col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Очарованные

Не люби1те мjра, ни ±же въ мjрэ: ѓще кто2 лю1битъ мjръ, нёсть любвE џ§и въ нeмъ: ћкw всE, є4же въ мjрэ, п0хоть плотскaz и3 п0хоть nчи1ма и3 г0рдость житeйскаz, нёсть t nц7A, но t мjра сегw2 є4сть (1 Ин. 2:15-16).

Страшные слова! Казалось бы, верующая душа ради своего спасения должна каплю по капле выдавливать из себя дух мiра сего. Увы! Считающие себя верующими уже не способны слышать Апостола, сказавшего, что Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Имеющие уши не слышат! Идущие в ногу со временем посетители Храмов и святых обителей вопреки Апостольскому призыву твердят — великий поэт, великий певец, футболист от Бога, артист от Бога, человек тысячелетия, человек года, минута славы! А ведь только Церкви Господь передал власть Адама нарекать имена (Быт. 2:20)! Кого же возвеличила Святая Церковь? Великих мiра сего — философов, поэтов, художников? Отнюдь! Благодаря Матери-Церкви мы знаем поистине Великих — Антония, Макария, Афанасия, Василия, великомучеников Георгия, Пантелеимона и многих-многих верных сынов Её. За какие же таланты так высоко поставила их Церковь? За поэтические или художественные дарования? За жалкие потуги непросвещённого ума? За дар Великой любви, отдающей себя Богу и людям, зачастую идущей на невыносимые простым смертным подвиги и мучения. Глядя на этих истинно Великих, мы понимаем, что по сравнению с ними все великие мiра сего в духовном измерении — потерявшиеся, заблудившиеся, не думающие о Вечности никчемные люди. Но как стоят за своих кумиров мiролюбцы! Некоторые священники и трезвомыслящие мiряне, следуя сказанному тысячелетия назад, пытаются показать, что мiрское искусство и литература — всего-навсего переливающиеся красками мыльные пузыри, которые вовсе не нужны спасающимся, желающим оживить, обновить души чистой водой Христова Учения. Напрасен их труд! Очарованные красивостью уже ослепили глаза мыльной пеной своих кумиров и пытаются переубедить тех, кто принял Апостольский глас. Знали бы спорщики, что пузырь лопнет и повредит око ума тем, кто увлечён игрой красок. Это и видим, слушая или читая высказывания тех, кто посещает Церковь, не желая очищать душу от мiрских понятий и представлений, дорожа полученными в безбожных  школах и университетах штампами. И если очарованные не услышали даже Апостолов, то станут ли внимать тому, кто жил почти в наше время?

Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение Таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,— все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне её; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее! (Святитель Феофан Затворник.)

Иеромонах Роман
15 ноября 2019
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Отречение от мiра не приводит автоматически человека к любви и к состраданию. Настоящая любовь и настоящее сострадание без отречения от мiра, если и случаются, то крайне редко, и быстро исчезают.
    Осуждение всего и вся, разве, — это признак отречения от мiра? Несправедливое осуждение и шельмование, тем более, не есть признак отречения от мiра. Отречение от мiра ценно только тем, что оно способствует обретению человеком мудрости и создает условия для зарождения в нем истинной любви и сострадания. Мудрый, любящий и сострадательный человек всему найдет свое место. И искусству, и литературе, и спорту и т.д. Мудрый, любящий и сострадательный человек будет использовать и их для помощи людям. (…)

  • Геннадий, здесь речь идёт в первую очередь об именовании «великим» того, что великим для христианина быть не может (Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя), то есть о создании ложных ценностей, раздувании пустых оболочек. Если пустое (или полупустое) называть великим, то Великое как назвать?

  • Редактор, Вы когда правите мои комментарии, выбрасываете из них целые предложения и удаляете статьи со всем обсуждением, хоть как-то помечайте свои действия.

    Великим является все, что служит делу спасения человека. У Великого даже спор, искусство и литература могут быть великими.

  • Простите, добавила пометку в последний комментарий. Не сомневаюсь, что дела Великого велики, хотя и не всегда нам доступны. (Творения святителя Василия, например.)

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 16.11.2019 в 11:12: «У Великого даже спор,…»

    Это опечатка. Я имел в виду «спорт», а написал «спор».

  • Насчёт спора, мне кажется, было убедительнее.

  • Редактор, , 16.11.2019 в 11:29, согласен.

  • Спора не получилось, и это хорошо, потому что мы не великие.

  • Дорогой отец Роман! Поздравляю вас с Днем Благословенного Рождения! Хотела написать, что сегодня день памяти моей матери рабы Божией Лидии, но в храм не удалось попасть по техническим причинам. Почти каждый день слушаю ваши песни на диске, благодарю Вас за ваши песни, стихи, прозу, многая вам лета! Также благодарю Ольгу Сергеевну за чудесный календарь, за работу на сайте Ветрово. Желаю Божией помощи, здравия.

