кре­щенс­кую во­ду. Здо­ро­во, прав­да? Как же нам не по­де­лить­ся друг с дру­гом этим «хо­ро­шим ви­део»?!

Но так ли это, как кажется на первый взгляд? Ведь мы помним слова Евангелия от Матфея: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Мф. 23: 27-28).

Давайте вместе с вами посмотрим это видео: что оно нам даёт, чему учит? Чем мы на самом деле делимся с близкими и дорогими нам людьми?

Что первым бросается в глаза при более внимательном просмотре — это, конечно, кощунственное отношение к символу нашего спасения, а именно ко Кресту! «Крестик носят с благоговением, чтобы “знамение победы нашея не было оскорбляемо”. Неслучайно он называется нательным. Это отнюдь не ювелирное украшение, которое стоило бы выставлять напоказ. И совсем уже явное кощунство — неподобающее использование креста, например, в качестве серьги». https://people.onliner.by/2013/04/04/krest-2

К тому же у мужчины с Крестом в ухе крашеные волосы, а это не приветствуется Церковью даже у женщин. По словам румынского священника Иоанна Валентина Истрати, «шаблон искусственной красоты является… генератором неизлечимой скорби, депрессии и даже смерти».

И какое легкомысленное, неуважительное отношение к святыне. Крещенская вода по-гречески называется «Великая агиасма» (то есть «Великая святыня»). В видео даже намека нет на уважительное отношение к Великой святыне, а то, как с ней обращаются, к большому сожалению, напоминает разлитие по сто грамм на брата.

К тому же где происходит действие? В храмах нашей Святой Соборной Апостольской Православной Церкви или на их фоне. Церковь — это не цирк или театр! Тут совершаются великие Таинства!

Вот какие неутешительные выводы. А ведь герои этого видео — пример для подражания, раз мы им делимся!

И до этого мужской хор «Русский формат» выпустил красивый видеоролик с исполнением песнопения «Марие, Дево Чистая». К этому видео тоже есть вопросы!

Мы являемся движущей силой этих «героев» и подобных им. Они будут и дальше стараться изо всех сил закрепить успех, продолжая творить дела беззакония! Да, это так, как бы громко ни звучало. Вспомним легкомысленное поведение Зои и «Зоино стояние»!

Однако выбор, как всегда, за нами, и ответ на Страшном суде будет каждый держать за себя лично. И это повод не для печали или уныния, но для Радости совершенной! Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15: 11-12).

А обрести ее, истинную Радость, можно, лишь оправдавшись во Христе!

«В апостольском зачале 21-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2: 16).

В Православии прощение грешника неотделимо от его внутренней чистоты. Рассуждая по этому поводу, святитель Феофан Затворник в одном из писем говорит: «Уж не питаете ли вы такого чаяния, чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? – Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой – нечистый и мрачный – в рай. Что это будет? Ефиоп среди убелённых. Пристало ли?».

Итак, оправдание от Бога должно иметь какое-то внутреннее действие в человеке. В православном понимании оправдание грешника есть не только внешний акт прощения, но и то, что для него открывается перспектива стать праведным внутри через подвиг во Христе. Оправдание “совершается через особое действие Духа Святого, Который, объемля Собою все существо человека, влечет его ко Христу и воссоединяет его в Самом Себе с Господом, а через Господа – с Богом”, – говорит Толковая Библия Лопухина» (Сергей Комаров. Что такое оправдание во Христе?).

Обсуждали мы видеопоздравление хора «Русский формат» и с прихожанами нашего храма. Во взглядах не сошлись, но завершить эту заметку хочу словами певчей нашего хора и матушки: «Помоги нам всем, Господи! АМИНЬ!».

Андрей Градусов
Сайт «Ветрово»
23 января 2022

Заметки на полях

  • Тверь

    Это песнопение «Марие, Дево Чистая», с большим благоговением и старинным распевом исполняет мужской хор Валаамского монастыря. И это действительно духовное пение.
    А здесь… С трудом прослушивается до середины видео, не говоря уже о содержании показываемого.

  • Тверь

    «Итак, оправдание от Бога должно иметь какое-то внутреннее действие в человеке.»

    Очищение, происходящее всегда ещё при жизни. Знать бы только на какой из степеней покаяния находимся: плачущие, слушающие или припадающие.

  • Барановичи

    Спасибо Андрею за статью! У меня тоже после просмотра ролика на храмовом сайте церковного хора появилось чувство, что глушат самогон(простите за грубое слово). Хотя у многих был восторг от красивого пения. Вот ещё думаю послать ли эту заметку на сайт ц. х. Ольга Сергеевна как вам думаете? Если есть возможность спросите у батюшки.

