col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Скончался протоиерей Димитрий Смирнов

Ещё од­на ут­ра­та: в воз­рас­те 69 лет скон­чал­ся про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Смир­нов. Об этом со­об­щил пресс-сек­ре­тарь Си­но­даль­но­го от­де­ла по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­нос­ти и со­ци­аль­но­му слу­же­нию Ва­си­лий Ру­линс­кий в сво­ем Te­le­gram-ка­на­ле.

«Сей­час ста­ло из­вест­но о смер­ти от­ца Ди­мит­рия Смир­но­ва. Царст­вие Не­бес­ное до­ро­го­му ба­тюш­ке»,— на­пи­сал он.

По словам пресс-секретаря, владыка Пантелеимон в Южно-Сахалинске совершил панихиду по новопреставленному отцу Димитрию.

В мае протоиерея госпитализировали с коронавирусом. После болезни он проходил длительную реабилитацию. В сентябре его снова положили в больницу в связи с обострением хронического заболевания.

Димитрий Смирнов с октября 2013 года возглавлял Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. В августе Священный синод РПЦ по его прошению освободил его от этой должности, оставив его почетным председателем.

Протоиерей Димитрий Смирнов — правнук священномученика Василия Смирнова. Родился 7 марта 1951 года в Москве. Окончил Московскую духовную академию, был рукоположен в сан иерея в 1979 году. 1 января 1991 года был назначен настоятелем храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской, где и служил всю жизнь.

Помолимся о новопреставленном протоиерее Димитрии!

По материалам «Правмира»
21 октября 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Царство небесное о. Димитрию. До слез жаль, уходят такие нужные нам еще здесь.

  • Тверь

    Упокой , Господи , во Царствии Твоем новопреставленного протоиерея Димитрия и сотвори ему Вечную память .
    Вечная память
    Вечная память
    Вечная память.

  • Саров

    Отец Димитрий верно служил Богу и православному народу.
    Царствие ему небесное, вечная память и вечный покой.

  • Коломна

    Упокой, Господи, новопреставленного протоиерея Димитрия Во Царствии Твоем.
    Вечная память!..

  • Рыбинск

    Упокой, Господи, душу новопреставленного протоиерея Димитрия!
    Слушатели его проповедей долго будут с благодарностью вспоминать отца Димитрия.

  • Ереван

    Царствия Небесного и вечная память отцу Димитрию! ☦

  • посёлок Красивое

    Со святыми упокой Господи душу новопреставленного протоиерея Димитрия и прости ему все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное. Отец Димитрий будет всегда жить в нашей памяти и наших сердцах своими замечательными проповедями. Вечная память!

  • Тюмень

    Вечная память о.Димитрию! Его проповеди навсегда останутся в сердце! Многому научил, на многое открыл глаза, многое объяснил. Его юмор и прямолинейность были близки и понятны. Хотя видела его только по телевизору и интернету, смерть его ощущаю как потерю родного человека. Очень будет не хватать о.Димитрия. Со Святыми упокой, Господи, душу новопреставленного протоиерея Димитрия!

  • МО

    Отпели отца Димитрия. Рунет наполнен сюжетами о нём. Все делятся воспоминаниями, и мне захотелось сделать то же. Мне довелось служить с отцом Димитрием за Божественной литургией 5-7 раз и после службы общаться с ним за тем, что называется в церковных кругах «продолжением Богослужения», т.е. за трапезой.

    «Говори о мертвых хорошо, или не говори ничего, – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого впрочем и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко-религиозный народ древние Египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те, по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем перед трибуналом судей загробных, и только после такого суда, согласно приговору судей жрецов, удостоивали умершего или же не удостоивали погребальных почестей. ОБЫЧАЙ УЖЕ ВЕСЬМА БЛИЗКИЙ, ПО СВОЕМУ ДУХУ, К ДУХУ ХРИСТИАНСКОМУ. (Выделено мной. — Г.С.) Христианство же о всяком умершем молит Бога, чтобы благий человеколюбец Бог простил почившему всякое согрешение содеянное словом или делом или помышлением: яко несть человек, иже поживет и не согрешит».
    https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/beseda-v-nedelyu-bludnogo-syna-pri-pominovenii-raba-bozhija-aleksandra-poeta-pushkina-po-istechenii-pjatidesjatiletija-po-smerti-ego/

    Я привёл эту цитату из речи архиепископа Никанора (Бровковича) на панихиде в 50-ю годовщину смерти Пушкина не для того, чтобы подготовить читателей к нехорошим словам. Напротив, я хотел бы вспомнить хорошее, но это хорошее будет хуже плохого. Короче, я хочу сказать об откровенности отца Димитрия и показать один из его роликов, которыми сейчас наполнен интернет, где эта самая откровенность зашкаливает.
    https://www.youtube.com/watch?v=-wkAATMZv_8&feature=emb_logo

  • МО

    Отец Димитрий (с 00:50): Все 30-ть лет, недобровольно. Приходится себя заставлять. Так не охота крестить, просто ужас…
    Отец Александр Березовский: В чём причина, батюшка?
    Отец Димитрий: Понимаешь, ты в положении человека, который строит дом, который при тебе сожгут.
    Г.С.: Очевидно, о. Димитрий называет домом человеческую душу. Ведь не дом строится в крещении, но душа рождается для вечности. Выходит, что священник готовит душу к сожжению?!
    Отец Димитрий: Бессмысленно. /…/ Большинство вообще непонятно, чего они пришли креститься, хоть деньги дадут.
    Г.С.: За приготовление души к сожжению брать деньги!?

  • Душа рождается для вечности.. но сам человек не пользуется этим, не спасает душу. И я поняла , что у о. Димитрия душа болела, что люди в Храм не ходят. Что они крестоносцы, а не прихожане.

  • Нижний Новгород

    Отец Дмитрий, наверное, имел ввиду, что многие идут креститься не по вере, а по суеверию, думая, что вот они покрестятся и будет им счастье. То есть напрасны труды священника, крещаемый не понимает, какое Таинство над ним свершилось и своей последующей жизнью уничтожает плоды его в своей душе, изгоняет из нее благодать, не давая ей там поселиться.

  • Донецк, Донбасс

    Согласна с Людмилой Николаевной. Царствие Небесное отцу Димитрию. Благодарна ему за его проповеди, беседы. Такой настоящий батюшка. Вечная память. Скорблю.

  • МО

    «Отец Дмитрий, наверное, имел ввиду, что многие идут креститься не по вере, а по суеверию, думая, что вот они покрестятся и будет им счастье», — пишет Людмила Николаевна.

    Иными словами, люди ошиблись дверью, не туда пришли, а священник вместо того, чтобы объяснить им ошибку, вводит их, куда они не хотели, да ещё и деньги берёт за это. Так?

  • МО

    Одному Богу известно, когда прорастёт семя дарованное Крещением. Ведь «соль земли» — это малое стадо. Не так уж и много детей священников в этом стаде.

  • Нижний Новгород

    «Иными словами, люди ошиблись дверью, не туда пришли, а священник вместо того, чтобы объяснить им ошибку, вводит их, куда они не хотели, да ещё и деньги берёт за это. Так?»

    Не совсем так, отец Георгий. Если человек открывает эту дверь, значит он хочет туда войти. Другое дело, что он плохо представляет, что за этой дверью находится. Он знает, что нужно в неё войти, чтобы что-то получить, но не готов что-то отдать взамен. Он слышал, что некрещеные люди после смерти попадают в ад, да и в этом мире как-то спокойнее жить крещеным. Крещение воспринимается, как некий оберег от несчастий. То есть креститься (или крестить детей) идут по принципу: «раз так заведено, значит, что-то всё-таки, наверное, в этом есть». Дальше интерес многих людей, увы, не простирается.
    А вправе ли священник отказать в Крещении, если сказано, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5)? Получается, что отказываясь крестить, священник закрывает человеку путь в Царствие Божие. На дальнейший выбор окрещенного он уже никак не может повлиять, но указывать человеку, пришедшему креститься, на дверь тоже, наверное, неправильно.

  • Нижний Новгород

    Вопрос взимания платы за Таинства меня тоже смущает, но в нынешней ситуации, иначе, видимо, нельзя.

  • МО

    Людмила Николаевна: Не совсем так, отец Георгий. Если человек открывает эту дверь, значит он хочет туда войти.
    Г.С.: Не понятно, как согласовать эти Ваши слова с предыдущими Вашими словами? Вы сказали, что «многие идут креститься не по вере, а по суеверию, думая, что вот они покрестятся и будет им счастье». Если идут креститься не по вере во Христа, а по суеверию, значит, не Христа хотят открыть. Как же Вы говорите, что они хотят войти в ту дверь, о которой Христос сказал: Аз есмь дверь…?

    Л.Н.: Не совсем так, отец Георгий. Если человек открывает эту дверь, значит он хочет туда войти. Другое дело, что он плохо представляет, что за этой дверью находится.
    Г.С.: Значит, человек хочет не туда, куда он открывает дверь. Ему нужна другая дверь, за которой он получит то, чего он хочет. Он ошибся. Разве нет?

    Л.Н.: А вправе ли священник отказать в Крещении, если сказано, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5)? Получается, что отказываясь крестить, священник закрывает человеку путь в Царствие Божие.
    Г.С.: А вот тут не совсем так и даже совсем не так. КТО БУДЕТ ВЕРОВАТЬ И КРЕСТИТЬСЯ, СПАСЕН БУДЕТ; А КТО НЕ БУДЕТ ВЕРОВАТЬ, ОСУЖДЕН БУДЕТ (Мк. 16:16). Иными словами, спасён будет только верующий крещёный, а не просто крещённый, потому что, кто не будет веровать, тот хоть бы и крестился, осужден будет. Получается, что крестя неверующего или, как Вы говорите, суеверующего, или хотящего покреститься не по вере во Христа, а по исторической христианской инерции, священник открывает ему путь не в Царство Небесное, а в иное место.

    Л.Н.: Вопрос взимания платы за Таинства меня тоже смущает, но в нынешней ситуации, иначе, видимо, нельзя.
    Г.С.: Взимание платы это, по словам отца Димитрия, единственный толк в Таинстве крещения. То есть никакого другого смысла кроме взымания платы отец Димитрий в крещении большинства приходящих в храм не видит.
    Отец Димитрий (с 01:37): Ну какой с них со всех толк? Так хоть денег дадут.

  • Меня не смущает взимание платы за Таинство. Десятину мы не платим. А так, хотя-нехотя, с себя немножко «жирок снять» и опять-таки ближнему можно послужить.
    https://www2.pravoslavie.ru/70531.html

  • МО

    В большинстве случаев священник крестит младенцев, которые ещё не осознают, та «дверь» или не та, и что за ней. Здесь спрос с родителей и восприемников. «Плод доброго воспитания есть сохранение благодати святого крещения. Кто меньше встретит соблазнов, тот и дольше будет продолжать зреть в простоте сердца. Сложнее тому, кто не познал доброй жизни с детства, мало и спасающихся из неисправно прошедшей юности» свт.Феофан Затворник.

  • Нижний Новгород

    Получается, что крестя неверующего, (…) священник открывает ему путь не в Царство Небесное, а в иное место.» (отец Георгий)

    Ему же в это место путь уже открыт его безверием. Крещение к этому ничего не добавит, просто окажется бесполезным.

  • Нижний Новгород

    «Значит, человек хочет не туда, куда он открывает дверь. Ему нужна другая дверь, за которой он получит то, чего он хочет. Он ошибся. Разве нет?» (отец Георгий)

    Возможно, с идеальных позиций сначала должна быть вера (причем — вера правильная), а потом — Крещение. Но как же князь Владимир Русь крестил? Веру, как перчатки, в один момент не поменяешь и не обретешь, если нет её. И с крещением младенцев тогда непонятно: крестить их или нет, если родители неверующие. Дети то в неверии родителей не виноваты.

  • Нижний Новгород

    А родители детей виноваты в собственном неверии?

  • Нижний Новгород

    Возможно, они виноваты в том, что не стремятся к вере. Их устраивает собственное безверие.

  • МО

    Людмила Николаевна: Ему же [неверующему] в это место путь уже открыт его безверием. Крещение к этому ничего не добавит, просто окажется бесполезным.

    Здесь Вы, конечно, не правы. ЕСЛИ БЫ Я НЕ ПРИШЕЛ И НЕ ГОВОРИЛ ИМ, ТО НЕ ИМЕЛИ БЫ ГРЕХА; А ТЕПЕРЬ НЕ ИМЕЮТ ИЗВИНЕНИЯ ВО ГРЕХЕ СВОЕМ (Ин. 15:22). Иными словами, с крещённого спрос гораздо больше и строже, чем с некрещённого.

  • МО

    Людмила Николаевна: Но как же князь Владимир Русь крестил? Веру, как перчатки, в один момент не поменяешь…

    Это верно. Русь крестилась не за один день, но 5-6 веков, а лучше сказать, до сих пор крестится, вернее: уже раскрещивается… «Новгородцы начинают называть себя русскими не раньше XIV века».
    http://vetrovo.ru/triedinaya-rus/o-georgij-selin-ot-varyag-bo-rusiyu-prozvahomsya/

  • Нижний Новгород

    «Иными словами, с крещённого спрос гораздо больше и строже, чем с некрещённого.» (отец Георгий).

    Тогда возникает логичный вопрос: почему это делают? То есть почему крестят неверующих? Не знают, что усугубляют и без того незавидную их участь? Ведь эта практика повсеместная, но если ее прекратить, то крещаемых останутся единицы.

  • МО

    Очень логичный вопрос. Каков ответ отца Димитрия на него?
    Отец Димитрий (с 01:37): Ну какой с них со всех толк? Так хоть деньги дадут.

  • Если бы они считали себя неверующими, они бы не несли детей крестить. И если бы священники таким верующим отказывали, то говорили бы, что священники не пускают людей к Богу.

  • Нижний Новгород

    А если человек считает, что верит во Христа, но одновременно верит в ретрогипноз, экстрасенсов, и ему близка идея реинкарнации, можно ли его считать верующим, Светлана? Конечно, можно, но причем здесь Православие?

  • Нижний Новгород

    «Если бы они считали себя неверующими, они бы не несли детей крестить.»
    Многие несут потому, что «так принято у нас, у русских.» Обычай такой: все крестят, потому что «не нами это заведено».

  • Я писала только о тех, кто считает себя православным верующим, их тоже когда-то крестили и они в Храм на службы не ходят. И они живут и по мирским меркам, наверное, хорошо живут…. ну, а если те (это мы с вами) так нагрешили, то пусть бегают и отмаливают свои грехи… а верующие так не грешат и в монастырь они не собираются и чадо свое туда не собираются отправлять….если бы еще и Таинства были бесплатными, ну ничего, один раз заплатим, осчастливим священника. Они отблагодарят, а священник за них помолится. Плюс, перед крещением и после Батюшка с ними побеседуют. Может и коснется души.

  • МО

    «Если бы они считали себя неверующими, они бы не несли детей крестить. И если бы священники таким верующим отказывали, то говорили бы, что священники не пускают людей к Богу», — пишет Светлана.

    Ещё раз послушайте отца Димитрия. Записываю его слова для наглядности. Перечитайте их и подумайте, о чём говорит священник с 30-летним опытом, а не о том, что думается Вам.

    О. Димитрий (с 01:37): Ну а БОЛЬШИНСТВО-ТО вообще не понятно, чего они пришли креститься. Хоть денег дадут. Так какой толк-то? Ну какой с них СО ВСЕХ толк? И относятся они к этому как к платной услуге. И ничего не понимают, и понять не хотят, и… даже … и вообще так сказать, вообще ни с места. Чего пришли, не понятно. Тяга души есть. Это я фиксирую. Но абсолютно неосмысленно. И осмыслить не хотят. И на это время потратить не хотят. А я должен крестить. А я не хочу. Во мне всё сопротивляется.
    Протоиерей Александр: И что в такой ситуации делать?
    О. Димитрий: Ну как что? Я вот вас заставляю младших священников. Я теперь себя полностью от этого освободил.

  • Я слышу боль из-за того, что «Но абсолютно неосмысленно. И осмыслить не хотят. И на это время потратить не хотят»

    Может быть деньги некоторых таких и останавливают, а так бы крестили детей и те у которых и тяги души нет.
    И ещё, может О. Димитрий, «кричал», пытался обратить внимание на проблему, чтобы «зацепить» тех, кому надо осмыслить.

  • Нижний Новгород

    А могут ли в храмах отказывать БОЛЬШИНСТВУ приходящих креститься (крестить детей) по причине отсутствия в них веры? Теоретически — могут и должны, а практически? Я услышала в словах отца Дмитрия: раз приходится делать заведомо бесполезное дело и отказаться нельзя (можно только препоручить его младшим священникам), так хоть какую-то компенсацию получить за это, хоть деньгами пусть помогут храму. В самом деле тогда получается, что это не Таинство, а платная услуга.

  • Слова отца Димитрия не нужно воспринимать буквально. Это горькая ирония, даже сарказм по поводу состояния людей, приступающих (приносящих своих детей) ко Крещению. По-видимому, такое положение дел казалось ему безнадёжным. Возможно, выражая свою мысль, он перегнул палку, но, тем не менее, она совершенно ясна.

  • Нижний Новгород

    Что это горькая ирония по поводу состояния людей, конечно, ясно. Неясно другое: если крестить нельзя или не имеет смысла, то зачем это делать? Ведь в сознании людей Таинство этим обесценивается, превращаясь в платную услугу: заплатил деньги — получил желаемое.

  • МО

    Ольга Сергеевна: Слова отца Димитрия не нужно воспринимать буквально. Это горькая ирония, даже сарказм по поводу состояния людей, приступающих (приносящих своих детей) ко Крещению. По-видимому, такое положение дел казалось ему безнадёжным. Возможно, выражая свою мысль, он перегнул палку, но, тем не менее, она совершенно ясна.

    Ирония? Но вопрос-то далеко не ироничный. Задавший его привёл пример из Писания: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: СЕРЕБРО ТВОЕ ДА БУДЕТ В ПОГИБЕЛЬ С ТОБОЮ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ПОМЫСЛИЛ ДАР БОЖИЙ ПОЛУЧИТЬ ЗА ДЕНЬГИ. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами (Деян. 8: 18-24).

    Мысль отца Димитрия ясна? В каком смысле ясна? Необходимо давать и брать деньги за крещение? Ну так сказал бы об этом прямо. Дескать, написанное в книге Деяний было давно, а теперь другая жизнь. Если с пришедших за Божиим даром, подаваемом в крещении, не брать деньги, то с них вообще ничего не возьмешь.

  • Отец Георгий, думаю, деньги тут вообще ни при чём. Слова отца Димитрия о деньгах — словесная пощёчина тем, кто относится к Крещению как к «религиозной услуге». Он надеялся, что она хоть кого-то выведет из спячки.

  • МО

    Иными словами, пришедшие в Церковь для крещения видят прейскурант, и потому виноваты в том, что относятся к Крещению как к «религиозной услуге»? А отец Димитрий их за это по щекам, по щекам, чтобы они вышли из спячки?

  • Дело не в том прейскуранте, который они видят в Церкви, а в том, который находится у них в голове: заплатил — получил, свечку поставил — Богу угодил, ребёнка крестил — от бед защитил, заказал отпевание — отправил усопшего на Небеса. Конечно, можно и встряхнуть такого человека, чтобы прейскурант покачнулся.

  • А он по деньгам, возможно только этот нерв и остался у людей, которые приносят крестить своих детей, а в Церковь не ходят. И только через то, что главным является в сердце у людей, можно сказать о ценности Таинства. Как правило, что бесплатно(легко) достается люди не очень ценят….

  • МО

    «Дело не в том прейскуранте, который они видят в Церкви, а в том, который находится у них в голове: заплатил — получил, свечку поставил — Богу угодил, ребёнка крестил — от бед защитил, заказал отпевание — отправил усопшего на Небеса. Конечно, можно и встряхнуть такого человека, чтобы прейскурант покачнулся».

    У Симона тоже в голове был прейскурант. И апостол Петр встряхнул его словами: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги», и прейскурант в голове волхва покачнулся. А отец Димитрий, выходит, встряхивает словами: ну давай деньги, больше с тебя взять нечего.

  • Очень смешно, отец Георгий (про Симона волхва), простите, если мои слова о покачнувшемся прейскуранте были неудачны. Но Вы же не думаете, что отец Димитрий хотел выжимать из людей деньги? Я не думаю. Мне кажется, он просто вовремя не остановился и высказывание получилось слишком жёстким. Считаю, что это простительно, но понимаю, что противники Церкви могут этим воспользоваться и трактовать его слова в буквальном смысле.

  • МО

    О.С.: «Слова отца Димитрия о деньгах — словесная пощёчина тем, кто относится к Крещению как к «религиозной услуге». Он надеялся, что она хоть кого-то выведет из спячки».

    Касательно пощечин общественному вкусу, то недавно мне предложили посмотреть фильм знаменитого Кустурицы «Андеграунд». Я его никоим образом не рекомендую, и сам посмотрел только затем, чтобы быть «в курсах», что народ смотрит. Там с 1 час 05 минут есть кадры, где инвалидная коляска с двумя горящими людьми кружится вокруг каменного распятия Христова. По-моему, хлеще про современное христианство не скажешь.

  • харьков

    упокой,Господи, новопреставленного Прот. Димитрия. Сколько не поддельной печали, сколько переживания в его словах, в его лице. Батюшка, как никто другой, понимает чего лишаются эти люди по своему легкомыслию. Ведь речь идёт о вечности. О. Димитрий видит свою беспомощность им помочь, т.к. ,,без тебя тебя не Спасу,,…/слова Спасителя/. Кто из нас может так страдать за ближнего? Имеем ли мы моральное право оценивать слова священника, тем более только что почившего?

  • харьков

    Хочется добавить по поводу оплаты. Можно рассматривать это как милостыню на нужды храма.

  • МО

    Лариса: «Сколько не поддельной печали, сколько переживания в его [о. Димитрия] словах, в его лице».
    Редактор: «Слова отца Димитрия о деньгах — словесная пощёчина тем, кто относится к Крещению как к «религиозной услуге». Он надеялся, что она хоть кого-то выведет из спячки».
    Г.С.: «Л. говорит, что о. Димитрий печалится и переживает, а Р. говорит, что он отвешивает словесную пощёчину спящим, чтобы разбудить их. И это об одних и тех же словах о. Димитрия. Что же выходит? Или о. Димитрий не хлещет, или его словесная пощёчина воспринимается как забота и печаль».

    Лариса: «Кто из нас может так страдать за ближнего?»
    Г.С.: «Вот именно. Кто может с такой печалью за ближнего отвешивать ему словесные оплеухи?»

    Лариса: «Имеем ли мы моральное право оценивать слова священника, тем более только что почившего?»
    Архиепископ Никанор: «ГОВОРИ О МЕРТВЫХ ХОРОШО, ИЛИ НЕ ГОВОРИ НИЧЕГО, — ЭТО ЯЗЫЧЕСКОЕ, НЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПРАВИЛО (выделено мной. – Г.С.). Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого впрочем и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко-религиозный народ древние Египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те, по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем перед трибуналом судей загробных, и только после такого суда, согласно приговору судей жрецов, удостоивали умершего или же не удостоивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий, по своему духу, к духу христианскому».

  • Нижний Новгород

    Пожертвование (оно же — милостыня) может быть только ДОБРОВОЛЬНЫМ и только БЕЗВОЗМЕЗДНЫМ, то есть не предполагающим каких-либо ответных действий со стороны получателя. Если же совершение Таинства ставится в зависимость от милостыни и устанавливается её размер, то это оплата, как её ни рассматривай.

  • МО

    Лариса: «Имеем ли мы моральное право оценивать слова священника, тем более только что почившего?»

    Значит, оценивать слова папы Римского, наместника Христа на земле, как он себя называет, мы имеем право, а оценивать слова священника не имеем? Не лицемерие ли это? А то, что священник только что почил, так это не только не лишает нас права, но, напротив, обязывает дать оценку словам и поступкам усопшего. Почему? Потому что, ещё раз повторю слова архиепископа Никанора, «говори о мертвых хорошо, или не говори ничего, – это языческое, не христианское правило». Но Вас, Лариса, никто не обязывает давать каких-либо оценок, и если Вы не чувствуете за собой морального право оценивать слова священника, то зачем вступаете в этот разговор?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок