О поэзии архиепископа Питирима (Волочкова)
Архиепископ Питирим (Волочков)
В духовной сокровищнице Православной Церкви хранится множество прекрасных поэтических произведений. Наверное, вершина покаянной поэзии — это Псалтирь царя Давида, не теряющая с веками своей глубины, не перестающая пробуждать души. Во время каждого богослужения мы слышим творения гимнографов, хотя не всегда знаем их имена — преподобных Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, Романа Сладкопевца. Дошли до нас и произведения народного творчества — духовные стихи, канты, которые, не обладая литературным совершенством, трогают душу искренностью, сокрушённостью сердца автора. Конечно, во все века были и другие духовные произведения, которые по каким-то причинам не сохранились. Создание книг было делом кропотливым и дорогостоящим, существовала цензура — всё это способствовало тому, что до читателей доходили только избранные произведения. Время тоже отсеяло главное от второстепенного, сделав достоянием Церкви лучшие творения, богословски точные и совершенные по форме.
Ситуация решительно изменилась после перестройки. Не стало цензуры, открылось огромное количество коммерческих издательств, которые остро нуждались в авторах, а позже появился Интернет, где каждый стал сам себе и автором, и редактором, и издателем. Наряду с качественными изданиями, публикующими грамотные, имеющие литературную ценность тексты, возникло множество профанных виртуальных «стенгазет», причём количество их таково, что создаваемый ими шум заглушает нормальное слово. Увы, всё сказанное имеет отношение и к православным «площадкам». Многие священнослужители, расценивая Интернет как виртуальный амвон, постоянно появляются там с проповедью. Но порой бывает так, что потребность в «самовыражении» оказывается сильнее, чем желание донести до людей слово Божие, помочь им прийти в Церковь. Поддерживаемый почитателями, такой человек теряет трезвость и начинает потчевать свою паству бессодержательными и нелепыми по форме произведениями, едва ли думая о том, что такое «миссионерство» может привести к обратному результату — отвратить кого-то от Церкви. Ведь голос священнослужителя, а тем более архиерея для многих — это и есть голос Церкви.
Архиепископ Питирим (Волочков) возглавляет Сыктывкарскую епархию уже почти двадцать лет. Он не только архиерей, но и поэт, «член Союза писателей России Московской организации» — именно так он надписывает свои стихотворения на странице «ВКонтакте». Публикуется архиепископ Питирим не только в соцсетях, но и в периодических изданиях. Как говорится на сайте Сыктывкарской епархии, он является автором «18 сборников стихотворений, опубликованных не только в России, но и за ее пределами». Но мы сейчас остановимся на публикациях архиепископа Питирима «ВКонтакте» как на наиболее доступных для широкой аудитории. О том, что она действительно широка, можно судить по тому, что у архиепископа Питирима в «ВКонтакте» не одна, а две страницы, и на одной из них он извиняется: «К сожалению, адм. ВК не даёт добавлять больше 10 000 друзей».
Одна из моих первых встреч с поэзий архиепископа Питирима произошла, когда на его странице прочитала такое стихотворение:
Мне приснился Президент,
Вы поверите иль нет?
В день святого Николая,
Радость то пришла какая!
Весь в заботе он о нас,
За него молюсь сейчас.
Буду впредь ещё молиться,
Пусть не раз он мне приснится.
Если надо поддержать,
Чтоб невзгоды отражать,
Вымолить на век здоровья,
Ведь на то есть воля Божья.
Он наш верный Президент,
Он за всех несёт ответ.
Бог ему пусть помогает,
В чём? Конечно, Сам Он знает.
Любим в Боге горячо
И дадим ему плечо.
Путь его безмерно труден,
Крепнет пусть Владимир Путин.