  • Анатолий, а что такое сайт ц.х.? Пришлите ссылку, пожалуйста.

  • Барановичи

    Это не сайт я не так выразился. Это прихожане нашего храма на вайбере создали группу в которой общаться певчие нашего храма.

  • Думаю, можно познакомить их с заметкой, автор для этого её и писал.

  • Барановичи

    Спасибо большое. Всего доброго.

  • «Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен» (святитель Феофан Затворник в одном из писем). … «ПОКАЙТЕСЯ: ПРИБЛИЗИЛОСЬ БО ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ»: «… мы (люди) своими поступками осквернили пречистую одежду, которую получили в Таинстве святого крещения. Это мы нарушили свои обещания Богу и удалились от пути истинного. Это к нам простирается глагол Крестителя: Покайтеся, приблизилось бо Царство Небесное. … Отзовемся с тем, чтобы освободить свои сердца от греховной мерзости» (митрополит Иоанн (Снычёв). 1971. Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011).

  • Волгоградская обл.

    Спасибо большое за статью, всё верно.

  • Луховицы

    Многие не увидели в этом ролике ничего плохого, ничего кощунственного. Как разобраться в потоке информации человеку стремящемуся к вере, но еще маленькому в вере? А может и сами исполнители создали этот ролик с благими намерениями? Не осознали, что может кого-то покоробить?

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте!
    Да, Ирина думаю Вы правы, возможно, так и есть! И все мы делаем ошибки. Лишь бы не услышать…. не знание закона, вас не освобождает от ответственности! А ответственность на всех нас.
    Да, и я вот перешёл по ссылке от Анны и сразу ни чего и не заметил, пока не прочитал комментарий от Евгений-И Анна

  • Луховицы

    Андрей, не хочется превратиться в законников-фарисеев, которые следили лишь за внешним благолепием. И где та грань между внешними атрибутами и внутренним чувством Божественного?

  • Санкт-Петербург

    Да, Ирина, Вы правы! Любовь и милосердие превыше закона! Тем не менее любовь, это не только вседозволенность, но и строгость и наказание! И когда дома нет родителей, дети смотрят друг за другом, кто бы, что не натворил. А если нам закрывать, на все глаза, под предлогом «любви», то результат вряд ли нас порадует.

  • Луховицы

    Да, Андрей, Вы правы. Но как найти золотую середину? Не перегнуть палку и не оттолкнуть тех, кто только в начале пути?
    Это я к тому, что часто из добрых побуждений мы как бы отталкиваем начинающих. Ох, как я косноязычна! Не умею правильно сформировать мысль. Извините. Но, как мне кажется, главное для христианина, это любовь. Добро и любовь.

  • Ирина, отец Роман всегда говорит, что любовь — это самая верхняя ступенька лестницы, и невозможно поднять туда ногу, минуя все остальные. А в начале пути, мне кажется, покаяние, которое подразумевает изменение — не только внутреннее, но и внешнее. Ведь форма и содержание неразрывно связаны, и отсутствие изменений во внешнем может говорить о том, что и внутри всё осталось по-прежнему.

  • Московская область

    Я не смотрел второй ролик, но что касается первого ролика, напишу своё мнение! Как я понял много вопросов (всего два) к одному из персонажей, серьга в ухе, волос крашеный !!! Бог ему судья! Почему он такой и как он там оказался никто не знает…. Пути Господни… В Храме и на фоне Церкви поют тропарь! По смыслу и угощают друг друга Святой водой! Я не уверен, что этим роликом нельзя поздравить с праздником! Более того уверен, что они получили благословение на свою работу!

  • Луховицы

    «А в начале пути, мне кажется, покаяние, которое подразумевает изменение — не только внутреннее, но и внешнее. »
    Верно! Покаяние! И это целая наука! По сути, покаяние, это своего рода тоже любовь к ближнему.

  • Москва

    По поводу ролика: недаром приставка «анти» (в слове антихрист) означает не «противопоставление», а «взамен». Вспомнилась картина Ильи Глазунова: Христос и антихрист. Музыка действительно красивая на первый взгляд, но несет в себе страстность, а видеобразы в ролике только подчеркивают это, несмотря на стройность, одеяние мужей и девы.

