На острове Талабске мне больше всего запомнился домик отца Николая. Может быть, он показался таким маленьким ещё и потому, что, когда мы приехали на остров, там отключили электричество, и мы вошли в дом при свете фонариков. Одна комната совсем крохотная – «приёмная», где стоит стол да два стула, вторая побольше – много икон, железная кровать, а больше я ничего то ли не разглядела, то ли не запомнила. «Сюда я не дерзал заходить при жизни старца», — сказал приехавший с нами священник, входя в «большую» комнату. Получается, люди приезжали оттуда, где хватает больших и красивых Храмов и монастырей, хватает священников, чтобы войти в этот бедный домик, посидеть со старцем за столиком или на лавочке в саду. Приезжают сюда и сейчас, хотя теперь здесь и старца нет, молятся на его могиле, которая выглядит гораздо богаче, гораздо праздничнее, чем эта скромная келья. Чего же не хватает нам в наших Храмах? Мне нравится, как ответил на похожий вопрос Гоголь: нам «надобно человека».
Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом, — писал апостол Пётр. Вот для чего Гоголю был «надобен человек»: для прикосновения к живому камню, сопричастности святости, подлинной жизни во Христе. Для того, чтобы вложить персты свои, увидеть и уверовать. В Оптиной пустыни Гоголь посетил старца Макария и, выйдя от него, сказал: «Это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источник воды живой». И позже говорил об этой встрече: «Вошел я к старцу одним, а вышел другим».
Конечно, для старцев, не ищущих славы для себя самих, важно было, чтобы люди шли не лично к ним, а ко Христу, чтобы приходили в Храм с покаянием. В воспоминаниях об отце Николае есть история о том, как однажды он вышел из своего домика и вдруг побежал в сторону Храма. Толпа паломников устремилась за ним. Вскоре отец Николай вышел из Храма и спросил: «Чего же вы за мной бегаете? Вы бы в храм так каждый день бегали, как сейчас за мной бежали!..» А сегодня в Храме на острове, в притворе Никольского придела, есть настенная роспись: коленопреклоненная женщина, а перед ней – святитель Николай Чудотворец и старец Николай. Настоятель Храма, игумен Паисий, рассказал нам, что на этой росписи запечатлено видение, которое трижды было во сне местной жительнице Нине. Отец Николай подавал доску святителю, а тот недовольно спрашивал Нину: «Почему местные жители не помогают отцу Паисию ремонтировать храм?» Без Храма нет церковной жизни, нет спасения.
Недавно Патриарх Кирилл сказал, что сегодня мы строим «в среднем три Храма в сутки, тридцать тысяч храмов за десять лет». Если бы одновременно с этим, соразмерно этому появлялись и праведники! Тогда бы действительно была у нас Святая Русь. Но что-то не слышно об этом, напротив – говорят, что сейчас нет старцев, хотя и не хочется в это верить. Получается, что и материальная жертва, и тяжёлый труд по строительству Храмов – всё это легче, чем созидание Храма внутри себя самого. А может, мы просто не ставим перед собой такой цели? Может, почти что некому подсказать? Из истории мы знаем, что в XVIII веке на Руси было оскудение, обмiрщение веры, и даже в монастырях утратили умное делание – Иисусову молитву, и всё же оно было возрождено благодаря трудам святого Паисия Величковского. Может быть, всё впереди и у нашей эпохи? Не напрасно же мы строим по тридцать тысяч Храмов за десять лет. Кем должны наполняться они – живыми камнями или туристами и теми, кто пришёл свечку поставить?
Придя на землю, Христос обрел такой скромный приют, что стыдно сказать: в хлеву, в яслях, на соломе. А позже воздохнул: Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Великая честь – построить для Господа Дом, православный Храм, и всё же это ещё не самая большая любовь. Самая большая любовь и доверие, самая большая близость – это отдать своё сердце, там возвести Храм, чтобы всегда было Господу, где главу приклонить. Но как редко встречаются такие сердца на земле! Потому и приезжали паломники к отцу Николаю и к другим старцам, как к самым редкостным, удивительным, Божьим людям. И кажущаяся нищета этих людей дарила пришедшим самое большое богатство, какое только может быть и в этой жизни, и в Вечности.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
13 июня 2019
В оформлении страницы использованы картина Михаила Нестерова «Лисичка» и фотография Зинаиды Белозёровой
Конечно, очень хотелось бы, чтобы соразмерно темпу роста храмов, увеличивалось и количество людей, всецело отдающих свои сердца Богу. Но этого явления не наблюдается. Лучше было бы в этом утверждении ошибиться. Вот только:
«Любовь, смирение и кротость —
Печать Христа, но дело в том,
Что наша пагубная мёртвость
Лишь прикрывается Христом.
Душа мертва и око сухо,
Бесплодны воздеянья рук.
И вера без Христова Духа —
Страшней неверия недуг…»
И верны слова: » Самая большая любовь и доверие, самая большая близость – это отдать своё сердце, там возвести Храм, чтобы всегда было Господу, где главу приклонить.»
Только что прислали ссылку на текст, написанный бывшим пономарём, в котором есть такие слова: «Мне кажется, что Церковь неправильный путь просвещения избрала. Нужно проповедовать веру, нести веру в массы, как это делали Апостолы, а не строить новые здания, которые будут пустовать. В начале нужно привести людей к вере, а потом уже для них и храмы строить. Нужно быть последовательным во всем. А то храмы мы строим, а ходить в них будет некому». На первый взгляд, справедливые слова, но, с другой стороны, строительство Храма — тоже проповедь.
Пожалуй нужно одновременно и человека приводить к истинному христианству, и храмы строить. Однажды А. И. Осипов раскритиковал слова уважаемого митрополита, какой сказал (дословно не помню) , что прежде чем стать христианином, нужно стать человеком. Значит не получится стать настоящим человеком, не став истинным христианином.
Михаил, наверное, это зависит от того, что вкладывается в понятие «человек».
Согласен с Вашим мнением, так как неизвестно какой смысл вкладывал митрополит в эти слова.
Как оъясняет это высказывание протоиерей Дмитрий Смирнов , прежде чем приблизиться к идеалу христианства , надо научиться исполнять заповеди ветхого завета , что отличает человека от животного.
Т.е прежде чем стремиться к обожению , надо очеловечиться
«Я всегда говорю родителям: не растите таланты, — не раз повторял нам отец Роман. – Растите хорошего сына, мужа, отца. Это — ступени к самому главному. Без этого нельзя стать христианином!».
«В веянии тихого ветра»