Кто из россиян не знает песни из «Кавказской пленницы» о султане с тремя жёнами и с легко запоминающейся рифмой «жён ― окружён»? В советское время эта песня воспринималась мною как одна из сказок Шехерезады. Ну какие три жены в эпоху развитого социализма? Это как полёт на Марс на скатерти-самобранке.
Советские годы канули в лету, и недавно со мною случилась такая история. По причине бороды и других выдающих во мне священника подробностей я был спрошен о количестве моих жён. Этим вопросом заинтересовался выходец из стран Средней Азии, а спросил он об этом потому, что мулла в его селе имеет двух жен.
Когда я разговариваю на ставших обязательными катехизических беседах с приходящими принять Таинство Крещения людьми, то привожу этот вопрос, чтобы на бытовом примере показать разницу между христианской и мусульманской верами. Если, говорю я, Бог один для всех религий, то как Он мог сказать одним, что иметь несколько жён ― добродетель, а другим, что это ― грех прелюбодеяния? Очевидно, в канцелярии этого «Бога» что-то не сходится, и он рассылает указы, исключающие друг друга. Этот «бог» или болен шизофренией, или всё-таки у разных религий ― разные боги. Логичнее предположить второе. И человек, который минуту назад был уверен, что Бог у христиан и мусульман один, только по-разному именуется, начинает задумываться.
Крепка, как смерть, масонская пропаганда. Непросто разбить этот твёрдо сложенный каменщиками в головах россиян стереотип, что разные религии ― это всего лишь разные пути к единому Богу. Как будто на вершину горы, на которой восседает Бог, ведут разные, но направленные к одной цели тропы. И некоторые идут к Богу тропой христианской, другие тропой мусульманской, другие ― иудаистской, буддистской и так далее тропами.
Бог, конечно, один, дожимаю я заблудших, и имя Ему ― Отец и Сын и Дух Святый, а тот, кто назвал себя Богом мусульман, развёл людей на почве сладострастия. Как там у Пушкина? Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад.
Но почему я решил, что обманываются мусульмане? Может, это мы, христиане, обманываемся? Может, Богу угодно и приятно многожёнство? Вот, например, у почитаемых в православии патриархов было несколько жён: у отца всех верующих, праведного Авраама, также у святого Иакова. Как узнать, кто прав, кто ошибается? Просто. Открываем Библию. Мусульмане, конечно, не читают Новый Завет, но чтут Ветхий. Кстати, слова «чтить» и «читать» ― однокоренные.
Как говорится в книге Бытие, жена была создана Богом из близлежащей к сердцу Адама кости ― ребра. Но рёбер-то у Адама много, и Богу не стоило труда создать Адаму несколько жён, однако Он не сделал этого. Почему? Потому что Его воля ― быть Адаму единоженцем. Один Бог, один Адам, одна Ева. А то, что святым патриархам в определённые моменты истории дозволялось иметь по нескольку жён, так это была производственная необходимость, допущенная для скорейшего осуществления прихода обещанного еврейскому народу Христа. Теперь же, с приходом Христа, идеалом жизни стало целомудрие.
И напоследок о мулле. Никогда мне им не быть уже потому, что мулла не священник. В мусульманстве нет Таинства Священства. Мулла это всего лишь продвинутый мирянин. Так что иметь трёх жён мне сподобиться не удастся. «Но с другой стороны, при таких делах сколько бед и забот, ах, спаси Аллах!»
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
23 ноября 2022
Я бы даже в шутку не стал бы все таки упоминать нечистого духа и уже теи более упаси, Боже наш, прибегнуть к «спасению от него». Да запретит им Господь!
//А то, что святым патриархам в определённые моменты истории дозволялось иметь по нескольку жён, так это была производственная необходимость, допущенная для скорейшего осуществления прихода обещанного еврейскому народу Христа. //
Простите, отец Георгий, не поняла, в чем состояла «производственная необходимость». Как многоженство способствовало скорейшему осуществлению прихода Христа?
Людмилв Николаевна, больше жён, значит больше детей, значит скорее родится Спаситель.
Да, Отец Георгий, Вы не перестаёте удивлять.
Ещё можно понять «производственную необходимость » в случае рождения детей дочерьми Лота (Быт. 19: 30-38)
Но «производственную необходимость» многожёнства, как средства к скорейшему рождению Спасителя, с трудом. Т.е. без этого Он мог бы не родиться или родиться, но гораздо позже? Так получается?
О том, что Бог допустил/попустил многоженство святых праотцев ради скорейшего рождения Спасителя, говорил святитель Иоанн Златоуст. Но я не помню где.
Здравствуйте!
Интересную тему Вы подняли о. Георгий.
Мне не очень понятно почему Давиду, когда он согрешил, Господь говорит через Нафана:
2Цар.12:8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше;
Почему же сейчас после пришествия Спасителя Иисуса Христа это стало являться грехом?! Хотя как Вы сами говорите, что изначально была дана одна жена. А Господь вчера и сегодня один и Тот же.
Можно согласиться конечно и понять, что это менее спасительный путь в любом случае и пример тому Соломон, про которого сказано, что жены развратили его сердце. А было у него их очень много не считая наложниц.И опять насколько я понимаю это не было грехом не смотря на их просто запредельное колличество.
3Цар.11:1. И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
3Цар.11:2. из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3Цар.11:3. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
И про единобожие вот, что я нашел:
«Изначально все люди признавали Единого Истинного Бога Творца, а уже спустя тысячелетия возникло поклонение творению вместо Создателя. Время этого искажения по разному определяется разными святыми отцами. Так св. Ириней Лионский говорил, что еще до Потопа падшие ангелы научили дочерей человеческих «богоненавистному идолослужению, чрез введение которого в мир дело лукавого, воздымаясь, распространялось, а дело праведности, умалившись, ослабевало». Другие же отцы, такие как преп. Иоанн Дамаскин и свят. Дмитрий Ростовский, говорили, что изобретателем поклонения твари стали Нимрод и Серуг. Одно мнение не противоречит другому, ибо все «мудрости» исполинов были смыты очистительными водами Потопа, и после него потомки Ноя некоторое время сохраняли единобожие. Таким образом, согласно убеждению Православной Церкви, религиозная жизнь человечества находится в состоянии непрерывного регресса. Она начинается с возвышенных представлений о нематериальном Боге Творце, от Которого на заре истории отпал человек, но Который обещал его спасти, и, через стадию поклонения светилам и духам, доходит до почитания идолов и животных.» https://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/letopis-nachala/6
Ольга Сергеевна, простите мне опоздание с благодарностью за публикацию заметки. Впрочем, нужна ли она? Имеет ли значение эта благодарность после слов Господа: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). И Иоанна Богослова: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге (1 Ин.4:15).
//Почему же сейчас после пришествия Спасителя Иисуса Христа это [многоженство] стало являться грехом?! Хотя как Вы сами говорите, что изначально была дана одна жена. А Господь вчера и сегодня один и Тот же.//
Уважаемый Андрей, эту тему можно изучить самостоятельно.
https://religion.wikireading.ru/19359
https://religion.wikireading.ru/35781
http://kurskonb.ru/our-booke/svjat/dok/brak1.html
Благодарю Вас за ответ и ссылки о. Георгий, но к сожалению я не нашел там ответа на мой вопрос.
Суть вопроса такова, почему если изначально была заповедь для мужа одна жена и так есть по сей день. Тем не менее из Библии мы знаем люди святые которые имели больше жён чем одна им это совсем не вменялось за грех, а наоборот было сказано Богом, святому царю Давиду, что если тебе чего не хватало, то Господь дал бы тебе ещё больше.
Почему же сейчас это для нас грех? Не очень понимаю, честно!
Рассказал жене про нашу переписку с Вами, смеётся) и спрашивает, что это так меня беспокоит этот вопрос, ответил, что просто комментирую Вашу статью.
Вы уж меня простите, что отвлекаю Вас по мелочам на столь может очевидные и понятные вещи для Вас и многих, а мне не полностью понятные. Спаси Господи!
//Суть вопроса такова, почему если изначально была заповедь для мужа одна жена и так есть по сей день.//
Нет, по сей день не так. С воплощением Сына Божьего изначальное Божие установление «для мужа одна жена» уже не является заповедью. Почему? Потому что указана новозаветная высота (и даны Богом силы для её достижения) ― лучше не жениться.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:10-12).
//Тем не менее из Библии мы знаем люди святые которые имели больше жён чем одна им это совсем не вменялось за грех,//
Кто эти святые люди? Праведный Авраам. Вот как отцы толкуют его отношения с Агарью.
Блаж. Августин: Что касается содеянного, здесь соитие ни в коем случае нельзя ставить в вину Аврааму, поскольку он возлег с первой [служанкой Агарью] для получения потомства, а не для удовлетворения похоти, и не чтобы оскорбить жену, а чтобы подчиниться ей: она высказала свою волю и полагала найти в этом утешение от своего бесплодия, воспользовавшись плодородным лоном служанки для восполнения своего природного недостатка. Также и по тому закону, о котором говорит апостол: равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4), Сарра могла, как жена, помочь ему за счет вынашивания ребенка другой, когда сама к тому была не способна. Нет в этом ни распутной похоти, ни позорного бесстыдства. Служанка передана мужу женой для продолжения рода и получена мужем для продолжения рода, когда оба из них стремились не к греху, но к природному плоду. Тогда беременная служанка стала презирать свою бесплодную госпожу, а Сарра из женской ревности готова была переложить вину за это на своего мужа. Но и тогда Авраам показал, что он не любовник рабыни, но родитель свободных детей (ср. Гал. 4:21-26) и с Агарью сохранил целомудрие жены своей: не сладострастие свое, а волю ее исполнил; принял, а не добивался; пришел, но не остался; осеменил, не полюбил. Ведь сказал: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. Вот муж, способный обращаться с различными женщинами как должно — с женой терпеливо, со служанкой снисходительно, ни с кем не разнузданно!
https://bible.optina.ru/old:gen:16:06
Отношения праведного Авраама с Хеттурой.
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру
Свт. Филарет (Дроздов): Если порядок повествования Моисеева и в сем месте, как в других, следует порядку происшествий, то странным показаться может, что Авраам, еще на сотом году своей жизни не надеявшийся естественно иметь детей (Быт. 17:17) и, по словам Апостола, имевший плоть уже умерщвленную (Рим. 4:19), не менее как во сто сорок лет от рождения (Быт. 25:20) вступает в новое супружество. Толкователи стараются из сего затруднения выйти различными путями.
Толковники халдейские и многие раввины полагают, что Хеттура есть одно лицо с Агарью. Но догадка сия опровергается тем, что Моисей о наложницах Авраама говорит множественно (Быт. 25:6), и в первой книге Паралипоменон (1 Пар. 1:28, 32) сыны Хеттуры отделяются от Измаила, сына Агари. Иные полагают, что супружество с Хеттурою совершено прежде смерти Сарры. Но, кроме того, что сие мнение никакого не имеет основания в истории, оно, разрушая одно, вводит в другое недоумение: как мог Авраам решиться на такое супружество? Супружество с Агарью по воле Сарры, кончившееся разводом также по воле Сарры, не только не может здесь служить примером, но и совершенно исключает всякое иное супружество при жизни Сарры.
Мысль Блаженного Августина (Contra Julian. L. Ill), что, может быть, дар чадородия, ниспосланный от Бога Аврааму, сохранялся в нем долгое время, совершенно изъясняет событие, повествуемое Моисеем. Ничто не препятствует думать, когда то показывает опыт, что Авраам к рождению Исаака получил не единократное и мгновенное возбуждение жизненных сил, но всецелое и постоянное, по выражению Пророка (Пс. 102:5), обновление юности своей, яко орлей; и что, исполнив священные обязанности закона и веры в отношении к Сарре и Исааку, РЕШИЛСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЩЕ ОЩУЩАЕМЫМ В СЕБЕ ИЗБЫТКОМ БОЖИЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, ДАБЫ СКОЛЬКО МОЖНО БОЛЕЕ ПРОСЛАВЛЯТЬ БОГА СВОИМ ПОТОМСТВОМ.
https://bible.optina.ru/old:gen:25:01
//Тем не менее из Библии мы знаем люди святые которые имели больше жён чем одна им это совсем не вменялось за грех//
Иеромонах Иов (Гумеров): Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).
Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой — нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1–6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену — Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7)
ИЗ ЭТОГО ВИДНО, ЧТО В БИБЛИИ НЕТ НИКАКОГО УЗАКОНЕНИЯ МНОГОЖЕНСТВА, А, НАПРОТИВ, ПОКАЗАНО, ЧТО ЭТО ВЕДЕТ К ПОТЕРЕ МИРА В ОТНОШЕНИЯХ.
https://religion.wikireading.ru/35781
В приведённом Вами отрывке из книги Царств (кстати, Вы давно обратили на него внимание или как? давно оно Вас заинтересовало или в связи с заметкой «Если б я был мулла, я б имел трёх жён»?) есть проясняющие многое слова: «Но как ты [Давид] этим делом [прелюбодеянием с женой Урии] подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар.12:14).
Цитирую ещё раз: «но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то…»
Значит, до сих пор своими делами (в том числе и многими жёнами) Давид не давал врагам Господа повода хулить Его. Поэтому Господь, по словам пророка Нафана, «дал тебе [Давиду] дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше». Для чего дал? Для прославления Господа. Многочадие и необходимое связанное с ним многожёнство ― это дело прославления Господа по ветхозаветным понятиям. Поэтому Господь, по словам пророка Нафана, «прибавил бы тебе еще больше жен» на лоно Давида», чтобы он ещё больше прославлял Господа.
Вообще говоря, история человечества это школа его спасения. И как во всякой школе, человечество, проходя обучение своему спасению, проходит классы: 1-й, 2-й и т.д. Учитель один, а классы разные. Господь Тот же во веки, а ступени образования разные. Ветхий Завет это ― начальное образование, Новый Завет – высшее.
Кстати, обратите внимание, как Златоуст отзывается о несчастной Агари.
«И озлоби ю Сара: и отбеже от лица ее».
Златоуст: Как только Сарра наказала дерзость рабы, раба обратилась в бегство. Таково свойство рабов: если им не позволяют действовать по своему, но пресекают их замыслы, они тотчас свергают с себя власть господ и устремляются в бегство.
Златоуст отзывается о несчастной Агари как законченный рабовладелец.
Читая далее главу из книги Царств, Вами процитированную, я обратил внимание, что первое дитя Давида от Вирсавии умерло, как и предрёк Господь («но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын (2Цар.12:14), а второе, Соломон, было возлюблено Господом.
И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его (2 Цар.12:24).
Как согласовать убиение первого и любовь ко второму, если «Господь вчера и днесь Той же и во веки» (Евр. 13:8)? Так и согласовать, что Господь готов прощать тех, кто кается и просит у Него прощения.
По ссылке ниже протестанты евангелической деноминации обсуждают вопрос о жёнах царя Давида. https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/pochemu-bog-pozvolil-davidu-imet-bol.html
//Рассказал жене про нашу переписку с Вами, смеётся)//
Может, она смехом хочет скрыть тревогу? Я потому про время спросил: когда процитированные Вами слова пророка Нафана привлекли Ваше внимание: давно или недавно? Если давно, то жена не напрасно тревожится. )
Благодарю Вас о. Георгий за такой хороший, большой и подробный комментарий. Надеюсь Ваш ответ будет полезен, как мне, так и другим читателям.
Да, Вы правы мой интерес давний, с того времени, как только я узнал об этом.
Интересный отрывок из книги НЕВИДИМАЯ БРАНЬ:
«Почему и говорит св. Иоанн Лествичник, что кто впал в блуд или другой какой плотский грех, тот прежде того впал в гордость; и что впасть ему в грех пропущено для того, чтоб он смирился: «где совершилось падение, там прежде водворялась гордость; ибо гордость предвозвестница падения.» И ещё: «наказание гордому есть падение» (Сл. 23, 4. 10)»
Спаси Господи!
«Многочадие и необходимое связанное с ним многожёнство ― это дело прославления Господа по ветхозаветным понятиям. Поэтому Господь, по словам пророка Нафана, «прибавил бы тебе еще больше жен» на лоно Давида», чтобы он ещё больше прославлял Господа.»
Разве не во власти Бога было даровать много детей от одной жены? Да и так ли уж много детей было у многожёнцев? Скорее многожёнство напоминает попытку обмануть Господа, Который не хотел давать детей.
«Многочадие и необходимое связанное с ним многожёнство ― это дело прославления Господа по ветхозаветным понятиям. Поэтому Господь, по словам пророка Нафана, «прибавил бы тебе еще больше жен» на лоно Давида, чтобы он ещё больше прославлял Господа.» (Г.С.)
Л.Н.: Разве не во власти Бога было даровать много детей от одной жены? Да и так ли уж много детей было у многожёнцев? Скорее многожёнство напоминает попытку обмануть Господа, Который не хотел давать детей.
Г.С.: Ветхозаветные праведники, имевшие несколько жён, не обманывали Господа, иначе они не были бы праведниками. Обманом, точнее самообманом лучше назвать наши разговоры на эту тему. Да, да. Наши попытки логически оправдать многожёнство праведников и примирить ветхозаветные представление о браке с новозаветными это ― самообман. Причём, не самый удачный. Например, оправдание святителем Филаретом брака Авраама и Хеттуры шито белыми нитками. Напомню его.
Свт. Филарет (Дроздов): Если порядок повествования Моисеева и в сем месте, как в других, следует порядку происшествий, то странным показаться может, что Авраам, еще на сотом году своей жизни не надеявшийся естественно иметь детей (Быт. 17:17) и, по словам Апостола, имевший плоть уже умерщвленную (Рим. 4:19), не менее как во сто сорок лет от рождения (Быт. 25:20) вступает в новое супружество. Толкователи стараются из сего затруднения выйти различными путями. Толковники халдейские и многие раввины полагают, что Хеттура есть одно лицо с Агарью. Но догадка сия опровергается тем, что Моисей о наложницах Авраама говорит множественно (Быт. 25:6), и в первой книге Паралипоменон (1 Пар. 1:28, 32) сыны Хеттуры отделяются от Измаила, сына Агари. Иные полагают, что супружество с Хеттурою совершено прежде смерти Сарры. Но, кроме того, что сие мнение никакого не имеет основания в истории, оно, разрушая одно, вводит в другое недоумение: как мог Авраам решиться на такое супружество? Супружество с Агарью по воле Сарры, кончившееся разводом также по воле Сарры, не только не может здесь служить примером, но и совершенно исключает всякое иное супружество при жизни Сарры. Мысль Блаженного Августина (Contra Julian. L. Ill), что, может быть, дар чадородия, ниспосланный от Бога Аврааму, сохранялся в нем долгое время, совершенно изъясняет событие, повествуемое Моисеем. Ничто не препятствует думать, когда то показывает опыт, что Авраам к рождению Исаака получил не единократное и мгновенное возбуждение жизненных сил, но всецелое и постоянное, по выражению Пророка (Пс. 102:5), обновление юности своей, яко орлей; и что, исполнив священные обязанности закона и веры в отношении к Сарре и Исааку, решился воспользоваться еще ощущаемым в себе избытком Божия благословения, дабы сколько можно более прославлять бога своим потомством.
https://bible.optina.ru/old:gen:25:01
По прочтении последних предложений этого текста возникает вопрос к святым Августину и Филарету. Если Аврааму было сказано Богом: «в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12)», то после рождения Исаака какие ещё дети, какие жёны и наложницы нужны были праведному Аврааму? Ещё раз. Если праведник хотел исполнять волю Божью, а не свои прихоти, то после рождения чудесным образом Исаака, ему не нужны были бы плотские отношения с женщинами, потому что Божие дело, которое он должен был совершить с использованием женщины, было им исполнено. Но, как говорят святые экзегеты, у Авраама обнаружился избыток Божия благословения, и он не мог не пустить его в ход. Это как в Евангельской притчи о талантах. Нельзя закапывать данный от Бога талант, и праведник не закопал его, родив ещё шестерых сыновей от Хеттуры. )
32 Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан (1 Пар. 1:32).
И здесь мы вступаем в противоречие, которое не преодолевается логикой, но только верой. То, что по понятиям Нового Завета является излишеством и похотью, по понятиям Ветхого Завета есть прославление Бога.
То же самое с царём Давидом. Господь, по слову пророка Нафана, дал ему многих жён и дал бы ещё больше, потому что детородная сила избыточествовала в праведнике. В чём же здесь грех? Почему нельзя использовать данную от Бога силу по назначению ― иметь многих жён и наложниц? Почитайте, как Давиду досталась Авигея (1-я Царств 25). Прочитав эту главу неверующим умом, можно по нечестивому недомыслию подумать, что пророк, как говорится, «наехал» на богатенького Навала… А знаете, как старались продлевать жизнь Давида в старости? Подкладывали, как грелку, девицу…
https://bible.optina.ru/old:3ts:01:01
По понятиям Нового Завета всё это ― грех. А по ветхим понятиям ― законно. Противоречие? По букве ― да, но по сути ― нет. И, повторюсь, противоречия между Новым и Ветхим Заветам преодолимы не логикой, но верой в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Который пришёл не нарушить закон, но исполнить его, чтобы перевести человечество в новый класс духовно-нравственного возрастания.
Златоуст: Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако же, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил через веру, — почему и говорит: “Не нарушить пришел Я” закон.
https://bible.optina.ru/new:mf:05:17