  • Очарованные, очень верное название. Дала почитать статью Александра Буздалова «Обаяние зла» нашему священнику на приходе, он прочитал до слов о Достоевском, а дальше читать не захотел. ВеликО очарование.

  • Да, Марина, великО. У нас на приходе батюшка тоже Алексея Ильича (а значит, и Федора Михайловича) с амвона «включает» регулярно. Бог, говорит, никого не судит. Пропели Символ веры («и паки грядущего со славою судити живых и мертвых»), и следом выходит, как ни в чем не бывало, и говорит: «никого не судит» и никаких гвоздей…

  • «Отречение от мiра ценно только тем, что оно способствует обретению человеком мудрости и создает условия для зарождения в нем истинной любви и сострадания» (Геннадий, Санкт-Петербург, 16.11.2019 в 10:56). Опять православные буддисты религию самоспасения проповедуют: отречешься от мира — и заведется в тебе божественная любовь, как головастики в пруду… Неудивительна их привязанность к гностицизму «великих деятелей культуры». Подобное тянется к подобному.

  • Дорогой Отец Роман. Поздравляю Вас с Днём рождения !!!
    Вше творчество сыграло ключевую роль в поиске пути к Богу. Благодаря Вашим песнопения и стихам мне по новому раскрыли ь Евангельские сюжеты и многое стало понятно.
    А сколько писем я Вам в уме «написала»… , ища ответ в какой то сложной жизненной ситуации. Когда я ‘составляла» Вам свои письма, из глаз лились теплые слезы. И мне на ум всегдда приходили слова и Вашей песни» Что ж ты плачешь, глупая душа? . Иль опять коснулась чистоты…. «.
    Так уже на протяжении нескольких лет»
    мысленно пишу» Вам. И получаю ответы….
    Крепкого Вам здоровья. Спасибо Вам за Ваше творчество. Многая и благая лета!!!!

  • Буздалов А., Пенза, 16.11.2019 в 21:10: «Опять православные буддисты религию самоспасения проповедуют: отречешься от мира — и заведется в тебе божественная любовь, как головастики в пруду… Неудивительна их привязанность к гностицизму «великих деятелей культуры». Подобное тянется к подобному.»

    Буздалов, читайте внимательно комментарии, а потом отвечайте. У меня написано: «Отречение от мiра … создает условия для зарождения в нем ( в человеке ) истинной любви и сострадания». Создает условия для зарождения истинной любви и сострадания сам человек, а не Бог. Бог никого не будет «отрекать от мiра». Это должен сделать сам человек, и тем самым, создать необходимые условия для «зарождения истинной любви и сострадания». Я нигде не писал, что человек сам генерирует в себе любовь и сострадание. И в буддизме то же самое — абсолютная бодхичитта запредельна человеческим усилиям, но и без них она не возникает.
    Вы тут меня и других попрекаете якобы исповеданием какой-то там «религии самоспасения», а сами проповедуете религиозное ханжество. Бог у Вас за вас все делает. «На все воля Божия» — лукаво говорите Вы и Вам подобные, но при этом от своей воли вы не отказываетесь и не изменяете ее привычный образ действия. Буддисты говорят о двух крыльях птицы спасения ( пробуждения ): о методе и о запредельной, неконцептуальной мудрости. Так же обстоят дела и у христиан — без методических человеческих усилий божественная мудрость и любовь в человеке не зародятся и действовать в нем или через него не будут.

    Вот так. А Вам все врагов подавай. Только они Вас интересуют и привлекают Ваше внимание. Это не случайно. Причина такого поведения и образа жизни создана Вами.

  • «…читайте внимательно комментарии, а потом отвечайте. У меня написано: «Отречение от мiра … создает условия для зарождения в нем ( в человеке ) истинной любви и сострадания». Создает условия для зарождения истинной любви и сострадания сам человек, а не Бог» (Геннадий, Санкт-Петербург, 16.11.2019 в 23:33). Я внимательно прочитал и то, и это. Это и есть религия самоспасения. В Христианстве Бог создает все: в том числе — условия в грешном (духовно мертвом) человеке. У вас же, гностиков, ветхий человек выступает инициатором своего спасения, привлекает благодать своими подвигами. Это осуждено как пелагианская ересь на множестве Поместных и Вселенских соборах (только не надейтесь, что я буду вам что-то здесь еще «приводить». Рунет вам в руки).

  • Уважаемый Отец Роман, знакомство с Вашим творчеством произошло семь лет назад. На наше венчание, в одном из московских храмов нам подарили сборник Ваших стихов и диск, ничего более правдивого и проникновенного мы не слышали и не читали. У меня тоже сегодня день рождения, мне 55, желаю Вам жить долго, творить на благо православного мира. Очень хотелось бы нам с женой — приехать к ВАм, надеюсь в 2020 году получится, если позволит здоровье, — прошу разрешения на посещение вашего скита.

  • Бог наделил многими талантами людей. Один может добиться заметных результатов в литературе, искусстве, спорте, живописи, военном деле и пр. Эти результаты не доступны всем, они выделяют отдельных людей, окружающие называют их «великими» по факту результата. Что в этом плохого?
    Но есть подвижники Духа, результаты трудов которых выделили их из общей массы подвижников, а молва людская нарекла Великими. То есть, они пошли своим путём, добились выдающихся результатов в духовной области. Но знали бы мы о них, если бы в своё время не были развиты греческая, латинская, русская литература? Откуда бы взяться выдающимся иконописцам, не развивайся живопись во времени и пространстве? И надо заметить, что многие из Великих духовных лидеров были высокообразованными людьми для своего времени. Они где-нибудь поносили свою литературу и культуру?
    И заметьте, о духовных подвижниках мы пишем «Великие» с заглавной буквы, о простых смертных достигших выдающихся результатов в своём деле «великие» с малой. Отношение к Небесному и земному проявляется даже в этом. То есть, есть чёткое разделение. Великим в мирских делах стараются подражать многие, они пример для подражания. Другое дело, когда из великих делают кумиров и поклоняются им, не понимая того, что поклоняться можно и нужно только Богу.
    Необходимо, наверное, понимать значение мирского опыта в нашей жизни и в то же время, мирское наше делание должно одухотворяться, быть с благословения и благоволения Божия, а не самоцелью ради утешения гордыни.
    И Пушкин, и Достоевский, и многие другие из прошлого есть русское национальное достояние. Они жили в очень трудные времена борения Церкви Русской с революционизацией, с разрушением русского православного сознания. Отражая происходящее, они не стали противниками Церкви. На своём месте они подводили человека к христианскому пониманию жизни. Доступными им методами и способами. Они не встали в жёсткую оппозиции самодержавию и Церкви, подобно Герцену и его последователям. Они делали ошибки? А кто безгрешен в этом мире?!
    Русские люди не хотят читать иерея Селина и А. Буздалова? Так это вам оселок (точильный камешек) на котором проверяется русскость. Не тот он, не идёт для правки лезвия. Важно понимать, что русскость заключает в себе и православность в первую очередь. Названным персонажам надо бы умерить пыл гордыни, подумать на досуге и научиться делать анализ исходя из любви к отеческим гробам.

  • Буздалов А., Пенза, 17.11.2019 в 00:06: «В Христианстве Бог создает все: в том числе — условия в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    Это так только в Вашей версии христианства. У Вас Бог творец зла.

  • Буздалов А., Пенза, 17.11.2019 в 00:06: «В Христианстве Бог создает все: в том числе — условия в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    В христианстве Бог зла не создает. Он — не творец зла.

    Вчера я Вам написал: «А Вам все врагов подавай. Только они Вас интересуют и привлекают Ваше внимание. Это не случайно. Причина такого поведения и образа жизни создана Вами.»
    Сегодня могу добавить: «Причина такого поведения и образа жизни создана Вами, а не Богом. Вам ее и устранять. Бог вместо Вас этого делать не будет.»

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 17.11.2019 в 07:44
    Буздалов А., Пенза, 17.11.2019 в 00:06: «В Христианстве Бог создает все (касающееся спасения человека): в том числе — условия (спасения) в грешном (духовно мертвом) человеке.». Геннадий: В христианстве Бог зла не создает. Он — не творец зла». Ваша (бестолковость) неспособность видеть контекста не имеет пределов.

  • Буздалов, по- моему , это Вы не способны видеть контекста. Бог дал человеку свободную волю для чего?
    И почему Он избрал Деву Марию — Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим?
    По- Буздалову Благодать Божия вдруг ни с того и с сего войдёт в переполненного страстями человека и сотворит чудо. Так Буздалов с Вами случилось?
    Вместо конструктивного диалога, Вы стараетесь при любом удобном случае клеймить. Вы не способны на объективную, беспристрастную оценку. Это очевидно. В данном случае, Вы изначально заклеймили Геннадия (полагаю, и меня вместе с ним) и видите только его ошибки. Если в Вашей семье будут замечать только Ваши ошибки, как Вы отреагируете, интересно?
    Зло — это отсутствие добра, так же, как и темнота — отсутствие света.

  • «По- Буздалову Благодать Божия вдруг ни с того и с сего войдёт в переполненного страстями человека и сотворит чудо.» (Алла, Минск, 17.11.2019 в 13:42). Кого интересует ваше с Геннадием мнение по этому вопросу, если есть определения Соборов и Символических книг?

  • Буздалов А., Пенза, 17.11.2019 в 14:25
    Вот именно. И я о том же!

  • «Естественная «кротость» это как раз то «терпение», о котором говорит патриарх: «Терпение — это то, что создает в человеке дух кротости», не в том смысле, что естественная сила души (терпение) рождает сверхъестественную (благодатную) добродетель кротости («составляющую Божией энергии»), но в том смысле, что человеческая воля к исполнению Христовых заповедей активирует в христианине полученный в Таинствах Церкви нетварный дар Духа («дух кротости»). Терпение как естественная воля к кротости есть то, на что человек способен и что должен проявить каждый христианин. Но победить греховную страсть гнева (раздражения, сварливости, осуждения) способна только Божественная благодать, кротость как сила Божия, как христианская добродетель в собственном смысле слова. »
    Александр Буздалов «…В духе кротости»)

  • Буздалов А., Пенза, 17.11.2019 в 10:14: «Ваша (бестолковость) неспособность видеть контекста не имеет пределов.»

    Свалить все с больной головы на здоровую — большого ума не надо.

    У меня было написано:
    «Отречение от мiра … создает условия для зарождения в нем ( в человеке ) истинной любви и сострадания». Создает условия для зарождения истинной любви и сострадания сам человек, а не Бог. Бог никого не будет «отрекать от мiра». Это должен сделать сам человек, и тем самым, создать необходимые условия для «зарождения истинной любви и сострадания». Я нигде не писал, что человек сам генерирует в себе любовь и сострадание.»

    На это Вы мне ответили: «В Христианстве Бог создает все: в том числе — условия в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    Потом, увидев мои слова о том, что Бог не «создает все», конкретнее, Бог не создает зло, Вы свое предложение переделали в следующее:
    «В Христианстве Бог создает все (касающееся спасения человека): в том числе — условия (спасения) в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    и обвинили меня в бестолковости.

    Бестолковы Вы, потому что ни первый вариант, ни второй никак не опровергают того, что я написал в начале — «Бог никого не будет «отрекать от мiра». Это должен сделать сам человек, и тем самым, создать необходимые условия для «зарождения истинной любви и сострадания» ( Геннадий )

    Человек сам отрекается от мiра. Своей собственной волей. И даже невыносимые условия существования, побуждающие человека отречься от мiра, человек создает себе сам. Создает их своим греховным поведением, а не Бог выворачивает человеку руки и принуждает его к отречению. Такое принуждение со стороны Бога и есть сотворение зла. Бог этого не делает. Человек сам себя загоняет в угол. В Вашем случае, например, еще несколько лет такого же интенсивного поиска врага, еретика ( гностика ) и т.д. приведет Вас к тому, что Вы окажетесь в дурдоме. Не Бог Вас туда определит якобы для побуждения Вас к отречению от мiра, а Ваша собственная глупость и упертость Вас туда ( в дурдом ) загонит.

  • Алла, Минск, 17.11.2019 в 13:42: «В данном случае, Вы изначально заклеймили Геннадия (полагаю, и меня вместе с ним) и видите только его ошибки.»

    «А был ли мальчик?»
    Алла, о каких ошибках Вы пишете?

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 17.11.2019 в 15:35
    Геннадий, Санкт-Петербург, 17.11.2019 в 07:44

    «Это так только в Вашей версии христианства. У Вас Бог творец зла.»

    В версии Буздалова этого не было

  • Алла, Минск, 17.11.2019 в 15:42: «В версии Буздалова этого не было»

    В версии Буздалова было следующее: «В Христианстве Бог создает все: в том числе — условия в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    Это и есть сотворение зла Богом.

  • ,
    Алла, Минск, 17.11.2019 в 15:42: «В версии Буздалова этого не было». Геннадий, Санкт-Петербург:
    «В версии Буздалова было следующее…». Геннадий лучше знает, что было в моей версии, даже после того, как пояснил, что в ней было специально для тех, кто из СПб… У Геннадия чакра ясновидения открылась?

  • Неужели, и в самом деле, Геннадий, Бог зла не творит? Сразу видно человека на высоких уровнях просветления. Такие эзотерические тайны не каждому открываются.

