«Все статьи, присланныя вами, содержат наставления почти исключительно монашеския. К мiрянам они нейдут. Передаю вам мнение лиц, которым мне приходилось прочитывать некоторыя из сих статей».
Напрасно так думают. По моему, наставления те могут идти ко всякому ревнующему о спасении. Сия ревность научит их, как воспользоваться всем, как даже прямо монашеския правила применить к себе. А у кого нет сей заботы, к тому никакое назидательное писание нейдет. Говорят: сердце сердцу весть подает. Те, кои давали наставления, давали их от души, так как они сложились у них в сердце собственным разсуждением и опытом. Это отзвук их сердечнаго настроения. Общий же дух, воодушевлявший их и все расположения их, был дух ревности о спасении себя и всякаго человека. Тот же дух отражается и в слове их и проникает всякое их писание. Теперь, всякий ревнующий о спасении, читая их наставления, сквозь внешнюю букву пройдет до духа их и, по духу ревности, его снедающей, войдет в подобонастроение с писавшими их и в сочувствие ко всем расположениям, которыя исполняли сердце их, от него проникли в писания их и составляют главное почти содержание их. Расположения же ищущих спасения, или те расположения, с коими неизбежно освоиться на пути ко спасению, одинаковы у всех, монах ли кто или не монах. Разница только во внешних делах, коими выражаются сии расположения. Вот почему полагаю, что всякое наставление, составленное отшельником и для отшельников, есть сладостное духовное брашно и для всякаго ревнителя о спасении. Там найдет он нужное себе и сумеет приложить то к своему быту, если назначены для выражения его дела, несовместныя с порядком его жизни.
Монахи-то ведь христиане, и вступающие в монашество не о другом чем заботятся и поднимают труды, как о том, чтобы быть истинными христианами. И мiряне тоже христиане и должны ревновать о том, чтобы быть истинными христианами. Стало быть, монахи с мiрянами сходятся в главном деле. Как же теперь наставления монахам могут не идти к мiрянам? Есть часть у монахов, не идущая к мiрянам, но она касается только внешняго порядка жизни и отношений, а не внутренних расположений и духа. Последния должны быть одинаковы у всех, ибо един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4:5). И вот почему добрые мiряне, ревнующие о спасении души, читать – не начитаются аскетических отеческих писаний Макария Великаго, Исаака Сирианина, Лествичника, св. Дорофея, Ефрема Сирианина, Добротолюбия, и проч. А о тех, кои чуждаются наставлений, что в статейках, сами видите, что надо сказать: «Духа Христова не имеют». Жестоко слово сие, да что делать-то!
Пусть сами разсудят… О чем пишется в тех статьях? О том, как победить страсти, как очищать сердце, как насаждать в нем добрыя расположения, как молиться и преуспевать в молитве, как благоустроять свои мысли и хранить постоянно внимание свое неразсеянным, и проч. А это разве не должно быть предметом заботы всякаго христианина? Разве не даны о всем этом заповеди Господом и святыми Апостолами? Так Господь говорит: бдите и молитесь (Мф. 26:41); бдите, на всяко время молящеся» (Лк. 21:36). Это заповедь о внимании к себе, одном из главных подвигов духовных, который иначе именуется также трезвением, со слов Апостола, который говорит: «трезвитеся и бодрствуйте» (1 Пет. 5:8). Но чтоб кто не подумал, что это обязательно только для одних Апостолов, или только для Христиан совершенных, подобно им, – Господь присовокупил: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:37). По какому же это праву все наставления о внимании, трезвении и бодрствовании духовном – преимущественный предмет писаний аскетических и статей, вам пересланных, будем мы почитать относящимися только к монахам, а не к мiрянам! По сему судите и о прочем. Так, когда говорится, что узкия врата и тесный путь ведут в живот (Мф. 7:13), то дается знать, что они узки и тесны не для одних монахов, а для всех вообще, заботящихся о том, чтоб внити в живот, и что след. широко живущим не будет там места, монахи ли они или мiряне. Пишется также, что подвизающийся от всех воздержится (1 Кор. 9:25), что надо умертвить уды, сущие на земли (Кол. 3:5), надо вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная (Кол. 3:1–2), непрестанно молиться (1 Сол. 5:17) и сделать, чтоб живот наш сокровен был со Христом в Боге (Кол. 3:3), – и тем вменяются в обязанность всем без изъятия подвижничество, умерщвление плоти, отрешение от всего земнаго, непрестанная молитва, исчезновение в Боге. Но об этом только и говорится в монашеских статьях!
Вот сейчас и слышится: к сим кто доволен? Кто про то не знает и кто того не говорит? Но не о том у нас речь. Ведь не закон Божий надо подклонять под наши склонности, именуемыя обычно немощами, а нашу выю под иго святаго и неизменнаго закона Божия! Не ведомо разве, что Господь щедрый и милостивый, как ига не налагает выше сил, так и поблажки никакой не допускает? Так что́ об этом и говорить! Разве не принадлежат ли ваши возражатели к числу тех, кои обычно говорят: «разве я духовный, разве я монах?» или: «ведь я мiрянин», отговариваясь тем от строгаго исполнения Евангельских заповедей? Но понимают ли они, как следует, что говорят? Отговариваясь не только исполнять некоторыя правила, но и слушать об них, по своему качеству мiрян, не причисляют ли они себя к области мiра, противоположнаго Евангелию? А это страшно. Мiр есть область пагубы. О христианах говорит Господь в лице Апостолов: Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы; но яко же от мiра несте, но аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр (Ин. 15:19). Так, истинные христиане, хотя и мiряне, не принадлежат к этой страшной области Христо-ненавистнаго и Богом отверженнаго мiра и не считают для себя чуждым ни единаго слова, исшедшаго из уст Господа Иисуса Христа и святых Его Апостолов, не чуждаются никакого учения, содержимаго Св. Православною Церковию, не брезгуют им и не уклоняются от него.
Но довольно о сем. Горько, что подобный образ мыслей все более и более распространяется. Истине Божией от этого, конечно, беды никакой нет. Она останется во век неизменною; но то горько, что удаляющие себя от нея погибнут. Они походят на тех, кои ударом кулака хотят притупить лезвие остраго меча. Будет ли успех? Нет. Меч слова Божия несокрушим. И трудно нам противу рожна прати.
Из писем святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»
16 мая 2020