С чего начнём обсуждение эскиза картины «Реквием. Русь уходящая»? С названия? С истории создания? С композиции? Давайте начнём с распознания духа, водившего кистью художника. Дух – вот то первое и главное, на что надо обращать внимание при знакомстве с картиной, книгой, человеком…
Бытие определяет сознание. Каким же плоским существом надо быть, чтобы сказать такое. И плоским до невозможности, чтобы этому утверждению поверить. Сознание определяет бытие. Впрочем, нет сознания без бытия, как и бытия нет без сознания. Я тоже выдал что-то сногсшибательное? Простите, не хотел, хотел другого – приложить «главный вопрос философии» (что первично: бытие или сознание?) к словам апостола Павла: Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. <...> Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога (1 Кор. 11:8–12).
Заменим в стихах апостола слово «муж» словом «сознание», а слово «жена» — словом «бытие», и прочитаем их заново. Получится: ибо не сознание от бытия, но бытие от сознания; и не сознание создано для бытия, но бытие для сознания. Впрочем, ни сознание без бытия, ни бытие без сознания, в Господе. Ибо как бытие от сознания, так и сознание через бытие; всё же — от Бога. Точно. Всё от Бога: и сознание и бытие, и муж и жена, только лукавый не от Него. Этот дух гуляет сам по себе.
Сознание художника и дух человека – как их определить? По словам и делам. Ниже приводятся некоторые изречения Павла Дмитриевича Корина.
«Многие критики не любят меня за то, что я был иконописцем. А ведь я двадцать пять лет вытравливал из себя иконописца».
«Дух в человеке — главное. Первым, кто раскрыл в искусстве всю мощь духа человека, был Микеланджело. И мне, в меру моих возможностей, хочется воспевать человеческий дух».
«Превыше всего ценю в человеке веру. Веру — в широком смысле. Верить можно и в Бога, и в Родину, и в народ… Некоторые из моделей «Руси» в годы Великой Отечественной войны самоотверженно работали на победу, служили в Советской Армии».
«Церковь выходит на последний парад».
Так Корин выразился о главной работе всей жизни – «Руси уходящей».
Сказать, что П. Д. Корин был неверующим? Кто я такой, чтобы судить о сокровенном? Сказать, что он был верующим? И этого не могу по той же причине. Хотя, если бы назвал его верующим, это сошло бы мне с рук. А вот назвать неверующим не моги. Но где логика? Если нельзя делать заключения о неверии человека, то нельзя ничего говорить и о вере, потому что и то, и другое – сокровенно, и касается только самого человека и Того, Кто его сотворил.
Однако сказать, что такой-то (имярек) является верующим – можно, а вот назвать его неверующим значит нанести оскорбление. Почему? Потому что выражение «верующий» звучит в наше время как похвала. А неверующий как осуждение. Но это только в наше время, в СССР было наоборот. За «верующего» можно было реальное, а не словесное осуждение получить. Зато слово «неверующий», как и слово «человек», звучало гордо.
Значит, вопрос о вере-неверии П. Д. Корина снимается? По сути, да, не нашего это ума дело. Но как тогда судить о духе человека? Ведь именно вера является главным «определителем» человеческого духа, потому что без религии, без связи с Небом человек – четвероногое существо.
Есть вещь, которую можно назвать эквивалентом веры. Эта вещь – хождение в храм, или воцерковлённость. По степени воцерковлённости можно судить о вере. Конечно, можно быть церковным и неверующим, но вот быть верующим и нецерковным нельзя. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. С этой пословицей, принадлежащей святителю Киприану Карфагенскому († 258), вопрос о вере решается наполовину. Если есть хождение в церковь, как оно заповедано Богом, значит, можно с 50-процентной точностью судить о наличии веры. Нет участия в Богослужении – стопроцентной веры нет. Кстати, как часто Бог заповедал ходить в храм? Согласно Книге Исход[1], как минимум, раз в неделю. Шесть дней работай, седьмой – Богу.
Но и о степени воцерковлённости Павла Дмитриевича я не могу ничего сказать, потому что не знаю, ходил ли он по воскресеньям в храм или не ходил? Причащался или не причащался? Зато известно, что он не просто ходил в храм, он расписывал Покровский храм Марфо-Мариинской обители в 1913 году, и великая княгиня Елисавета Феодоровна одобрила работу Павла Корина. Значит, он был верующим?
Увы, читая статьи о творчестве Корина, я наткнулся на изображение эскиза, на котором художник сделал надпись: «Посох надо в левую руку».
Дело в том, что на эскизе 1926 года он изобразил архиепископа Владимира (Соколовского), держащего посох (точнее, жезл) правой рукой. Конечно, по одной этой мелочи судить о степени воцерковлённости Павла Корина было бы неправильно. Но ошибка в таком простом вопросе свидетельствует, что дела с участием в Богослужении обстояли у него неважно. Не может архиерей держать жезл (или посох) правой рукой, потому что этой рукой он должен креститься.
Итак, был ли верующим Павел Дмитриевич Корин? Скажу, что он верил в Бога по-советски. Что это значит? Продолжение, даст Бог, следует.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
5 февраля 2019
[1] Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8-11). ↩
Интересный вопрос Вы подняли, отец Георгий! Как определить дух человека? Преподобный Серафим Саровский говорил, что истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. И если по словам и делам можно судить о духе человека, то, касательно П.Д.Корина, возникает вопрос, мог ли верующий человек, стремящийся к стяжанию Духа Святаго, вытравливать из себя иконописца? Или он проникся духом иного времени? Дух человека можно определить, сравнивая его с эталоном. Для православного христианина это Христос. Мы иногда говорим, что какой-то человек не нашего духа, очевидно сравнивая его с собой. И поскольку мы далеки от идеала, значит ли это, что нам близки по духу те люди, которые находятся во власти тех же страстей, от которых мы не свободны? Т.е. другими словами, подобное притягивает подобное и по мере изменения нашего духа, меняется круг нашего общения. (Но помним : муж и жена от Бога. Хотя и их сейчас с легкостью меняют) Или человеку всё-таки свойственно стремление к более совершенному?
Уважаемая Алла, мне сложно говорить на отвлечённые темы с отвлечённым человеком по отвлечённому интернет-каналу. Это, как назвал Острецов философию Ивана Ильина, – идеологическая речь, то есть обо всём и ни о чём.
Богу важна личность, лицо. Не иметь лица – вот что страшно. Безликий звериный образ на человеке вместо образа Божьего это и есть печать антихриста. Поэтому я стараюсь рассуждать о чём-либо на конкретных примерах, т.е. на конкретных словах и делах конкретных личностей. Кстати, concrete в переводе с английского – бетон.
Грядет годовщина поминовения А.С. Пушкина. Мною подготовлена статья, где не вообще о его поэзии, а на разборе отдельных строк я пытаюсь рассуждать о личности и творчестве Александра Сергеевича. Кстати, готовя статью, прочёл в проповеди о Пушкине архиепископа Херсонского и Одесского Никанора (Бровковича) († 1890) такие любопытные слова:
«Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому».
http://www.pravoslavie.ru/2917.html
Понимаю Вас, отец Георгий! От любимых тем не уйти. ) Кажется только вчера утихла буря обсуждений, приуроченная ко дню 180-й годовщины смерти А.С. Пушкина, а Вы уже подготовили новую!
Сказать о человеке «неверующий»-значит осудить его в ад.Сказать о человеке «верующий» — значит предоставить суд Богу.
Отходя ко сну, буду осмыслять Вашу реплику, уважаемый Александр.
«Фу ты,ну ты,ножки гнуты»- народная поэзия.
Знаем, что без религии, без связи с Небом человек не имеет необходимого понятия о самом себе.