Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя… Нам одно только имя и следует призывать – имя Иисуса Христа, Сына Божия, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12), как говорит апостол. И потому сия молитва есть:
молитва, потому что в ней мы испрашиваем Божественного милосердия;
и обет, потому что через призывание Христа мы обещаем себя самих Христу;
и исповедание, потому что, исповедав это, Петр был назван блаженным;
и дарование Духа, потому что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым
(1 Кор. 12:3);
и проводник Божественных даров, потому что за нее Христос обещал Петру: дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16:17–19);
и очищение сердца, потому что молящийся благодаря ей видит и призывает Бога и, взирая на Него, очищается;
и отгнание демонов, потому что именем Иисуса Христа демоны и были прогоняемы, и ныне прогоняются;
и вселение Христа, потому что Христос, при памятовании о Нём, в нас пребывает, за памятование это вселяется и исполняет нас веселием: Помянух, – сказано, – Бога и возвеселихся (Пс. 76:4);
и источник духовных мыслей и помышлений, потому что Христос есть сокровище всякой мудрости и знания, и дарует таковые тем, в ком обитает;
и освобождение от грехов, потому что ради неё сказано: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:19);
и врачевство душ и тел, потому что сказано: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3:6), и еще: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос (Деян. 9:34);
и проводник Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и Свою светлость и благодать сообщает призывающим Его: И буди светлость Господа Бога нашего на нас (Пс. 89:17), и еще: кто последует за Мною, тот… будет иметь свет жизни (Ин. 8:12);
и привлечение Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему;
раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных, потому что сама она дана была рыбаку Петру через откровение Отца Небесного, и Павел был восхищен Христом и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие;
и источник спасения, потому что, говорит апостол, нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12), и еще: Он истинно Спаситель мiра, Христос (Ин. 4:42), так что в последний день всякий язык волею или неволею исповедует и воспоет, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:11);
и знамение нашей веры, так как мы христиане и христианами называемся;
и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы ранее сказали, всякий дух, который исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4:2-3).
Посему всем верующим надлежит непрестанно призывать имя Христово ради провозвещения веры, ради любви ко Господу нашему Иисусу Христу, от которой ничто никогда совершенно не может отделить нас, ради благодати, проистекающей от Его имени, ради оставления и отпущения грехов, врачевания, освящения, озарения и, более всего, ради спасения.
О сем Божественном имени апостолы учили и совершили дивные дела. И божественный евангелист говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий: вот вера! – и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31): вот спасение и жизнь!
Святитель Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2010
Сайт «Ветрово»