col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Прозрения Старца или мыльные пузыри?

На портале Isihast.ru среди других произведений монаха Симеона Афонского (Симона Бескровного) опубликован цикл его притчей для детей «Золотая ниточка». В 2016 году эти притчи вошли в книгу «О самом простом» (издательство «Пустынь Новая Фиваида»), куда вместе с ними были включены притчи для взрослых и «для того, кто хочет стать монахом». «Подобно тому как Евангелие — это разговор со Христом, книга притч — своего рода живой разговор со Старцем», — говорится в аннотации к книге.

Не рискуя коснуться притчей для взрослых и для того, кто хочет стать монахом, познакомимся с притчами для детей. Здесь, наверное, сразу можно оговорить то, что Евангельские притчи, которые упоминаются в аннотации, не делятся на «детские» и «взрослые»: они достаточно просты сами по себе, ведь притчами Христос говорил для «внешних». На Руси до середины XVII века не существовало «детской литературы» — по-видимому, подразумевалось, что дети способны постигать «взрослый» текст, насколько могут его вместить, а что непонятно — пояснят взрослые. Дети учились читать и писать по Псалтири, которая, конечно, никак для них не «адаптировалась», и каждый из них погружался в священный текст по мере своих способностей и желания. Конечно, в наше время детская литература далеко ушла от своих истоков. Существует и «православная детская литература», не всегда высокого качества: ей бывают присущи елейность и морализаторство, которые ребёнок быстро распознаёт и больше таких книг не открывает. В книге Майи Кучерской «Современный патерик» есть пародия на такую литературу, которая, к сожалению, во многом справедлива.

Посмотрим, как выстраивает свой разговор с детьми монах Симеон Афонский. Каждая его притча — это очень коротенькая история, иногда в несколько строчек, в которой сжато, схематично излагается сюжет. И каждая из них заканчивается моралью — стихотворным двустишием. По словам издателей, эти притчи адресованы «прежде всего чуткому смиренному сердцу. За каждым отвлеченным рассказом скрыто глубокое духовное прозрение автора. Если читателю удастся постигнуть скрытый смысл притч, то он получает новое направление работы над собой и оказывается на грани нелегкого выбора». Получается, что, признаваясь в непонимании этих «прозрений», читатель оказывается в числе людей с нечутким и несмиренным сердцем. Наверное, примерно такие же психологические установки срабатывали среди приверженцев бывшего схиигумена Сергия и всевозможных харизматичных гуру: не готов ты принять слова «Старца», значит, эти прозрения не для тебя, ты не чуток, не смирен и доверяешь не отцу духовному, а своему лжеименному разуму. Король-то голый, но не каждый осмелится крикнуть об этом во всеуслышание, и люди подолгу пребывают в самообмане.

Давайте прочитаем несколько притчей монаха Симеона Афонского из цикла «Золотая ниточка». Начнём с наиболее понятной:

«О добрых делах и пуговице

Жил один человек и жил он не очень хорошо — путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел и думает: „Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!“ Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

Потом он умер, и видит: весы — слева его зло лежит, тянет вниз, а справа ничего нет, пусто! И зло перетягивает. — „Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!“ Смотрит, Ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. – „Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула?“ — Удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!“

И услышал, как Ангел говорит ему: „Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!“

Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце:

В духовной жизни — нет мелочей,
А в Царстве Божием — богачей».

Понятно, что особой литературной ценности эта притча не представляет, но смысл вроде бы ясен. Но скажите, пожалуйста, эта притча не напоминает вам никаких эпизодов из классической русской литературы? Мне напомнила отрывок из «Братьев Карамазовых»:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел».

Пуговка и луковка не просто созвучны — у них разница всего в две буквы. Похоже, здесь «прозрение» монаха Симеона заключается только в том, что он пересказал на свой лад Достоевского. Вспоминается разбор произведений монаха Симеона, сделанный отцом Георгием Максимовым: он увидел в них близкую связь с японской самурайской и индуистской литературой. Оказывается, не только с самурайской и индуисткой, но и с классической художественной.

А вот ещё одна притча из цикла «Золотая ниточка»:

«О птичке в лесу

В клетке сидела маленькая птичка. Как-то раз люди забыли закрыть дверцу, и птичка улетела из клетки. Долетела она до леса, подлетела к воробьям. Воробьи спрашивают у нее: „Ты что, воробей?“ — „Воробей!“ — „Какой же ты воробей? Ты не похожа на воробья. Лети лучше подальше от нас!“

Полетела она дальше. Увидела стаю ворон и подсела к ним. А вороны спрашивают у нее: „Ты что, ворона?» — „Ворона“, — ответила птаха. А те расшумелись, раскричались: „Не ворона ты, не ворона! Убирайся поскорее, а то заклюем!“ Испугалась птичка и поскорее улетела от них. Слышит, в кустах соловьи поют. — „Эти-то примут меня!“ — подумала бедняжка. А соловьи смотрят на нее искоса и спрашивают: „Разве ты соловей?“ — „Соловей, соловей! Только вы не гоните меня!“ — „Ну какой же ты соловей? — Зашумели соловьи. — Ты совсем не похожа на нас. Ищи себе другие стаи!“

Полетела наша пичужка дальше искать птиц, похожих на нее, и так грустно ей стало, что она в лесу одна-одинешенька! Увидели эту птичку люди и стали показывать на нее пальцами: „Смотрите, смотрите! В нашем лесу попугайчик поселился! Наверное, улетел из клетки и теперь радуется, что он на свободе!“ — „А, вот в чем дело! – понял попугайчик. – Значит, и у меня где-то есть Родина, где живут такие же птицы, как и я…“

Если в целом мире для тебя будет только Бог и ты — непременно спасешься:

Если поймешь, что твоя родина Христос —
Не испугаешься ни бед, ни угроз».

Здесь никак не могу разобраться с логикой. Попугайчик услышал, что он улетел из клетки (о чём и сам знал) и сделал вывод о том, что у него где-то есть Родина, где живут такие же птицы, как он. Но клетку Родиной не назовёшь. Каким же образом он «прозрел» в этих словах людей откровение об Австралии? И как связана с этой историей её мораль о родине-Христе и о непременном спасении?

Что касается переклички с классикой, то, наверное, многие услышали в этой притче отголосок сказки Андерсена «Гадкий утёнок». Только сказка Андерсена прочитывается как прекрасное литературное произведение, без всякой морали указывает путь в Небеса и говорит о том, что человек должен быть верен своему предназначению.

Следующая притча более примитивна по содержанию и тоже слабо связана с выводом. Создаётся даже впечатление, что автор в некоторых случаях сначала писал мораль, а уже потом пристраивал к ней основную историю:

«Мальчик и крыса

Семья и маленькие дети обедают вместе за столом. Мальчик вытаскивает из-за пазухи дохлую крысу и с гордостью показывает ее родителям: „Вот, какую чудесную дохлую крысу я нашел сегодня во дворе!“ Отец строго говорит сыну: „Сынок, немедленно пойди и выброси эту крысу, а также хорошегько вымой руки!“ — „Папа, я уже мыл руки перед обедом!“ — ответил сын.

Если ты сделал что-то хорошее в прошлом — хорошо, но еще лучше, если ты продолжаешь это делать сейчас и умеешь извлекать из этого пользу для души:

Помни, что прошлое — давно прошло,
А главное то, что до тебя дошло».

Если бы в Евангельской притче было сказано, что кто-то пришёл на брачный пир с крысой за пазухой, то, наверное, по одному этому можно было бы определить, что перед нами апокриф. Но там человек пришёл на пир в небрачной одежде. В Евангельских притчах всё совершенно естественно: сеятель сеет, а не пускается в мореплавание, купец находит жемчужину, а не рваные сандалии. В этом нет никакой надуманности, потому что нет нужды пускать пыль в глаза и нагромождать смыслы: важно, чтобы тебя услышали и поверили. Слово само рождается там, где есть желание быть услышанным.

В истории «Мальчик и крыса» неестественна и сама ситуация, и реплики героев, и плохо прикрученный вывод, а возведение её до философских и богословских высот — совершенно неоправданно.

Если бы притчи Симеона Афонского были переведены с какого-то восточного языка, недостаток смысла можно было бы списать на плохую работу переводчика. Но автор — русский по происхождению, а значит, произведения свои создаёт на русском языке. Опечатки в тексте на сайте производят впечатление не очень качественной работы редактора (будем надеяться, что в изданной книге ошибок нет).

Что в целом обо всём этом можно сказать? Хорошо, когда люди занимаются литературным творчеством, развивая себе дар слова. Многие всю жизнь пишут стихи «в стол», радуя ими только своих близких, и что в этом плохого? Другое дело — область профессиональной литературы, в которую попадать всё-таки должен не каждый. И отдельная сфера — это творчество людей духовных: священников, монахов. Они призваны к проповеди слова Божьего, и кто-то проповедует на амвоне, кто-то — в беседах с прихожанами или в письмах, кто-то — в статьях, стихотворениях, книгах. И здесь «важно знать свои границы»: тот, кто прекрасно проповедует с амвона, может попасть впросак, взявшись за стихотворную строку. Необходимо сохранять здоровое критическое отношение к себе самому и уметь вовремя остановиться, тем более что известные священнослужители окружены толпой почитателей не меньше, чем светские служители искусств, а значит, обречены выслушивать потоки лести. Если бы монах Симеон посылал свои притчи в письмах духовным чадам, это было бы гораздо уместнее (хотя, представив себя на их месте, невольно в этом усомнишься). Когда же человека объявляют Старцем (наверняка с его ведома), а его писания – прозрениями, тогда остаётся только преклонить колени и схватиться за голову от того, что смысл этих прозрений до тебя не доходит. Что касается детей, которым адресована эта книга, то их просто жалко. Вдумчивый ребёнок обязательно постарается докопаться до смысла, но, к сожалению, это не та земля, в которой зарыты сокровища!

А что можно предложить детям взамен? Пусть простят меня почитатели творений монаха Симеона, но мне вспомнились рассказы для детей Льва Толстого. Читайте и сравнивайте:

«Старый дед и внучек
(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: „Что ты это делаешь, Миша?“ А Миша и говорит: „Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить“.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Да, Лев Толстой был отлучён от Церкви, но этот доходчивый рассказ, без всякой надуманной духовности, был написан гораздо раньше отлучения и на все времена. Часто его вспоминаю — вроде бы всё в нём так просто, и быт деревенский мне мало знаком, а в сердце сидит много лет, как заноза.

Если же говорить о святых отцах (произведения Симеона Афонского подаются как «Святоотеческая Традиция, адаптированная к менталитету современного человека, изложенная простым языком, понятным и близким нам»), то в очередной раз хочется вспомнить о книге святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мiра собираемое». Она состоит из множества коротких историй, в которых святитель, размышляя о явлениях окружающего мiра, «толкует» их с духовной точки зрения. Вот начало одной из них:

«Сосуд полный и пустой

То же, что и сосуд, есть и сердце человеческое. Сердце подобно сосуду. Сосуд полный, наполненный водой или чем-то другим, ничего иного в себя не вмещает. Напротив того, сосуд пустой удобен для восприятия всего. Поэтому люди опустошают сосуд, когда что-то другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно пустое и не имеет в себе прихотей мiрских и плотских, удобно к восприятию Божией любви; а когда наполнено любовью мiра сего, плотскими похотями и греховным пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Как может сердце, исполненное сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом, злопамятностью, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями, вместить в себя любовь Божию?..»

Конечно, не всё в притчах святителя может быть понятно ребёнку, но, если читать их вместе со взрослыми, то будет о чём поговорить. И ещё это может стать прекрасным, благородным трудом для православного писателя и издателя: выбрать некоторые из этих притчей, пересказать для детей и издать с хорошими иллюстрациями. Тем более что в этом году исполняется триста лет со дня рождения святителя Тихона.

У монаха Симеона Афонского есть множество других произведений, стихотворных и прозаических, написанных для взрослых. Никогда не хотелось погрузиться в них — отпугивает обилие красивых слов и высокопарность слога. Но знакомство с притчами для детей наводит на мысли о том, что автору, может быть, хочется казаться больше, чем он есть на самом деле. Прошу прощения, если ошибаюсь — имею на это право. Не только в аннотации к книге, но и на сайте Isihast.ru есть предупреждение: «Для того, чтобы сокрытое октрылось, нужно оживить сердце, настроиться на автора, пропустить содежимое через сердце… Нужно настроить сердце, распробовать то, о чем говорится».

А может быть, виновато не сердце читателя, и эти слова – ещё одна «красивость», универсальная манипуляция? Ведь ими можно предварить любую, даже самую негодную, книгу… Никому не приходит в голову предварить такими словами книгу Достоевского, или Андерсена, или Толстого. А если бы ими предварялось Евангелие, то это было бы даже оскорбительно: имеющие уши услышат, а не имеющие могут дальше смотреть телевизор.

Святитель Феофан Затворник, говоря о полезном и бесполезном чтении, обращает внимание в первую очередь не на читателя, а на само слово:

«Что у вас там за чтения? И что из сего читаемого вы находите полезным и приложимым к жизни? Последний признак должен быть пробою доброты исследования Писаний. Но есть и другое наследование, никуда негожее — бесплодная пытливость ума. Вот как разбирайте. Если, слушая, видите, что все мысли, как мыльные пузыри, хоть и красны, да пусты и скоро от легкого движения воздуха здравого рассуждения трескаются; знайте, что слышанное есть дело пытливости праздной. А если, слушая, найдете, что слышанное садится на сердце и втесняется в него, и давит его, сокрушая, или расширяет, возвеселяя неземными надеждами; то знайте, что слышанное не есть дело праздной пытливости, а есть опытом дознанная истина. Для иных испытание писаний может быть великим искушением».

Святителя и послушаем.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
7 февраля 2024

Заметки на полях

  • город Неман, Неманский район, Калининградская область

    Дорогие отец Роман, Ольга Сергеевна! Вчера открыла сборник стихотворений иеромонаха Романа «Избранное», украшенный рисунками художника Алии Нуракишевой.

    Стихотворение Повилика.

    Мой подарок будет невеликим
    Положу тебе я на колени
    Не охапку розовой сирени,
    А цветы душистой повилики.

    Не смотри с таким недоуменьем,
    Объясню попозже, а пока
    Позабудь, хотя бы на мгновенье,
    Что вдыхаешь запах сорняка.

    Чем он хуже многопетой розы,
    Неприметный полевой цветок?
    Может быть, что не особо розов,
    Что не ломит запахом висок?

    Непонятно, что тому виною,
    Но порой одолевает стыд:
    Сорняки обходим стороною,
    Не желая замечать цветы.

    Твои губы тронула улыбка.
    Дышишь полем, головой склонясь.
    …Если полюбила повилику,
    Значит, сможешь полюбить меня.

    1978г.,
    село Родовое
    Отец Роман, Ольга Сергеевна, сегодня память святителя Григория Богослова, труды которого отец Роман читает. Вчера открыла сборник «Избранное», красивые рисунки, стихи, которые давно не читала. Спаси Господи.

  • Елена, благодаря Вашему сообщению обнаружила ошибку в книге «Избранное». Стихотворение «Повилика» действительно было написано в 1978 году, но не в селе Родовом, а в селе Рябчёвске. Рябчёвск — это родное село отца Романа, где прошло его детство. А Родовое — село на Псковщине, где он служил в 1987 году, будучи уже священником и монахом. Стихотворение «Повилика», конечно же, не монашеское, а мiрское, и очевидно юношеское.

  • Севастополь

    Замечательная статья, Ольга Сергеевна! И как своевременно. Мыльные пузыри в красивой оболочке это ведь уже какая то болезнь в православной среде. Не имела «счастья»держать в руках ни одной книжки монаха с Афона(Вашей статьи мне уже достаточно). Но на Ютубе проповедует говорят его ученик. Так ведь мо’зги просто пухнут от пустой красивости или от красивой пустоты.

  • Тюменская область

    Лариса, Вы сначала всё же почитайте, а потом рассуждайте. На книге, цитату из которой я привела ниже, стоит гриф «Рекомендовано издательским советом РПЦ». «Святая воля Твоя, Боже мой, определила родившемуся младенцу войти в мир среди безкрайних степей и нив и увидеть красоту пока еще неиспорченного людьми творения Твоего — высокое южное небо с трелями жаворонков в бездонной голубизне и неподвижно стоящим в ней коршуном, выбеленные известкой хаты с камышовыми крышами, крепко вросшие в землю пирамидальные тополя с лепечущей сверкающей листвой, лошадей, запряженных в скрипучие телеги, стаи голубей и воробьев, купающихся в пыли, наседок с выводками цыплят, которых никто не считал, огороды в золотом сиянии подсолнечников, мириады стрекоз, носящихся над ними, — и, кроме всего, вдохнуть в себя настоявшийся дух луговых трав в россыпях синего цикория, и благоухание цветущих яблонь с монотонным гудением пчел.

    Прекрасный и лучезарный мир славил Бога мелодичными звуками, яркими красками и тонким ароматом своего благолепия, преисполненного чистоты и спокойного безмятежного счастья. И все это лишь потому было счастьем, что повсюду я видел склоненное надо мной прекрасное, с длинными вразлет бровями, улыбающееся лицо моей матери и любящий взор ее темно-карих внимательных глаз. Поэтому Ты, Боже, прежде всего научил меня постоянно призывать имя ее, ибо оно приносило необъяснимую усладу детскому сердцу. Имя отца моего и его образ тогда еще являлись для меня загадкой. Он виделся мне в виде таинственной фигуры, пропахшей дымом, соломой и глиной. Отец в то время своими руками строил дом. Моя старшая сестра уже училась в школе и росла миловидной девочкой, которую все звали Милочка.

    Дед Алексей, горбоносый, как большинство казаков, присматривал за всем хозяйством. Он слегка прихрамывал, нося на себе отметины Первой мировой войны, поэтому всегда ходил с палкой. Резкий голос деда слышался повсюду и я немного побаивался его. Бабушка Мария, красивая даже в старости, излучала удивительную доброту, и рядом с ней я чувствовал что-то родное и уютное, исходившее от всего ее облика.

    Когда я немного подрос, меня часто оставляли в доме бабушки, под ее присмотром. В этом доме мне запомнилась иная, строгая, не от мира сего красота, постоянно притягивавшая мое внимание. Это был большой иконный угол, украшенный вышитыми полотенцами, с мерцающей зеленой лампадой, озаряющей неведомые для меня, но милые сердцу ясноглазые прекрасные лики, глядящие прямо в душу из-за стеклянных рам, увитых причудливыми цветами, искусно сделанными из серебряной фольги. Помню еще часы с кукушкой и гирями, похожими на еловые шишки, и запах чистого выметенного и сбрызнутого водой глиняного пола.

    — Бабушка, кто это за стеклышком? — однажды спросил я.

    — Матерь Божия с младенцем Христом!

    — А кто они?

    — Это Бог, детка. Потом поймешь!

    — Какие красивые…

    — Тебе нравятся?

    — Очень… — прошептал я.

    — А если нравятся, то, когда смотришь на них, всегда крестись, внучек… » https://www.rulit.me/books/pticy-nebesnye-1-2-chasti-read-434855-3.html

  • Севастополь

    Екатерина, а я решила по совету Ольги Сергеевны, углубиться в Святителя Феофана Затворника. Пересылаю и я Вам отрывок. Он оказался для меня намного глубже.

    «Вы берете книги из библиотеки для чтения. Возьмите Жуковского и прочитайте статью «Пери и Ангел». Она, кажется, в пятом томе. Преназидательная. Она большая. Расскажу вам коротенько ее содержание. Пери, дух, один из увлеченных к отпадению от Бога, опомнился и воротился в рай. Но прилетев к дверям его, находит их запертыми. Ангел, страж их, говорит ему: «Есть надежда, что войдешь, но принеси достойный дар». Полетел Пери на землю. Видит: война. Умирает доблестный воин и в слезах предсмертных молит Бога об отечестве. Эту слезу подхватил Пери и несет. Принес, но двери не отворились. Ангел говорит ему: «Хорош дар, но не силен отворить для тебя двери рая». Это выражает, что все добродетели гражданские хороши, но одни не ведут в рай. Летит Пери опять на землю. Видит мор. Умирает красавец. Его невеста ухаживает за ним с самоотвержением, но заражается и сама. И только что успела закрыть ему глаза, как и сама пала ему на грудь мертвою. Были слезы и тут. Пери подхватил одну и несет, но двери рая и за эту не отворились. Ангел говорит ему: «Хорош дар, но один не силен отворить для тебя Неба». Это значит, что семейные добродетели одни тоже не приводят в рай. Ищи! Есть надежда. Пери опять на землю. Нашел кого-то кающегося. Взял его слезу и несет. И, прежде чем приблизится к раю, все двери его были уже отворены для него. Так вот какую слезку извольте принесть Господу. Радость бывает на Небе, когда кто плачет и сокрушается, чувствуя себя грешным. И се – благонадежнейший нам путь: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк. 1,15).

    Благослови вас, Господи!»

  • Екатерина, в статье речь не о книге «Птицы небесные». Конечно, приведённый Вами отрывок гораздо лучше, чем притчи для детей, хотя бросается в глаза избыточной колорит.
    Хороших описаний природы хватает и у других писателей, а у Шмелёва гораздо лучше описан православный быт – но никого из них не величали старцами. А монаха Симеона (на самом деле иеромонаха, и носящего другое имя, отчего создаётся так много путаницы) называют старцем за его глубокомысленные наставления, которые и стали поводом для того, чтобы написать эту статью.