  • А как называется тот мир, что мы видим вокруг — то есть Землю, животный и растительный мир,
    людей, близких, работа, семья? Я не понимаю, что значит мiр? Что значит, когда говорят о человеке, что он любит жизнь? И часто говорят, что надо любить жизнь. Как можно любить жизнь, но не любить этот мир (не знаю, какая должна быть буква по середине)? Это плохо любить жизнь? Когда я читаю, я вроде бы интуитивно понимаю о чем речь, но одновременно не понимаю. Мы живём в мiру, но любить его не должны? Получается нам не нужно ходить на выставки, в консерватории, музеи, встречаться, ходить в кафе, допустим, в гости, проводить время с друзьями (допустимым ездить кататься на лыжах, велосипедах), если у нас есть такая возможность? Если в нашей жизни, только работа и дом (осознанно), то по сути это разве не монашество? Тогда в чем разница между монахом и верующим мирянином?

  • Хочу добавить, если человек только ходит в Церковь и на работу — разве это не монашество в миру? Как было в советское время.

  • Буздалов А., Пенза, 18.11.2019 в 05:08: «Геннадий лучше знает, что было в моей версии, даже после того, как пояснил, что в ней было специально для тех, кто из СПб… У Геннадия чакра ясновидения открылась?»

    Даже не обладая прозорливостью и ясновидением, несложно понять, что и Ваш «поясненный специально для тех, кто из СПб» вариант тоже является ошибочным.

    «В Христианстве Бог создает все (касающееся спасения человека): в том числе — условия (спасения) в грешном (духовно мертвом) человеке.»

    Бог не подменяет волю человека Своими действиями. Состояние воли человека и ее направленность — одно из главных условий спасения человека. Так что не «все (касающееся спасения человека)», тем более, «в грешном (духовно мертвом) человеке» создает Бог.

    Св. Кирилл Александрийский много сделал для преодоления ереси несторианства, но его последователи, сфокусировав все свое внимание на аргументации своего наставника, впали в другую крайность — они стали проповедовать монофизитство. Так же поступаете и Вы — всякое действие воли человека, направленное ко спасению, называете «религией самоспасения». Я писал о двух крыльях птицы спасения — писал о действиях воли человека и о действиях благодати Божией, но, тем не менее, оказался тем, кто проповедует самоспасение. Значит, Вы полностью исключаете роль человеческих усилий в деле спасения души человека. А это уже больше, чем отстаивание православных взглядов в борьбе с пелагианством. Пелагий, отстаивая роль свободной воли в деле спасения человека, допустил ряд ошибок, приведших к тому, что Бог у него только подавал пример правильного поведения, и не более того. Вы же, в вымышленной Вами борьбе с якобы глобальным пелагианством, вовсе исключили роль свободной воли человека в деле спасения человека. Почти так же поступали в свое время и фарисеи. Правда, они мнили себя знатоками закона, регулирующего действия свободной воли человека. А вы мните себя волеоткрывателями и волепопечителями ( воли ) Бога. Остальные должны вас слушаться и должны вам подчиняться. Только ваши указания имеют значение в деле спасения. Собственная воля остальных людей не способствует их спасению. Всякого, кто осмелится и приложит собственное усилие к достижению своего спасения, вы причислите к исповедующим религию самоспасения.
    А знаете, кто внушает людям такие мысли? Их внушает тот, кто порабощает волю человека и подчиняет его себе.
    Вы его идеологию здесь излагаете и его нравы демонстрируете.

  • Анна, Санкт-Петербург, 18.11.2019 в 11:18, та часть годового богослужебного круга, которая связана с волевыми действиями самого человека, начинается с чтения зачала Мф.6.22-33, но там речь в основном идет об отношении человека к внешнему миру. Однако, это первый шаг к отречению от мiра. За ним следуют другие шаги, например, зачало о любви к врагам из Лукина ряда этого же богослужебного круга.
    В мiру врагов ненавидят. В Евангелии есть много указаний о том, как прийти к такой любви. Например, в Евангелии от Луки есть такие слова:
    «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26 ).
    Не возненавидев «самой жизни своей», а значит, и себя самого, невозможно прийти к любви Божией и стать учеником Христа. Пройдя через катарсис, став новым человеком, отбросив ложное «я» падшего человека, у человека появляется возможность смотреть на все любящими и сострадательными глазами. Такой человек смотрит на все глазами Бога и видит он уже совсем другой мир.

    Без такого катарсиса замена городской квартиры на пустынь не будет считаться отречением от мiра. Действительно отрекшийся от мiра может монашествовать и в миру, как Вы написали.

  • Так устаешь от таких комментов на других православных порталах. Как-то читала комментарии передачи на телеканале «Спас» и подумала, что какой ужас, вообще есть ли сейчас место, где люди доброжелательно настроены друг к другу?! Вспомнился сайт «Ветрово». Как только подумалось, сразу наткнулась на это… (…) У нас на приходе был такой случай, который совпал с моим периодом воцерковления… Клуб раскололся и важные члены нашей общины ушли с обидой, и глубокой обидой, как мне кажется. А все началось с появления нового члена клуба. И, мне кажется, до сих пор это рана ощущается, потому что другая сторона не готова к примирению, хотя может сейчас все изменилось, но связи с ней нет. Очень жаль, если это произойдет и здесь… Обидеть, нахамить, оскорбить очень легко, а простить, примириться и забыть очень сложно!!! А без этого как приступать к Причастию? Замкнутый круг. Желаю всем не идти по этому пути, а вовремя остановиться.

  • Название статьи отца Романа очень хорошее, можно ещё добавить сюда и «личное мнение». «Очарованные» личным мнением» Сюда и себя отношу.

  • Анна, Санкт-Петербург, 18.11.2019 в 13:15: «Вспомнился сайт «Ветрово». Как только подумалось, сразу наткнулась на это… (…)»

    Странно как-то: если Анна наткнулась на это… (…) на сайте «Ветрово», то почему это (…) не может быть напечатано в этом обсуждении?
    Помнится, я написал ответ на комментарий отца Романа, а модератор превратил его в ребус. Не знаю, понял ли отец Роман хоть что-нибудь, читая тот ребус. Хотя, ничего дурного и неуместного я не писал. Вот и сейчас — пойди догадайся, что имела в виду Анна. Могу предположить, что речь у нее идет о моей перепалке с Буздаловым.
    Почему хамства одних здесь публикуют, а приличные комментарии других режут?

  • Геннадий, «это» не может быть напечатано в обсуждении, потому что не хотелось бы, чтобы кто-нибудь опять на него наткнулся.

  • Геннадий, а как же заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя»?

  • Анна, Санкт-Петербург, 18.11.2019 в 15:56: «Геннадий, а как же заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя»?»

    Так это ветхозаветная заповедь, а в Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит:

    «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.» ( Ин.13.34 )

    Иисус Христос любит иначе. Он любит не любовью ветхого человека, а любовью Богочеловека. Далее Он поясняет:

    «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 )

    Если ты любишь ближнего или другого как самого себя, то жертвовать собою ради другого не будешь.

  • Геннадий, но вообще-то никто не отменял 10 заповедей. И в Евангелии это сказано Господом Иисусом Христом:
    От Матфея
    «Гл.22 Ст. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
    Гл.22 Ст. 38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
    Гл.22 Ст. 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»
    Встречный вопрос. Как человек ненавидящий себя, может любить другого хотя бы как самого себя, я уже не говорю, чтобы жертвовать чем-то ради другого. Это не любовь. Любовь подразумевает свободный выбор, жертва подразумевает равный свободный выбор. А
    ненависть может быть только ко греху, разве не так?. Или уточняйте значение «ненависти», что Вы под ней понимаете. Эгоизм — это не любовь к себе, это страсть. Мы не говорим об эгоизме. Любите друг друга не исключает здоровую любовь к себе. Разве где-то Господь говорит, что нужно себя ненавидеть? Если ты ненавидишь себя, как ты можешь желать себе спасения?

  • Анна, Saint Petersburg, 18.11.2019 в 21:35: «И в Евангелии это сказано Господом Иисусом Христом:
    От Матфея«Гл.22 Ст. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:..»

    А Вы поднимитесь на два стиха выше и увидите, что это был ответ на вопрос законника.

    «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22.35-36)

    Как видите, в «законе» это наибольшая заповедь. О законе был вопрос, ответ был тоже о нем.

    Анна, Saint Petersburg, 18.11.2019 в 21:35: «Встречный вопрос. Как человек ненавидящий себя, может любить другого хотя бы как самого себя, я уже не говорю, чтобы жертвовать чем-то ради другого. Это не любовь.»

    Вы, кажется, ничего не поняли из того, что я Вам написал и объяснял. Я писал о катарсисе, а не о ненависти к себе, которую человек постоянно испытывает. В том отрывке из Евангелия от Луки говорится не только о себе, но еще и об отце, матери, жене и детях, братьях и сестрах. По-вашему, Иисус Христос призывал и их постоянно ненавидеть?

    «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26 ).

    Любящий христианской жертвенной любовью о себе не думает. Ложное «я», о котором я писал выше, создано мышлением человека и тем восприятием, которое появилось у Адама и Евы после грехопадения. Не думающий о себе человек близок к тому новому восприятию мира, о котором я писал выше.

    Анна, Saint Petersburg, 18.11.2019 в 21:35: «Мы не говорим об эгоизме. Любите друг друга не исключает здоровую любовь к себе. Разве где-то Господь говорит, что нужно себя ненавидеть? Если ты ненавидишь себя, как ты можешь желать себе спасения?»

