Доклад на международной конференции «Блоковские чтения» 2024 года
Звучи, монашеская лира,
Всех к обновлению зови!
Ведь умирание для мiра
Не умиранье для любви.
Поэт-пророк — устойчивый образ в русской литературе от Пушкина до Блока. В ряд профетических русских лириков следует поставить имя нашего современника — иеромонаха Романа (Матюшина).
Прежде всего, представим поэта-инока. В России вышло более тридцати поэтических сборников отца Романа и более десяти музыкальных альбомов, его произведения переведены на несколько языков и издавались в Сербии, Болгарии, Польше. Отец Роман награждён золотой медалью имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу», а также Всероссийской литературной премией имени святого благоверного князя Александра Невского «За вклад в русскую поэзию» и светской православной поэтической премией «Богородица Троеручица», учреждённой фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго. Рукописи некоторых его стихотворений хранятся в Пушкинском Доме. Стихотворения и прозу отец Роман продолжает писать и сегодня, у него выходят книги, создан сайт «Ветрово», где публикуются его новые произведения.
Приступая к теме статьи, отметим разницу между пониманием пророческого дара в бытовом сознании, в светской культуре и в Священном Писании.
Бытовое и отчасти общекультурное понимание пророческого дара связано с предсказаниями, предчувствиями, откровениями, он направлен в будущее. В Священном Писании пророческий дар прежде всего — служение или сражение со «злобой дня», которое обращено в первую очередь к современникам. Пророк — это «глас вопиющего в пустыни», обличитель пороков людей, он срывает маски и тайное делает явным. Он не боится говорить правду в лицо властителям и вообще «сильным мира сего». Только в случае непринятия пророческого гласа посланник Бога в конце концов от лица Всевышнего предвозвещает возмездие, которое неизбежно последует как наказание нераскаянным грешникам. Однако покаяние всё может изменить. Вспомним историю пророка Ионы.
Иеромонах Роман (Матюшин) как поэт, несомненно, следует библейскому пониманию пророческого дара. 16 ноября этого года ему исполнилось 70 лет, а двадцать лет назад, к 50-летнему юбилею, в библиотечке журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» (редактором которого я являюсь) мы издали книгу под названием «Совесть России». В этом названии выражена суть того служения, которое вот уже более тридцати лет осуществляет отец Роман. Он обращается к совести соотечественников, он, как древние пророки, с громким воплями призывает их очнуться, «повернуть глаза вовнутрь», покаяться. В последние годы инок- поэт почти не пишет лирических стихов (которые, призна́юсь, более всего по душе), то, что выходит из-под его пера (в буквальном смысле, работает он не на компьютере), можно отнести к жанру гражданской лирики. И это сразу бросается в глаза при ознакомлении с последними сборниками, изданными в 2022-2023 годах. Стихов «на злобу дня» в прежних сборниках было сравнительно немного, в ранних их не было вообще. Преобладали молитвенные обращения, описания природных картин, баллады на исторические темы.
Что касается «странных сближений», о которых идет речь в этой статье, хочу вспомнить о том, что именно в музее Александра Блока в конце 1980-х годов прошла презентация первой книги лирики иеромонаха Романа. Тогда уже многие осознали, увидели, что сближает великого трагика XX века Александра Блока с молитвенником-поэтом нашего времени — это горькая любовь к Родине, переживание русской беды.
Стихи, которые последние три года и особенно в 2024 году появляются на сайте «Ветрово», созданном Фондом творчества иеромонаха Романа, созвучны предчувствию трагедии Конца, последних времен, которую изобразил Блок в поэме «Возмездие».
Напомню строки «великого трагика XX века» из Пролога к поэме:
И в каждом сердце, в мысли каждой —
Свой произвол и свой закон…
Над всей Европою дракон,
Разинув пасть, томится жаждой…
Кто нанесет ему удар?..
Не ведаем: над нашим станом,
Как встарь, повита даль туманом,
И пахнет гарью. Там — пожар…
И из Вступления:
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Отец Роман пишет о том, к чему приводит то направление развития человечества, которое Блок в поэме «Возмездие» обозначил как «материалистские малые дела», «торжество экономических доктрин», «банков, рент и облигаций», «дарований половинных». Все это торжество потребительства приводит к войнам, к истреблению людей, к распространению «тени Люциферова крыла» над всем миром. В своих стихах поэт-монах не устает повторять — война является возмездием людям, отступившим от Бога.
19 января 2023 года иеромонах Роман написал стихотворение, которое так и назвал —
РечE безyменъ въ сeрдцы своeмъ: нёсть БGъ
(Пс. 13: 1).
По всей земле грохочет гром,
Нигде покоя нету.
У нас быдлизм, у них содом,
Вот и трясёт планету.
Слепее всех слепых котят
Антихристово племя:
Воюют с Богом и хотят
Жить, как Адам в Эдеме.
Думаю, что вы обратили внимание на предельную, почти плакатную простоту этого стихотворения. Да и все стихи отца Романа последних лет отличает эта заостренная простота стиля. Большинство стихов 2020-2024 годов можно назвать рифмованными проповедями. Отец Роман отныне пишет не для тех, кто может оценить красоту метафор и другие поэтические изыски, которыми прежде были украшены его стихи (напомним, что отец Роман получил филологическое образование), теперь он обращается к простым людям, которым, может быть, стихи вообще не очень нужны. Но есть надежда при помощи краткого рифмованного текста достучаться до их души.
Когда читаешь комментарии, которые оставляют читатели на сайте «Ветрово», то однозначно можешь сделать вывод: люди ценят в первую очередь не поэтический дар иеромонаха Романа, а то, что он говорит слово правды в наше изолгавшееся время. В уже цитировавшемся Вступлении к поэме «Возмездие» сказано: когда «стоит над миром столб огня», «герой уж не разит свободно, его рука в руке народной» и «в каждом дышит дух народа». Служение поэта определяется словами: «В толпе всё кто-нибудь поет». То есть поэт в катастрофические времена призван не к самовыражению, не к гордостному творческому полету, он поет в толпе, среди людей и для людей, хотя они готовы «именем клеймить позорным» того, кто не дает им «забыться и заснуть» на «пиру во время чумы». И недаром имя иеромонаха Романа остается до сих пор неизвестным «широкому кругу читателей», недаром его имя не звучит и в официальных церковных изданиях, он не вписывается ни в какие «тусовки» и группы, в том числе церковные. Он избрал для себя жизнь уединенного отшельника и живет так уже более тридцати лет.
К каждому своему стихотворению последних лет отец Роман ставит эпиграф из Священного Писания: по его словам, эпиграф в стихотворении — это как прокимен во время богослужения, задающий основную мысль следующего за ним чтения. Часто короткое стихотворение из двух строф кончается двумя строками, в которых содержится нравственный вывод из сказанного. Приведем пример одного из таких стихотворений, также на тему возмездия.
Мы2 согрэши1хомъ и3 нечeствовахомъ,
сегw2 рaди не поми1ловалъ є3си2
(Плач 3: 42).
Просто так и грозный лев не рыкнет,
Просто так и птичка не споёт,
Просто так гоненья не возникнут,
Просто так и волос не падёт!
Нам стучат, сама земля трясётся,
А народ объят огнем и спит!
Потому и верим, что спасётся,
Кто за все Творца благодарит.
Промысл Божий попускал гоненья
В суд неронам, верным во спасение.
В последних двух строчках выражено парадоксальное, непонятное для нехристианина отношение к испытаниям, скорбям, страданиям. Книгу стихов, изданную в 2023 году, иеромонах Роман назвал «Благословенный час». Благословенным отец Роман называет час очищенья и расплаты за грехи, а слова «очищенье» и «чистота» — одни из ключевых в его творчестве. Это отношение к страданиям сродни подлинному духовному пониманию Апокалипсиса, который кончается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Или, как сказал младший современник А. Блока, прошедший лагеря и тюрьмы, святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Я полюбил страдания».
Эти слова подчеркивают разницу между общекультурным, по сути, языческим пониманием возмездия как фатума, рока античных трагедий, и христианской верой в то, что страдания имеют очистительную силу и бывают заслуженными — как отдельным человеком, так и народами. А также верой в то, что покаяние может отменить возмездие.
О том, что Блок понимал возмездие как неотвратимый фатум, писала в своих воспоминаниях Надежда Павлович — когда в 1920 году она узнала, что он продолжил работу над поэмой «Возмездие», она поняла, что это знак его конца, что то депрессивное состояние, в котором он находился после короткой революционной эйфории, при работе над мучительной темой добьет его. Так и случилось. Поэт ушел из жизни 7 августа 1921 года.
Поэтому, хотя тематически последние стихи иеромонаха Романа близки к поэме «Возмездие» и другим, условно говоря, «апокалиптическим стихам» Блока, их отличает разное мирочувствие. Ощущения безысходности, ужаса перед тем, что жизнь страшна, а в будущем «еще страшнее жизни мгла» (как у Блока), нет в стихах отца Романа. Напротив, в них есть уверенность в том, что всё, даже самое страшное, совершается по Промыслу Божию. Вот как об этом сказано в стихотворении
Нетлённый бо Д¦ъ Тв0й є4сть во всёхъ
(Прем. 12: 1).
Каждый может начать жить с иного листа,
Все мы Божии дети с рожденья по праву:
Образ Божий в душе — Свет Фаворский Христа.
Образ Божий в душе — луч Божественной Славы.
Если б мы не ходили дорогой мiрской,
Осознали б тогда, не живя преходящим:
Только в Духе Святом совершенный покой,
Только в Духе Святом утешенье скорбящим.
Это стихотворение звучит как ответ всем людям, в том числе поэтам, снедаемым тревогой — предчувствием конца времен.
* * *
«Высшая поэзия — моление» — написал отец Роман в раннем своем стихотворении. Основой, источником его творчества является молитвенное служение. Он всегда подчеркивает, что он прежде всего монах, священник, а потом уже поэт и иконописец.
Однако смеем утверждать, что в словесном служении поэтов, какие бы звания они ни носили, больше общего, чем различий. Дар слова — дар Божий, и часто этот дар живет и действует вопреки человеческой немощи его носителя. Большие поэты — всегда вестники, часто помимо своей воли они возвещают миру то, что хочет в данный момент и для определенных людей сказать Бог. Александр Блок, особенно в поэме «Возмездие», обращался к людям культуры, к литературоцентричному обществу. Теперь такого общества нет, и иеромонах Роман обращается к тем, кого называют «простыми людьми», и на их языке говорит о том же: всмотритесь в происходящее вокруг, опомнитесь. Но добавляет как «власть имущий», как священник: покайтесь, и да помилует вас Господь.
Людмила Ильюнина
Сайт «Ветрово»
22 ноября 2024