«Ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете» — эти слова из знаменитой статьи Белинского часто вспоминаются в последнее время. Думается: почему никогда не приходилось слышать, что кого-то возмутило предложение Белинского умереть в театре?
Конечно, ответ очевиден: слова Белинского никто не воспринимает буквально. Они прочитываются именно в духе театрального восприятия — восприятия такого мiра, где всё, даже самые сильные чувства, понарошку. Выше в той же статье Белинский пишет: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная..? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?» Если под благом и истиной Белинский подразумевал нечто, относящееся к области Божественного, то его слова означают примерно следующее: «Можете ли вы не любить страсти больше всего на свете, кроме Бога?» Причём даже не свои страсти, а чужие, впрочем, пробуждающие ваши собственные: «Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете ее; если душа ваша алкала когда-нибудь любви и упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно легкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки…»
Предлагая умереть в театре, Белинский имел в виду, конечно, не смерть, подобную кончине Андрея Миронова, который потерял сознание прямо на сцене и вскоре после этого умер, и не долгую жизнь «в театре» какого-нибудь деятеля искусства, в этом же русле и завершившуюся, а именно зрительскую смерть — от переизбытка чувств, от сокрушительного катарсиса. Думаю, теоретически такая смерть действительно возможна: к примеру, у некоторых пожилых людей после просмотра волнующего фильма сильно поднимается давление. И всё же призыв Белинского жить и умереть в театре, конечно, едва ли кто-то расценивает всерьёз — это всего лишь яркий образ, поэтому к этой статье никто и не предъявляет претензий как к провокационной.
Увы, мы и сами часто бросаем слова на ветер и к чужим словам относимся как к сотрясанию воздуха. Мы восхищаемся красивыми словами о смерти, сказанные писателями и поэтами, но в большинстве случаев и их не воспринимаем всерьёз. Наслаждаемся, примеряя на себя чужие жизни и смерти, и упиваемся обилием чувств, но не знаем, как жить и умирать по-настоящему. Известно, что сентиментальные люди порой бывают жестокими. Помню, когда старший сын был маленьким, часто по вечерам рассказывала ему импровизированные истории. Сюжетом одной из них, «многосерийной», была история о том, как мама и сын подобрали на улице щеночка и взяли его домой. И потом, идя с сыном по улице, со страхом ждала, что вот сейчас мы увидим этого щеночка и мне придётся или оказаться лгуньей, или ввязаться в непростую и, к сожалению, совершенно не нужную мне историю… А у поэтов действительно бывало, что, обронив слово, они вынуждены были испытать на самих себе его действие, оно как будто вершило над ними суд. Так было с Маяковским, Есениным, Рубцовым, с Мариной Цветаевой, написавшей: «Прелестное создание! Сплети-ка мне веревочку…» И мы, попавшись на слово Белинского, действительно можем умереть «в театре» своей собственной жизни, повторив подсказанные искусством грехи и придя к соответствующему финалу. И всё же, слыша призыв умереть в театре, мы не верим и просто включаемся в игру: в театр идём, но понимаем, что умереть в зрительном зале нам вряд ли придётся.
Но если бы сейчас кто-то захотел немного подправить слова Белинского и сказал: «Ступайте в Храм и умрите в нём»? Эти слова могли бы вызвать негодование, какого никогда не вызывала статья Белинского, и сразу бы стало ясно, где правда, а где игра, что значит для нас Храм и что значит театр. Подлинные страдания и смерть возвращают из выдуманного мира в реальный, точно так же, как боль заставляет проснуться. И Церковь — как раз то место, наверное, единственное на земле, где все слова являются самими собой и ни одно из них не остаётся бессильным. Среди них очень много слов о жизни и смерти. Верующий в Меня, если и умрет, оживет – сказал Господь (Ин. 11:25). И вслед за Ним повторил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1:21). Кто-то скажет: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» — и отойдёт. А кто-то наоборот: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
Нужно только расслышать эти слова, принять их и больше не верить другим — и к жизни, и к смерти зовущим, как к представлению.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
8 мая 2020
«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21). Благодарю Вас, Ольга Сергеевна! Очень красивые мысли!
Спасибо.
Верно! «Нужно только расслышать эти слова»!..
НЕ РАЗЛУЧИТЬ!
Кто2 ны2 разлучи1тъ t любвE б9іz? (Рим. 8:35)
Блажил неистовый писатель:
Горите пламенным огнём!
Театр наш храм, туда ступайте,
Живите и умрите в нём!
Властитель дум, любитель драмы
Хотел игрой улучшить злых?
Позорище равняя с Храмом,
Он был слепым вождём слепых.
Одёрнул кто-то господина
За экзальтированный гнус?
На сцене, в зале — всё едино! —
Он звал на смерть холопов муз!
— Виват! — восторженное племя
Бесилось, идолу под стать…
Представьте, пастырь в наше время
Позвал бы в Церковь умирать.
Навряд ли власти приголубят
Того, кто поперёк им встал,
Того, кто больше жизни любит
За нас распятого Христа!
О время всевозможных равенств!
О наказанье без вины!
Но если можно жить без Таинств,
Тогда зачем Они нужны?
Всё чётче контуры содома,
Всё ближе адские врата.
Но чем же смерть в больнице, дома
Достойней смерти у Креста?
И что же делать, в самом деле?
Что ждёт уже невдалеке?..
Кому намордники надели,
Тех поведут на поводке.
Иеромонах Роман
8 мая 2020
Скит Ветрово
Примечание. Автор хотел бы, чтобы каждый христианин горел желанием умереть за Христа, но, доверяя Спасительному Промыслу Божию, никого не призывает к этому, полагая, что каждый должен руководствоваться своей мерой и совестью.
http://vetrovo.ru/ne-razluchit/
Простите, я со своей темой. «Литературные мечтания» Белинского послужили прообразом программ РСДРП, ВКП(б), КПСС, «Единая Россия» и т.д. В «Литературных мечтаниях» излагается план построения в России нового общества, в котором место учительницы, отводимое доселе русским народом Церкви, должна занять литература. «Иди и умри в этом театре», т.е. в борьбе за коммунизм и другие литературные мечтания. Шли и умирали. И до сих пор мрут.
Сакрализируя театр, Белинский, по свидетельству Достоевского, при этом еще и «ругал Христа по-матерну». Так что не надо недооценивать демонизма этого выдающегося деятеля отечественной культуры (у нас в городе как на малой родине кумира памятников в его честь несколько штук, один как раз напротив Драмтеатра). А Достоевский, в свою очередь, по принципу «всеотзывчивости» и «всепримирения», включал и «ругающего Христа по-матерну» Белинского в свою картину мира как необходимый элемент всеединства.
А «Горе от ума» Грибоедова, Гоголя «Ревизор»,Пушкина «Моцарт и Сальери», Шекспира «Гамлет» и.т.д поставленные в театре, как гениальные драматургические произведения тоже будете отрицать? Потому что театр? Заодно и гениальное произведение оперы «Хованщина» Мусоргского, «Евгения Онегина» Пушкина и «Пиковую даму» муз.Чайковского тоже? Так и всю мировую культуру можно зарубить одним махом. Перечислять можно долго. Эти гениальные люди поднимавшие нравственные вопросы в своих произведениях их куда теперь? Они тоже все блажили и были «холопами муз»? Театр — это синтез музыки, поэзии, драматургии. А то, что его порой превращают в помойку, это вина по Пушкину — «Народ безмолствует». Ответ Буздалову — Достоевский между прочим предупреждал в своём произведениях о грядущей революции. А кто услышал? А этот том — изъяли в советское время. И жаль, что не успел написать книгу «Иисус Христос». Читая стихотворение получается полное отрицание театра, как такового. Не все читали Белинского. И поймут дословно, что театр — это позорище. давайте закроем все театры, уничтожим балет, что останется? Ящик тв — с жутким бандитским арсеналом стрельбы, убийств и всякой всячины низкотребщиной и обработкой мозгов. Это при том, что дети вообще с трудом или вообще не читают, а если читают, то для отметки. Вся праволавная русская знать 19 века в том числе и царь Николай Романов посещал царскую ложу в Большом театре и не отрицал театра.
«Вся православная русская знать 19 века … посещали ложи в Большом театре» (Надежда, Москва). Они и другие ложи посещали, поэтому и революция сделалась. Достоевский был против революции в ее радикальной форме с/д, но за нее — в умеренных реформах того же самого содержания. Все это и расшатало устои, подготовив почву радикалам.
Опять двадцать пять. Вся королевская конница и вся православная русская знать не может Пушкина, Белинского, Достоевского за пророков не почитать.