  • Ирина, покаяние — это изменение. Если человек, каясь, не изменяется, то покаянием это назвать нельзя. Такие, какими мы были до прихода в Церковь, войти в Царство Небесное не сможем, даже если будем считать, что главное — это любовь, и думать, что она у нас есть. Бог любит нас, однако для того, чтобы мы изменились, очистились, попускает скорби.
    Всё это к тому, что, каясь, мы перестанем красить волосы и вынем из уха серёжку в виде крестика. Это не цель, но признаки того, что изменение совершается.

  • Луховицы

    «Всё это к тому, что, каясь, мы перестанем красить волосы и вынем из уха серёжку в виде крестика. Это не цель, но признаки того, что изменение совершается.»
    Да, конечно. Согласна с этим. Но как я могу судить о человеке с крашеными волосами и сережкой в ухе? Может быть его покаяние и смирение гораздо больше и сильнее, чем мои? И, скорее всего, так и есть . Хотя у меня и не крашеные волосы. Уж извините за подробности. Это к слову . Может быть и у него изменение совершается. Просто это не заметно для окружающих? Вспомните притчу о милостивом самарянине. Внешне он тоже отличался от священника и левита.
    Пожалуйста, не судите строго. Я просто пытаюсь разобраться. Быть в мире с собой и не нарушать Божиих заповедей.

  • «На праведном пребудет его праведность, а на нечестивом — его нечестие» (Иез.18:20). «… каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:12).

  • Санкт-Петербург

    Судить и не нужно! Важно обращать наше внимание на то, что если кто из нас и поступает не правильно, имел шанс исправиться! Например, как в видео на которое скидывала ссылку Анна, где женщины с НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ в храме дают КОНЦЕРТ! У нас с вами не было возможности предупредить всех этих людей о которых идёт речь в заметке про хор «Русский формат» и комментариях, о том что, так делать не следует. Поэтому мы и говорим с вами свое мнение по факту случившегося, основываясь на благочестивых традициях нашей церкви, для того чтоб кто это видит, знал, что это не правильно! А как правильно поступать, должна показывать вся наша жизнь! И это не лёгкий путь с падениями, покаянием длинною в жизнь, наивысшая ступень на котором, конечно не лицемерная праведность, а истинная любовь Христова!

  • «Ходим в храмы,
    Бъем поклоны,
    Освящённой пьём водицы….
    Ну а Вера по итогу —
    Меньше зёрнышка горчицы» (творч. зарисовка).

  • Луховицы

    Спасибо всем. Есть над чем поразмышлять. Буду перечитывать комментарии и обдумывать.
    Вот например священник в храме в соответствующей одежде ведет службу. А домой уходит в джинсах или брюках. Это считается нарушением традиции?

  • Екатерина, о ношении подрясника вне стен Храма хорошо сказал отец Георгий Максимов: https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-maksimov-podryasnik/
    А по поводу внешнего вида мiрян иеромонах Роман немало написал в книге «Не сообразуйтеся веку сему»:
    +

    «Все человеки Божии не любят быть в славе между человеками» (свт. Филарет, митрополит Московский).
    Быть Божьим человеком — потерять себя для міра.
    Несколько десятилетий назад прихожане были похожи на прихожан, верующие даже внешне отличались от неверующих. Верующие женщины не стригли волосы, не перекрашивали их, не красили губы, глаза, ногти, носили платья, а не брюки. Сейчас и попадьи ходят простоволосые, не стыдятся носить брюки — о платках уже и речи нет, выброшены за полной ненадобностью. Мужчинам не приходило в голову ходить в Церковь в джинсах, бриджах. Сейчас в скабрёзном виде даже дерзают приступать к Причастию. Приходилось видеть фото пожилых женщин на юге, в пляжных лоскутах, держащих иконы. Но возможно ли, угождая мiру, быть Божьим человеком?

    +

    — Можно ли, не почитая святых, спастись? — обратился к жёнам и дочерям своих знакомых из небольшого белоруского городка.
    — Нельзя, — после небольшого молчания услышал в ответ.
    — Тогда почему вы не почитаете своих Небесных покровительниц?
    Все недоуменно посмотрели на меня.
    — Почему не почитаем?
    — А посмотрите на иконы своих святых. Есть ли там простоволосые, накрашенные, стоящие в брюках? Но так как почитание святых есть подражание им, значит, не почитаете. И кому вы подражаете? Лицедеям, блудницам и прочим непотребным представителям падшего мiра. Ваш внешний вид говорит о том, что вы стоите в их ряду, а не со своими Небесными покровительницами.
    — В самом деле, — проговорила приветливая хозяйка дома, — придётся забыть о брюках и вспомнить о платке. С этого дня и начну.
    Остальные промолчали. Ну хоть кто-то отозвался на призыв.

    +

    Несколько выше обмолвился о, возможно, последней поездке на родную Брянщину. Почему последней? В первый свой приезд побывал в районной библиотеке — встретили, как в родной семье: мы долго и тепло беседовали, сотрудницы библиотеки и дома культуры задавали много вопросов. Конечно же, речь заходила и о внешнем виде: ношении платков, брюк, а также о косметике. Второе посещение этой же библиотеки порадовало тем, что хоть кто-то из собеседниц был в платье. И в последний раз не могли не заехать, так как наша дорога лежала через тот же районный центр. Никто не ожидал нас увидеть, и все как одна вышли в джинсах.
    — Даа! — протянул нежданный гость, — плоды нашего общения налицо.
    Так как мы очень спешили, в этот раз попросил не хлопотать о чае. Посидели, поговорили, сфотографировались на прощанье. Откуда ни возьмись, у всех появились платки, юбки. И хотя, как обычно, очень тепло расстались, на душе остался осадок.
    — И какая польза от таких посещений? — уже в машине обратился к водителю. — Только усложняю всем жизнь, мешая жить как привыкли. Рускiе люди, прекрасные души, а как помочь? Мiр оставил жуткие отпечатки в душах, сколько крови нужно пролить, чтобы изгладить их. Но кто об этом думает? Пора прекращать никому не нужные выныривания. Вот, паломники приезжают в скит — молимся, трудимся, общаемся. Потом все уезжают, чтобы вернуться на свою обычную наезженную колею и жить как жили. Всем говорю, что нельзя строить чужие дома, разрушая свой, а сам постоянно этим занимаюсь. Пора закрываться.
    — А как быть нам? — спросил немногословный водитель.
    — А у вас есть свои Храмы, свои священники, сейчас все всё знают. Есть желающие окормлять и старчествовать, так что никто никакой потери не ощутит.

    +

    Не так давно оповестил своих знакомых — ближних и дальних: вычёркиваю из синодика всех, кто носит джинсы и шорты, женщин, которые красятся, ходят в брюках, лосинах, не надевают платок; кто, придя в Церковь, не желает оставить пагубные мiрские привычки. В самом деле, зачем насильно делать Божьим того, кто хочет быть чадом мiра?
    Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на Небесех (Мф. 7: 21).
    Неужели воля Божия в том, чтобы люди внешне и внутренне искажали Его Образ?

    +

    Мы пали нравственно до того, что женщину, носящую платок за пределами Храма, можно уподобить исповеднице. Одни говорят, оправдывая свою простоволосость, что внешнее неважно. Но если внешнее в самом деле несущественно, почему так держитесь за него? Другие лукавят, говоря, что не носят платки, чтобы их не путали с мусульманками.
    Теперь понятно, почему спиваются славяне…

    +

    Летом, как снег на голову, в скит прибыли паломники — игумен, иеромонах и четверо попутчиков-мiрян. За столом обратил внимание, что кроме священников все были в джинсах.
    — А почему в джинсах приехали в скит?
    — Мы уже в селе переоделись, ехали в шортах, — с улыбкой ответил старший.
    — Как в шортах? При игумене и иеромонахе ехали в шортах? Батюшка, а вы почему не объяснили, что нельзя в таком виде ездить в монастыри и скиты? — обратился к игумену.
    Тот молча развёл руками. Дело близилось к вечеру, не хотелось отправлять на ночь глядя прибывших издалека паломников, но на другой день, после обеда, сказал:
    — Смотрите, что получается. Вы все в джинсах. В таком виде вас не во всякий кабак впустят. Далее: в банке тоже существует свой кодекс, сотрудники ходят в той одежде, какую скажет носить банкир. Теперь вопрос ко всем. Почему люди больше слушаются владельцев кабаков и банков, чем прихожане священников? Получается, что священники заботятся о достоинстве Церкви меньше, чем те о своих заведениях? Почему настоятель должен ставить дом Божий ниже кабаков и банков, впуская прихожан в непотребном виде в Церковь? Поэтому, прошу прощения, в таком виде не могу вас оставить на ночную Литургию, езжайте с миром.
    — А нам никто не говорил об этом.
    — Теперь будете знать.
    К общему удивлению, никто не обиделся, не напрягся. Наоборот, задумались. У причала все подошли под благословение, обнялись и махали из лодки руками, пока не скрылись за поворотом.

    +

    А теперь посмотрим, какие требования предъявляются к желающим посетить «высокое общество».
    «White Tie — самый строгий и формальный из всех видов дресс-кода. Практикуется он крайне редко, однако, если в приглашении присутствует обозначение „White Tie“, значит, вам предстоит невероятно важный и изысканный прием, где соберутся сливки общества. Это может быть какая-нибудь официальная церемония, вручение награды или дипломатический прием. Правила этого дресс-кода довольно жесткие, мужская и женская одежда должны точно соответствовать.
    Мужчины:
    чёрный фрак, другие цвета запрещены;
    белый жилет, который застёгивается на три пуговицы, причем застёгнуты должны быть все три;
    обязательным аксессуаром является белый галстук-бабочка и белый платок;
    чёрные лаковые туфли;
    при себе желательно иметь белые перчатки или карманные часы.
    Женщины:
    могут ожидать трудности в выборе цвета и фасона платья, ведь в правилах это никак не регламентируется;
    платье должно быть не выше щиколотки, желательно в пол;
    плечи лучше прикрыть накидкой, например меховой;
    под платье обязательно нужно надеть чулки бежевого цвета;
    высота каблука может быть любой, необходимо только, чтобы туфли не открывали пальцы;
    из аксессуаров уместны максимально длинные перчатки, которые позволяет платье, и маленькая сумочка-клатч;
    бижутерия не допускается ни в коем случае, только настоящие камни, которые можно взять напрокат на один вечер;
    волосы должны быть собраны в элегантную причёску».
    Не стыдно ли так называемым христианам и христианкам идти на встречу со Христом абы как одетыми? И если люди века сего угождают протухшим «сливкам общества» больше, чем вы Распятому за всех, то грош цена вашей вере.

    +

    Настало время жутковерующих всезнаек. Жутковерующие любят дружить с мiром, брататься с католиками и подражать чадам погибающего века сего. Жутковерующим политикам хождение в Храм не мешает издавать антинародные законы. Жутковерующим олигархам-бизнесменам общение с архипастырями не мешает грабить их же паству: как-нибудь выберутся, трудяги, на Афон, подкинут грекам крохи наворованного и с набальзамированной совестью вернутся расхищать народное достояние. Жутковерующим лицедеям стояние со свечой не мешает на глазах у всех ложиться в постель, делать непристойные движения, материться — растлевать общество. Мало того, их телам в роскошных гробах ещё похлопают, и жутковерующие попы будут счастливы помахать кадилом у их могилок. Жутковерующие интеллигенты недоумевают, почему матерщина считается грехом, приводя в пример жутковерующих именитых поэтов и писателей. Жутковерующие певчие по благословению жутковерующего настоятеля, отпев обедню, поют и пляшут на той же самой солее, где причащались. Вот одна жутковерующая певчая, намалёванная, наштукатуренная, как и все «славящие Бога», стоит на солее перед микрофоном, выламываясь, как на сцене. Таких жутковерующих и в свой дом не пустил бы, не то что в дом Божий. Неужели уже невозможно предстоять пред Богом в пристойном виде? А ведь кто-то из них окончил богословское учебное заведение и готов заткнуть за пояс любого старца высказываниями Святых Отцов. Да разве они прославляют, а не оскорбляют своим непотребным видом Создателя, испытывая Его Долготерпение? Иноверцы и безбожники смеются, говоря: «Что ст[о]ит ваша вера, если её последователей не отличить от завсегдатаев ночных клубов, борделей и прочих злачных мест?» Но обвинять ли веру, если пасущих и пасомых не согнать с широкого пути на заповеданный узкий? Полон Храм жутковерующими, но избави, Господи, душу, ищущую Тебя, уподобиться им! А где же верные, где Божии? А верных днём с огнём не сыскать. Но они были, есть и будут! И ради них ещё долготерпит Господь.
    https://vetrovo.ru/prose/ne-soobrazujtesya-veku-semu/

    * * *
    В ответ на слова о том, что, мол, нужно думать о внутреннем, а не о внешнем, и смотреть на сердце человека, а не на его джинсы, отец Роман часто говорит: если мы не можем изменить в себе что-то хотя бы внешне, то как можем говорить о внутреннем? Это очень верно. Внешние перемены даются с трудом, а значит, то, что внутри, изменить ещё труднее.

  • Редактор (27.01.2022 в 12:37). Благодарю пред Богом о. Романа (Матюшина-Правдина), Ольгу Сергеевну за необходимое и доброе напоминание: «…священники заботятся о достоинстве Церкви меньше…».

  • Луховицы

    Спасибо. О многом надо поразмыслить. Подумать. Раньше всегда считала, что главное не форма, а содержание. Не фантик, а то, что внутри. Но сейчас видится, что содержание определяет форму. Какие мы внутри, такими становимся и внешне. Есть, над чем поразмыслить. Спасибо.

  • И Вам спасибо за спокойный и рассудительный разговор!

  • Луховицы

    Сейчас много православных сайтов. И очень большой поток информации. Как бы не утонуть. Вашему сайту я доверяю. А разобраться хочется во многом. К пониманию некоторых вещей иногда приходишь только опытным путем. Вот например Пост. Ведь многим совсем не понятно, для чего, зачем? Прочитать — одно. А прочувствовать это совсем другое. Объясняли и тем, что раньше мяса мало было, на всех не хватало. Для этого и вводили посты. Это мнение бытует до сих пор. Но ведь Пост это не только отказ от материальной пищи. Это еще и время для отказа от мирских наслаждений. И это вместе помогает понять нечто большее. Что я не могу объяснить словами. Меняется состояние души. И к концу Поста думаешь, что теперь всегда так будет в моей жизни. Но прозодит время, все возвращается на круги своя. Мирская жизнь и привычки преобладают. И понимаю, что это неправильно, что надо по другому. Но не получается.
    Я так долго пыталась объяснить одну вещь. В Бога я верю. Но, наверное, слишком маловерна. И не могу осуждать этот ансамбль. Наверное они тоже верят в Бога. Просто не осознают до конца, что это, выражаясь мирским языком, не тот формат. Но все таки надеюсь, что сделали они это из добрых побуждений.
    Написать хотелось много. Получилось наверное сумбурно. Но искренне.

  • Нижний Новгород

    «Но как я могу судить о человеке с крашеными волосами и сережкой в ухе? Может быть его покаяние и смирение гораздо больше и сильнее, чем мои? И, скорее всего, так и есть .» ( Ирина, Луховицы)

    С трудом верится в это, Ирина, потому что покаяние — это плач о своих грехах. Трудно представить глубоко раскаивающегося человека, к примеру, — женщину, которая изо всех сил старается не плакать, чтобы тушь не потекла и ресницы не отклеились. Поэтому они, конечно, отклеиваются, но вряд ли она захочет наклеивать их снова и снова. Древние люди, осознавая своё недостоинство и безобразие, глубоко раскаиваясь в нём, посыпали голову пеплом. Сомневаюсь, что они при этом думали о том, как бы не испортить прическу или потом шли в парикмахерскую, чтобы навести лоск, потому что при глубоком, искреннем раскаянии человек ощущает своё недостоинство постоянно. А при таком ощущении ему просто не придёт в голову ходить по салонам красоты и модным бутикам. Конечно, у всех разная степень греховности и своя мера покаяния, и плач, наверное, может быть без слёз, но если он всё -таки есть, то чрезмерная забота о внешней красоте, стремление быть ярким и модным будут для такого человека противоестественными. Это два несовместимых состояния, которые не могут одновременно присутствовать в человеке.

  • Прекрасно сказано, Людмила Николаевна!

  • Нижний Новгород

    Спасибо, Ольга Сергеевна, я старалась. Хотелось как можно более понятно объяснить то, что и сама не так давно начала понимать с Божией помощью и благодаря Вам.

  • Людмила Николаевна, а я поняла это с помощью (очень энергичной) отца Романа.
    Екатерина, когда я писала Ирине, что, по словам отца Романа, любовь — это самая верхняя ступенька лестницы, и невозможно поднять туда ногу, минуя все остальные, то хотела добавить, что первая ступенька (по его же словам) – это пост. Он ещё говорит, что поститься – это всё равно что поднять бумажную салфетку, а любовь – это штанга тяжёлоатлета. Мне никогда не приходило в голову, что заповедь о посте может быть связана с нехваткой мяса. Наоборот, однажды читала где-то в прессе, что, мол, по результатам опроса сотрудников мясных магазинов, во время поста потребление мясных продуктов не уменьшается.
    Мне кажется, что нам очень часто не с кого брать пример. Трудно встретить людей, которые стараются жить (и выглядеть в том числе) как христиане и в то же время – по-настоящему живые, искренние. До встречи с отцом Романом лично я попыталась бы себя убедить, что и серёжка в ухе, и крашеные волосы допустимы для верующего человека, просто это я отсталая, ханжа, а он творческий. Теперь я уже так не могу. Правда, к сожалению, не могу сказать и того, что сама по себе могу быть примером для кого-то. Хорошо быть рядом с близкими по духу людьми и очень трудно плыть против течения в одиночку.

  • Нижний Новгород

    Для меня люди, соблюдающие посты — тяжёлоатлеты, хотя чревоугодницей (в смысле еды) вроде никогда не была. Особенно восхищаюсь женщинами, у которых в семье не все постятся и им приходится готовить отдельно тем и другим. Какая уж тут бумажная салфетка!

  • Луховицы

    Людмила Николаевна и Ольга Сергеевна, спасибо за Ваши разъяснения. Я понимаю, как Вы правы. Видимо я еще не доросла до этого осознания. Слишком привержена к материальному миру. Я верю в Бога. Но мне нравится красить ресницы и делать прическу. Редко, но брюки ношу. Иногда бывают ситуации, когда в них удобнее. В храм всегда хожу в юбке и головном уборе. И самое непонятное для меня, почему это не хорошо. Кому плохо от моих накрашеных ресниц? Если я кого то обижаю этими вопросами, заранее прошу прощения.

  • Нижний Новгород

    Душа останется в Вечности, а тело не сегодня-завтра превратится в прах. Надо ли тратить на его украшение время? Разумнее украшать душу. Тогда, кстати, и лицо само собой станет красивее. Какие незабываемые, красивые, чистые лица у людей, ведущих духовную жизнь!

  • Нижний Новгород

    Вы правы, Екатерина: никому не плохо от Ваших накрашенных ресниц. Так же, как мало кому сейчас плохо от того, что все женщины (за редким исключением) ходят без юбок, в одних трико или «резиновых» джинсах, в которых выглядят раздетыми. К этому все давно привыкли и считают нормальным. А вот моя мама рассказывала, что во времена её молодости тех, кто красил ресницы считали женщинами «лёгкого поведения», то есть такими, с кем можно было особо не церемониться. А это было безбожное время. И если бы даже лет 50 назад какая-нибудь девушка оделась так, как ходит нынче большинство, её бы сочли, простите за грубость, «панельной девицей» или, в лучшем случае, — «с приветом». Нравы меняются не в лучшую сторону. И то, что раньше было недопустимо, сегодня становится обыденным делом. Видите, Вы уже не понимаете, что плохого в накрашенных ресницах, некоторые искренне считают, что нет ничего плохого в том, чтобы танцевать стриптиз (красиво же, какая пластика!). Многие уже (даже женщины) не брезгуют материться, оправдывая себя тем, что это, мол, исконно русский язык. Молодые люди не понимают, почему нельзя целоваться, стоя посреди улицы. Пройдёт немного времени и мы утратим понимание ещё многих вещей. А все начиналось, казалось бы, с мелочи — с разрешения себе некоторой вольности во внешнем облике и поведении. Все-таки наши верующие предки не зря хранили благочестивые традиции.

  • Екатерина (Луховицы), Вы никого своими вопросами обидеть не можете. Но не обижайтесь, пожалуйста, и Вы. Думаю, что от Ваших накрашенных ресниц плохо может быть в первую очередь Вам самой, потому что они не могут не диктовать Вам свои правила игры. Можете прочитать на эту тему рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»: http://az.lib.ru/t/teffi/text_1910_07_rasskazy.shtml
    Решила вспомнить и свой собственный материал, написанный уже больше четырёх лет назад, хотя, признаться, перечитала с некоторым стыдом: https://vetrovo.ru/inoi/nadporozhskaya-jurodstvo/ .

  • Помним. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). … «Делатель любви (божественной) будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (Слово о добродетелях и пороках, 3). … Имейте необходимые представления о добре и зле, о том чтобы различать во временной жизни земного пребывания, что такое хорошо, а что такое плохо.

  • Луховицы

    Думаю, что от Ваших накрашенных ресниц плохо может быть в первую очередь Вам самой, потому что они не могут не диктовать Вам свои правила игры.
    Знаете, я тоже думала об этом. Что все эти правила прежде всего для нас. От этого зависит, в каком обществе мы будем жить. И наши дети будут жить.
    Но ведь все меняется. И одежда тоже. С момента изобретения колгот (извиняюсь за такие подробности) стало ясно, что они удобнее и практичнее. Это просто для примера. И в дальнейшем форма одежды тоже будет меняться. Конечно, в храм надо приходить в юбке, в головном уборе. С закрытыми руками и не обнаженными ногами. Это бесспорно. Но в обыденной жизни мирскому человеку можно ведь и разнообразно одеваться. Я не беру крайности. Но женшина в чистой и опрятной одежде классического стиля, пусть даже и с накрашенными ресницами и ухоженными ногтями? Разве это вредно?

  • Луховицы

    Нравы меняются не в лучшую сторону. И то, что раньше было недопустимо, сегодня становится обыденным делом.
    Согласна. К сожалению, это так.
    Но, согласитесь, не всегда и не везде. Очень много молодых людей умных и порядочных. И девушек, и юношей. Хотя плохое влияние безнравственности имеет место быть. Но что же делать? Как поступить?

  • Луховицы

    Редактору спасибо за ссылки.
    «И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете.» Этот вывод из «Жизнь и воротник» многое объясняет. Поучительный рассказ.

  • Луховицы

    Ольга Сергеевна, спасибо за ссылку на Ваши рассуждения.
    «Если я не чувствую себя постоянно рядом с Ним — то ведь это от недостатка веры.»
    Вот это наверное про меня. Недостаток веры. Это правда.
    И это печально.

  • Екатерина, конечно же, я, к сожалению, писала это в первую очередь про себя.
    Употребление косметики, краски для волос и т.п. — это проявление греха блуда. В известной книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина говорится: «Мы грешим, Господи, нарушая целомудрие свое… излишним щегольством и нескромностью в одежде, желанием нравиться и прельщать других, неестественным искажением образа Божия на себе, то есть употреблением всякого рода косметики, искусственным прихорашиванием себя».
    https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/1
    Допустим, кто-то борется с грехом блуда, но по привычке продолжает использовать косметику, делая шаг вперёд и тут же шаг назад. Не проще ли помочь самому себе и избавиться от того, что мешает?
    И, возвращаясь к началу разговора: если женщина с крашеными волосами давно стала нормой, то такая «норма» для мужчин рождается у нас на глазах. Неужели нужно быть к этому «толерантными»? Не так давно один старшеклассник уверял меня, что, если у молодого человека накрашены ногти, то это не значит, что он нетрадиционной ориентации — просто он так экспериментирует. Допустим (хотя и дико). Но если этому экспериментатору встретится настоящий извращенец (вероятность этого в наше время очень велика), то для него эти накрашенные ногти станут знаком — перед ним свой. И кончиться это может для экспериментатора очень печально… Точно так же как девушка, которая не задумываясь надела короткую юбку, может попасть в неприятную историю.

  • Екатерина, очевидно, молодая девушка, а вот для тех, кто постарше, есть на эту тему мнение мужское, стихотворение Некрасова А.Н.: «Смешная сцена! Ванька- дуралей, чтоб седока помыслить побогаче, Украдкой чистит бляхи на своей Ободранной и заморенной кляче. Не так ли ты, продажная краса, себе придать желая блеск фальшивый, Старательно взбиваешь волоса На голове давно полуплешивой. Но оба вы — извозчик — дуралей, и ты, смешно причесанная дама, вы пробуждает не смех в душе моей — Мерещится мне всюду драма».

  • Нижний Новгород

    «Не так давно один старшеклассник уверял меня, что, если у молодого человека накрашены ногти, то это не значит, что он нетрадиционной ориентации — просто он так экспериментирует.»
    Непонятна цель этого эксперимента. Узнать реакцию окружения? А дальше что?

  • Думаю, цель — «самовыражение», стремление быть не таким, как все. То, что прежде показалось бы мужчине унизительным, теперь кажется ярким и смелым.

  • Кстати, недостатки «головы давно полуплешивой» (см. цитату, приведённую Ольгой) прекрасно покрывает платок.

  • Луховицы

    Ольга, спасибо, что назвали меня молодой девушкой. Как выражается сейчас молодежь, улыбнуло. Мне уже глубоко за …
    Пенсионерка, работающая пенсионерка. ))) Так сложилось, что в коллективе много молодежи. Хорошей молодежи. Общение с которой не позволяет раскваситься, не смотря на болячки. А краситься ведь можно и слегка, естественно. А не только смешно и вычурно. ) И прическу поддерживать аккуратную. Ногти содержать в порядке. Почему нет?
    Очень нравится быть в храме. Одно дело на службе. И совсем другие ощущения, когда служба закончилась, народ разошелся, и ты остаешься в полупустой церкви с иконами. Это непередаваемое ощущение тишины, покоя, благостности.
    Но мне очень далеко до тех молитвенниц, которые с необыкновенно чистым взглядом стоят на молитве. Я даже не могу описать выражение их лиц. Они так высоко в своих мыслях! Они ТАМ! Мне наверное там не бывать никогда.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок