С искренним уважением отношусь к церковному руководству и к иерархии как таковой. Но, как известно, все мы можем ошибаться. Думаю, в этот раз допущена стратегическая ошибка. Нельзя давать миру палец, отхватит всю руку.
Надо было твердо сказать, что хоть мы и призываем людей к предельной осторожности, но храмы закрывать не будем никогда!!! Кто захочет — пусть приходит. Вплоть до гражданского неповиновения. Говорить, что власти нарушили договоренности – детский лепет, потому что изначально позиция была проигрышная.
А теперь яблоко надкушено, дана отмашка виртуальному христианству. Сколько продлится карантин — неизвестно, и возможно за этим вирусом придет другой, а может это вообще то самое «начало болезнем». Люди привыкнут, что можно смотреть службы дома, все и вся освящать по телевизору, и даже термин появился — духовное причащение. Хотя честнее было бы говорить – виртуальное.
Даже журналист, труженик синодального отдела, недоумевает: «А почему в Храм Христа Спасителя, куда в пасхальную ночь все априори проходят только по пропускам, не впустили сегодня по этим же самым пропускам хотя бы человек 200 и не расставили их на расстоянии 1,5 метра — хотя бы для телемассовки, хотя бы чтобы кровь из глаз не шла от этих сиятельных общих планов. Плиточка красиво на пустом храмовом полу выложена. Не забудем мы эту плиточку теперь до конца дней своих. На полу в Дикси, значит, можно социальную дистанцию изолентой обозначить — а в гигантском соборе низя. Ох, рванёт оно во времена оны, рванёт».
Вот Папа Франциск стал справедливо заявлять, что нельзя заменять живую веру виртуальной. Но, похоже, поздно. Церковь давно, где только возможно, пытаются загнать в гетто.
Иногда батюшки сами, без особого давления со стороны церковных или светских властей, в регионах практически чистых от вируса, закрывали на замки свои храмы. В некоторых случаях это точно связано с панической боязнью болезни и смерти. Как не прикрывайся заботой о ближних — выглядит жалко.
Когда прихожане перечисляют заболевших или умерших по миру священников, понятно их переживание о пастырях. Но когда этим занимаются сами служители, они что, не знают, что священники, как и все, смертны, или не согласны с апостолом Павлом – для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение?
Протоиерей Александр Белый-Кругляков
20 апреля 2020
Ситуация непростая, здесь каждый оказался перед личным выбором. Для меня не стоял вопрос об участии или не участии в богослужении. Однозначно «да», и это не проявление героизма, а лишь здравого смысла. Двери Храма открыты, что сидеть дома. Страстная седмица, Пасха, Светлая седмица — ничего не пропущено. Но момент мучительного выбора пал на Субботу Светлой седмицы, когда регентша обязала вдруг всех петь в масках, мотивируя многими заболевшими священниками в Сергиевой Лавре. Позвольте, в чём здравый смысл: священник без маски, алтарники без масок, Евхаристия…К сожалению, я не смогла смириться с её страхами и отказалась петь в маске. Если бы приказал священник, то вопросов бы не было. Но если страшно, то не выходи из дома или запирайте двери Храмов — это лучшая защита. Маскарада и в жизни хватает. Простите, кого обидела, да не судити строго!