  • МО

    //Вы сначала всё же почитайте, а потом рассуждайте.//

    Почитал, простите, бегло 1-й том «Птицы небесные». Написано непритязательно и по-графомански многословно. Это я как профессиональный литературный работник, имеющий соответствующий документ, говорю. Богатая у автора биография. Не менее богатая библиография. 35-ть книг. 35-ть, Екатерина!
    https://zyorna.ru/catalog/author/simeon-afonskiy-monah?sort=2

    В конце 1-го тома имеются слова: «Одно мне открылось совершенно ясно — если моя духовная жизнь в молитве только началась, значит, я навсегда должен отречься от использования греховного ума, его размышлений, мечтаний и домыслов, скрывающих от меня Бога. Сосредоточиться лишь на непрестанной покаянной молитве, отвергнув самого себя, живущего эгоистическими мыслями и переживаниями, — это и есть мое настоящее покаяние, о котором я мечтал всю жизнь и к которому постоянно стремился».

    Как Вы думаете, неужели ни одна из этих 35-ти книг не была написана с использованием «греховного ума, его размышлений, мечтаний и домыслов, скрывающих от меня Бога»? Я хочу сказать, что если отец Симеон пришёл к такому состоянию, когда, он мог, цитирую «сосредоточиться лишь на непрестанной покаянной молитве» (вернее, если Бог его привёл к такому состоянию), зачем его покидать? А нельзя не оставить этого состояния при таком количестве написанных книг.

    Отец Симеон, как Вы сказали, схимник. Когда он успевает столько писать? Может, за него пишут и издают? Прочитал притчу «Рыбак и рубашка». Ничего не понял. В речке рубашка не отмывалась, а на пороге отмылась осенними дождями. Принцесса вышла замуж за бедного рыбака и попрекала его потом, что он вытирал ноги об её рубашку, хотя если бы он этого не делал, то не нашёл бы рубашку, принадлежащую принцессе. Какая-то нескладуха-неладуха. Рубак и рыбашка. Лучше уж Пушкина почитать. Там хоть логика в порядке.
    «В жизни все привычное – самое необычное».
    http://www.isihast.ru/?id=1601

    Заключающая притчу рифмованная сентенция может сравниться по глубине с памятными издетска стихами: Ужасно интересно всё то, что неизвестно, ужасно неизвестно всё то, что интересно. И: Это вовсе не секрет, когда секрета вовсе нет.

    «Мальчик и Евангелие». То же какая-то глупость.
    http://www.isihast.ru/?id=1606

    Ну а прокомментированная О. С. Надпорожской притча «Мальчик и крыса» вообще жесть. Чему она может научить детей, если родители им её прочитают? Вы бы стали читать её детям?

  • Не хотелось бы вступать в область домыслов, но разница стиля книги «Птицы небесные» и притчей для детей действительно могут навести на мысль, что их писали разные люди. Одна изобилует красками и эмоциями, вторая бессвязна.

  • Тюменская область

    Люди жизнь исследуют на ощупь,

    Осязают, пробуют на вкус.

    От одних нам остаются мощи,

    От других — растерянность и грусть!

    От одних нам остаются споры,

    Бесконечная война идей.

    От других — цветущие просторы

    Для таких, как и они, людей!

    Октябрь 1998 г. иеромонах Симон (Безкровный)

    Время покажет, какие плоды приносим мы все. Ценность книг Симеона Афонского — в том, что их плод — умиление, покаяние и молитва. А литературные достоинства и прочее — дело вкуса. Хотя со временем и у одного и того же человека вкусы могут поменяться, духовные устремления тоже, и он может обратиться к тому, чего раньше его душа не принимала. Даже Библию читать надо в мирном и тихом внутреннем состоянии, особенно церковнославянскую. Поэтому я, например, не во всякий момент могу её читать…

  • Пермь

    «Как Вы думаете, неужели ни одна из этих 35-ти книг не была написана с использованием «греховного ума, его размышлений, мечтаний и домыслов, скрывающих от меня Бога»? Я хочу сказать, что если отец Симеон пришёл к такому состоянию, когда, он мог, цитирую «сосредоточиться лишь на непрестанной покаянной молитве» (вернее, если Бог его привёл к такому состоянию), зачем его покидать? А нельзя не оставить этого состояния при таком количестве написанных книг.»

    Отец Георгий, это легко можно объяснить тем, что была воля Божия, чтобы поделиться своим опытом. И ещё один момент. Во всех книгах иеромонаха Симеона говорится о необходимости избавления от мыслей, избавления от своего ума погружением его в духовное сердце, пробуждение духа человеческого (не души, а духа, созданного по образу и подобию Божию) и соединение со Христом. В таком состоянии человек не пишет книги своим умом (который подвержен влиянию демонов), а творит Духом.
    Как это может быть, неужели можно творить не используя ум?
    «Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?»

  • МО

    //Отец Георгий, это легко можно объяснить тем, что была воля Божия, чтобы поделиться своим опытом.//

    Из жития прп. Серафима Саровского известно, что выйти из затвора к людям ему повелела Божия Матерь. Вы полагаете, с иеромонахом Симеоном произошло что-то подобное? Ему было велено свыше написать 35-ть книг, и он, нисколько не расстраивая своего высокодуховного состояния, написал их?

    //В таком состоянии человек не пишет книги своим умом (который подвержен влиянию демонов), а творит Духом.//

    И в этом состоянии им были написаны вышеозначенные притчи?

  • МО

    //А литературные достоинства и прочее — дело вкуса.//

    Трудно с этим утверждением не согласиться. О вкусах не спорят, и мне, например, нравится стройная сестра Таланта по имени Краткость. Она умеет красиво изложить на одной странице то, что другие растягивают на десятки.

    //Хотя со временем и у одного и того же человека вкусы могут поменяться, духовные устремления тоже, и он может обратиться к тому, чего раньше его душа не принимала.//

    Думаю, что в отношении краткости мой вкус не изменится никогда и нигде: ни в богословии, ни в литературе, ни в музыке… А что касается идей, а не вкусов, то я не согласен с иеромонахом Симоном, противопоставляющим «войну идей» и «цветущие просторы», дескать, «От одних нам остаются споры, / От других — цветущие просторы». Не согласен, потому вся история Православия это ― непрерывная война идей. Точнее сказать, православие ― это такой цветущий простор, который наши духовные отцы отстояли от нападений еретиков и передали нам для дальнейшей защиты, чтобы мы на политой их потом и кровью духовной земле, могли бы и дальше православить, то есть правильно славить Бога. Так вот, притчи иеромонаха Симона, названные выше, неправильно славят Бога.

    //Ценность книг Симеона Афонского — в том, что их плод — умиление, покаяние и молитва.//

    Если эти книги действуют на Вас именно так, то, как говорил папа Римский, кто я такой, чтобы осуждать их.

    Кстати, о вкусах. По наводке уважаемой Ларисы прочитал «Пери и ангела». (Коль сам свт. Феофан советовал прочитать это сочинение масона Жуковского, пришлось читать). И должен сказать, что оно мне не понравилось по той же причине ― затянуто. Вот «Людмила» у Жуковского мастерски сделана. А эту восточную тягомотину с трудом одолел. Интересно, что в восприятии этой повести Жуковского я сошёлся с другим масоном, Пушкиным: ««Жуковский меня бесит — что ему понравилось в этом Муре? чопорном подражателе безобразному восточному воображению?» (Опять же интересно, что словечко «бесит», которое нынче вошло в моду, двести лет назад использовал в своей речи Пушкин).

    Из пересказа свт. Феофана не понятно, за что, собственно, было прощать Пери, ведь он принёс к вратам рая не свою, но чужую слезу покаяния. Из текста Жуковского открывается, что Пери по-своему трудилась (кстати, это она, хотя святитель сообщил ей мужское лицо), облетая землю в поисках дара, который откроет ей вход на Небеса. Так, она «рукой любови» закрыла «вежды гасущих очей» умирающего воина.

    И Пери к юноше слетела
    В сиянье утренних лучей,
    Чтоб вежды гаснущих очей
    Ему смежить рукой любови
    И в смертный миг священной крови
    Оставшуюся каплю взять.
    Взяла… и на́ небо опять
    Ее помчало упованье.
    «Богам угодное даянье
    (Она сказала) я нашла:
    Пролита кровь сия была…

    А у кающегося разбойника Пери поддержала «с умиленьем / Главу, нагбенную смиреньем».

    И сострадательной рукою,
    К несчастному преклонена,
    Как нежная сестра, она
    Поддерживала с умиленьем
    Главу, нагбенную смиреньем;

    Свт. Феофан: «Летит Пери опять на землю. Видит мор. Умирает красавец. Его невеста ухаживает за ним с самоотвержением, но заражается и сама. И только что успела закрыть ему глаза, как и сама пала ему на грудь мертвою». Прочитал и это место повести. Его не буду цитировать. Там Жуковский изо всех сил постарался описать, как невеста «ухаживала с самоотвержением» и «успела закрыть глаза» умирающему жениху.

  • Пермь

    «Из жития прп. Серафима Саровского известно, что выйти из затвора к людям ему повелела Божия Матерь. Вы полагаете, с иеромонахом Симеоном произошло что-то подобное? Ему было велено свыше написать 35-ть книг, и он, нисколько не расстраивая своего высокодуховного состояния, написал их?»

    А почему бы и нет. Чужая душа — тайна. Но совсем не обязательно для этого являться Богородице.

    «И в этом состоянии им были написаны вышеозначенные притчи?»

    Зачем зацикливаться на притчах? Их я даже не читал. «Впитывал» другие книги.
    Что касается притч. То первая о смирении, вторая о человеке не от мира сего, ну а последняя учит не надеяться на свои добрые дела, а каждое мгновение быть в Духе.

  • Севастополь

    //Во всех книгах иеромонаха Симеона говорится о необходимости избавления от мыслей, избавления от своего ума погружением его в духовное сердце, пробуждение духа человеческого (не души, а духа, созданного по образу и подобию Божию) и соединение со Христом. В таком состоянии человек не пишет книги своим умом (который подвержен влиянию демонов), а творит Духом.
    Как это может быть, неужели можно творить не используя ум?//

    Отец Георгий, к Вам вопрос. Что Вы думаете об этих словах. Не кажется ли Вам, что монах с Афона в прелести, и люди, которые его читают тоже. Как далеко это может завести человека? Погружаться в сердце…об этом пишут многие святые отцы, что это очень опасные вещи для неопытного человека, тем более мирянина. И ещё, избавление от своего ума…не безумие ли это? А как же тогда разум, который Бог дал человеку. Православное ли это вообще учение.

  • г. Гусев Калининградская область

    Просто диву даёшься от этих интересных русских (и не только), монахах на Афоне, иконописцев, писателей, политиков, производителей ладана, четверговой соли, лекарств и пр. ( когда только время на молитву остается). Хорошо наверное там им живётся. Их бы всех переселить на псковские болота, а то все в горы их тянет. ( наверное к горнему?)
    Или на пару дней в советскую эпоху гонений, не обязательно в 1937 год, можно в хрущевские, уже в монашеском чине — было бы им до писательства?
    о.Василий Ермаков, когда его называли старцем, отвечал, какой я старец, я просто старик, опытный священник.

  • Севастополь

    https://vk.com/wall345256227_2070

    Недавно была память о.Василия Ермакова. Царствие ему Небесное! Он всегда говорил:»Я хочу научить вас думать!» А нам у монаха с Афона предлагают избавиться от своего ума….

  • Нск

    // А нам у монаха с Афона предлагают избавиться от своего ума….//

    Лариса, прочитайте вот эту книгу «монаха с Афона»:

    http://hieromonk-simon-beskrovnii-vse-knigi.gr/wp-content/uploads/2020/09/Raby-uma-i-pobediteli-smerti.pdf

    Она называется «Рабы ума и победители смерти. В ней всего 50 стр. . Прочитав ее, Вы поймете, от какого ума автор предлагает избавиться.
    Если не решитесь читать, то взгляните на ее оглавление:

    Оглавление
    Введение ………………………………………………………………………………………………………………. 3
    Глава 1. Рабы ума …………………………………………………………………………………………………. 3
    Глава 2. Невежественный ум…………………………………………………………………………………. 6
    Практические наставления ………………………………………………………………………………… 9
    Глава 3. Необузданный ум…………………………………………………………………………………… 10
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 12
    Глава 4. Рассеянный ум ………………………………………………………………………………………. 13
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 16
    Глава 5. Ослабленный ум ……………………………………………………………………………………. 17
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 20
    Глава 6. Самодовольный ум ………………………………………………………………………………… 21
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 25
    Глава 7. Собранный ум ……………………………………………………………………………………….. 25
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 29
    Глава 8. Совершенный ум …………………………………………………………………………………… 29
    Практические наставления ………………………………………………………………………………. 33
    Глава 9. Победители смерти ………………………………………………………………………………… 33
    Глава 10. Обожение и самообожествление…………………………………………………………… 38
    Глава 11. Спасительная воля и самоволие ……………………………………………………………. 42
    Глава 12. Заметки для памяти ……………………………………………………………………………… 46
    Эпилог………………………………………………………………………………………………………………… 50

    и многое поймете.

  • «Во всех книгах иеромонаха Симеона говорится о необходимости избавления от мыслей, избавления от своего ума погружением его в духовное сердце, пробуждение духа человеческого (не души, а духа, созданного по образу и подобию Божию) и соединение со Христом. В таком состоянии человек не пишет книги своим умом (который подвержен влиянию демонов), а творит Духом».
    Алексей, с такими адвокатами и прокуроры не нужны!
    1. Если эти книги написаны Духом Святым, тогда нужно признать их Священным Писанием.
    2. Если же это не Священное Писание, то это хула на Духа Святого (со стороны того, кто эти писания Ему приписывает), потому что Дух Святой не творит благоглупости.

  • Ифо, в Интернете Ваше имя разъясняется как Источник финансового обеспечения, поэтому будет лучше, если Вы представитесь. Напоминаю, что статья написана не о книге «Рабы ума и победители смерти», а о притчах для детей. На любом болоте есть кочки, но трезвые люди не называют из-за этого болото горами.

  • г. Гусев Калининградская область

    Лариса, благодарю за память о о.Василии и за ссылку. Да, батюшка учил своих прихожан думать, рассуждать, выбирать что действительно полезно для души, а не бросаться бездумно на то, что предлагается нам часто в красивой обёртке. Пишу не для восхваления батюшки, оно ему не нужно уже, а как дань памяти благодарного сердца за наставления.

  • МО

    //Зачем зацикливаться на притчах? Их я даже не читал. «Впитывал» другие книги [Симеона Афонского].//

    А из святых отцов Вы какие книги «впитали»? Сегодня память Иоанна Златоуста. Вы его читали? А если читали, что именно? Известно, что он свои проповеди не писал, но произносил экспромтом. И когда читаешь эти записанные стенографистами проповеди, вернее беседы местами поражаешься, как замечательно сказано. Эту замечательность можно было бы объяснить подготовкой, но Златоуст не писал речей заранее. Он их «читал» из головы. И когда знаешь это обстоятельство, тем более поражаешься сказанному, потому что так сказать сам человек не сможет, если не будет вдохновлён свыше. Это как в Евангелии, помните? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7:46).

    У Вашего старца Симона/Симеона/Григория что можно почитать по тексту Евангелия? Есть ли в его книгах какие-то толкования или размышления непосредственно по Писанию?

  • МО

    // Погружаться в сердце…об этом пишут многие святые отцы, что это очень опасные вещи для неопытного человека, тем более мирянина. И ещё, избавление от своего ума…не безумие ли это? А как же тогда разум, который Бог дал человеку. Православное ли это вообще учение.//

    Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум (Пс. 48:4). Этот стих является святительским прокименом.
    Поучение сердца моего разум — это святительский путь.
    Поучение разума моего сердце ― это путь совершенных, к числу которых, по талмудическому учению, относятся женщины.
    Я, наверное, надоел со своими раввинами, но приходится опять цитировать сайт «Толдот.ру»: «Маараль пишет, что женщина была создана на более высоком духовном уровне, чем мужчина, и поэтому не нуждается в том исправлении, которое необходимо мужчине».
    Подробнее в сносках к статье «Когда религиозное чувство говорит языком любви».
    https://vetrovo.ru/art/o-georgij-selin-yazykom-lyubvi/

  • Пермь

    Не получилось ответить раньше.

    «А из святых отцов Вы какие книги «впитали»? Сегодня память Иоанна Златоуста. Вы его читали? А если читали, что именно?»
    Нет Иоанна Златоуста не читал.

    «Известно, что он свои проповеди не писал, но произносил экспромтом. И когда читаешь эти записанные стенографистами проповеди, вернее беседы местами поражаешься, как замечательно сказано. Эту замечательность можно было бы объяснить подготовкой, но Златоуст не писал речей заранее. Он их «читал» из головы. И когда знаешь это обстоятельство, тем более поражаешься сказанному, потому что так сказать сам человек не сможет, если не будет вдохновлён свыше. Это как в Евангелии, помните? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7:46).»
    А я думал, что каждый проповедник должен стремится читать проповеди от сердца, при наитии Духа. Это, кстати, очень чувствуется. От сердца к сердцу или от ума к уму. И результат разный.

    «У Вашего старца Симона/Симеона/Григория что можно почитать по тексту Евангелия? Есть ли в его книгах какие-то толкования или размышления непосредственно по Писанию?»
    По тексту Евангелия не читал, но в своих книгах очень часто цитирует Евангелие и Апостол.

  • Пермь

    «Алексей, с такими адвокатами и прокуроры не нужны!»

    Ольга Сергеевна, а разве святые отцы православной церкви не писали по наитию Духа?

  • С Праздником, Алексей!
    «Ольга Сергеевна, а разве святые отцы православной церкви не писали по наитию Духа?»
    Не благоглупости же писали…
    Алексей, лучше всего нам есть чистый хлеб — читать святых отцов, а уже потом сможем отличать настоящее от поддельного: в любом деле должен быть фундамент.
    Помоги Вам, Господи!

  • Пермь

    «С Праздником, Алексей!»

    Благодарю. Сегодня память новомученников и исповедников в земле Пермской просиявших.

    Ольга Сергеевна, а это тоже благоглупости? См. ниже.

    «Ум, всецело предавший себя Христу и дела­
    ющийся, насколько возможно, подобием Его,
    упраздняет действия своих страстей и помыс­
    лов и становится поистине подготовленным к
    созерцанию Бога. После отсечения без остат­-
    ка всех страстей, желаний и помышлений,
    следует божественное и превосходящее ум
    безмолвие, мысленное молчание и изумление,
    и, вместе с этим, созерцание премирного Еди­
    ного и единение, превышающее всякое мыш­-
    ление. Это единение есть верх покоя, высший
    и совершенный предмет желаний, какой толь­-
    ко возможен в настоящей жизни, предел Ис-
    тины, плод веры, светлое сияние ожидаемой
    славы, основа Любви, остановка приснодвиж-
    ности ума, недомыслимый покой и едино­-
    видное устроение. Это залог будущего века,
    причина невообразимой радости, угашение
    мудрования плоти, отречение от настоящего
    века, расторжение страстной жизни, обрете­-
    ние полного безстрастия, восторг души и со­
    брание в покое Святого Духа всех сил души —
    все это есть Божественное постижение и сво-
    бода в безстрастии.
    До этих пор уму, одержимому отвлекаю­-
    щими мыслями, следует постоянно обращать
    внимание — находится ли его созерцание
    среди тварных вещей и помышлений, оттор­-
    гается ли он суетным мышлением или жела-­
    ниями от одного Единого премирного Бога,
    удерживают ли его страсти от поставленной
    им цели? Насколько есть сил, следует стре­-
    миться к безконечному, созерцать Единое
    премирное и постигать непостижимое, чтобы
    быть в состоянии получить наследие вышне­-
    го Бога благодатью Господа нашего Иисуса и
    животворящего Духа. Через Них, восприняв
    нетварный свет, мы обретаем созерцатель­-
    ную благодать и, обоженые, становимся бо­-
    гами по дару Божию.»

  • «Ольга Сергеевна, а это тоже благоглупости? См. ниже».
    Алексей, словом «тоже» Вы согласились, что в моей статье были приведены благоглупости почитаемого Вами автора.

    Что касается приведённого отрывка, то вряд ли нужно заново открывать Америку — короче и чётче сказано гораздо раньше: «…Совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, сколько дозволяет человеческая слабость (прп. Иоанн Кассиан, 56, 521)».

    Начните читать святых отцов и, возможно, начнёте отличать истинное от сказанного ради красного словца.

  • Алексей, и ещё.

    «Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самым делом?
    Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною».
    (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

    И, как говорит один московский иеромонах, «мiрянину будет полезнее читать те творения святых, которые написаны для мiрян. Если приводить какие-то примеры, то из древних можно вспомнить святителя Иоанна Златоуста. Он был епископом, монахом, но его творения – это в основном проповеди, а проповеди он произносил для всех людей, в том числе живущих в мiру».

  • Тюменская область

    Алексей, того святителя Иоанна, о котором сейчас пишут столько хороших слов, в своё время гоняли по городам и весям его же единоверцы, обвиняя в чём угодно и даже в ереси: «В 403 году, в летней резиденции императора, состоялся собор, на котором Златоуст был заочно осужден и лишен сана… Помимо обвинений в ереси, продаже церковного имущества и прочих канонических преступлений, Иоанну вменялась и политическая вина — подрыв императорской власти прямыми обличениями с церковной кафедры. Все постановления этого незаконного сборища, (вошедшего в историю Церкви как — «собор под дубом»), были утверждены и подписаны… https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4584
    В то же время у него имелось и много почитателей, услышавших в его словах голос истинного пастыря.

    Христос ведь предупреждал о том, что все, хотящие благочестно жити, гонимы будут. Все. На истинного последователя Христа не будут вешать наград и медалей. Надо, чтобы прошли годы, и все духовные сокровища, если они истинное злато, не заржавеют и будут обретены. И в адрес того, кто сегодня попрекаем и гоним (вспомните и о. Иоанникия, да многих прочих), Бог весть, авось прозвучат не менее хорошие слова. Доброе дело, говорят, не бывает без искушения.

    И надо учесть особенность той области, где сейчас происходит наше общение. По сути, ведь это сфера небытия. Замечено, что тут люди как бы раскрепощаются, высвобождают свои тёмные эмоции, инстинкты, дают волю страстям. То есть не так. МЫ даём волю страстям. Осуждению, спорливости, упрямству. В реальности же обычно мы себя ведём намного… человечнее, что ли. Поэтому лучше бы, конечно, уходить из СЕТИ.

    В горы) То есть пользоваться духовной мудростью насельников горных теснин и вершин. А защищать премудрость — бестолковое дело, каждый из нас выбирает пастыря себе по сердцу. Своё сердце в других не вложишь. Опять высокопарно, видимо, но что поделаешь, если пока только так.

  • Пермь

    Ольга Сергеевна, ну кто же спорит, что всё нужно делать с рассуждением и не брать на себя слишком много. Простите за нескромность, есть у меня 6-ти томник Игнатия Брянчанинова и Лествица и даже Добротолюбие. Речь не об этом. Иеромонаха обвинили в прелести, а я в меру своих сил лишь попытался его защитить. А приведённый выше отрывок из творений прп. Каллиста Ангели­
    куда или Катафигиота, не вошедших в русский перевод Добротолюбия, выполненный Свт. Фе­офаном Затворником.
    См. книгу автора иеромонаха Симона:
    Исихазм для СОВРЕМЕННИКОВ
    По ТВОРЕНИЯМ
    прп. Каллиста Ангеликуда ,
    Свт. Дионисия Ареопагита
    и прп. Максима Исповедника

  • Екатерина:
    «И в адрес того, кто сегодня попрекаем и гоним (вспомните и о. Иоанникия, да многих прочих), Бог весть, авось прозвучат не менее хорошие слова».
    Очень печально, Екатерина, что раскольника Иоанникия, стяжавшего известность отчитками, ставите в один ряд с Учителем Церкви Иоанном Златоустом.

    Что касается того, что мы здесь общаемся в сфере небытия, то в таком случае мiр наших мыслей и слов — та же сфера.

  • Алексей: «Иеромонаха обвинили в прелести, а я в меру своих сил лишь попытался его защитить».
    Ещё раз повнимательнее прочитайте статью.

    «А приведённый выше отрывок из творений прп. Каллиста Ангели­».
    Этот отрывок Вы оставили без подписи. Исходя из нашей беседы, его можно было принять за творения афонского иеромонаха.

  • Пермь

    «Ещё раз повнимательнее прочитайте статью.»

    Внимательно прочитайте комментарии под статьёй.

    «Этот отрывок Вы оставили без подписи. Исходя из нашей беседы, его можно было принять за творения афонского иеромонаха.»

    Это была маленькая провокация с моей стороны 🙂
    Может един Дух у обоих ?

  • «“Этот отрывок Вы оставили без подписи. Исходя из нашей беседы, его можно было принять за творения афонского иеромонаха”.
    Это была маленькая провокация с моей стороны 🙂»
    Провокация не удалась. Я написала, что можно было принять, а это не то же, что приняла.

    «Может един Дух у обоих ?»
    Вы и это приписываете Святому Духу?
    ««Я! Я!» – кричит заводная игрушка, но кто будет кричать: – «Я! Я!», когда кончится завод?»
    http://www.isihazm.ru/?id=202

  • Пермь

    «Вы и это приписываете Святому Духу?
    ««Я! Я!» – кричит заводная игрушка, но кто будет кричать: – «Я! Я!», когда кончится завод?»»

    Как справедливо отметила Екатерина, время покажет.

  • Тюменская область

    «Я! Я!» – кричит заводная игрушка, но кто будет кричать: – «Я! Я!», когда кончится завод?»
    http://www.isihazm.ru/?id=202 Ольга Сергеевна, спаси Господи, по Вашей ссылке и наводке прочла много чудесных православных советов для нас, надо будет распечатать для детей)

  • г. Валуйки, Белгородская обл

    Всем мира! Отрадно видеть, что содержательная сторона литературы, адресованной детям, находит столь живой отклик на православном литературном сайте, поскольку в высших государственных структурах проблемы такие не обозначаются. Спросила как-то в школьной библиотеке ученикам своим хрестоматию для внеклассного чтения в начальной школе под ред. профессора Н.В. Маслова. А на полке только одна книга стоит. «Где же остальной комплект для класса?»- спрашиваю. «Так нет их, списали уж давно. Сколько ж хранить? Что не по программе теперь — свой срок хранения имеет: утилизуем».
    Один федеральный образовательный стандарт сменяется другим, вот уж очередной внедряется с единым образовательным пространством. И от того только тяжелее на душе, что не находится в том пространстве места ни на Закон Божий, ни на творения и поучения Святых Отцов, которые так органично сочетались с лучшими примерами классической литературы в вышеупомянутом пособии. Покуда утилизация подобной детской литературы в стране является нормой — говорить о читательских вкусах и предпочтениях представляется возможным только сконфузившись.

  • Маргарита, спасибо за отзыв! Мне кажется, как бы ни обстояло дело со школьным образованием, учитель остаётся учителем и от него зависит очень много. Возможно, немного идеализирую образ учителя, но мне кажется, что это именно тот человек, который может помочь ребёнку найти путь к Богу. По рассказам знакомой учительницы знаю, что это непросто, и что даже упоминание Евангелия на уроке может повлечь за собой неприятности. И всё-таки верю, что что-то можно сделать — пусть не прямо, так исподволь. Вспоминаю своих любимых учителей. Они не говорили о вере, говорили о литературе или о совсем отвлечённых вещах, но, по крайней мере, что-то человеческое пробуждали в душе.

    Помощи Вам Божией в труде учителя. Наверное, и там человек может сломаться. И всё-таки, всё-таки, нужно делать, что можешь…

  • МО

    //Христос ведь предупреждал о том, что все, хотящие благочестно жити, гонимы будут. //

    Симеона Афонского гонят? Интересно, кто и куда его гонит? Благополучно живёт себе на Афоне, 35 книг издал. А Иоанникия куда угнали? Как жил, так и живёт в своём имении.

  • МО

    Монах Симеон Афонский. Восхождение к небу. Часть седьмая.
    http://www.isihazm.ru/?id=202

    9 Кто затворит свои чувства и станет глупее всех, тот вряд ли станет несчастнее всех.

    Г.С.: По-моему, кто затворит свои чувства, тот никогда не будет несчастлив, потому что счастья и несчастья происходят по причине открытых чувств.

    10 Сладкое слово недолго живет на языке у того, чье сердце не знает вкуса духовного меда.

    Г.С.: По-моему, тот, кто не знает вкуса духовного мёда, не различит духовной сладости слов. Иными словами, вкус сладости не может возникнуть на языке у того, кто не знает вкуса духовного мёда, не говоря уже о том, чтобы удержаться во рту.

    Прочитав очередные глубокие мысли триименитого Афонского старца, я вспомнил песни Гребенщикова, которые немного слушал в молодые годы. Например «Начальник фарфоровой башни»

    Начальник фарфоровой башни,
    Часами от пороха пьян
    Жрецы издыхают на пашне,
    И с голоду бьют в барабан.
    А он, полуночный мечтатель,
    С часами на длинном ремне,
    Все пробует розги на чьем-либо мозге,
    И шлет провожатых ко мне.
    А что мне с такого расклада?
    Я весел от запаха рыб.
    И там, где речная прохлада,
    Я строю cвой храм из коры.
    Я чести такой недостоин,
    Я счастлив, что там, вдалеке,
    Бредет приблизительный воин
    С моим подсознаньем в руке.

    О чём это? О ком это? О начальнике фарфоровой башни. Ольга Сергеевна как-то делилась своими впечатлениями от песен Б.Г. и говорила, что в них можно услышать, всё что угодно. Кто что хочет, тот то и слышит.
    Да, кладезь премудрости песен Гребенщикова и поучений Симеона Афонского очень глубок, а вервь моего разумения коротка.

  • * * *

    Двигаться дальше, двигаться дальше,
    Как страшно двигаться дальше,
    Выстроил дом, в доме становится тесно,
    На улице мокрый снег.
    Ветер и луна, цветы абрикоса —
    Какая терпкая сладость;
    Ветер и луна, все время одно и то же;
    Хочется сделать шаг.
    Рожденные в травах, убитые мечом,
    Мы думаем, это важно.
    А кто-то смеется, глядя с той стороны:
    «Да, это мастер иллюзий!»
    Простые слова, их странные связи —
    Какой безотказный метод!
    И я вижу песни, все время одни и те же:
    Хочется сделать шаг.
    Иногда это странно,
    Иногда это больше чем я;
    Едва ли я смогу сказать,
    Как это заставляет меня,
    Просит меня.
    Двигаться дальше,
    Как страшно двигаться дальше.
    Но я еще помню это место,
    Когда здесь не было людно.
    Я оставляю эти цветы
    Для тех, кто появится после;
    Дай Бог вам покоя,
    Пока вам не хочется
    Сделать шаг…

    Б.Г.

    Сладко и загадочно. Не понятно, что именно имеется в виду, но несомненно, что это о моих страданиях.

  • г. Валуйки, Белгородская обл

    Теперь несколько слов о тех самых «притчах для детей» автора с Афонской горы. Разная литература может быть полезна детям, только бы она дышала Правдой. Так в чем же тут правда от начала? Пытаюсь вспомнить хотя бы одного автора из монашествующих, воспользовавшихся для своих творений вместо имени псевдо именем. Монашеский чин — суть Ангельский. Посему и знаем Ангелов по нареченным Господом именам.
    Ольга Сергеевна очень уместно и исчерпывающе изложила критерий душеполезности того или иного чтения, процитировав слова святителя Феофана Затворника. То же можно отнести и к детям. Писать для них нелегко, поскольку простота требует не снисхождения к ней, а восхождения до неё. Очевидно, поэтому именно в адресованных детям «мыльных» притчах так явно сквозят надменная неоспоримость и назидательность умудрённого.
    Ориентируют ребёнка в книжном мире родители и учителя. На фоне нарастающей гаджетозависимости первые будут рады, если чадо хоть на время отложит мобильник ради ЛЮБОГО красочного печатного издания на тему нравственных поучений, вторые же прежде всего воспользуются изданиями, которые стали на полки школьной библиотеки вместо утилизированных. Как же развивать тогда этот самый вкус к хорошей литературе у детей? Святой праведный Иоанн Кронштадтский имел опыт учительства детям. Его подход к взращиванию детской души, в том числе и через чтение- неоценим сегодня. И не востребован…((

  • г. Валуйки, Белгородская обл

    В отношении книги с притчами могу сказать вот ещё что. Если бы мне, как учителю, было необходимо всё же поработать с детьми на её материале, то сделала бы следующее: предъявила для ознакомления историю без «морали» в конце и с заданиями творческого характера «Найдите ошибки в сюжете», «Придумайте свою развязку», «Выпрямите сюжетную линию» и т. п. В ходе обсуждения на уроке дети бы сами дошли до ценного и истинного, а литературный материал послужил бы, таким образом, к пользе. Но вот «…тому, кто хочет стать монахом», не посоветовала бы таким зачитываться: стрела — чтоб в небо лететь, а не на землю хотеть. Разве что если изъять в следующей редакции из текстов для взрослой читательской аудитории все авторские личные местоимения -«я», «мне», «моё» и их формы… Возможно, и для монахов тогда что-то останется.

  • МО

    А не продолжить ли нам сравнение старцев Симеона Афонского и Бориса Питерского? На мой взгляд, в словесном плане их творчество местами похоже. Полистал на досуге альбом Бориса Лондонского под названием «Дом всех святых». Ну чем не Симеон Афонский в стихах?

    Дом всех святых – Аквариум, текст песни
    https://reproduktor-net.turbopages.org/reproduktor.net/s/gruppa-akvarium/dom-vsex-svyatyx

    Только вот, «венгр под полом», прозвучавший в этой песне, для меня остался загадкой.

    У околицы за частоколом
    Не видать ни одной борозды,
    Но это как венгр под полом,
    Непорочен до первой звезды.

    Видимо, этот венгр остался под полом до времени первой звезды. И когда взойдёт первая заезда, тогда венгр выйдет из-под пола и войдёт в дом всех святых. И Ядвига, и Иннокентий, и Серёга встретят его, и примут и обогреют.

    Анна в ванной повесила шторы,
    Ядвига свалила в буфет.
    Иннокентий уехал на сборы в Пекин,
    А Серёги уж семь лет как нет.
    Но здесь никто не просил искупления,
    Здесь видали в гробу всех крутых.
    И когда мы проснемся мы пойдем, как к себе домой.
    В Дом Всех Святых.

  • Пермь

    «Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.»

    «Полистал на досуге альбом Бориса Лондонского под названием «Дом всех святых». Ну чем не Симеон Афонский в стихах?»

  • МО

    Монах Симеон Афонский. Восхождение к небу. Часть седьмая.
    http://www.isihazm.ru/?id=202

    11 Что такое Богоборчество? Протест: от – «почему я не святой?» – до – «почему я не Христос?»

    Г.С.: Разве? Богоборчество это — «я есть Христос».

    12 Невозможно перепрыгнуть пропасть на девяносто процентов. Ее можно перепрыгнуть только целиком.

    Г.С.: У этой глубокой мысли имеется другое, более глубокое выражение — «нельзя забеременеть чуть-чуть…»

    8 Ты прочитал много книг, словно наелся шелухи. А кому же досталось зерно?

    Г.С.: В самом деле, если в книгах было зерно, почему ты его не съел?

  • МО

    «Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.»

    «Полистал на досуге альбом Бориса Лондонского под названием «Дом всех святых». Ну чем не Симеон Афонский в стихах?»

    И что? Чем связаны эти цитаты? Гребенщикову не место на Ветрово? Или цитирующие его стихи протаскивают на сайт безобразие?

    Борис Гребенщиков в Духовной академии | Православный журнал «Нескучный сад»
    http://www.nsad.ru/articles/boris-grebenshhikov-v-duhovnoj-akademii

    — Никогда бы не подумал, что приеду в Лавру на концерт Гребенщикова, — переступал порог Духовной академии ее профессор протоиерей Максим Козлов.

  • Пермь

    о. Георгий, хорошо, отбросим старцев. Тогда научите Вы или о. Георгий Максимов как достичь вот этого:

    «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
    Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
    И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
    [Зач. 154А.] Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
    не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
    не радуется неправде, а сорадуется истине;
    все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

    А если этого нет, тогда зачем всё остальное?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок