На сегодняшний день издано около сорока книг иеромонаха Симона (Бескровного, псевдоним — Симеон Афонский). Многие тексты из этих книг говорят о запредельных духовных высотах и тут же — о банальных истинах в высокопарном стиле. Порою слова в разных местах противоречат друг другу. Вниманию читателей предлагаются некоторые выписки из книг этого автора.
1. Автор книг учит, что человек есть дух
Цитаты из книг:
«Ты — бесплотный дух во Христе. Видеть иначе — заблуждение» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Тело — образ пустоты, а твой дух образ Божий» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Бог есть Дух, и человек есть дух, как образ и подобие Бога» («О счастье праведной жизни. Святое молитвенное искусство из искусств»).
«Пока ты не знаешь напрямую, что ты дух, ты все еще — мертв, хотя кажется, что ты жив» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»).
«Бог создал мир из ничего, поэтому он таким и остается. Поэтому и ты то же самое «ничего», которое тщеславно заявляет о себе как о некоем «я». Ты не часть мира, сотворенного из ничего. Ты — вечная часть мира духовного, сотворенного как бессмертный вечный дух по образу и подобию Божию. Если ты как следует осознаешь это, тогда благое молчание твоего духа станет твоей нескончаемой жизнью Царства Божия» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»).
«Радуйся, в тебе нет никакой скорби. Радуйся, в тебе нет никакого гнева. Радуйся, в тебе нет никакой нужды. Радуйся, ты бессмертный и блаженный дух во Христе» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
Что удивительно, в другом месте он пишет о теле в противоположном ключе:
«Поскольку Бог есть всё, то, следовательно, тело также есть Бог» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
2. Он пишет, что всякая мысль человека, является ложной
Цитаты из книг:
«Всякая мысль — это ложь, какой бы правдивой она ни казалась. Мысль не знает Бога и никогда не может Его постичь, поэтому она создает перед тобой некую видимость материального мира, не имеющего под собой никакой истинности» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»).
«Мысль отделяет нас от Бога, поэтому она – источник невежества» («О счастье праведной жизни. Святое молитвенное искусство из искусств»).
«Ум — это злоба и похоть» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Ум — это лукавый сатана, который хочет занять место Бога» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Все мысли безблагодатны и этим удерживают тебя вдали от спасения» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Присутствие мыслей — это и есть глупость» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
Если следовать такой логике, то чем же является содержание многочисленных книг автора? Разве это не его мысли или помыслы, которые он изложил на бумаге? Разве это не результат деятельности его ума?
3. Автор книг часто не разделяет понятия «мысль» и «помысел», часто пишет, что вообще «всякая мысль ложна», но при этом иногда утверждает, что бывают добрые помыслы
Цитаты из книг:
«Каждый добрый помысел мгновенно отражается на лице человека и делает его прекрасным» («Слово об уме»).
«Монах, если пытаешься ухватить Бога помыслами, то только помыслы и обнаружишь. Бог находится дальше помыслов, поэтому монах отвергает их и находит Христа. Мирянин избирает добрые помыслы и отвергает злые» («Золотые правила для новоначальных, собранные в уединении»).
4. В восточной философии есть понятие равновесия между добром и злом (например, «инь» и «янь» и др.), и это также отражается в учении иеромонаха Симона (Бескровного)
Цитаты из книг
«Ненавидеть зло, как и любить, не за что — так взращивается бесстрастие» («Золотые правила для новоначальных, собранные в уединении»).
«Перестань признавать зло. Живи благостью Божией, и будешь свободен от зла» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
5. Исходя из слов иеромонаха Симона (Бескровного), можно сделать заключение, что миряне не могут достичь просвещения от Бога и не призваны к молитве. Часто в своих цитатах он разделяет монахов и мирских
Цитаты из книг
«Если ты, монах, прилежишь молитве, не заботясь ни о крове, ни о теле, изнутри возникает сияние чистого нетварного света, просвещающее тебя с головы до ног. Храня этот свет, будешь сам им храним и в этой жизни, и в иной. Зная это, поступай так, — и спасешься, а мирянин пусть паломничает по святыням, укрепляя благодатью душу» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Сказал старец: „Мысль мирянина — погружение в заблуждение, безмолвие монаха — восхождение в богопостижение“» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Могила мирского — кладбище, могила монаха – бесстрастие» («Ум во Христе»).
«Мирянин всегда несчастлив, священник всегда суетлив, епископ всегда озабочен, и лишь монах, которому ничего не нужно в этой жизни, блажен во Христе» («Симуляция жизни, или Реквием по мечте»).
«Убедившись, что все помыслы лживы и притворны, не имей с ними дела, ибо, даже говоря правду, они имеют в виду ложь. Зная это, монах, очищай свой ум молитвой, а мирянин пусть обуздывает его воздержанием в еде» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Ум монаха, отринувшего земное, напрямую созерцает сияние Божественной славы, и его созерцание усиливается день ото дня. Вечно юный Христос — достижение Богопросвещенного ума, и этот ум монах весь отдал Богу. А мирянину нужно уповать на милость Божию, и здесь его пути с монахом расходятся» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Если хочешь найти смиренных людей, оставь самого себя, и Бог приведет тебя к ним, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Если хочешь полюбить Бога, забудь о людях, и узнаешь, как любить Бога, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»)
«Если ты любишь себя, ты не можешь любить Бога, а когда ты возненавидишь себя, то познаешь любовь к Богу, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Если ты хочешь стать бесстрашным, победи ум и победишь страх, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Если ты говоришь, что ты духовно бессилен, это только воображение твоего бессилия, которое убивает твою духовную жизнь, но избавиться от этого воображаемого бессилия возможно только на монашеском пути» «Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Только лишь в согласии с Божественной Любовью ум сможет овладеть духовной жизнью и постичь ее смысл, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Чтобы получить дар Божественной Любви и обрести милость Божию, сначала мы должны научиться самопринуждению, — и это возможно только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Если монах ищет благодать, он не собьется с пути, ибо найдет ее с помощью смирения. Бог открывает Себя как благодать, позволяя душе узреть Его светоносную славу. Мирянин не собьется, если следует за монахом» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Печально, что ум, который должен освещать духовный путь, сам становится тьмой, уводящей душу в дебри заблуждений. Зная это, монах стремится очистить ум молитвенной благодатью. А мирянин уповает на молитвы монаха» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Пока ум пребывает в мыслях, Христос невидим для души как монаха, так и мирянина. Очищенный от помыслов ум с помощью благодати возвращается в сердце и соединяется со Христом навеки, зря Его лицом к Лицу. Такое сердце, соединившееся со Христом, у монаха становится обоженным, а сердце мирянина, очищенное от дурных помыслов, становится праведным» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Привязанности — это пленение и рабство души, ввергающие ее в неисчислимые страдания, но истинная Любовь — есть вечная Свобода и истинное непреходящее блаженство любящей души, и такую Любовь возможно стяжать только на монашеском пути» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
6. Он учит, что материального мира нет, что это ничто, это только иллюзия, и что проблемы, происходящие в мире, являются выдумкой твоего ума
Цитаты из книг:
«Того, о чем ты не думаешь, не существует. Избавляйся не от проблем, а от эгоистического ума» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Поскольку Бог есть всё, то несчастья – это просто выдумка твоего греховного ума» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Бог создал мир из ничего, из ничего не может быть создано нечто, поэтому мир остается тем, из чего был создан, — ничем» («Ум во Христе»).
А как же Боговоплощение, Причастие?
«Мир создан словом Божиим из ничего, и суть мира остается неизменной – все это ничего, вдоль и поперек одно ничего» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Под руководством просвещенного старца ты начинаешь духовным зрением постигать, что собой представляет тело, и неизбежно приходишь к заключению, что оно — не плоть, кости и сосуды, но, в конечном счете, это мысль о плоти, костях и сосудах. Точно так же, когда ты начинаешь видеть, что такое твое „я“, ты обнаруживаешь, что это ни что иное, как мысль о „я“. Ум не может это понять и отступает в страхе, потому что ум — это точно такая же мысль об уме…» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»).
«Твое тело — это эгоистическая мысль о теле, и отсюда начинаются все беды. Оставив в стороне эту мысль, ты одним разом покончишь со всеми искушениями. В духе нет тела, ибо в глубинах твоего духа пребывает Владыка Христос. Не позволяй своему уму рассказывать тебе свои прежние басни о мире и его проблемах, а также о теле и его искушениях. Все это ложь. Ибо если в духе нет тела, то в нем нет и мира, поэтому всякие сведения о происходящих в мире печальных событиях, а также об искушениях, которые переживает твое тело, являются выдумкой твоего собственного эгоистического ума, и ничего больше» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»)
7. Он ставит неких «Богопросвещенных монахов» выше святых угодников Божьих
Цитаты из книг:
«Плод духовной практики бывает двух видов: обретение добродетелей или святости и обретение Богопознания или полноты благодати. Святых монахов и отцов нетрудно найти, ибо они проповедуют и учат. Достигших же Богопознания не встретить без милости Божией, ибо их единицы на каждое поколение. Монахи ищут достигших полноты совершенства в познании истины, миряне же ищут святых людей» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Избавление от греха есть достижение всех святых, очищение сердца есть достижение всех угодников Божиих, а созерцание есть удел Богопросвещенных монахов. Миряне, с помощью святых, избавляются от грехов и становятся праведниками» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
«Спасение для себя есть удел аскетов. Спасение для помощи ближним есть удел святых, а спасение ради совершенного соединения со Христом есть удел совершенных, ибо вся их жизнь — Христос. Добродетельные миряне удостаиваются помощи святых людей» («Семь сотен ступеней в небеса собственного сердца»).
8. Он учит в своих книгах особому виду молитвы, больше похожему на восточные практики медитации. При этом человек может достигнуть такого состояния в «бездыхательной молитве», длящегося до семи дней, при котором окружающие могут подумать, что человек умер
Цитаты из книг:
«Вбирай благодать сердцем на вдохе и избавляйся от грехов на выдохе» (из трактата «Корни спасения»).
«В течение длительной практики молитвенник постепенно увеличивает время задержки дыхания примерно около десяти минут. При этом происходит полная остановка ума, которая сопровождается естественной остановкой дыхания. Понемногу накапливая умение и стяжая благодать, подвижник достигает задержки дыхания до получаса и более, храня при этом полное безмолвие ума» («Дневник молитвенных опытов художественно-дыхательной молитвы Иисусовой»).
«Обычно люди в спокойном состоянии дышат с частотой от восьми до двадцати дыханий в минуту. При овладении искусством молитвенного дыхания возможно прийти естественным образом к такой успокоенности вдохов и выдохов, когда их частота становится с периодом три – четыре дыхания в минуту или даже один – два вдоха и выдоха в течение минуты… Подвижник, милостью Божией обретший совершенство в дыхательной молитве, может пребывать в молитвенно созерцательном состоянии, не пользуясь носом и ртом. Тот, кто достиг такой стадии бездыхательного дыхания, взошёл на вершину созерцательной молитвы, когда она совершается исключительно по благодати. Такие молитвенники встречаются крайне редко.
Когда подвижник впервые обретает состояние безмятежности или тишины ума, он вступает в начальное безмолвие, которое может длиться один день, и вводящее его ум в созерцательное состояние, когда человек на время перестает дышать. Если такое состояние безмолвия ума ничем не будет нарушено, подвижник испытывает более высокую степень восхищения, которое может продолжаться до трёх дней. И если благодать безмолвия продолжает возрастать, дух человеческий обретает совершенное безмолвие, длящееся до семи дней.
Такой вид отрешённости и тихости человеческого естества не должно ошибочно расценивать как физическую смерть. Это состояние предельного и совершенного безмолвного созерцания есть возвращение духа человеческого во Христе к источнику вечной жизни, к Отцу Небесному. Это есть смерть прежде смерти, вводящая в жизнь вечную и воспеваемую всеми вдохновенными пророками и молитвенниками Божиими! В такие удивительные мгновения, преображающие все существо человека в Небесного жителя, крайне необходимы прилежные заботы учеников и послушников, чтобы ничто не нарушило великой тихости священного таинства Божественного созерцания старца и его безмолвное восхищение в Фаворский свет.
Аскеты, стяжавшие такой совершенный вид дыхательной молитвы, могут неограниченно долго находиться в состоянии духовного восхищения или благодатного созерцания. Они полностью оставили мир, а мир оставил их. Такие молитвенники скрыты Богом от всех людей, но ни один человек не скрыт от духовного взора такого провидца. Неотрывно пребывающие в созерцательной молитве могут долгое время обходиться без пищи и воды, водимые и питаемые Святым Духом» («О счастье праведной жизни. Откровенный разговор в Петербурге и Озерках с духовным отцом, объясняющий секреты молитвы с дыханием»).
При этом в более ранней книге, «Птицы небесные», иеромонах Симон приводит диалог с архимандритом Кириллом (Павловым), где ему старец не благословляет практиковать дыхательную молитву.
«— Отче, я читал в «Добротолюбии» и в «Рассказах странника духовному своему отцу», а также слышал от братии, что есть молитва с дыханием. Нужно ли мне ею заниматься? — вспомнил я разговоры среди монахов, которые обычно велись в великом секрете.
— Вот что скажу, отче Симоне: тебе так постоянно молиться не благословляю, ни к чему это, да… Многие монахи сильно повредили себе здоровье дыхательной молитвой… Все подобные искусственные приемы лишь поддержка в молитвенной практике, больше уповай на покаяние и на помощь Божию!» («Птицы небесные»)
9. Он пишет, что молитва зависит от телесного какого-либо напряжения, дыхания и пр.
Цитаты из книг:
«Ветхий человек живет слева, где его физическое сердце. Там его крепость и там его обитель. Необходимо оставить место его пребывания, место греховного ума с его лживыми помышлениями, и утвердить свое внимание справа от физического сердца. Новым человеком можно стать, только полностью перейдя направо: Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую (Еккл.10: 2). Поскольку справа пребывает наш образ и подобие Божие, наш дух, незапятнанный грехом, разумный, сияющий и бессмертный» («Новый человек или насущные слова о христианском спасении»).
«Ты изменяешь себя тем, что стараешься постоянно удерживать свой ум в духовном сердце на правой стороне груди. Ты стараешься помнить, что ты дух, вечный и бессмертный» («Слово об уме»).
10. Многие фразы просто вызывают недоумение
Цитаты из книг
«Помогай Жизни жить и Жизнь поможет тебе не умереть. Помни об этом, монах!» («О Божественной тишине»).
«Во внешнем мире нет Бога, Он живет внутри тебя» («Новый человек, или Насущные слова о христианском спасении»).
«Нет ничего, что не было бы Богом, кроме эгоизма. Эгоизм – это временное заблуждение ума» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Хочешь узнать, что такое несчастье? Это когда Бог идет за нами» («Ключи духовные»).
«Что такое Любовь? Любовь — это Сказка. Чудеса Божии – это мир чудесной Сказки, той Сказки, Которую Бог рассказывает Своим детям… Сказка Любви…» («Что такое любовь?»).
«Невозможно спастись тем, что не является Богом» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Для пищи нужно очень мало соли, остальное — просто навоз; выбери сам, чем ты хочешь быть в жизни — солью или навозом?» («Ум во Христе»).
«Человек – это гниющий прах и тлен, но пока он гниет, его ум хочет прельщать и привлекать других, забывая о Спасении» («Слово об уме»).
«Сказал старец: «Бог находится везде, но Божественный свет Христов – только в духовнике, через которого он отражается в духовных чадах» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
«Человек — это глаза Бога на земле» («Сыны грома, или Запас духовной прочности»).
* * *
Кто-то скажет: если вас что-то соблазняет — это ваши проблемы. Но возникает вопрос: зачем печатать и распространять в церковной среде тексты, сомнительные местами по смыслу, допускающие неоднозначное прочтение?
Кто-то может сказать, что нами предложен набор цитат, вырванных из контекста, и что если вырвать какую-то строчку даже из контекста Библии (как часто делают сектанты), то можно увидеть совсем другой смысл.
Во-первых, иеромонах Симон (Бескровный) очень часто пишет отдельными, не зависимыми друг от друга фразами, которые и приведены в статье, выражая в них какую-то законченную мысль.
Во-вторых, в статье приведены целые абзацы из книг и большие отрывки. Часто одна и та же мысль автора выражается в разных местах немного разными словами, из чего можно сделать вывод, что он именно так и мыслит. Например, что человек это дух — но даже ребенок знает, что Бог воплотился нашего ради спасения, и не только в этом веке «тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6: 19), но даже в будущем, после всеобщего воскресения, у нас будет тело.
Также кто-то из читателей статьи может заметить, что мирские люди, не живущие глубоко молитвенной жизнью, не могут рассуждать о таких «высотах», о которых написано в книгах иеромонаха Симона (Бескровного), и что в истории Церкви были случаи гонений истинных христиан людьми «плотского разума» и т. д. Данная подборка цитат не ставит целью переход на личности и критику кого-либо, это всего лишь попытка привлечь внимание церковного сообщества к этой проблеме, так как книги издаются достаточно большим тиражом (некоторые книги по 5 тысяч экземпляров). Даст Бог, системным анализом этих книг займутся отцы, сведущие в духовной жизни.
Многие священнослужители высказываются критически об этих книгах, но есть и восторженные отзывы, что вносит сумятицу в умы чад Церкви. В последние годы книги данного автора издаются без грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви.
С надеждой ждём, что Церковь выскажет своё отношение к книгам иеромонаха Симона (Бескровного).
Ольга Яскевич
Сайт «Ветрово»
2 марта 2024
«Дети мои! Уступает тот, кто умнее. Умный уступит и прекратит ссору. И всё.
Преподобный Паисий Святогорец
Всего доброго».
1. У кого ссоры на уме, тот их всюду видит, мы же не ссоримся, а выражаем свою точку зрения.
2. Что мешает Вам по совету преп. Паисия показать свой ум?
Всего доброго.
Редактор
05.03.2024 в 17:53
ум не показвают,с ним борются если что.отстаиванье своей точки зрения (рождает гордый ум,который и стараются показать)таже ссора,только с хорошими манерами.Итекет по мирскому.
Не будь мягким-иначе растопчут.Не будь твердым-иначе сломают.Будь мирным и благодатным в Господе,тогда спасешся сам и те,кто следует тебе.
А зачем бороться, Александр? «Ум не может это понять и отступает в страхе, потому что ум — это точно такая же мысль об уме» (о. Симон (Бескровный)). А дальше полный распад и конец разговора. Безмолвие, можно сказать.
Александр, а если серьезно, то…
«ум не показвают,с ним борются если что.отстаиванье своей точки зрения (рождает гордый ум,который и стараются показать)таже ссора,только с хорошими манерами.Итекет по мирскому.»
1. Ум или глупость показывают поступки и слова человека. 2. Нужно отличать, когда человек подпитывает гордостью ум, держась за своё мнение, противоречащее святым отцам, и когда его точка зрения выражает здравую позицию и стояние за Истину. 3. А если человеку главное высказаться, тогда он «Итекет по мирскому.»
«Не будь мягким-иначе растопчут.Не будь твердым-иначе сломают.Будь мирным и благодатным в Господе,тогда спасешся сам и те,кто следует тебе.»
Понятно, что передавать чужие мысли легче, чем их исполнять. Пишите проповеди, Александр, и присылайте, может, кому и пригодятся.
«Не будь мягким-иначе растопчут.Не будь твердым-иначе сломают.Будь мирным и благодатным в Господе,тогда спасешся сам и те,кто следует тебе.»
Это Симон Бескровный написал? А если так написать: «Будь мягким в Господе иначе растопчут. Будь твёрдым в Господе иначе сломают»? Как? Нормально? А если вот так написать: «Будь мягким в Господе, иначе сломают. Будь твёрдым в Господе, иначе растопчут». То же вроде ничего вышло.
«Будь мирным и благодатным в Господе, тогда спасешся сам и те,кто следует тебе.»
«Спасёшься сам…» ― сильно сказано. «и те,кто следует тебе.» ― ещё сильнее.
Апостол Павел писал иначе: МОЛЮ ЖЕ ВАС: ПОДОБНИ МНЕ БЫВАЙТЕ, ЯКОЖЕ АЗ ХРИСТУ (1 Кор. 4:16).
Тут в полемике вспоминалось «Рагу из синей птицы», а мне вспомнилось рагу из Воннегута: «То be is to do» (быть значит делать) — Сократ. «То do is to be» (делать значит быть) — Жан-Поль Сартр. «Do — be — do — be — do» (ду-би-ду- би-ду) — Фрэнк Синатра».
Говорят, что под песню последнего («Май уэй») похоронили Алексея Навального. Он её очень любил.
«Другой апологет о. Симона, о. Серафим Захаров, откровенно пишет на портале «Святая Гора Афон», что старец, пребывая в молитвенном созерцании, наговаривает то, что внушает ему дух, а они, его ученики, записывают с аудионосителей.»
Разве это не прямое доказательство того, что если это правда и этот человек –реальное лицо, то он одержим духом нечистым?
Мне кажется, что это очень похоже на описание действия таких духов.