В Петербурге состоится митинг против строительства Храма
Без Бога нация – толпа…
Иеромонах Роман
В воскресенье, 26 мая, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение храма Всех Святых в Страсбурге.
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет», — сказал он, обращаясь к верующим, пришедшим на службу. «Это не потому, что у нас очень много денег, и мы не знаем, куда их потратить, — сказал предстоятель. — Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
Как отметил патриарх Кирилл, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
В тот же самый день, 26 мая, я побывала в одном из таких мест – в новом Храме, совсем недавно освященном в одном из «спальных районов» Петербурга. Приехала в Храм задолго до начала Службы и оказалась там почти что одна. Поразила полная тишина и утренний свет, льющийся из-под купола – было совсем не по-городскому, как будто я вдруг оказалась в далёком монастыре. Эти минуты одиночества и тишины были, как подарок. А когда в конце Службы мы шли вокруг Храма Крестным ходом, на улице останавливались люди, смотрели, снимали нас на мобильные телефоны. Раньше только порадовалась бы этому, а теперь подумалось: с каким чувством смотрят они на нас? Рады или возмущены? Вот на другой окраине города люди протестуют против строительства храмового комплекса в заболоченной части парка. Так понял ли народ, что без Бога ничего не получается, или для него важнее болото? Народ это или всё-таки толпа?..
Митинг против строительства Храма в Южно-Приморском парке состоится сегодня, 27 мая, в 19 часов.
Ольга Надпорожская, по материалам агентства «Интерфакс», сайтов «Эхо Москвы»и «Ахилла»
* * *
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком.
Или глуха, или слепа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман
8 августа 1990
п. Кярово
Ханьцы, хиндустани, древние греки и римляне, египтяне до Рождества Христова… да многие другие не имея представления о Господе оставались «народами». В историческом времени можно проследить этногенез многих этнических групп, которых называли народами. Как с этим быть?
Владимир Иванович, Абаза , 27.05.2019 в 16:01: «Как с этим быть?»
Все перечисленные Вами народы потому и были народами ( этносами ), что они исполняли, возложенную на них Богом, миссию. Как только они переставали это делать, они превращались в толпу — народ, этнос, государство исчезали. Вы же часто временные закономерности становления этноса, да и всего этногенеза в целом, сводите к одной только биологии. Этнос формирует не одна только биологическая, родовая общность. Этнос формирует силовое поле, возникающее для выполнения той самой миссии, о которой я писал выше. Пока оно существует и действует, этнос будет сохраняться.
Совершенного и полного ( не умозрительного ) представления о Боге не имеют даже христианские святые. Что уж говорить о народе. Те представления о Боге, которые были необходимы народам для исполнения возложенной на них миссии, они имели, даже оставаясь язычниками.
Если существование этноса уподобить существованию отдельного человека, то в отношении него можно выделить закономерности свойственные процессу формирования личности человека. Можно, например, выделить среднюю продолжительность жизни этноса подобно средней продолжительности жизни человека. Можно выделить периоды становления и умирания этноса схожие с возрастными изменениями, происходящими в жизни человека ( молодость, зрелость, старость ), но говоря о человеке, мы имеем в виду состояние его биологического организма, поэтому и возникает соблазн свести этногенез к одному только биологическому процессу. Как личность человека не сводима к одной только природе, так и этногенез не сводится к рассмотрению одних только биологических, кровнородственных связей. Жизнь этноса определяет дух. Например, можно быть русским по крови ( по рождению ), но не по духу. После крещения Руси русский дух стал соединенным, взаимосвязанным со Святым Духом. Отвергая Святой Дух, а значит и отвергая ту особую миссию, которую возложил на русского человека Бог, человек перестает быть русским по духу. Народ, в таком случае, превращается в ( биологическую ) толпу, лишенную этнических признаков и особенностей.
Благодарю Вас, Геннадий, за здравый и, как мне кажется, исчерпывающий ответ!
Геннадий, Санкт-Петербург , 27.05.2019 в 18:47
Ольга Сергеевна, я тоже благодарю Геннадия за ответ. Но позволю высказать несколько замечаний.
1. И создал Бог человека. И сказал ему «плодитесь и размножайтесь». Что человек и делал в обозримом историческом времени и даже ранее того. В результате этого процесса, который получил в 20 века название этногенез на Земле появилась особая сфера в дополнение к другим — этносфера людей. Состоящая из 5 тысяч больших и малых этносов. Их по привычке называют народами. Но, если «этнос» понятие строго научное, то «народ» нечто размытое. Можно сказать «русский народ», но можно и «народу в магазине!» или «народ толпился на улице» и т.п.
2. Что же такое этногенез? Не вдаваясь в дебри биохимии и биофизики процесса, посмотрим на реалии жизни. Всякий этнос начинается с кровнородственных связей. Первая наша идентификация этническая: «я — русский или француз, или хакас и т.д.» . Далее кровнородственные связи обрастают родовыми и кланово-родовыми. То есть, за каждым из нас разветвлённая сеть родовых связей по родителям, дедушкам и бабушкам. А впереди в зависимости от наших способностей и возможностей такая же сеть из потомства. Роды и кланы объединяются в субэтносы (в нашем случае — великороссы, малороссы, белороссы, поморы Севера, казаки евразийских степей, сибиряки за Уралом, уральцы в Южном Приуралье, новороссы Левобережья Днепра). Каждый имеет временные координаты помимо пространственных, время формирования, бытовые и языковые отличия не переходящие в этнические. То есть, русские проживают в России и на постсоветском пространстве, в дальнем зарубежье, имеют общие этногенетические корни и историю, язык и культуру. Различия у них не переходят в межэтнические. А вот уже поляки, чехи и прочие совершенно другие этносы в отличие от русского.
3. То же самое происходит в других этносах — рождение, жизненный цикл в 1500 лет, регенерация и следующий цикл. И всякая этническая генерация или этнос есть продолжение предыдущих трансформаций. На сегодня в этносфере людей сформировались 10 огромных этногенетических пространств, в которых образуются суперэтнические общности. Если раньше суперэтнизация происходила в границах империй, то сегодня это выглядит несколько иначе в конкретных пространственных координатах.
— китайское в границах КНР;
— индийское на п-ове Индостан;
— индо-китайское на п-ове Индокитай и части островной Юго-Восточной Азии;
— австрало-островной в Австралии и ближних островах;
— африканское в Южной и Центральной Африке;
— афро-азиатское в Северной Африке и Юго-Западной Азии;
— южно-американское в Южной Америке;
— североамериканское в Северной Америке;
— европейское в Западной, Северной и Центральной Европе;
— русско-евразийское в границах Российской Империи-СССР.
В половине есть ведущие и титульные этносы — ханьцы в Китае, хиндустани в Индии, арабы в афро-азиатском регионе, германцы в Европе, русские в Северной Евразии.
4. Этногенез сопряжён с историческим процессом во времени и пространстве через человека. Ведь это он участник и созидатель. Без него немыслимы ни селения и города, освоение миллионов гектар земли, создание государств, социально-экономическая жизнь. И вот тут некоторое уточнение: человек может быть язычником, христианином, мусульманином, буддистом или индуистом, даже откровенным атеистом. А жизнь как шла, так и будет идти в заданных ритмах этногенеза и социально-экономической истории. Этногенетические признаки, особенности никуда не денутся. Однажды заданная форма этногенетических превращений остаётся неизменной. Например, в СССР многие стали атеистами, изменилось ли у них этногенетическое? Да нет. Как были русскими, прибалтами, узбеками и т.д., так и сегодня остаёмся такими же.
5. Бог на греков ведь тоже возложил в своё время миссию.Они создали Византийскую империю, сформировали в её границах византийский суперэтнос. Но в 16 веке не стало ни того, ни другого. А греки остались и живут до сих пор. И даже хакас, который приходит со мной в храм и стоит рядом на общей молитве, не становится автоматически русским. Хотя и на него Господь возлагает надежды и миссию. Есть этногенез, история, но есть высшее духовное, что одухотворяет нашу земную жизнь. Можно ли прожить без этого? Наверно можно. Жили же в безбожном СССР, живут в Европе, в других местах. Не заморачиваясь и довольствуясь земным. Не заботясь о душе и принимая правила агрессивной окружающей среды.
6. А теперь подведём маленькие итоги. Этногенез, чего б мы там не придумывали для себя, процесс биофизикохимический в своей глубине и нацелен на формирование кровнородственных связей на поверхности. Исторический процесс это наше социально-экономическое. Это два разных по природе процесса, но они сопряжены в человеке как соучастнике их. Высшее духовное одухотворяет нашу земную жизнь. Но не подменяет.
7. А что такое «русский дух»? «Германский дух»? «Китайский дух» и прочее? При моём рождении церкви были закрыты. Меня «погружали», так крестили большинство в то время. Предки мои русские великороссы и малороссы, значит и я русский! Но прибавило ли погружение мне «русского духа»? Ведь спустя сорок лет, когда я впервые в своей жизни пришёл в храм, священник сказал, что погружения недостаточно и необходимо креститься заново. Крестился, со мною и трое моих детей. Кстати, один из них приёмный, помесь немца и татарки, он тоже проникся «русским духом» или как?
Ольга, может быть мой комментарий будет не совсем к месту, но меня однажды посетили схожие чувства. И я хотел бы ими поделиться.
Как-то я посетил воскресную службу в Усть-Медведицком Спасо – Преображенском женском монастыре г. Серафимовича. В восемь утра началась литургия в нижнем храме (который очень любила святая игуменья Арсения). Народу было мало. Я сидел на скамье у входа и отчетливо слышал службу. Батюшка читал молитвы, а монахини на клиросе пели. О какое это дивное пение! Пение ангельское! Оно было приятно не только уху, но умиротворяло душу! Облегчало её! Я молился по-христиански, первый раз за долгое время. Был, как дитя в этом храме! Никуда не хотелось уходить. Все мы, молящиеся находились в благодати Господней! Мне поначалу было не по себе, волновался. Но мало, по малу это ощущение прошло и сменилось глубоким спокойствием, чувством каким-то не здешним, благостным! Я многое переосмыслил, понял насколько грешен. Вскоре подошёл момент исповеди. Мы выстроились в два ряда, в первом ряду шли дети и мы, мужчины, а во втором ряду женщины. Я нёс на исповедь свои грехи, не исповеданные одиннадцать лет! Многие помнил, они болели во мне, жгли душу, очерняли её. Многие позабыл, а многое не считал за грехи! Батюшка спрашивал меня, о разных вещах и напоминал о грехах, которые необходимо исповедовать! Я с искренним раскаянием исповедовал грехи, добавив, что во всех грехах каюсь, прости меня грешного… Батюшка по молитве отпустил грехи! Ах, какое это было облегчение! Говоря образно словно мешок камней упал со спины и стало легко необычайно! Далее следовало таинство Евхаристии. Я так его люблю! Но к своему стыду и печали не причащался двенадцать лет! Конечно для христианина непростительно такое долгое неучастие в таинствах, но я об этом очень сожалел и с великой радостью шёл ко Святой Чаше! Подойдя с благоговением принял Святые Дары, как воспоминание, о Господе – Его Святое Тело и Кровь! Вкусил просфору и святую воду, преподнесённые мне рукой монахинь! Отойдя на несколько метров, я ощутил необычайную благодать! Словно летел! Было какое-то чувство невесомости! Внутри себя я почувствовал обновленным и умиротворённым, а на душе была великая радость! В миру прочих чувств, это чувство самое сильное и возвышенное! Не свойственное телу, но родное духу! Оно необычайно! После евхаристии мы подошли ко Кресту. В этот благословенный день я прошёл ещё одно таинство – соборование! Батюшка читал особые молитвы и семь раз помазывал всех проходивших таинство священным маслицем Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Это таинство освобождает от забытых грехов и дарует душевное и телесное исцеление от недугов по вере. Об этом и испрашивала Господа в пении монахиня в моменты помазания нас. Также мы заходили в пещеры, ко Святому камню! Я молился у этой святыни! Эти моменты пребывания в красивейшем из монастырей донской земли останутся в моей памяти навсегда!
Да, Алексей, Таинства исповеди и Святого Причащения — величайшая радость! Трудно понять, как можно без этого жить.
Счастлив тот, кто может так сказать, как написала прихожанка одного из Храмов:
«А для меня родней всего
Вот этот храм. вот эта местность!
И нет мне ближе ничего,
Чем эта милая окрестность.
Ведь в мире лучше нет людей,
Чем Ты послал мне встретить, Боже…
Их нет добрей, их нет милей,
Их нет любимей и дороже!»…
Удивляет то, что написала о протестующих Екатерина Башкирова (что и в своём отзыве ранее выразила Татьяна из Брянска):
«…..»Интересный факт — многие из протестующих являлись постоянными участниками литургии в этом храме, многие из них также исповедовались у настоятеля храма…»
Владимир Иванович, Абаза , 28.05.2019 в 02:43:
1. И создал Бог человека. И сказал ему «плодитесь и размножайтесь».
Эти слова взяты Вами из первой главы книги Бытия. Словом «человек» там обозначено обобщенное, безликое творение. Во второй главе описывается творение конкретного человека, имеющего конкретное имя и лицо. «И создал Господь Бог человека из праха земного ( у Вас: из биохимии ), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2.7 ). Различные этносы так же имеют свое конкретное имя и образ, а значит, говоря о них, нужно учитывать и «дыхание жизни» ( дух ) конкретного этноса.
2. Что же такое этногенез? Не вдаваясь в дебри биохимии и биофизики процесса, посмотрим на реалии жизни. Всякий этнос начинается с кровнородственных связей.
Кровнородственные связи формируют «прах земной». Думаю, что Бог учитывает особенности «праха земного» каждого народа ( этноса ), когда ставит перед ним для решения определенную задачу. То есть, для выполнения определенной задачи Он выбирает людей с определенной «биохимией», но из этого не следует делать вывод, что «биохимия» определяет жизнь этноса.
3. То же самое происходит в других этносах — рождение, жизненный цикл в 1500 лет, регенерация и следующий цикл. И всякая этническая генерация или этнос есть продолжение предыдущих трансформаций. На сегодня в этносфере людей сформировались 10 огромных этногенетических пространств, в которых образуются суперэтнические общности.
Цифра «10» как раз и указывает на то, что за основу понятия «этнос» взята не «биохимия» народа или его «прах земной», а взято «дыхание жизни» этноса, его дух. Если быть еще более точным, то из этих десяти суперэтнических пространств можно выделить две группы, состоящие из пяти суперэтносов. Именно так разделяется в человеке и в человечестве «дыхание жизни». Кстати, именно так Вы и поступили, выделив пять суперэтносов из десяти.
4. Этногенез сопряжён с историческим процессом во времени и пространстве через человека. Ведь это он участник и созидатель. Без него немыслимы ни селения и города, освоение миллионов гектар земли, создание государств, социально-экономическая жизнь. И вот тут некоторое уточнение: человек может быть язычником, христианином, мусульманином, буддистом или индуистом, даже откровенным атеистом. А жизнь как шла, так и будет идти в заданных ритмах этногенеза и социально-экономической истории. Этногенетические признаки, особенности никуда не денутся. Однажды заданная форма этногенетических превращений остаётся неизменной. Например, в СССР многие стали атеистами, изменилось ли у них этногенетическое? Да нет. Как были русскими, прибалтами, узбеками и т.д., так и сегодня остаёмся такими же.
В СССР пытались создать общность людей под названием «советский народ». Пытались дух, данный Богом каждому народу для решения определенных Божьих задач, подменить своим духом. У коммунистов это не получилось. У фашистов тоже не получилось. А следуя Вашей логике, коммунисты или фашисты для реализации своих задач должны были создать свою коммунистическую или фашистскую «биохимию». Я же думаю, что они смогли бы создать свои общности людей, опираясь на старую «биохимию», если бы люди полностью отвергли дух своего этноса.
5. Бог на греков ведь тоже возложил в своё время миссию.Они создали Византийскую империю, сформировали в её границах византийский суперэтнос. Но в 16 веке не стало ни того, ни другого. А греки остались и живут до сих пор. И даже хакас, который приходит со мной в храм и стоит рядом на общей молитве, не становится автоматически русским. Хотя и на него Господь возлагает надежды и миссию. Есть этногенез, история, но есть высшее духовное, что одухотворяет нашу земную жизнь. Можно ли прожить без этого? Наверно можно. Жили же в безбожном СССР, живут в Европе, в других местах. Не заморачиваясь и довольствуясь земным. Не заботясь о душе и принимая правила агрессивной окружающей среды.
Когда люди полностью отвергнут дух своего этноса, они превратятся в общечеловеков, так и не став по-настоящему людьми, личностями, предназначенными для жизни вечной.
6. А теперь подведём маленькие итоги. Этногенез, чего б мы там не придумывали для себя, процесс биофизикохимический в своей глубине и нацелен на формирование кровнородственных связей на поверхности. Исторический процесс это наше социально-экономическое. Это два разных по природе процесса, но они сопряжены в человеке как соучастнике их. Высшее духовное одухотворяет нашу земную жизнь. Но не подменяет.
Ранее Вы писали, что историю человечества пишет этногенез. Теперь пытаетесь вывести некий компромисс.
Процесс существования и становления человека и человечества во времени, да и развитие любого явления и процесса во времени, описывается стандартным образом: из четырехмерного многообразия выделяется трехмерное ( 3-х мерное пространство ), а четвертая координата становится временем. Время течет, если универсальная СРТ -симметрия нарушена. Поэтому не случайно получилось так, что из множества евангельских писаний в канон вошли только четыре книги, три из которых схожие ( синоптические Евангелия ). Ибо цель существования этих книг заключается в том, чтобы помочь человеку пройти христианский путь спасения, который разворачивается во времени. ( Порядок следования книг Евангелия и есть порядок следования человека по христианскому пути спасения ). И лишь только в одной из этих книг то, что Вы называете «биохимией» принимается во внимание и обоживается. Социально-экономическое, биофизикохимической и высшее духовное ( использую Вашу терминологию ) существуют в человеке слитно и почти нераздельно, так же как и книги Евангелия образуют одно целое ( Четвероевангелие ), и все вместе они образуют и формируют один исторический процесс. Вы же, говоря об историческом процессе, разделяете его на части, как будто бы сушествует несколько историй. Этогенез – одна из движущих сил истории, но не единственная. Вопрос о связи «биохимического» и духовного в этногенезе я отчасти рассмотрел. Можно было это сделать более подробно, рассматривая процесс превращения грека-язычника или хакаса в христианина, но, думаю, Вы и сами сможете это сделать. Главное при этом – помнить, что христианский путь спасения сложно-составной, и каждому народу на этом пути Бог отводит свою роль. Например, одни народы, в частности греки, формируют и формулируют христианское вероучение. У такого народа обязательно должна существовать предистория богатая философскими изысканиями и наработками. У греков-язычников она имеется. Другие народы, например, могут отвечать за широкое распространение христианства и воплощение его в жизнь. Возможно, Вашему хакасу Бог уготовил такую миссию. Возможно, он будет распространять христианство среди азиатских народов, и его «биохимия» будет этому способствовать, но не будет полностью определять его образ жизни, как Вы полагаете.
( Вопрос о прекращении времени – отдельный вопрос, и мы его пока касаться не будем ).
7. А что такое «русский дух»? «Германский дух»? «Китайский дух» и прочее? При моём рождении церкви были закрыты. Меня «погружали», так крестили большинство в то время. Предки мои русские великороссы и малороссы, значит и я русский! Но прибавило ли погружение мне «русского духа»? Ведь спустя сорок лет, когда я впервые в своей жизни пришёл в храм, священник сказал, что погружения недостаточно и необходимо креститься заново. Крестился, со мною и трое моих детей. Кстати, один из них приёмный, помесь немца и татарки, он тоже проникся «русским духом» или как?
Независимо от того, были ли Вы крещены или нет, Вы жили в определенном этническом ( духовном ) поле, которое имеет свою определенную направленность. Устремленность Вашего ума до крещения могла сильно отличаться от силовой направленности этого поля. После крещения и воцерковления Ваш ум, возможно, стал более сонаправленным с этническим вектором русского народа. С Вашим приемным сыном, думаю, произошло то же самое, если он искренне верит.
Может быть проблема в том, что храм должен стоять на своём прежнем, законном месте?
Владимир Иванович, насколько я понимаю, уже существующий Храм останется на прежнем месте. Люди протестуют против строительства нового.
Спасибо Вам, Геннадий, за замечательный отзыв и за предшествующие !
И Вам спасибо за внимание, Михаил. А я вот невнимательно отнесся к проверке текста и пропустил кое-какие ошибки и опечатки. Например, в последнем абзаце в предложении «После крещения и воцерковления Ваш ум, возможно, стал более сонаправленным с этическим вектором русского народа» вместо слова «этическим» должно быть написано «этническим».
Геннадий «Ранее Вы писали, что историю человечества пишет этногенез.»
И где же я такое написал?
Владимир Иванович, Абаза , 28.05.2019 в 18:59: «И где же я такое написал?»
В обсуждениях на РНЛ Вы подобное, точно, писали.
Так подобное или точно такое или Вы придумали по прочтении?
Геннадий, Санкт-Петербург , 28.05.2019 в 13:18″»
1. Мы ещё с биохимией не разобрались, чтобы думать о «духе» этноса/народа.
2. Я не знаю что думает Бог про каждого человека, про этносы. Что касается биохимии, то без неё человека попросту бы не существовало. Кроме того, для жизни требуется воздух, вода и питание ежедневное (желательно трёхразовое) и (уж простите за обыденность) отправление естественных надобностей.
3. Вряд ли можно связывать с цифрой формирование суперэтнических сообществ. Тут играют роль разные факторы (миграции, комплиментарность, пространство, природный фактор и др.). То, что они поделены на две группы по пять суперэтносов в каждой, говорит только об одном: пришла пора их выделения из общей массы. Ханьцы как ведущий этнос сложились во 2 в. до н.э.; германцы также до Р.Х. на северной оконечности Европы; арабы в начале новой эры на Аравийском п-ове; русские в 17 в.; хиндустани ещё позднее. В остальных процесс идёт.
4. Да нет, это Ваша «логика». Русско-евразийская (такое название отражает ведущую роль русского этноса и матричную евразийских) суперэтническая общность сложилась как единое целое в 17-20 вв. Коммунисты попытались превратить это в свою заслугу и дать ей идеологическое имя «советский народ». Что не отражало реалий.
Война Запада с Россией имеет и этногенетические причины, но вопрос много сложнее, чтобы пояснить его в нескольких словах.
5. «Когда люди полностью отвергнут дух своего этноса, они превратятся в общечеловеков, так и не став по-настоящему людьми, личностями, предназначенными для жизни вечной.»
Давайте не будем уходить в пустую философию. Всё гораздо прозаичнее. Жизнь этноса от рождения сплошная интеграция, центростремительное действо. До тех пор, пока ведущий этнос не переступит черту и не войдёт в период этногенетического старения и дезинтеграции. Русские сегодня для примера. Мало того, что русско-евразийское этногенетическое поле суперэтнического характера распалось на два десятка особых этнических в границах новых государств. Оно и в себе разделилось на собственно русское, украинское и белорусское. А это первый признак окончания витка развития.
6. Этногенез процесс естественный. Он не «пишет», а определяет в какой-то мере развитие историческое. Два разных по своей природе процесса сопрягаются в человеке, тесно переплетаются. И потому разделить их мы можем скорее условно. Поскольку они взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимно дополняют друг друга.
Когда-то люди жили малыми родовыми общинами и довольствовались тем, что приобрели (охота, рыбная ловля, собирательство) или произвели (содержа домашнее хозяйство). И только при расширении территории обитания, увеличения числа едоков (в том числе и культурных ассимилянтов) появилась социальная общность, излишки продукции, товарообмен. То есть, социально-экономическая составляющая.
Можно привести и более близкий пример, наши старообрядцы, скрывавшиеся в тайге (на Севере, потом на Урале, потом в Сибири). Жили обособленными общинами. Что производили, то и потребляли. Минимум связей с остальным миром, без всякой социализации и экономики в общем.
7. Вполне естественно, что жил я в общерусском этногенетическом поле, духовность была скорее всего светской. Но и в русско-евразийском («советский народ») тоже. Духовная составляющая «строителя коммунизма» сменилась религиозной православной, устремлённой Небесному. В отличие от полукровок моё этногенетическое целенаправлено в русском русле. Социально-экономическое состояние пенсионное). Духовное устремлено к Богу. С крещением меняется не этногенетическое, но духовное.
Ещё при жизни мы говорили с ним об этом. Он рассмеялся и пожал плечами. Теперь он уже ничего не скажет. Отошёл в жизнь вечную в декабре.
Владимир Иванович, Абаза , 29.05.2019 в 01:59
Подробно, по каждому пункту, комментировать не буду. Остановлюсь только на принципиальных моментах.
«3. Вряд ли можно связывать с цифрой формирование суперэтнических сообществ. Тут играют роль разные факторы (миграции, комплиментарность, пространство, природный фактор и др.).»
Случайно и беспричинно ничего не происходит. Если бы в основе этногенеза лежали только биохимические процессы, происходящие в организме человека, то Ваше деление на суперэтносы полностью совпадало бы с образцами классификации человеческих рас. Человеческие расы классифицируются по другому принципу. Там другие цифры, и главное – среди человеческих рас нет такой, которая бы включала в себя признаки многих рас, и регион обитания которой охватывал бы территории проживания многих рас. А вот среди десяти суперэтносов такой обязательно должен найтись.
«5. «Когда люди полностью отвергнут дух своего этноса, они превратятся в общечеловеков, так и не став по-настоящему людьми, личностями, предназначенными для жизни вечной.»
Давайте не будем уходить в пустую философию. Всё гораздо прозаичнее. Жизнь этноса от рождения сплошная интеграция, центростремительное действо. До тех пор, пока ведущий этнос не переступит черту и не войдёт в период этногенетического старения и дезинтеграции. Русские сегодня для примера. Мало того, что русско-евразийское этногенетическое поле суперэтнического характера распалось на два десятка особых этнических в границах новых государств. Оно и в себе разделилось на собственно русское, украинское и белорусское. А это первый признак окончания витка развития.»
Почему же «пустая философия»? Очень даже практическое суждение. А вот следуя Вашей логике, получается, что «общечеловеки» должны иметь одинаковую «биохимию». Однако уже сейчас мы можем видеть «общечеловеком» мира потребления, которые принадлежат к разным расам.
Не спешите хоронить русский суперэтнос. У него впереди великое будущее. К тому же, согласно Вашей теории, он уже давно должен быть покойником. Лев Гумилев, чьи идеи Вы здесь воспроизводите, продолжительность жизни этноса определял сроком в 1200 лет. Каким образом Вы объясняете существование этносов-долгожителей, чей возраст насчитывает несколько тысяч лет?
Выделение трех субэтносов ( малороссов, белорусов и великороссов ) из русского этноса Вы объясняете смешением пограничных народов. Кажется, Вы называли 15-16 века временем такого выделения трех субэтносов. Я же Вам указывал на то, что причины появления трех русских субэтносов лежат в духовной области, а не в биологической. И время появления первых признаков такого тройственного образования я Вам называл другое — это вторая половина 11-го века, когда на Руси появились три белокаменные Софии ( в Киеве, Полоцке и Новгороде ) недалеко от которых затем образовались три монастыря. Духовное делание основателей этих монастырей различалось.
Духовное делание преподобных Антония и Феодосия Печерских, Евфросинии Полоцкой и Антония Римлянина различалось. Пассионарии, согласно идеям Льва Гумилева, формируют этническое поле.
Святые Отцы основатели как раз и внесли самый значимый вклад в дело формирования русского этнического поля, а вышеперечисленные святые — в дело формирования трех субэтносов, входящих в состав одного русского этноса. Можно разобрать и рассмотреть особенности духовного делания этих святых, но это потребует много времени. Хотя, рассмотрение особенностей духовного делания преподобной Евфросинии Полоцкой и ее сродников было бы для Вас интересно т.к. оно завязано на кровнородственных связях, а это Ваша тема.
Короче, даже если бы русский этнос существовал автономно, не смешиваясь с представителями других народов, внутри него все равно выделились бы три субэтноса. Более того, великороссы смешались со многими народами, но тем не менее, их этническая составляющая не изменилась.
«7. С крещением меняется не этногенетическое, но духовное.»
Этногенетическое без духовного существует только в мертвом теле. Человек вполне может приобщиться к этносу людей с другой «генетикой», если его дух тяготеет и совместим с духом этноса не его народа.
Владимир Иванович, Абаза , 28.05.2019 в 23:58 «Так подобное или точно такое или Вы придумали по прочтении?»
Я же написал: «подобное». Точно воспроизвести по памяти Ваши формулировки я не могу.