    Любовь к себе, какой бы здоровой она ни была, — это все еще эгоизм, порожденный «я» падшего человека.

    «Разве где-то Господь говорит, что нужно себя ненавидеть?» ( Анна )

    «если кто приходит ко Мне и не возненавидит … самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»

    Здесь и говорится о ненависти ( кратковременной ) к себе.

    «Если ты ненавидишь себя, как ты можешь желать себе спасения?»

    Ненависть мучительное чувство. Желание избавиться от мучений есть желание спасения. Любящий себя, как правило, искренне спасения не ищет. У него душа не болит, а мысль о возможном мучении в будущем может такого человека напугать, встревожить, но глубоко в душу такая мысль не проникает, а потому быстро забывается и уходит.
    Еще раз повторяю: я не призываю Вас постоянно себя ненавидеть. Постоянная ненависть к себе ведет к шизофрении или какому-нибудь другому психическому расстройству. Я пишу о кратковременном отвращении ко всему падшему, включая и себя, и об отвержении того, что привязывает человека к падшему миру. «Я» падшего человека и есть то, что привязывает его к мiру падшему. Человек с таким «я» любить жертвенной любовью не может. Что такое «Я» прошедшего через катарсис, а ныне счастливого, не думающего о себе, человека, я объяснить не могу.

  • Геннадий, Господь также говорит, что он пришел исполнить закон, а не отменить его. Если ваше мнение основано на толковании святых отцов, то сбросьте ссылку, пожалуйста, у кого Вы нашли такое толкование, я хотела бы почитать. Спасибо, что попытались ответить на мой вопрос, но я Вас совсем не понимаю.

  • Анна, Санкт-Петербург, 18.11.2019 в 13:19″»
    Отношу себя к трезвомыслящим. Отдать должное человеку заслуживающему это, разве это «очарование»? Пушкину за его вклад в литературу, русский язык, культуру? Ломоносову за вклад в науку? Карамзину за его гигантский труд «История государства Российского»? По словам Пушкина даже женщины того времени зачитывались «Историей…», что вообще явление исключительное. И многим другим великим (заметьте, пишу с маленькой буквы) своими делами во благо народа и России.

  • Всем, здравствуйте. Благодарение редакторам сайта за их работу и публикации! Прочитала заметку о.Романа «Очарованные». Хотела поблагодарить за это в комментарии. Пока спускалась к месту внесения комментария, кое-что прочитала. Мне понятно, о чем пишет о.Роман. И другие суждения не так важны, с одной стороны потому, что доверяю о.Роману, батюшка достоин уважения, доверия, а также благодарности. Но я, как простая грешница, обычная мирянка, понимаю Анну. Не так то просто в наше время разобраться, как поступать, как веровать, если всюду чьи-то мнения, хуже того «учения» и советы, тренинги и только «держи ухо востро», чтобы не попасть под чье-то лукавое обольщение, своеобразное толкование «от себя», иногда умелое вранье, выдаваемое за истину. Не на этом сайте, а вообще в просторах инета. Недавно на ю тубе появились десятки роликов Евы Левит, невозможно слушать и смотреть, а ведь многие слушают и хвалят. Страшно подумать, к чему все это приведет. Ева, не чуждается лжи, ссылается на законы физики, ничего не смысля в них, своевольно трактует Евангелие и Тору, пишет, что она филолог, а ошибки, как у безграмотной! И это запретить невозможно, да и надо ли. Каждому верующему надо помнить, что лучшее толкование и лучший совет всегда можно найти в первоисточнике. Начать отсеивать ненужное, а комментарии можно и не все читать, чтобы не тратить время. Вера и Евангелие лучшие советы для нас грешных. Лучше с батюшкой в храме посоветоваться, чем в интернет сетях. Как Господь дает нам встречу с каким-то человеком в нужный для нас момент, час и день, так и нужная информация непременно дойдет. По вере и дано нам будет. А по поводу хамства или словоблудия, так это искушения. Чем больше человек стремится к вере, тем больше искушений. такое мое мнение.

  • Анна, Санкт-Петербург, 19.11.2019 в 00:45: «Геннадий, Господь также говорит, что он пришел исполнить закон, а не отменить его. Если ваше мнение основано на толковании святых отцов, то сбросьте ссылку, пожалуйста, у кого Вы нашли такое толкование, я хотела бы почитать. Спасибо, что попытались ответить на мой вопрос, но я Вас совсем не понимаю.»

    Господь не отменил закон, а дополнил его. «Заповедь новую даю вам…» не значит «отменяю предыдущие». Человек духовно возрастает постепенно: ветхий человек исполняет ветхозаветные заповеди, новый человек — новозаветные, не отвергая ветхозаветные.

    «Спасибо, что попытались ответить на мой вопрос, но я Вас совсем не понимаю.» (Анна)

    Не спешите понимать. Поднятый мною вопрос очень сложный для понимания. Мозговым штурмом его не одолеть, возможно, поэтому святые отцы по-разному истолковывают это место из Евангелия.
    Новый человек — это богоподобный человек. У Богочеловека Иисуса Христа человеческой ипостаси, т.е. человеческого «я» не было, и сейчас нет, хотя человеческая природа у Него есть. Уподобляющийся Богу человек в отношении своего «я» должен прийти к глубоким изменениям, чтобы уподобиться Христу, у которого человеческого «я» нет. Вопрос о «я» и о личности человека до конца в святоотеческом богословии не разработан. Святые отцы прошлого определяли ипостась человека через его человеческую природу. Потом стали разрабатывать вопрос о связи личности, «я» человека с его природой и пришли к выводу, что личность человека не сводима к его природе. Окончательного и завершенного учения о личности человека в богословии до сих пор не существует, поэтому и толкования данного отрывка из Евангелия от Луки, учитывающего личностные изменения человека, уподобляющегося Христу, нет. Надеюсь, в будущем оно появится.

  • Анна, Saint Petersburg, 19.11.2019 в 00:56: «Вот хорошая статья владыки о любви к себе, и что за этим понятием стоит: https://pravoslavie.ru/98733.html»

    «Праведная любовь – любовь к себе как к образу Божию, к себе такому, каким ты вышел из рук Божиих.» (с)

    Любить можно только то, что ты знаешь. А знаем ли мы, «каким человек вышел из рук Божьих»? Нет, не знаем. Образ Божий был поврежден грехопадением, а после этого человек получил от Бога «кожаные ризы». По словам святых отцов «кожаные ризы» — это наше современное грубое физическое тело. Говоря «я», мы в первую очередь подразумеваем тело. Мы знаем себя как тела, а как душу, мы себя не знаем. Говоря об отказе от «я», я подразумевал отказ от того «я», которое появилось у человека в результате грехопадения. Любящий себя человек, в первую очередь, любит свое тело, т.е. любит кожаные ризы, которых у человека не было до грехопадения. Кожаные ризы — это не образ Божий, это наказание за преступление. Что такое образ Божий, человеку предстоит узнать в процессе богопознания. Тот, кто через этот процесс еще не прошел, а этот процесс включает в себя и тот катарсис, о котором я писал ранее, любить образ Божий в себе не может, т.к. он его не знает.

    «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик» (Лк. 14:26).

    Своеобразно владыка истолковал Лк.14.26. Я Вам ранее писал о том же.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 19.11.2019 в 02:30, я по-другому понял слова Анны. Наши оппоненты очарованы своими мнениями. Их тоже, по мнению Анны, нужно включить в число очарованных.

  • Простите меня, я, наверное, плохо изложила свою мысль. Я доверяю тому, что пишет отец Роман и его мнению, иначе бы не состояла в группе «Ветрово». Мне также кажется, что я понимаю, о чем пишет отец Роман, я не понимаю только то, что такое мiр и мир в Евангелии. Где грань между ними? И что значит не любить мир, но при этом любить жизнь и с радостью просыпаться каждое утро с благодарностью. Где грань между монахом и мирянином, живущим по Евангелию? (семья, это понятно, но она не у всех есть, живущих в миру). Уважаемый Геннадий, мне просто, кажется, что мы о разном. Написав «очарованные», я имела ввиду всех, кто ставит своё мнение выше мнения другого человека, что и я делаю тоже, я это знаю. Это просто мысль без определения к конкретным лицам. Простите.
    Любовь, очень хорошо, понимаю Вас. Очень много противоречащей друг друга информации. Например, когда я пришла в Церковь 4 года назад, везде писали и говорили, что готовится надо к Причастию, прочитав каноны, последование, быть на службе накануне, пост. Сейчас говорят, что это все не так важно, и это не главное. Можно молиться своими словами вместо правила (именно вместо). Это говорят также диаконы, некоторые молодые священники. И все спасутся. Вне Церкви тоже можно спастись (это правда я слышала от мирян, но от мирян, которые ходят в Церковь). И когда ты начинаешь этому противоречить, то ты вроде очень плохой и злой человек получается, потому что ты говоришь, что Бог такой злой, как же не спасутся китайцы и индусы, которые родились среди язычников и в этом не виноваты. Я на это не знаю, что ответить. Говорю то, что прочитала у кого-то из святых отцов, к сожалению, не помню. «Это не нашего ума дела». Но этот ответ мало кого устраивает.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа