1. Политики поклоняются другим господам, не Христу?
Каждый год в период между Рождеством Христовым и Пасхой, а особенно — в течение Святой и Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы с новой силой вспыхивает жестокая и непримиримая война, которую ведут на многих фронтах антихристовы и антицерковные силы против Церкви Христовой. Они никак не могут смириться со своим поражением в борьбе против Богочеловека Христа, и одно только упоминание о Распятии и Воскресении Христовом причиняет им невыносимые муки.
Торжественный Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» отгоняет и рассеивает страх смерти — сильнейшее оружие диавола, при помощи которого он держит людей в своей власти, привязывая их к временной жизни и пленяя мирскими удовольствиями, чтобы они были неспособны обратить свой взор к вечности. Вот почему антихристовы слуги совместно направляют все свои силы, чтобы оклеветать и унизить личность и деяния Христа, делая это многими и различными способами: например, пишут жизнеописания, не соответствующие истинным историческим событиям, и снимают кощунственные кинематографические фильмы. Первостепенная цель всех этих «произведений искусства» — представить Христа как обычного человека, со страстями и слабостями. Главное их устремление состоит в том, чтобы сокрыть и оклеветать великую истину Воскресения. А ведь весть о восстании Христа из мертвых — это самое утешительное и радостное послание, которое когда-либо слышало человечество; самое сильное побуждение к христианской вере и жизни.
Но поскольку им до сих пор так и не удалось осуществить свой преступный замысел, и каждый год множество христиан празднуют Святую Пасху, радостно восклицая «Христос Воскресе!» и произнося в ответ «Воистину Воскресе!», в этом году многолукавый диавол нашел другой способ, чтобы избавить себя от вечного посрамления и позора. Используя в своих коварных целях инфекцию, ныне известную всем под названием «коронавирус» и ставшую причиной смерти множества людей (так же, как и многие другие инфекции в настоящем и прошлом), он с помощью своих приспешников начал повсюду сеять панику и страх. Стала распространяться информация, будто христиане могут заразиться даже внутри храмов, когда во время Таинства Причащения вкушают Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Именно поэтому в течение Страстной седмицы и на Великий праздник Пасхи им повелели остаться дома и избегать посещения храмов. Впервые в истории Греции и греческого народа правительственными решениями запрещены богослужебные собрания в храмах. При этом нам якобы идут на уступки и разрешат проводить службы во время Страстной седмицы и на Пасху, но «при закрытых дверях». Это означает, что храмы должны оставаться закрытыми, и богослужения будут проходить при участии только лишь одного священнослужителя, одного певчего (псаломщика) и пономаря. Вся полнота церковная, множество верующих, которые вместе со священнослужителями образуют Тело Христово — Церковь, в эти святые дни останутся без Причастия и без Литургии, и не смогут отпраздновать триумф Воскресения Христова, победу над злом и над смертью, по той причине, что это «мешает» диаволу…
Выражаем сожаление по поводу подобного решения наших политических мужей, которые, так же, как и мы, крещены в Православной Церкви. По идее, они не должны были допустить даже мысли о том, чтобы закрыть храмы и церкви, запретить богослужения и лишить верующих — в том числе, и самих себя — Таинства Причащения. Только враги Христа и Его Церкви, антихристы и церквеборцы, могли принять такие меры. Судя по всему, у них есть и другие руководители, они работают на других хозяев… В то время как наш Господь требует поклонения только истинному Богу, говоря: Никто не может служить двум господам[1] (т. е. невозможно служить одновременно Христу и диаволу), они предпочли мироправителя века сего, и поэтому благодать принятого ими христианского Крещения стала бездейственной. И теперь эти помраченные и безблагодатные люди и сами движутся во тьму, и ведут за собой христиан путями погибели.
2. Решение, подобное первоапрельской шутке. Невероятное и беспрецедентное в истории Церкви.
Принято полагать, что имеющие высокое положение в Церкви, т. е. епископы, призваны быть примером и образцом жизни во Христе, и что верующие должны оказывать им послушание, как тем, кто видимым образом представляет собой присутствие Христа в Церкви. Но какими словами мы можем их охарактеризовать после последнего решения «Священного» Синода, которое было принято 1 апреля текущего года? Такое решение можно воспринимать только в качестве первоапрельской шутки. Невозможно найти ни такое существительное, ни такое прилагательное, которые могли бы описать его должным образом: неописуемое, невероятное, антиевангельское, анти-святоотеческое, антиканоническое, противоречащее всем принципам и ценностям, и поэтому анархическое, братоненавистническое, бесчеловечное, человеконенавистническое, богоненавистническое и демоническое; стыд и позор, падение, извращение, искажение, уклонение от веры — подойдут и любые другие эпитеты такого рода. Разве можно сказать, что решение Священного Синода о закрытии храмов принято согласно заповедям Божиим и служит спасению человека? Все обстоит с точностью до наоборот: это решение нарушает важнейшие заповеди, наносит ущерб и вред верующим, а, следовательно, является порочным и нечестивым. Итак, к какому решению пришли архиереи на этом новом «соборище беззаконных»? Они решили в этом году (и кто знает, на сколько лет вперед?) скрыть Воскресение Христово, чтобы на Пасху никто не возглашал на улицах праздничное «Христос Воскресе!»; чтобы мы не встречали Христа с вайями и ветвями в руках в день Входа Господня в Иерусалим; чтобы мы не разделили Его скорбь в день Святых и спасительных Страстей нашего Господа, когда Он претерпел распятие на Кресте; чтобы мы не осуждали жестокосердных и неблагодарных иудеев и Иуду-предателя, а вместе с ними — и других нечестивцев и предателей, живших во все времена.
Нынешняя ситуация имеет и другое измерение. Согласно экуменической концепции псевдо-объединения и псевдо-примирения, следует избегать эпитетов, которые оскорбляют другие религии и конфессии, поскольку ни одна религия и ни одна конфессия не выражают истину в полном объеме; все они содержат «отдельные части истины». Соответственно, все отклонения от истины следует называть не заблуждениями или ересями, а просто «законным многообразием в вере». Службы Страстной седмицы и Пасхи имеют яркую анти-иудейскую направленность, богослужебные тексты наполнены тягчайшими обвинениями против иудеев. На протяжении вот уже многих лет экуменисты занимаются «очищением» текстов богослужений от эпитетов и определений, «порочащих» другие религии; в связи с этим даже были созданы специальные богослужебные комиссии. Так, например, из похвал, читаемых на утрени Страстной Пятницы, издательство «Апостолики диакония» изъяло тропари анти-иудейской направленности. Может быть, таким же образом произойдет и «чистка» церковных праздников? Может быть, нам оставят только религиозно нейтральные праздники, не связанные с исповеданием Православной веры, в рамках экуменического богослужебного круга? Сначала туда включат праздники, чтимые всеми христианскими конфессиями, затем — праздники, общие для всех религий, и, наконец, будут почитать ВАВ — «Великого Архитектора Вселенной» масонов? Возможно, все происходящее является предупреждением, с определенной долей запугивания, всем нам, многочисленным православным верующим, а также тем немногим, кто пытается противостоять беззаконию — чтобы мы не пытались оказывать сопротивление, поскольку они могут совсем отменить и Страстную седмицу, и Пасху? А для того, чтобы стало возможным происходящее ныне, они прежде всего разложили церковное руководство изнутри, за исключением нескольких немногочисленных епископов, которые, к сожалению, далеко отстоят от святых исповедников и святых мучеников нашей Церкви.
Таким образом, при полном послушании порабощенным и несвободным в своих решениях политикам, наши архиереи приняли решение, что, «всегда имея качестве основного критерия заботу о здоровье общества», они выражают согласие и с пониманием относятся к закрытию храмов, поскольку «в нынешних условиях непослушание не может быть оправдано даже во имя христианской веры». Также они заявили, что «в течение Страстной седмицы и в день Воскресения Христова всех нас, членов Церкви, попросят пережить неведомые доселе, беспрецедентные ситуации, когда нам придется воздержаться от священных богослужений, Божественной Литургии, а также от Таинства Причастия». И — вы только послушайте! — они неверно истолковывают и искажают слова св. Иоанна Златоуста, чтобы у читающих сложилось впечатление, будто он согласен с их нечестивыми решениями. Они пишут: «Молимся… чтобы мы удостоились отпраздновать Светлое Воскресение Христово, отслужив праздничное Пасхальное богослужение во время отдания великого праздника Пасхи, а именно в ночь со вторника 26 мая на среду 27 мая». Нас призывают довериться оценке и решениям Священного Синода, проявив «доверие принципу соборности». При этом «не разрешается совершенно никому, будь то архиерей, иерей, диакон, монах или иной служитель Церкви, делать публично какие-либо заявления или публикации в СМИ или в интернете. Всем необходимо успокоиться, упражняться в молчании и усилить молитвы». Такое абсолютное безмолвие, могильная тишина — «не разрешается совершенно никому» — такой категоричный запрет на свободу слова не осмеливались выражать открыто даже при фашистском режиме или при диктатуре (несмотря на то, что это подразумевалось). «Единственным уполномоченным лицом», которое ведает истину и которому разрешено давать ответы по церковным вопросам, является митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос). Его непререкаемый авторитет, навязываемый верующим, чем-то напоминает «непогрешимость» Папы…
3. Отойди от Меня, сатана! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое[2]
Вступая в период Святой и Великой Страстной седмицы и приближаясь к светлейшему празднику Воскресения Христова, который есть «праздников праздник и торжество из торжеств», мы научаемся от Самого Господа, как следует правильно относиться к вопросам жизни и смерти, имеющим непреходящее значение. Мы должны следовать за Господом и в этом тоже, потому что одна из главных целей взятого Им на Себя дела спасения — показать нам, как жил Он Сам, чтобы и мы тоже жили таким же образом; стать для нас примером, чтобы и мы следовали по Его пути: Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его[3]. Несмотря на то, что святые Апостолы провели рядом с Ним более трех лет и имели возможность насладиться Его учением и увидеть Его деяния своими глазами, когда приблизилось время Крестных страданий, их поведение показало, что они в то время еще не освободились от мирских критериев и рассуждали по человеческим меркам. Точно так же, к сожалению, проявили себя и наши епископы, которые приняли очень страшное, ужасающее решение о закрытии храмов в течение Страстной седмицы и на праздник Святой Пасхи, из-за чего миряне будут лишены Причащения Тела и Крови Христовой, Таинства Божественной Евхаристии.
Когда Господь наш Иисус Христос шел навстречу Кресту и Своим Страданиям, Он не был в преклонном возрасте и не относился к группе людей, наиболее уязвимых к болезням в силу возрастных особенностей; у Него не было никаких хронических заболеваний. Он не был заражен «вирусом греха», который поражает всех без разбора, и от которого нас избавляет только смерть; только Он один был безгрешным. Он не подвергался опасности совершить множество грехов, как случается с теми, кто одарен долголетием: Кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли: изочтени же месяцы его от тебе, на время положил еси, и не преступит[4] Ему было тридцать три года, Он был полон здоровья и сил и мог бы прожить еще долгие годы. Тем не менее, Он принял решение пойти в Иерусалим, где Он подвергался опасности не просто заболеть и лишиться здоровья, но лишиться и самой Своей жизни. Его ожидал смертоносный вирус зависти и ненависти первосвященников, книжников и фарисеев, вирус, который и в наши дни поразил сердца всех христоборцев и церквеборцев, по всему миру. И чтобы подготовить Своих учеников к грядущим событиям, Христос предсказал им, что идет навстречу смерти: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть[5].
Если рассуждать по мирским критериям, то была вполне оправданной реакция исполненного горячности, искреннего Петра, одного из первоверховных апостолов, который отвел Божественного учителя в сторону и начал с Ним спорить, и уговаривать Его пожалеть Свою жизнь — как он сам думал, по любви: И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!. Эти слова сегодня прозвучали бы так: «Жизнь — это наивысшее благо, а Ты хочешь расстаться с нею? Разве можно поступать таким образом?». Ответ Христа отражает любые аргументы тех, кто любит вести праздные разговоры о любви, так называемых «агапологов», живших во все эпохи, которые не способны правильно расставлять приоритеты и ценности. Кроме того, этот эпизод из Евангелия показывает нам, что диавол искушает своими советами даже избранных, таких как св. апостол Петр. Накануне Христос похвалил его за правильное исповедание веры и назвал его «блаженным», говоря, что Сам Бог открыл ему истину. Но теперь Христос отвечает: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое[6].
Мы не станем сейчас повторять все то, что сказал Господь после этого случая о неизмеримой ценности души, ради которой стоит лишиться и самой своей жизни. А также о том, что христианская жизнь и следование за Христом означают крестный путь и лишения, которые не имеют ни малейшего отношения к диавольскому люблению всего вещественного, видимого, и плотскому мудрованию, которые овладели всеми, включая и наших архиереев, и помешали им справиться с паникой и страхом смерти. Вспоминая этот эпизод из Евангелия, мы хотели бы показать, что закрытие храмов и запрет на участие в Крестных страданиях и Воскресении Христовом угодны отнюдь не Богу, а диаволу. Возможно, таким же образом, как и к Петру, Господь обратился бы и к членам нашего Священного Синода: «Отойдите от Меня, противники Божии! потому что думаете не о том, что́ Божие, но что́ человеческое»?
Некоторые, конечно, утверждают, что закрытие храмов и отстранение верующих от Божественной Евхаристии — это временные меры; они вводятся по принципу икономии, и как только исчезнет необходимость в изоляции и домашнем режиме, всё вернется на круги своя. Это означает, что нам предлагают не любить Бога непрестанно, «на всякое время: утром, вечером или пополудни», не дышать к Нему любовию ежечасно и ежеминутно, а любить Его как бы с перерывами. Не иметь твёрдой решимости отдать за Него свою жизнь во время нужды или гонений и пролить свою кровь, как это первым сделал Христос на Кресте, а за Ним — и сонмы святых мучеников, но приспособиться к требованиями времени, чтобы стать «современными», «прогрессивными», говорить «правильные» вещи, соответствующие политике государства. Точно так же советовали и святым мученикам: сохраняйте веру в Христа «в душе», но сейчас, поскольку этого требуют государственные мужи и император, покадите немного нашим богам, принесите жертву почитаемым в нашей стране идолам, будьте послушны, смиритесь и покоритесь властям.
Именно с такими призывами к нам обращаются и сегодня: мы не требуем, чтобы вы отказались от своей веры — веруйте, только не напоказ. Но вместе с тем будьте послушны премьер-министру и поклонитесь новому идолу — общественному здоровью, которое сегодня выше самого Бога. Все, кто проявили послушание и поклонились идолам в те времена, и все те, кто послушны идолопоклонникам сегодня, относятся к категории «падших». А те, кто не проявляет послушание антихристовым властям и плохим епископам, относятся к исповедникам и мученикам. Христос желает, чтобы мы были преданы Ему полностью и непрестанно. Чтобы мы были послушны Ему и не отдавали свое сердце временным нуждам, на которых (если таковые появятся) мы не должны заострять всё свое внимание; следует проходить мимо тленных и преходящих вещей, чтобы не разлучаться со Христом и не оставаться без Него даже на небольшое время.
Святитель Иоанн Златоуст понимает послушание как исполнение воли Божией и как безграничное отречение от своей воли; непозволительно отступить от Его заповедей даже на малейшее время. Вот почему, когда некий человек попросил у Христа разрешения, чтобы отлучиться ненадолго «похоронить отца своего», Он и этого не позволил ему сделать, «показывая, что следование за Ним должно предпочитать всему»[7]. Можно ли сказать, что подобное решение Христа было фанатичным или беспощадным: Он не позволил человеку пойти на похороны к отцу и затем вернуться? В настоящей христианской жизни компромиссы недопустимы. Или ты со Христом, или ты с велиаром. Или ты холоден, или ты горяч. А приспособленцев и теплохладных не приемлет Господь, как говорится в книге Откровения: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих[8].
4. Послушание — только тем, кто послушен Христу и святым. В противном случае непослушание свято.
Послушание епископам и иереям, духовникам и игуменам — это действительно великая христианская добродетель, но при одном условии: чтобы и они сами были послушны Христу, Евангелию и Святым Отцам, были истинными пастырями, а не лжепастырями и лжеучителями, не волками в овечьей шкуре, которые сами же пожирают овец. В Евангелии содержится много указаний от Господа и Святых Апостолов, чтобы мы не следовали за плохими пастырями. В истории Церкви есть много примеров, когда патриархи или другие клирики впадали в ересь и требовали от других послушания себе и принятия своих заблуждений и лжеучений. Если бы не было богопросвещенных Святых Отцов и великих исповедников веры, которые противостояли еретикам и разоблачали их лжеучения, после чего их осуждали на Святых Соборах, вселенских и поместных, диаволу уже давно удалось бы разрушить Церковь с помощью ересей и расколов, а также морального разложения и обмирщения.
Несомненно, в одной небольшой статье невозможно представить все материалы из Священного Писания и произведений Святых Отцов по этому вопросу. Уже долгое время многие епископы и духовники, проявившие теплохладность и трусость, или равнодушие в вопросах веры, убаюкивают верующих и пытаются уничтожить на корню их стремление к защите веры, используя для этого «священный долг послушания». По этой причине мы были вынуждены с болью в сердце и с чувством пастырского долга написать небольшую книгу под названием «Благое непослушание или худое послушание?»[9], где изложено евангельское и святоотеческое учение по этой теме. Издание и распространение этой книги было, по сути, запрещено, её не найти в христианских книжных магазинах или в книжных лавках священный митрополий, или на книжных выставках «послушных» монастырей. Боятся, как бы не пробудились некоторые благочестивые верующие, одурманенные учением о безоговорочном послушании, под предлогом которого они попадают в плен епископам, в оковы различных заблуждений и всеереси экуменизма, которая, подобно ржавчине, разъела и разложила почти весь епископат. Лишь немногие правомыслящие епископы противостоят экуменизму на деле, а не только посредством слов и обращений, выступлений или проповедей.
Неужели мы и дальше будем проявлять послушание архиересиарху — патриарху Варфоломею, который в устной и в письменной форме неоднократно делал еретические высказывания? Игумен Лонговардского монастыря архимандрит Хризостом (Пихос) направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви документ с перечнем лжеучений патриарха Варфоломея с просьбой осудить эти ереси как противоречащие истинному учению Православной Церкви Христовой. Его высказывания многократно критиковались в текстах «Собрания клириков и монахов», которое обнародовало в блоге «Катаниксис» десятки статей с «экуменическими высказываниями и деяниями» патриарха, главного виновника в распространении вируса ереси. Самым худшим из всех его кощунственных изречений было высказывание о том, что святые, которые боролись против папизма, виноваты в расколе (!!!) и являются «жертвами древнего змия, родоначальника всякого зла», т. е. диавола. А на Критском лжесоборе 2016 года Патриарх Варфоломей оправдал папизм и другие еретические сообщества и наделил их статусом церкви, чтобы в дальнейшем признать украинских раскольников (действие, которое угрожает всеобщим расколом православного мира). Той же линии придерживается и другой первоиерарх, архиепископ Афинский Иероним, соучастник и совиновник Вселенского Патриарха Варфоломея, который с группой архиереев-экуменистов поддерживает все идеи Фанара: Критский собор, украинскую автокефалию, а теперь уже и закрытие храмов, и запрет на участие верующих в богослужебных собраниях. И эти теплохладные и малодушные люди, пресмыкающиеся перед властью и раболепно прислуживающие сильным мира сего, будут просить нас оказывать им послушание и относиться к их суждениям с доверием?
С надлежащим рассуждением и с пастырской ответственностью мы отвечаем им «Нет!» и причисляем их к разряду негодных епископов. В двух последующих статьях мы напишем, во-первых, те аргументы, которые они должны были привести «кесарю» (в данном случае, премьер-министру), чтобы отказаться от закрытия храмов и лишения верующих Святого Причастия. А, во-вторых, мы наглядно покажем, что происходящее теперь в храмах, т. е. службы без присутствия верующих, являются самым настоящим позором, уничижением таинства и искажением его смысла, поэтому было бы лучше, если бы они не совершались вовсе, и каждый молился бы у себя дома. Довольно уже насмешек и издевательства над божественным! О службе, совершаемой за закрытыми дверями, нельзя сказать, что её Главой является Христос, поскольку отсутствуют верующие — Его Тело. Точно так же и Святой Дух не действует там, где выгнали всех крещеных из церкви: двери должны закрываться только для некрещеных и непосвященных, но никак не для тех, кто был крещен. Этот смысл имеет и возглас, который звучит на литургии: «Двери, двери! Премудростию вонмем!». Подробнее на эту тему будет написано в следующей статье.
Чтобы некоторые не воспринимали написанное нами как «крайние» и «зилотские» взгляды, завершая это небольшое размышление, уточним, что пишем мы только о том, чему учит Святое Евангелие и Святые Отцы нашей Церкви. И какие бы запреты или угрозы не последовали со стороны Священного Синода, мы будем продолжать писать с прежним дерзновением. Именно этому учит свт. Василий Великий: первостепенный долг епископов и иереев — это призывать всех к послушанию Евангелию, смело говорить и проповедовать истину, подобно мученикам, даже если некоторые будут чинить этому препятствия и гнать их различными способами: «Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и всякими способами, как бы то ни было, гонят даже до смерти»[10].
Протопресвитер Феодор Зисис, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Перевод с греческого специально для РНЛ Романа Германидиса
6 апреля 2020
Русская народная линия
Оригинал на греческом: https://katanixi.gr/2020/04/06/π-θεόδωρος-ζήσης-έργο-του-διαβόλου-το-κ/
[1] Мф. 6: 24: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.↩
[2] Мк. 8: 33; Мф. 16: 23. ↩
[3] 1 Пет. 2: 21. ↩
[4] Иов. 14: 4-5. ↩
[5] Мф. 16: 21-22. ↩
[6] Там же, 22-23. ↩
[7] Далее приводим цитату из Беседы на Евангелие от Матфея 14:2, PG 57, 219: «Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему, и просил позволения «похоронить отца своего». Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему». См. также Мф. 8:21-22. ↩
[8] Откр. 3, 15-16. ↩
[9] Протопресвитер Ф. Зисис «Благое непослушание или худое послушание?», Фессалоники, 2006. ↩
[10] Свт. Василий Великий, Нравственные правила, Правило 70, глава 12-13, PG 31, 825-828. ↩
Дорогая редакция! Огромное спасибо за эту статью о крайне болезненной для всех православных проблеме их «временного» недопущения в храмы из-за коронавирусной пандемии. Как правильно пишет батюшка Феодор, мы должны исполнять предписания светских и церковных властей только тогда, когда они не противоречат заповедям Господа нашего Иисуса Христа, который является главой (первосвященником) небесной и земной Церкви. Пожалуйста, обязательно разместите на сайте дальнейшие статьи батюшки. Слава Богу, что не во всех регионах России храмы закрыты для верующих. Например, москвичам советую брать пропуска и ездить по воскресеньям в Тверь. Храни всех нас Господь!
И мне, чтобы не сгущать излишне краски, хотелось бы добавить, что у прихожан многих Храмов есть возможность попасть на богослужения — это зависит от их желания.
Архимандрит Рафаил (Карелин ) .Из книги «На пути из времени в Вечность .»
Изречения отцов
Монах Амвросий (Гвазава)сказал: «Наш игумен говорил: не враги, а наши грехи закрывают храмы и монастыри. Разве Бог не в силах защитить свое достояние? Но за наше нерадение Он предназначил нам спасаться скорбями»
Если Храмы закрывают наши грехи, то открыть их должны наше покаяние и любовь к Богу.
В Москве тоже есть Храмы, в которых идут службы.
В РПЦ осудили священников, которые пускали прихожан на Пасху в храмы
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU — Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион негативно отозвался о решении некоторых священников в Москве пускать прихожан на пасхальную службу вопреки призыву патриарха молиться дома во избежание заражения коронавирусом.
В эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» он заявил, что призывы патриарха игнорировать нельзя.
«И когда некие священники в Москве распространяли видеоролики, говоря о том, что призыв патриарха — это всего лишь его пожелание: вы можете прислушаться, а можете не прислушаться (…), то я с этими благоглупостями категорически не согласен», — заявил митрополит.
Он напомнил, что в данном случае речь идет о спасении жизни людей.
Представитель Церкви также не стал осуждать полицейских, которые штрафовали прихожан за нарушение самоизоляции.
«Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом: священники пускай совершают богослужения, певчие пускай поют в храме, свечницы пускай расставляют свечи, сторожа пускай открывают и закрывают храмы, когда это необходимо, а полиция пускай занимается своим делом — отслеживает нарушителей карантина», — сказал митрополит, добавив, что не следует препятствовать полиции «исполнять свое дело».
https://www.interfax.ru/russia/706044
РПЦ продлила ограничение на посещение храмов Москвы и области до 28 апреля
https://yandex.ru/turbo/s/tass.ru/moskva/8289029
Мне кажется, что создавая реальные трудности в посещении Храмов, которые необходимо преодолевать, Господь таким образом отсеивает верных Ему рабов от теплохладных, привыкших к удобству и комфорту «захожан».
Павел, мне кажется, что отсеивать верных по такому принципу не совсем корректно. Верные это прежде всего те, кто соблюдает заповеди. А если люди, пришедшие на Исповедь и Причастие, с помощью матюгов пытаются отворить двери Храма, разве их можно назвать верными?
https://m.facebook.com/pitirim.tvorogof/posts/2812652518853973
Мы с Вами живём в такое время, которое не знало еще настоящего мора, уносящего жизни целых деревень и значительной части населения городов. Поэтому и относимся к нынешней проблеме не совсем подчас серьёзно. А если (не дай Бог!) узнаем это, то и количество верных, определяемых по предложенному Вами критерию думаю, заметно поубавится. Я согласна считать верными тех, кто полностью осознавая, что может заболеть и даже умереть, тем не менее идёт в храм, предавая свою жизнь в руки Божии. Но тех, кто идет туда, ожидая чуда, наивно полагая, что в храме заразиться нельзя или по другим каким-то причинам (в частности, — беспечности, недоверия властям и т.д.) я бы не стала огульно считать верными. Так же, как всех тех, кто сидит дома — неверными.
Уважаемая Людмила Николаевна! Буквально вчера в официальной группе «Троице-Сергиева Лавра» Вконтакте, прочитала такой комментарий, относительно вашей ссылки.
Одна из участниц обсуждения и, вероятно, свидетельница происходящего пишет: «Епископ написал это на стр в фейсбук. Может такую инфу донесли, не знаю. Я там была когда в первый раз ворота закрыли и когда во второй, все было спокойно, несколько верующих девушек стояли в сторонке, наверное работники и ждали, а остальные разворачивались и уходили. на Пасху когда закрыли — какой то выпивший пытался зайти — может он матерился, но это явно редкий прихожанин. Ничего не утверждаю, я там не 24 часа была у ворот, кто знает»
Вообще трудно представить толпу сквернословящих людей, желающих попасть на Службу Великого Понедельника Страстной седмицы, как это написано у митр. Питирима.
Увы, но Службы Страстной седмицы не привлекали толпы и в мирные времена. Пожалуй, это те самые службы, на которые приходят действительно верующие люди. Здесь прослеживается явное преувеличение. Но для чего оно?
Уважаемая Татьяна, судя по тому, что владыка Питирим сам служил на Страстной седмице, я поняла, что он не понаслышке знает ситуацию. Мне, честно говоря, тоже трудно представить толпу матерящихся верующих. Даже если она была, то матерились, конечно, не все.
А у нас сегодня настоятель (возможно, с благословения Правящего, не вем) отменил Исповедь и Причастие для тех немногих, кто пришел на Радоницу, дабы (цитирую) «избежать большого скопления» ??? При этом не давал закрывать двери храма во все время Литургии, чтобы никто не прошел мимо из тех, кто захотел бы заказать требу о поминовении усопшего… Понятно, конечно, что приходы сейчас бедствуют из-за острой нехватки пожертвований, но если Причастие верных не имеет денежного эквивалента, то им что же, значит, пожертвовать можно?
pravoslavie.ru…
Сможем ли мы в эти времена поддержать свои Храмы?
Изначально прошу прощения за столь длинный комментарий. Пишу его по совету отца Романа.
Не хочется бросать тень на владыку Питирима, но очень видны некоторые несостыковки в его записях. Ту информацию, которая кажется противоречивой или смущает выделила крупным шрифтом и пометками в скобках.
Вот выдержки из записей митрополита Питирима:
https://pravoslavie.ru/130546.html
17 апреля (прим. Страстная Пятница)
«Чтобы пресечь распространение недостоверной информации, сообщаю, что у нас с сестрой ЛЕГКАЯ форма коронавируса и сегодня произошел перелом в течении болезни: вернулись запахи… (прим. Значит со времени начала болезни прошло не менее 3-4 дней? )
… При первых слабых признаках болезни, на которые я в другое время не обратил бы внимания, сдал тест, который оказался положительным. И хотя Академия у нас и так находится на карантине, я ушел в СТРОЖАЙШУЮ САМОИЗОЛЯЦИЮ.
Со ВТОРНИКА мы с сестрой сами вычитывали великопостные службы по тому Последованию, что публикуется на патриархийном сайте. Вспомнили молодость! И сейчас продолжаем СОВЕРШАТЬ СЛУЖБЫ В ЗАТВОРЕ»….
…дай Бог, чтобы всем повезло и болезнь протекала в легкой форме. Здоровья всем! И с Великой Субботой — временем тишины!
25 апреля (прим. Суббота Светлой Седмицы)
» Мор начался в Великую Пятницу. Лучшие священнослужители заболели, некоторые — в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, ЗАБОЛЕЛ Я ( в Великую Пятницу? уже со вторника находясь в строжайшей самоизоляции в затворе ?) заболели лаврские старцы и один наш, академический. В Страстную Пятницу, как и положено, ВСЕ МЫ были пригвождены ко кресту. А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. ( Боюсь осудить, но судя по записям, сделанным в Великую Пятницу, владыка чувствовал себя неплохо, написав о переломе в легком течении болезни в еще более положительную сторону)
Не ради этого ли писалось днем ранее?
24 апреля
Уже можно начинать делать первые выводы из постигшего нас коронаужаса. Самый главный — это РОЛЬ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ в кризисных ситуациях. В периоды катаклизмов Господь вразумляет людей через начала и власти. НИКАКИЕ священники, старцы и старицы, ДАЖЕ БЛАГОДАТНЫЕ, ПРОЗОРЛИВЫЕ и т.д., НЕ МОГУТ до конца знать, как надо правильно поступать в моменты общественных бедствий и смут. ПРАВИЛЬНОСТЬ действий определяет СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ, ЗА НИМ ЕПИСКОПЫ. СВЕТСКИЕ ВЛАСТИ ТОЖЕ БЫВАЮТ ВРАЗУМЛЯЕМЫ ОТ БОГА о том, что нужно делать в той или иной патовой ситуации. И ВОТ КОГДА ПЕРЕСТАЮТ СЛУШАТЬ ВЛАСТЬ ДУХОВНУЮ И СВЕТСКУЮ, руководствуясь даже самыми благими намерениями, — открывается дорога в ад».
Кажется, что изложенное владыкой Питиримом подводит к мысли о непогрешимости как патриарха в «моменты общественных бедствий и смут», так и о возможной непогрешимости светских властей в «патовой ситуации»
Но при взгляде на все происходящее со стороны возникают совершенно другие мысли.
Вот один горький комментарий с сайта РНЛ, вероятно выражающий чувства абсолютного большинства православных людей:
«Устроенный нерадением наших чиновников «год без Пасхи» оскорбителен не только тем, что храмы во многих регионах пришлось закрыть по санитарно-эпидемиологическим причинам, но и тем, что наши профессиональные «подсвечники» не увидели в этом никакой трагедии ни для себя лично, ни для своей страны, не проявили ни сочувствия, ни сожаления.
Неуважение к христианам проявлено демонстративное – полицейские меры, запреты, протоколы… Перекрывающие вход в церкви «дружинники» с красными повязками (чтобы возникало совсем уж дежавю советских гонений), которые, на поверку, оказываются гастарбайтерами из ЖКХ – нехристианами. Русский ведь может и пожалеть – пустит людей в храм, а этим всё равно.
Власть, как оказалось, совершенно не осознаёт значения праздника Пасхи для русских людей. Будем надеяться, что не осознаёт, потому что если осознаёт и все-таки поступает так, как поступает, то из этого следуют слишком страшные выводы – вернулись гонения, как с икон древних римских мучеников и как сто лет назад (хотя даже советская власть не перекрывала входа в храмы на Пасху).
Последние двадцать пять лет было принято охранять с полицией храмы и верующих. Теперь храмы охраняют от верующих. И не надо вранья, что речь идёт о защите жизни и здоровья людей. В любом крупном городе тысячи источников заразы, но выбраны в качестве точки особого прессинга именно храмы. При этом о чиновном пренебрежении людским здоровьем ясно свидетельствует «душегубка», устроенная на входах в московский метрополитен 15 апреля и которая, увы, обойдётся не в один десяток жизней.»
Не секрет, что ВОЗ обеспокоилось празднованием Пасхи в России и обратилось к российским властям со специальной «рекомендацией», а власть послушно взяла под козырек. Мы видим прямые гонения на христиан со стороны ВОЗ, а власть — безвольный инструмент ВОЗ (кнут в руке экзекутора)».
Итак, людям запретили посещать Храмы. Но еще до официального запрета очень многие прихожане, вняв голосу священноначалия, который, как оказывается, «непогрешим в кризисных ситуациях», перестали ходить в Церковь. Думается, многочисленные читатели сайта подтвердят, что с момента призыва «подражать подвигу Марии Египетской» людей в Храмах заметно поубавилось. И даже на Службах ( по-крайней мере у нас) в Праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим людей было меньше, чем в обычное воскресенье. На службах Страстной седмицы стояли единицы, а на Пасху единицам можно было попасть даже не во все Храмы города. В столице, вероятно, все было гораздо строже и тем удивительнее читать: « Настоятель храма РПЦ МП во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский сообщил 28 апреля, что более 5 % духовенства РПЦ МП в российской столице заразились коронавирусом. «Ни в одном сообществе ни одной страны нет большего процента заразившихся, чем среди московских священников. И это при том, что закрыты храмы. У нас заражаются люди – это менее 1 %, а почему-то среди священнослужителей заражаются более 5 %. Откуда берется эта цифра? Честно говоря, я просто не понимаю. Вероятно, есть в этом какой-то промысел Божий», — осторожно предположил о. Владимир в беседе с «Газетой.Ru» (прим. Ссылку давать не хочу, больно много пакостей написано под статьей).
Еще более непонятной выглядит ситуация в Елоховском Соборе. Смерть его настоятеля 48-ми летнего протоиерея Александра Агейкина для всех стала шоком. Последующие смерти клириков Собора, которые служили вместе с отцом Александром тоже.
И вот прошло сообщение, что новый настоятель Собора (не бывший в контакте с умершими) находится в больнице с пневмонией. ???
Что это за странное , практически одномоментное заболевание такого большого числа священства с последующим закрытием на карантин таких святынь как Киево- Печерской Лавра, Почаевская Лавра, Святогорская Лавра на Украине, Троице-Сергиева Лавра, Дивеевский монастырь в России, и даже в Белоруссии, в которой официального карантина нет?
Теперь о «непогрешимости вразумленной светской власти» .
Сегодня мы видим, как под маской борьбы с вирусом внедряют тотальный контроль и тотальную диктатуру над людьми в масштабах России. Это вызывает недоумение, удивление и обеспокоенность даже у далеких от Православия людей. Знала ли история, чтобы на 145 миллионов населения России натянули намордники (маски) и загнали по норам (квартирам), милостиво разрешив выгулять собачку в 100 метрах от дома. ( Собачки нынче привилегированнее детей, последним разрешается только подышать у форточки, в промежутках между дистанционным псевдообучением).
А электронные пропуска, внедряемые в масштабах страны? Как они могут противодействовать распространению вируса? Зачем такие траты в условиях кризиса, если вот-вот ожидается улучшение ситуации? Ответ на поверхности: кризис может и пройдет, а тотальный контроль останется.
При этом продавщицы в магазинах активно обсуждают то, что «нас скоро чипируют и хорошо это или плохо».
Неужели подобные действия светских властей митрополит тоже считает вразумлением от Бога?
Кажется, православные люди мыслят по-другому и вся эта мышиная возня властей и приплясывание под дудку, как говорит отец Роман, «современных печальников Вселенной» из ВОЗ и ООН, уже не вызывают ничего, кроме отвращения.
Из статьи о митрополите Иоанне (Снычёве):
«Когда во время эпидемии холеры в 1970 году власти попытались заставить его прекратить совершать Таинство святого Причастия, издевательски объясняя это «нормами санитарно-эпидемиологической безопасности», он категорически отказался сделать это.
Запрещать верующим прикладываться к иконам он тоже не стал: «Во время всенощной вручили мне извещение о наложении на меня штрафа за нарушение санитарноэпидемиологических норм — целование икон. Вот до чего дожили! Теперь уж и прикладывание к святыне — нарушение и штраф, а потом и под суд. Зато какая свобода пьянчужкам и работникам пивных киосков! Там можно продавать и пить из одной кружки пиво без всякого страха за нарушение…»»
http://zavtra.ru/blogs/strashnij_russkij_zlatoust
Простите, но как быть с послушанием Церкви и священноначалию? Патриарх Кирилл всё-таки это сделал не на пустом месте. Мне не верится, что его можно просто так убедить. Не такого характера он человек. Как и наш митрополит Варсонофий. Верю, что все было сказано и сделано, что бы храмы не закрыли, как заграницей. Мы не можем знать всей ситуации. Мы не отвечаем за миллионы людей, за приходы. Учитывая, что большинство приходов сейчас начнут бедствовать, по мне с их стороны — это был большой подвиг, пойти на закрытие. В особенности, когда большинство священников многодетные. Кто-то увольняется из рабочих. Но мне хочется вернуться к вопросу послушания. Я знаю искренне верующих христиан, которые послушались и остались дома. Неужели им это грех? А если мы не слушаем, значим не доверяем нашим священникам, нашим епископам, патриаху? Если мы не верим нашим пастырям и осуждаем их? Тогда что? Уже есть — непоминающие и т.п. Это тоже неправильно — не доверять им. Я не нахожу ответа на этот вопрос.
Автор статьи — грек. В Греции не только закрыли храмы, но и запретили богослужения даже священникам, если не ошибаюсь. Пример того, когда Церковь принадлежит государству.
Анна, есть ещё вариант уйти в лес. У меня тоже вопрос. На самом деле, призыв ходить в Храм во время пандемии — это подвергать опасности жизнь родных, сотрудников, прихожан. Не является ли это нарушением заповеди » Не убий»?
https://www.anews.com/p/128547493-mat-s-dvumya-synovyami-ushla-zhit-v-les-ispugavshis-chipirovaniya-detej/
Ниже приведена ссылка, как справились с пандемией во Вьетнаме.
https://news.mail.ru/society/41602118/?ib=1
Светлана, поэтому думаю, что дело мiрянина в этой ситуации — не призывать, а понять, как поступать самому: в зависимости от обстоятельств, от того, что подсказывает совесть и, по возможности, от того, как тебя благословили. К тому же, призывая во всеуслышание, можно призвать совсем не того, кого хотелось бы.
Конечно, надо понять , как самому поступать и как слова могут повлиять на окружающих, тем более, что все так быстро меняется. 27.04.2020 Вы писали «….у прихожан многих Храмов есть возможность попасть на богослужения — это зависит от их желания» , а сегодня 30.04.2020 Вы написали : «У многих выбора нет: Храмы закрыты. А те, кто может выбирать, пусть примут решение сами.»
Это ни разу не зависит от желания, это зависит от обстоятельств и от понимания серьезности ситуации. Мой пример — весь апрель меня возят на работу за счет фирмы, дабы я не пользовалась общественным транспортом и не привезла заразу в офис, потому что если обнаружится вирус у сотрудника, офис закроют и мои коллеги останутся без работы. Плюс соседи по коммунальной квартире. Хорошо «иметь желание» и «самому принимать решение», когда у тебя отдельная квартира, дом и какая-либо пенсия или твои доходы не зависят от посещения офиса.
Да, так и есть: какие-то Храмы закрыты совсем, а где-то у прихожан есть возможность принимать такие решения. Перед соседями по коммунальной квартире, думаю, можно и не отчитываться. Все ходят в магазин, в аптеку, в банк, на почту, например. Хотя кнопки банкомата и ручки тележек в магазине точно менее стерильны, чем, например, ручки дверей Храма.
Только что прочитала и совершенно согласна.
http://www.pravoslavie.ru/130774.html
Лучше подождать некоторое время, болезнь отступит и мы сможем и исповедоваться и причастится. Это лучше, чем разносить заразу и смотреть как умирают люди без последней исповеди и причастия и отпеть их не смогут.
Ольга Сергеевна, можно не отчитываться перед соседями, но они очень интересуются моим местонахождением и беспокоятся. Да и реально не хочу быть источником заразы. В магазин хожу в маске и в перчатках.
В маске и в перчатках — хорошо бы еще с веером… С сегодняшнего дня всем петербуржцам полагается носить на улице маску — видела человека, несущего маску в руке…
Сегодня несчастный спившийся человек, введенный в заблуждение моим внешним видом, подошёл ко мне на улице со словами:
— Матушка, я знаю, что скоро конец света… Помогите, чем можете…
Механически «помогла» ему мелочью, только потом осознав, что от конца света это не спасёт. И ещё — что вместе с мелочью могла передать ему коронавирус.
Вопрос: как надо было поступить в этой ситуации? Как быть с нищими и бездомными?
Один молодой человек на днях пожаловался, что был в магазине, и какая-то «бабка» всё время кашляла возле него. Как быть с «бабкой», куда её деть, чтобы не кашляла? Где грань — что можно делать и чего нельзя? Не возражаю против маски и перчаток, против того, чтобы не выходить лишний раз из дома. Но почему беспокойство соседей о том, куда мы ходим, должно быть важнее беспокойства о собственной душе? Можно ли помогать людям (тем же беспокоящимся соседям) во время пандемии коронавируса? Не стоит устраивать вечеринки и жарить на пустыре шашлыки, но навестить нуждающихся можно?
Еще один разговор (юноши с девушкой), услышанный в булочной:
— Что мы будем делать после карантина?
— Бухать!
— Так мы и так весь карантин бухали!
Не думаю, что нужно ломать ворота монастыря и двери Храма, чтобы попасть на Литургию, но, если там не заперто, не стоит полиция и идёт Служба, почему бы не войти? Литургия в переводе — «общее дело». Конечно, нужно соблюдать все меры предосторожности, но стараться оставаться людьми.
Если мы перестанем быть Божьими,
Перестанем быть то́тчас людьми.
http://vetrovo.ru/otrazheniya/
Если не будем соблюдать самоизоляцию, и не думать о ближних, даже если они на сегодня очень далеки от Храма,, то летом помимо перчаток и масок будем ещё и с веером ходить. По нашему нетерпению и неуступчивости наступит маскарад. Поэтому, у кого есть возможность ходить в Храм, пусть тихонечко в это время ходит. Можно только порадоваться за такого человека, что в такое время Господь ему оставил открытой дорогу в Храм. А нам плакать о грехах, можно завести тетрадочку и в неё записывать свои грехи.
Храни Вас Господь!