Строим арку 100 — летия Республики Коми в главных воротах Соборной ограды. Посильную помощь на пасхальное благоустройство прошу перечислить на карточку СБЕРБАНКА №…
Непонятно было, как относиться к этому тексту. Серьёзность посвящения не позволяла думать, что стихотворение шуточное. В то же время без стеснения показать кому-то настолько простодушное и в то же время корявое стихотворение собственного сочинения мог бы разве что ребёнок. Может быть, в советское время ребёнок действительно мог написать подобное стихотворение о дедушке Ленине, только никогда не увязал бы его образ с Днём памяти святителя Николая. Стихотворный рассказ о президенте, приснившемся, как некое знамение, в день церковного Праздника — примета нашего времени. Неужели архиерей в годах, доктор богословия не понимает, что подобную самодеятельность нужно держать при себе? В крайнем случае, показать близким людям — может быть, кто-то из них высказался бы о стихотворении откровенно. Впрочем, такой эпизод в творческой биографии архиепископа Питирима был — он рассказал об этом в 2017 году в передаче «Автограф для „Источника“»:
«Я в жизни практически никогда не писал стихи… Но вот в пятьдесят три года я начал писать стихи. Причём я начал писать их очень так слабенько и думал, что это будет как бы такая калька или программа для настоящего поэта. Я давал, но никто не справлялся с той темой. Я понял, что у меня не удастся повлиять на наших священников-поэтов — есть у нас священники-поэты, есть знакомые поэты — не повлиял. Никто не стал широко освещать ни церковные события, ни евангельские повествования. Пришлось самому писать, и я написал семьдесят стихов. Люди, естественно, верующие хвалили, потому что стихи неплохие по смыслу, а по рифмике, ритмике они отставали. И тогда меня хорошо прокритиковал один дедушка, семидесятилетний филолог. И за это я очень благодарен. Он написал: „Если не дал Бог таланта человеку… так это про Вас“. И написал мне: „У Вас не хватает ритмики“. А ритмика — это более чем рифмика, равность гласных через строчие или каждое строчие. И наутро я написал то, что он потребовал. Он написал: „Только восклицательные знаки поставить в некоторых строчках“. То есть я понял, что теперь я прошёл какой-то экзамен очередной. И сейчас уже две тысячи стихов, а полтора года назад меня приняли в Союз писателей России, московское отделение… Две тысячи за три с небольшим года. Для сравнения скажу: Пушкин написал две с половиной тысячи за свою маленькую жизнь… Если я посвящаю этот день Богу, я могу и десять стихов написать за день, могу написать стихотворение за пять минут, за двадцать минут, в дороге, в автобусе, в машине, самолёте — где угодно. Если вдохновения нету, я могу прослушать хорошую по телеканалу „Союзу“ передачу про приход какой-нибудь или хорошую проповедь любого священника талантливого — и написать стихотворение».
Дедушку-филолога действительно нужно поблагодарить за прямоту и нелицеприятие. Но, по-видимому, они с архиепископом Питиримом в дальнейшем или перестали общаться, или общаются редко, потому что бесчисленным стихам архиерея не хватает не только «рифмики, ритмики», но и смысла. Судите сами.
Божие благословение. Сколько можете помогите на побелку Кафедрального Собора (всего потолка), переслав на карточку СБЕРБАНКА №…
Скажи, кукушка, ты зачем кукуешь?
Твой крик и песня птичья вроде ни к чему.
(Это ж надо, сказать такое птице! — О.Н.)
Кто сколько лет здесь проживёт толкуешь,
Но я без Бога откровенья не приму.
(Кукушка не виновата в том, что люди принимают кукование за откровение. Обращённые к ней упрёки звучат комично. — О.Н.)
Да будет, как на то Господня воля.
Прославлю Бога на заре на берегу.
(Решение, никак не вытекающее из всего сказанного выше. Почему именно на заре и на берегу? — О.Н.)
Пусть прочь уходит вся печаль, тревога.
Зря тишину нарушил возглас твой — Ку-ку.
(В этом четверостишии совсем плохо с рифмами. «Возглас» — это скорее о богослужебной жизни. Крик, песня, возглас — приходится признать, что все эти слова к кукованию отнести можно с натяжкой. Правда, средневековая японская писательница Сэй-Сёнагон называла кукование пением, но совсем в другом контексте. — О.Н.)
Всё будет хорошо, коль вместе с Богом!
Всё благодарно надо нам воспринимать.
Но слышу вновь ку-ку за косогором,
Вещаешь ты от Бога? Как тебя понять?
Нет, признавать тебя не собираюсь,
Коль прежде Бог мне не откроет, что к чему!?
Усталость клонит, я молюсь и каюсь,
(Всё-таки есть от кукушки польза — призывает к молитве и покаянию. – О.Н.)
Не нарушай всем тишину своим — Ку-ку.
Немножко отступлю в сторону, вспомнив, как написала о кукушке Анна Ахматова:
Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей…
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.
У Ахматовой голос кукушки — не крик и не возглас, а просто «звук». О Боге в стихотворении нет ни слова. Ахматова была светским поэтом и «миссионерством» не занималась. Но это простое стихотворение говорит о жизни природы и человеческой души гораздо умнее и глубже, чем плохо зарифмованные рассуждения доктора богословия. Того, кто читал Ахматову, «ку-ку за косогором» или возмутит, или доведёт до смеха, но и то и другое не сделает чести автору и точно никому не поможет прийти в Церковь.
Кстати говоря, светские люди смотрят на поэзию архиепископа Питирима более трезво, чем церковные — на них не давит его авторитет, их чувство прекрасного (да и просто нормального) не искажено привычкой принимать любое сказанное слово, сказанное архиереем, как нечто, однозначно заслуживающее уважения. В 2017 году «Газета.ru» откликнулась на стихотворение архиепископа «Божия служка — Ауди-старушка», процитировав в своей статье ядовитые слова Андрея Кураева. Если в прессе клевещут на архиерея, оскорбляя за его служение Христу, то эти поношения будут ему только во благо. Если же над ним смеются, потому что он действительно роняет своё достоинство христианина и священнослужителя, то это горько для всей Церкви.
А вот и недавнее стихотворение архиепископа Питирима о Родине — тема, особенно востребованная в наше время.
Моя Родина — косы в асфальте,
(Над смыслом образа «косы в асфальте» думала долго. Первая ассоциация – косари утрудились, сели перевести дух, а косы воткнули в асфальт. Вторая ассоциация — кадры из замечательного мультфильма «Лебеди Непрядвы»: монголо-татары мостят дорогу телами пленных. Вот и представились девушки с косами, замурованные в асфальт… А может, не замурованные? Может, на косах девушек-рабочих, трудящихся на дороге, оседает асфальтовая пыль? Или это всё-таки заасфальтированная полоса суши, уходящая далеко в озеро?)
На обочине лес, «Марья-моль».
(Марья-моль – это название цветка и любимой в республике Коми песни. Судя по кавычкам и наличию прописной буквы, в стихотворении имеется в виду песня, которую, по-видимому, кто-то поёт на обочине.)
Моя Родина — синее платье,
Где в подоле печали юдоль.
(Почему юдоль в подоле? Согласно русской поговорке, в подоле приносят рождённого без мужа ребёнка… Зато рифма здесь безупречна.)
Синеглазую любит Создатель,
Возвращаются храмы, кресты.
Стал духовным и местный писатель,
(Интересно, кто этот отдельно отмеченный местный писатель? В первую очередь думаешь о самом архиепископе Питириме. Но ведь он, наверное, духовным был и прежде.)
И народ к Богу тянет персты.
(Видимо, имелось в виду «воздевает руки». Тянуть персты можно, чтобы что-то схватить.)
Но пока ещё не полноводно,
Не наполнились храмы у нас.
(Количество не всегда переходит в качество, но об этом как-нибудь в другой раз.)
Дух проник в души всех инородный,
Да изгонит его только Спас.
(Это «Да» в начале строки превращает её в пожелание. В этой строчке нужно отказаться или от «Да», или от «только».)
Через скорби, лишения, войны,
И молитвы в домах, и церквях,
Созывают нас всех колокольни,
(Во-первых, созывают не колокольни, а колокола, колокольный звон. Во-вторых, как они могут созывать нас через «скорби, лишения, войны»? Всё это посылает Господь, а не колокольни.)
Бог стоит, Он уже «при дверях».
(Здесь евангельская цитата в кавычках приобретает оттенок иронии: «при дверях», так сказать.)
Призна́юсь, меня не раз посещала мысль, что архиепископ Питирим юродствует. Как рассказала знакомая, общавшаяся с ним лично, трудно понять, говорит он в шутку или всерьёз. Но проповеди архиепископа, которые он произносит в Храме, совершенно здравы и добросовестно подготовлены. К тому же юродивые, отказываясь от своего ума ради стяжания ума Христова, обретали свободу и не боялись говорить правду людям в глаза, в том числе правителям — вспомните святого Василия Блаженного, обличавшего Ивана Грозного. Вряд ли с этим увязывается стихотворение архиепископа, посвящённое президенту. Да и юродивый архиерей при нецерковности большей части народа — не слишком ли соблазнительно? Нет, тут дело в чём-то другом. Скорее всего, писание стихов и их дальнейшее обнародование — какое-то искушение для архиерея, которому он не может противостоять. По-видимому, расставшись с дедушкой-филологом, он окружён только людьми подобострастными, даже не пытающимися его отрезвить. Вот фрагменты статьи, опубликованной на сайте Сыктывкарской епархии в 2021 году:
«ДУХОВНЫЕ СТИХИ ВЛАДЫКИ ПИТИРИМА ОПУБЛИКОВАНЫ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ЖУРНАЛЕ „СВЕТОЧ“
Подборка духовных стихов Архиепископа Питирима (Павла Волочкова) открывает его творчество перед читателями „Светоча“ проникновенным поэтическим признанием („Поём Христу в ночи“):
В тиши ночной задумчивая келья
Внушает мне писать Христу стихи.
Да, прежде петь в стихах ему, не смел я,
А музыку писать – мои мечты.
Мне келья тихо ночью напевает,
И музыка нисходит вдруг с небес.
Хранитель ангел нежно подпевает,
Как хорошо мне рядом с Богом здесь.
Признаюсь честно, давно я не держал в руках и не читал такого истинно народного издания, которым является Всероссийский иллюстрированный литературно-художественный журнал для семейного чтения „Светоч“…
В журнале „Светоч“ поэтическую подборку Архиепископа Питирима (Павла Волочкова) составили такие духовные стихи, как „Поём Христу в ночи“, „Святые Кремля“, „Дети встали в хоровод“, „Ромашки“, „Весна Христова“ и „Три розы“, в котором поэт призывает:
На Рождество у нас морозы,
Но снова будет торжество.
В вертеп я положу три розы,
И сердцу станет вновь легко.
Вновь от Христа так много света,
Он гонит мрак в ночной тиши.
И если, друг мой, ходишь где-то…
Вновь к яслям Божьим припади.
Журнал „Светоч“ не одинок в российском литературном процессе, его редакция тесно сотрудничает с такими изданиями, как литературно-художественный и историко-краеведческий альманах „Врата Сибири“ (Тюмень, гл. редактор Л.К. Иванов) и литературным альманахом „Двойной тариф“ (Санкт-Петербург, гл. редактор В.В. Митюк), после опубликования стихов Владыки Питирима в „Светоче“, есть надежда на издание его духовной поэзии и в этих журналах. В рамках программы „Светоч“ во Владимирской области издаётся ещё и „детский“ журнал „Светлячок“ (гл. редактор Н.А. Егорова). Владыка Питирим, автор потрясающей книги „Стихи разумным детям», опубликовал в 17 номере „Светоча“ своё стихотворение „Дети встали в хоровод“, в котором трогательно с большой любовью написал:
Рождество и новый год,
Божие Крещение.
Дети встали в хоровод,
Началось веселие.
…Пусть не будет горьких слёз,
Только лишь от радости.
Дал подарки нам Христос,
Принимайте сладости.
Вот такой замечательный Всероссийский иллюстрированный литературно-художественный журнал для семейного чтения „Светоч» попал на мой рабочий стол. Особенно меня порадовало то, что открывается он словами: „Возрождение России начнётся с духовного возрождения её Народа“. Посильную лепту в этот процесс своими духовными стихами вносит русский поэт Владыка Питирим (Павел Волочков).
Андрей Канев,
ответственный секретарь КРО „ВРНС“,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств,
заслуженный работник Республики Коми»
И как после чтения такой статьи, написанной заслуженным работником культуры, обрести архиерею творческую трезвость? В том же самом интервью, данном семь лет назад, архиепископ Питирим сказал, что на его стихи написано более двухсот песен — сейчас, конечно, уже гораздо больше. А это значит, что в русле церковной культуры множится дешёвая самодеятельность. Сколько развелось в последние десятилетия елейных стихов, песен, прозаических произведений, которые, называясь «православными», искажают представление о Церкви у тех, кто стоит за её оградой и, может быть, никогда теперь не переступит её порог! Яркий пример — песни, исполненные самим архиепископом Питиримом вместе с архимандритом Филиппом (Филипповым): печально известная «Православие — благоухание» и «Покайтесь, грешники, покайтесь».
Можно слушать и смеяться, вспоминая «антиклерикальные» мюзиклы советских времён. Но если мы смеёмся, слушая этот «призыв к покаянию», то это говорит о том, что мы теряем ощущение трагичности происходящего. Святой Иоанн Креститель и Сам Христос начали свою проповедь одинаковыми словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Как могло выйти так, что этот зов, запечатлённый в дальнейшем мученической кровью пророка и Крестной жертвой Богочеловека, превратился спустя две тысячи лет в ничтожный фарс? И как получилось, что исполняет этот фарс архиерей Православной Церкви? Сколько ещё лет нужно, чтобы безвкусная «православная попса» восторжествовала окончательно и воспринималась как лицо нашей Церкви? Где будут искать правду люди, которые хотели прийти ко Христу, а вместо Него встретили графоманские стихи и примитивные песенки?
Существует Издательский совет Русской Православной Церкви — он следит за содержанием книг, которые издаются для распространения в церковной среде. Может быть, нужно создать и другой совет — тот, который будет наблюдать за внебогослужебной, культурной деятельностью Церкви? Подразумевается, что на приходах это входит в обязанности священнослужителей, но как быть, если они сами порой «теряют берега»? А кто может вразумить архиерея? Патриарх?
Лирическому герою архиепископа Питирима кажется, что голос кукушки вступает в противоречие с голосом Божьим, но это не так. Кукушка живёт и кукует так, как благословил её Господь. А вот наше «ку-ку за косогором», рождённое желанием показать себя, — дешёвое представление, не имеющее никакого отношения к проповеди. Пошлость никогда не сможет сказать о Христе.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
25 октября 2024
Как я рада,что это не о.Роман написал,он не подписался и я было подумала,что у батюшки начилось ку-ку, на фоне негодования может, но Слава Богу это ни так! Стихотворение «ку-ку» о.Питирима, для меня лично отвратительное. О. Артемия о родине,которое мы рьяно обсуждали,в сравнении с этим-это цветочек,для кого-то слишком сладкий,розовый,ну что ж,по крайней мере, у меня оно не вызвало, простите, отрыжки,нежели вот это «ку-ку за косой горой».
Там написано: стихотворение преосвященнейшего автора.
Вот уж искушение чистой воды. Простите братья и сестры, мир всем нам!
Поэт плохой, то дело вкуса
Священник же плохой вот, то беда!
Не многие сейчас живут по Духу
На растерзание отдав свои сердца
Прекрасная рецензия! Грамотный и объективный разбор. Много юмора… одно только название: “Ку- ку за косогором” долго держало в весёлом настроении… И как- то легкомысленно думалось, что это просто забавный эпизод – такой вот “поэт”. Дочитав до конца, достаточно жёсткого и серьезного, поняла боль автора за попрание настоящей поэзии, подлинной культуры. Наши церковные лавки переполнены подобными “поделками”. Да… всё идёт, всё движется, всё катится в одном направлении… Господи, помоги!
А Вам, Ольга Сергеевна, благодарность и низкий поклон за достойное и мужественное приумножение таланта, данного Вам Богом! Храни Вас Господь!!!
Фотография владыки Питирима рядом с Пушкиным навеяла хлестаковское: “ С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то всё…» Большой оригинал“.
Аки Зевс восседает владыка. Обычно архиереи держат посох/жезл в левой руке, чтобы правой благословлять народ и креститься. Это мiродержители века сего держат скипетры правой рукой.
Уважаемые читатели, очень рада, что посмеялись. Фраза «Ку-ку за косогором» действительно вполне может стать крылатой. Я и сама смеюсь, но мне пришло в голову гоголевское «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» На самом деле, тема серьёзная, видимо, не удалось сказать о трагической стороне происходящего. По крайней мере, будем знать, что не всякое слово, исходящее из уст священника или архиерея, золото. Как говорил покойный отец Пётр (Вячеслав), «и такое бывает во временной жизни земного пребывания»!
Спасибо ,Ольга Сергеевна ! За такую статью ! За мужество !
//Подразумевается, что на приходах это входит в обязанности священнослужителей, но как быть, если они сами порой «теряют берега»? А кто может вразумить архиерея? Патриарх?//
Подобный вопрос задал сам себе и всем нам Генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов:
“Вот мы значит считаем, что виновны за развал Советского Союза вот там три этих собрались там. Да, это действительно так. А где были все мы?! И коммунисты и просто граждане и так далее… Где мы сегодня?! Вот нас уничтожают, вот уничтожают. Сначала уничтожают наш мозг, наш интеллект и мы прекращаем быть разумными когда видим что творится! Но даже чтобы защитить себя там свою семью, своё будущее мы ничего не предпринимаем… Где мы?! Какова наша роль?! Потому что все ждут, что ко мне не прилетит этот беспилотник, меня это не коснётся. Коснётся всех! Мы останемся без Родины!” (37:35 -38:47) “А сегодня всё прибыль прибыль прибыль никакого Бога есть деньги, есть доллар там, да и никакой святости, ничего нет, всё прибыль, прибыль!” (44:01-44:08)
https://youtu.be/JedAUlL2Y_0?si=WnSKQLuLUHVC9DOZ
От себя добавлю если всем нам вместе и каждому в отдельности не защищать нашу православную веру и не бороться с собой и своими грехами, за чистоту, святость. Не уничтожать беспощадно врагов отечества как внешних, так и внутренних, как делали на протяжении веков наши отцы, можно остаться и без веры и без отечества! Далеко ходить не надо посмотрите, что твориться порою у нас в церкви. Если не вразумимся и не исправимся. Будет и у нас то же, что сейчас уже происходит в православных храмах на Украине! А возможно и более того… Господь всем нам дал дары, чтоб мы их приумножали и возвращали в своё время сторицей. И если будем верными Богу, приумножит данное нам. А коли нет, отнимет Господь и то что имеем. Господи помилуй!
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф.13:10-15).
«Смиряя плоти дух постом», ― поёт владыка Питирим. У плоти есть дух? Странное выражение для церковного человека. Перед нами совершенно мiрской речевой оборот. В церкви принято говорить иначе. Например, покорить плоть духу. «Потщался худшее поработити лучшему и плоть покорити духу…» (из песнопений преподобным отцам). А «смирять дух плоти…» ― это смешение плоти с духом, это какой-то языковой экуменизм.
Мне казалось, «Смиряя плоть свою постом». Текст этой песни и песни «Православие — благоухание» принадлежит другому автору. Здесь архиепископ Питирим выступает как исполнитель.
// Текст этой песни и песни «Православие — благоухание» принадлежит другому автору. Здесь архиепископ Питирим выступает как исполнитель.//
Правда? Неужели такой замечательный поэт, каким является владыка Питирим, исполняет чужие стихотворения, когда у него самого их около 2000? Архиепископ Питирим говорит: «Две тысячи (стихотворений написал. ― Г.С.) за три с небольшим года. Для сравнения скажу: Пушкин написал две с половиной тысячи за свою маленькую жизнь… Если я посвящаю этот день Богу, я могу и десять стихов написать за день, могу написать стихотворение за пять минут…».
От разработчика нашего сайта:
На сайте наблюдался технический сбой: комментарий, написанный на одной странице, мог самопроизвольно оказаться на другой. После проведённых работ, к сожалению, сбой ещё может повторяться в тех браузерах, в которых «не очищен кэш и не удалены куки». Браузеры так устроены, что они могут долго помнить старые алгоритмы, которые снова и снова приводят к сбою.
Поэтому, если у вас проблемы с комментариями, очень желательно «очистить кэш». В разных браузерах это делается по-разному. Можно пойти в раздел настроек и найти там «Удалить данные о работе в браузере», а можно нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Del, и на появившейся странице настроек отметить, что вы собираетесь удалить «Изображения и другие файлы, сохраненные в кэше», «Временной диапазон: Все время». Если очистки кэша окажется недостаточно, то хорошо бы удалить и «куки» (файлы cookie).