Иерей Павел Островский: «Поднимите руку, кто знает имя Бога? Его же надо святить… Правильно, Яхве» (с 25:21).
Шалом, дорогие отцы, братья и сёстры! Вот мы почти и дожили до радостного озарения, до светлого дня, до момента истины, когда, выходя на амвон для проповеди и осеняя себя крестным знамением, священник произнесёт: «Во имя Яхве!», и прихожане ответят ему: «Аминь». А ещё такая картина рисуется моему воображению. При совершении таинства Крещения священнодействитель вместо слов «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь» произносит: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Яхве».
16 мая 2022 года на встрече с красноярской молодёжью священник-блогер Павел Островский спросил: «Поднимите руку, кто знает имя Бога? Его же надо святить… Правильно, Яхве». Имя Божие нужно святить, говорит батюшка, имея в виду слова молитвы Отче наш: да святится имя Твое, и если кто не знает, то знайте, что это имя ― Яхве. Продолжая мысль отца Павла, могу предположить, что в словах да приидет царствие Твое нужно разуметь Яхвино царство…
«Что это за ересь?» ― недоумевает моя душа, когда слышит такие откровения. Но, может, напрасно недоумевает? Ведь написано же слово ООН на иконе Христовой. (Сравнение трёх греческих букв в нимбе Спасителя ό ών с нотариконом Организации Объединённых Наций делает отец Павел, видимо, для того, чтобы облегчить молодёжи восприятие этой информации). Да, написано. Ό ών значит ― Сущий, а это есть «приличнейшее имя Божие, ― пишет митрополит Макарий (Булгаков), ― а) потому что Бог в Себе самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое безпредельное и безграничное море сущности; б) потому что Бог существует от самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него; в) потому что Бог существует так, что сравнительно с Ним все прочие существа как бы не существуют».
Выходит, прав отец Павел, говоря, что имя Бога ― Яхве. Более того, митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Буквальный смысл еврейского имени Иисус (ישׁוע– Yeshua) ― «Яхве спасает». Таким образом, в самом имени Мессии присутствует священное имя Яхве».
Прав и в то же время не прав отец Павел. Имя Бога Яхве ни разу не встречается даже в Ветхом Завете, если читать его на церковнославянском языке. Например, если в синодальном переводе читаем: И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. То в церковнославянском переводе эти предложения выглядят так: И нарече Авраам имя месту тому: Господь виде: да рекут днесь: на горе Господь явися (Быт. 22:14).
Другой пример.
Синодальный текст: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
ЦСЯ: И рече Моисей к Богу: се, аз пойду к сыном Израилевым и реку к ним: Бог отец наших посла мя к вам: и аще вопросят мя, что имя Ему, что реку к ним? И рече Бог к Моисею, глаголя: Аз есмь Сый. И рече: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3:13, 14).
Другой пример.
Синодальный текст: Господь муж брани, Иегова имя Ему (Исх. 15:3).
ЦСЯ: Господь сокрушаяй брани, Господь имя Ему.
Другой пример из Ветхой истории касается того случая, когда праведные Аарон и Ор поддерживали руки пророка Моисея в то время, как Иисус Навин сражался с Амаликом.
Синодальный текст: И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси (Исх. 17:15).
ЦСЯ: И созда Моисей олтарь Господу и прозва имя ему Господь прибежище мое.
Имя Яхве не встречается в Библии на церковнославянском языке. Поэтому для меня остались загадкой слова митрополита Илариона: «[50] Буквальный перевод этого термина [священного имени יהוה («Яхве»), с которым Бог открывается Моисею] на греческий – о ων, на славянский – Иегова. В греческой Библии часто переводится (наряду с именем Adonay) как Κύριος, в славянской и русской – как «Господь». Ещё раз процитирую митрополита Илариона: «[50] Буквальный перевод этого термина /…/ на славянский – Иегова». Но слова «Иегова» нет в церковнославянской Библии. Вот и пойми митрополита.
Послушаем, что ещё говорит отец Павел красноярской молодёжи. На вопрос слушательницы Кати он отвечает: «Бог не просто нас любит. Он хочет с нами иметь супружеские отношения. Жених. То есть Он тебя любит, и Он тебе сделал предложение: Я есть, выходи за Меня замуж. Надо ну какое-то… Господи, ну так дела не делаются. Первый день знакомы. Ну вот и знакомься. Надо знакомиться, читать Евангелие, общаться с Ним. Честно» (с 26:20).
И опять моя душа в смущении. «Бог не просто нас любит. Он хочет иметь с нами супружеские отношения», ― говорит отец Павел, и я напрягаюсь. Бог хочет иметь со мной супружеские отношения? Неужели? Ну, допустим, с девушкой Катей Яхве хочет иметь такие отношении, но со мной-то Ему зачем такие отношения?
Кстати, когда мы обратимся к хранителям тайны непроизносимого Божьего имени… Хотя какая тайна? Она давно открыта Иисусом Христом: И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. ЦСЯ: И сказах им имя Твое, и скажу… (Ин. 17:26). Другой пример. Синодальный текст: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое (Ин. 17:6). ЦСЯ: Явих имя Твое человекам… Явих (в греческом «ефанероса») ― показал, открыл, сделал явным, очевидным. Явил имя Отца, значит показал Его в Себе, Сыне.
Так вот, если мы обратимся к духовному опыту исповедников тетраграмматона, то узнаем, что Яхве может быть супругом как для женщин, так и для мужчин, потому что Б-г каббалы ― двупол. Но об этом после.
Глаза округляются от откровений отца Павла. Хотя что он не так сказал? Всё вроде так. Откроем документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви».
Да, Христос говорит о Себе как о Женихе, а что говорит отец Павел Кате? «Он тебя любит, и Он тебе сделал предложение: Я есть (Яхве, «ООН». ― Г.С.), выходи за Меня замуж». Да, Церковь изображается в Священном Писании в качестве Христовой Жены и Невесты, но как изображается? Таинственно! А в словах отца Павла таинственности нет, она исчезла. Его речь о Христе как о Женихе настолько приземлена, что вслед за таинственностью её готово покинуть самое приличие. Что и произошло в другом видео священников Островских.
Протоиерей Константин Островский: Жена это ― Церковь (прописная буква в субтитрах), а он [муж] иерей этой Церкви, он может в неё войти, и совершать священнодействие (с 04:50).
Муж как иерей может войти в жену и совершать священнодействие… Что это, читатель? Вас не смущает сравнение супружеской близости с таинствами Церкви? Меня смущает. Хотя, наверное, не должно смущать, потому что ничего противоречащего «Основам социальной концепции РПЦ» отец Константин не сказал. «В Священном Писании Церковь изображается в качестве Христовой жены и невесты». Не то же ли самое говорит протоиерей Константин? Правда, значительно подробнее… Но, может, надо выслушать контекст его слов, чтобы правильно понять их?
Отец Константин: Какой-то мальчик Петя по телевизору посмотрел, как батюшки в церкви служат. Мальчик Петя пошёл в магазин, купил себе иерейское облачение, надел на себя, священные сосуды (отец Павел: хлеб, вино), да, да, хлеб, вино, всё нормально. Пришёл в какой-то сарай. Там поставил себе столик. А чего? Я батюшка. Вот одет я как священник. Всё у меня как у священника. И совершаю Божественную Литургию. Что здесь не так? /…/ Сарай не храм. И мальчик этот не священник как бы он не наряжался, и что бы он ни делал (с 02:06).
В святоотеческой литературе имеются рассказы об играх детей в священников[1]. Например, в «Луге духовном» рассказывается об игре в Литургию пастушков, и о сошедшем на их хлеб и вино Божественном огне, когда они молились тайносовершительными словами. При этом мальчики упали без чувств, а родители нашли их лежащими рядом с опалённой землей. Как воспринимать этот рассказ Иоанна Мосха? Сыгранная детьми Литургия совершилась на деле[2]? Или Господь милостивно объяснил им, что в такие игры играть не следует?
Мы не знаем сердечных намерений этих мальчиков, поэтому не можем знать причин сошедшего с Неба огня. С какой целью они решили поиграть в Литургию? Чтобы развлечься? Или чтобы со всей серьёзностью помолиться Богу? Так же и мальчик Петя, выдуманный отцом Константином. Зачем он затеял службу в сарае? Чтобы посмеяться над Таинством? Или из любви к увиденному по телевизору ему захотелось сделать то же. Хочу сам ― как это обычно бывает у мальчиков ― и всё, и никаких богохульных мыслей у него не было. Ничего этого мы знать не можем, поэтому не будем судить. Зато мы можем сравнить, с какой целью рассказывают свои рассказы Иоанн Мосх и отец Константин. Первый рассказывает невыдуманную историю, чтобы внушить благоговение к Божественной Литургии и предостеречь от игры в неё даже детей, хотя Господь поставил их в пример взрослым: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). А священник придумывает мальчика Петю, чтобы сравнить игру в Литургию с блудодеянием…
Отец Константин: Я думаю, человечество это всегда знало. Может, лет 200 как забыло. Всё человечество. Ту истину, что близость, супружеская близость это не то, что про это обычно думают. Это таинственная духовная мистерия, имеющая глубочайший смысл. Об этом… На самых разных уровнях это интересно, душевно, духовно проникнуто глубочайшим символизмом. Об этих вещах нельзя говорить не потому, что они совсем плохи, а потому что мы сами страстные. Это не я придумал. В Библий всякий может прочитать, в разных местах, и в Ветхом Завете, в Новом. Муж ― образ Христа, жена как образ Церкви. Разные такие сравнения. Они далеко не случайны. Они наполнены глубоким смыслом. С 03:50 ― И поэтому вот эта Мистерия (большая буква в субтитрах), супружеская близость должна совершаться по чину. Также, как по чину должна совершаться Божественная Литургия. И там совершать должен рукоположенный иерей. Совершать её должен в Храме, на престоле. И когда кто-то, не рукоположенный иерей это делает, он тяжко согрешает. И делает вроде всё тоже самое, но оскверняет.
Повторю слова отца Константина: «Я думаю, человечество это всегда знало. Может, лет 200 как забыло. Всё человечество. Ту истину, что близость, супружеская близость это не то, что про это обычно думают. Это таинственная духовная мистерия, имеющая глубочайший смысл».
Г.С.: Если человечество забыло эту истину, то зачем сравнивать телесную близость с Литургией? Чтобы и к Литургии вызвать потребительское отношение? Действительно, если плотскую связь всё человечество уже как 200 лет связывает только с удовольствием и ничего возвышенного о ней не помышляет, то зачем сравнивать её со священнодействием? Неужели от этого сравнения возникнет её духовное понимание? Напротив, утратится благоговейное отношение к священнодействиям Литургии.
Отец Константин: И поэтому вот эта мистерия, супружеская близость должна совершаться по чину. Также, как по чину должна совершаться Божественная Литургия. И там совершать должен рукоположенный иерей. Совершать её должен в Храме, на престоле. И когда кто-то, не рукоположенный иерей это делает, он тяжко согрешает. И делает вроде всё тоже самое, но оскверняет.
Г.С.: Вы следите за образным строем в словах батюшки? Я мог бы подчеркнуть некоторые его сравнения, но не стану этого делать, чтобы не смущать и без того смущённых. Вернёмся к выражению, смысл которого мы хотели уточнить через обращение к его контексту: «Жена это ― Церковь (прописная буква в субтитрах), а он (муж) иерей этой Церкви, он может в неё войти, и совершать священнодействие».
Хочу возразить отцу Константину, и простите, что, разбирая его предложение, вынужден говорить в его образах. Священнодействие заключается не в том, чтобы войти в жену, а в том, чтобы отдать жизнь за жену. Именно об этом говорит апостол Павел в словах, на которые ссылаются авторы «Основ социальной концепции», утверждая, что «в Священном Писании Церковь изображается в качестве Христовой жены и невесты» ― Еф. 5:24.
Обратимся к контексту.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.(Еф. 5:22-33)
«Основы социальной концепции», говоря, что в Священном Писании Церковь изображается в качестве Христовой жены и невесты, приводят 24-й стих: Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. По-моему, это не главный стих в зачале. Важнее 25-й стих: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Чтобы спрашивать с жены безусловного повиновения (ст. 24), нужно мужу доказать ей свою безусловную любовь. Такую любовь, которую Христос явил Церкви, отдав за Неё Свою жизнь.
Вот главное священнодействие ― отдать свою жизнь. Здесь суть отношений Христа и Церкви. Именно с этими отношениями, а не с теми, что рисует в своих образах отец Константин, сравнивает апостол Павел отношения Христа с Церковью как Мужа с Женой. Как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, так муж должен любить свою жену до крайнего самопожертвования, до готовности отдать за неё свою жизнь. Вот какими должны быть главные отношения мужа и жены ― говорит апостол Павел. А те супружеские отношения, о которых говорит о. Константин как о священнодействии, ― второстепенны, они после главного.
Во второй ссылке, а именно Откр. 21:9, которую приводят авторы «Основ социальной концепции РПЦ» в доказательство того, что в Священном Писании «Церковь изображается в качестве Его жены и невесты», Христос называется Агнцем: И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца (Откр. 21:9). В самом деле, в именовании Христа Бога Агнцем, т.е. жертвой выражена суть сказанного апостолом Павлом в Еф. 5:25.
Что ещё пишет апостол Павел о взаимоотношениях Христа и Церкви, но что забывают говорить в своих брачных образах священники Островские? Отец Павел: «Бог не просто нас любит. Он хочет с нами иметь супружеские отношения. Жених. То есть Он тебя любит, и Он тебе сделал предложение: Я есть, выходи за Меня замуж».
Чтобы выйти замуж за Христа (простите, я вынужден держаться словесного строя отца Павла), нужно очищение, которое не самими людьми совершается, но силою Святого Духа. Вспомним житие великомученицы Екатерины и то, как Богомладенец отвращал Свой взор от необыкновенно красивой и умной девицы, отказавшей всем женихам. Почему Он не хотел смотреть на неё? Ведь все заслуги, какие могла иметь невеста, имелись у великомученицы Екатерины, и тем не менее Христос не предложил ей супружества. Почему?
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Блаж. Феофилакт Болгарский: Итак, она была порочна, нечиста и безвидна, но Он не возгнушался ей, так и ты не гнушайся своей женой, хотя бы она была безобразна и ничего не стоила. А что Церковь была безобразна, послушай: вы некогда были тьмой, а что чернее тьмы? Служили злобе и зависти, а что может быть более нечисто? Непослушны, неразумны и даже богохульны, а что может быть гнуснее этого? И, однако, Он предал Себя за нее, как если бы она была прекрасной и чудной. И очистил банею водной, то есть крещением. Посредством слова. Какого? Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Христос освящает и очищает тех, кого хочет призвать в Церковь, или, говоря в наших образах, с кем хочет заключить брачный союз. Собственно говоря, в семейной жизни должно происходить то же. Муж посредством слова должен просвещать жену. «Хотя бы она была безобразна и ничего не стоила» (блж. Феофилакт), она будет пригожей и расторопной умницей, если о том, что она прекрасна, будет ей говорить беспредельно любящий её супруг.
Христос ― освящает. Поэтому слова отца Павла, которые он от лица Христа говорит Кате: «Бог хочет иметь с нами супружеские отношения. Жених. То есть Он тебя любит, и Он тебе сделал предложение: Я есть, выходи за Меня замуж» ― поспешны и неверны. Отцу Павлу, чтобы быть согласным с апостолом Павлом, нужно сказать: «Ты хочешь замуж за Христа? Если хочешь, тогда тебе нужно очиститься и освятиться». Но задающая вопрос отцу Павлу Катя уже крещена. Напомню, что она говорит о том, что ей тяжело стоять всю службу, и что, если ей тяжело здесь, то каково будет там, на вечной Литургии с Богом? Что ответствует отец Павел?
С 24:36 ― Ты молись честно перед Богом. Прям так честно молись: Господи, сделай что-нибудь то, что мне не нравится (вероятно, стоять на службе. ― Г.С.), мне скучно. Ну ты начни молиться, ну прям, как есть. Не вот это вот: «Отче наш, Который на небе…», да? Ну какой он тебе Отец? У нас «Отче наш» ― молитва фальшивая из уст большинства людей.
Ну да, какой Он нам Отец? Он ― Яхве, Сущий. И Сына у Него не было, через жертву Которого Он усыновил Себе верующих в Сына… Скажи Богу, что тебе скучно стоять Литургию, и Он что-нибудь сделает. Что сделает? Развеселит, как отец Павел? Или скажет, как Он говорит всем, кто хочет следовать за Ним: возьми свой крест и постражди, как Я страдал… Не это ли освящение и очищение нужно, чтобы состоять в Церковном браке с Христом? А чтобы выйти замуж за Яхве, достаточно того, что советует о. Павел: знакомься, читай Евангелие, общайся с Ним… Но о замужестве с Яхве мы поговорим, даст Бог, в следующий раз.
Иерей Георгий Селин
21 января 2023
[1] Рассказы об играх детей в церковь известны не только в истории, но и в современности. Например, в апреле 2007 года митрополит (ныне патриарх) Кирилл рассказывал: «Я с детства, кстати, хотел стать батюшкой. Я даже в детстве служил. У меня было такое облаченице, сшитой какой-то монашкой, и я дома служил, кстати, немного знал наизусть, и мне всё это очень нравилось». Обратите внимание, как прост в общении владыка Кирилл. Интервьюирующую даму посадил во главу стола, под иконой Спасителя, а сам сел сбоку (с 02:36). ↩
[2] Знак приятия жертвы через снизшедший с Неба огонь находим в Священном Писании.
17 [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною:
18 не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.
19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.
20 И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.
21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.
22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.
23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.
24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой (Суд. 6:17-24).
В церковнославянском переводе последнего стиха, разумеется, читаем: и назва его мир Господень.
Обратите внимание на 20-й стих: И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Читатели «Ветрово», знакомые с полемикой, бывшей на сайте о значении Евхаристической чаши, поймут, о чём я хочу сказать, подчёркивая этот стих. ↩
Иеромонах Симон (Безкровный) пишет: «Многие верующие, узнав что-либо из святоотеческих книг, закончив семинарию или духовную академию, или став иерархами, приобретают обширные сведения о жизни Церкви. Они начинают учить людей нравственной жизни по Евангельским заповедям, где они чувствуют себя уверенно, хотя учить нравственной жизни и сделать себя нравственным человеком — это не одно и то же. Они учат людей всего лишь своим религиозным убеждениям, но не тому, что обрели своим духовным опытом. И еще более печально то, когда такие люди, чем ум полностью прикован к земным отношениям, включая и семейную жизнь, начинают изрекать свои суждения о Боге, на Которого они переносят свое понимание из мирской жизни и даже семейной, делая из реальностей духовной жизни пародию на нее.
«Свет неотмирный или Молоко молитвы и твердая пища безмолвия (2021)»
Георгий Селин, иерей, профессор Осипов много лет учил людей ереси про всеспасение, и никто его не остановил. А Павел Островский публикует в социальных сетях анекдотики и рисует «Евангелие в манге». Цитирую:
Святая Анна: [обиженно] Не хочу я сегодня славить Господа! Он опозорил меня! Я не делала ничего плохого, а он не дал мне детей.
Ссылочка:
https://pravomanga.ru/wp-content/uploads/2022/11/evangelie-v-mange.-kniga-2.-glava-2-5.jpg
Выпуск про рождение Иисуса Христа, «Богородицу» без платка, у которой «муж уже старый, и потому они не могут иметь детей, и она даже не…» (тут она стыдливо краснеет), злого Иосифа и синеволосых ангелов-решал — читать только предварительно подготовившись.
А вы удивляетесь про речь о Яхве. Кто-то из начальствующих занимается этими вопросами или он точно так же всю жизнь посвятит своей ереси, и его никто не остановит?
Не знаю, проводится ли у священников аттестация на соответствие занимаемой должности, но в любом случае можно только посочувствовать тяжести их ответственности перед Богом. Сколько людей, нестойких в вере, может искалечить и даже отвратить от Церкви неопытный духовный наставник. Печальное зрелище, когда священник транслирует свое понимание в свою меру.
Нам лишь остаётся ходить в Дом Божий к Нему с твердой верой , что через любого , даже самого нерадивого , Господь совершает Таинства.
Павел Москва: «профессор Осипов много лет учил людей ереси про всеспасение, и никто его не остановил.»
Один из немногих священников, кого интересно слушать , отец Константин Корепанов вот что говорит о ереси Осипова, не умаляя однако при этом его заслуг , чем безусловно вызывает уважение :
https://youtu.be/5d_AQFnQyOk
Тоже лекция иерея К. Корепанова, в которой он в рассказ о миссии русского народа тонко встроил предупреждение о единственном богоизбранном народе евреев и их доныне кровной связи с Богом по обрезанию: https://youtu.be/Ux5ZhMKp3jE Как на это смотреть?