Часть вторая, часть первая
«Федор Михайлович интересен тем, что не мог найти себе места», ― говорит скульптор и потому посадил бронзового Достоевского в не находящим себе места положении не только в Москве, но и в Дрездене, где так же установлен памятник писателю, сработанный скульптором Рукавишниковым. Судите сами, словно на иголках сидит Достоевский в этом немецком городе.
Открытие памятника Ф. М. Достоевскому в Дрездене, 2006 г.
« — Ваш Достоевский так понравился немцам, что они заказали такого же. (Говорит скульптору журналистка, имея в виду московский памятник писателю, который мы рассматривали в первой части статьи. ― Г.С.)
— Я им другого сватал, он был у меня готовый, сидящий в робе, немножко монах, «совесть русского народа». Они сказали: «Нам такого не надо. Хотим, как в Москве». Памятник стоит в Дрездене. Интересно, что там тоже со скандалом прошло. Мы с моим близким другом, архитектором Сергеем Шаровым придумали травяной откос и пилы, которые в разной степени погружены в грунт. На одном из камней сидит Достоевский, и камни тоже попилены. А что сделали умные немцы? Традиционный постаментик, а под зад подложили камушек клином. Мне звонят: «Приезжайте на открытие!» Я им ответил: «Я не поеду! Сами открывайте и фамилию мою сотрите!» Они говорят: «Путин приедет, вместе с Меркель будут открывать памятник». Потом звонили из кремлевской администрации. А мне перед тем же Путиным и Меркель неудобно: испортили чужую вещь без спросу. Что это за хамство? От немцев я этого не ожидал. Так и не поехал. Открывали без меня. Сделали бы шедевр, может быть, а тут просто испортили вещь».
https://www.mk.ru/culture/2012/08/07/734193-gemorroy-porusski.html
Распиленные камни и торчащие из земли пилы? Вы представляете себе эту картину, читатель? Я представляю, потому что прослушал интервью скульптора «Правмиру» «Мы все работаем в мастерской Господа», где он рассказал о подробностях того несостоявшегося, может быть, шедевра. Из интервью я понял, что под пилами Рукавишников разумеет фрезы. Хотя мне представлялись двуручные пилы, которыми выпиливались советские леса до запуска в производство бензопилы «Дружба»[1]. Оказывается, нет. Ржавые фрезы по 2,5 метра диаметром должны были торчать из земли. И рядом с фрезами ― попиленные то ли камни, то ли бруски (я так и не понял, что именно: скульптор произносит оба слова, хотя упирает на бруски и показывает руками их размеры). Представляете эту картину? В чём прикол, простите, замысел? Достоевский попилил эти камни или кто-то другой? Других не видно, поэтому, надо полагать, что слово Достоевского распиливает людские души, словно камни.
Вообще говоря, камень как образ души это ― масонский образ. В словаре масонских терминов сказано: «Камень ― один из основных масонских символов, означающий душу человека. По масонской фразеологии “обтёсывать свой камень” означает самосовершенствоваться». Но, если хотите без масонов, давайте без масонов. Можно предположить, что замысел неосуществившегося памятника Ф. М. Достоевскому в Дрездене скульптор Рукавишников возводил к Священному Писанию, например, к этим словам апостола Павла: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4: 12)? Да, но это о слове Божием сказано, а тут Достоевский… Как-то слишком дерзко их сравнивать. Не по чину. К тому же, отвергли немцы эту затею, пилы оказались «зарублены», и говорить стало не о чем.
А то, что мы видим в реализованном памятнике, конечно, не могло не возмутить скульптора. Имею в виду клиновидную сидушку под фигурой Достоевского. Справедливо Александр Иулианович негодует, что не ожидал от немцев такого отношения к его творчеству: «испортили чужую вещь без спросу». И отказался ехать на открытие памятника, хотя в нём участвовали, ни много ни мало, президент РФ Путин и канцлер ФРГ Меркель. Это их спины можно видеть на фотографии, и я прошу прощения, что использовал ненадлежащую статусу данных лиц фотографию для иллюстрации, потому что не нашёл другой в интересующем меня ракурсе.
Согласен с Рукавишниковым: скошенный камушек под пятой точкой Достоевского явно неуместен. С этой подставкой пропадает смысл, который изначально вкладывал в своё детище ваятель. Дело в том, что, если смотреть на московского Достоевского, то отчасти понятно, что он не столько сидит на постаменте, сколько опирается на него рукой, потому что хочет то ли встать, то ли сеть попрочнее, а дрезденский Достоевский что делает? Он сидит, но сидеть так очень неудобно, однако он сидит. Весь художественный замысел уничтожается этим клином, вот и не поехал Рукавишников на открытие, что не хотел «в роли несуразного дурака там выглядеть» (31:20 мин.).
Но почему немцы захотели такого Достоевского? Может, скошенной седушкой они хотели намекнуть на временное пребывание Достоевского в Дрездене? Не захотели же они, как говорит Рукавишников, Достоевского «в робе» и «немножко монаха», который прочно бы сидел на немецкой земле, захотели, чтобы «совесть русского народа» как бы соскальзывала с постамента, не задерживаясь на нём. Короче, захотели Достоевского с шилом в известном месте. Простите, что приходится повторять неприличные названия памятника, кстати, сам Рукавишников с юмором к ним относится.
« ― А знаете, как называют вашего Достоевского?
― «Русский геморрой».
― А второе название — «На приеме у проктолога».
― Что ж, по-моему, хорошо. Это иллюстрирует культуру жителей [Москвы]».
А что иллюстрирует культуру жителей Дрездена? Переделка памятника без согласия скульптора. «Что это за хамство? ― говорит Рукавишников, не поехавший на открытие памятника. ― От немцев я этого не ожидал». Хотите знать, какие речи держали главы государств на этом мероприятии? Не нашёл подробностей, только самые краткие выдержки. «Президент Путин, выступая на церемонии открытия памятника, выразил сердечную благодарность властям города, земли Саксонии, а также правительству ФРГ за открытие памятника. «Особенно приятно, что в год 800-летия Дрездена власти города объявили этот год Годом России», ― сказал президент. Неслучайным совпадением, по словам Путина, стало то, что в год 800-летия Дрездена и 185-летия Достоевского памятник открыт именно здесь. «Одним из лозунгов Достоевского было: «Красота спасет мир», ― и это прежде всего относится к гармонии между людьми», ― сказал Путин. Он отметил, что открытие памятника знаменитому русскому писателю говорит о том, что «мы живем в едином европейском культурном пространстве».
Ангела Меркель в свою очередь отметила, что «открытие памятника Достоевскому ― хороший знак для тесных дружественных отношений между Германией и Россией». Канцлер ФРГ выразила надежду, что люди, которые придут к памятнику, возможно, захотят прочесть произведения Достоевского, а «если они будут читать его в оригинале, это внесет еще больший вклад в развитие двусторонних отношений».
10 октября 2006 г. был торжественно открыт памятник Достоевскому, изваянный московским скульптором Рукавишниковым. Памятник открывали канцлер ФРГ Ангела Меркель, Президент Российской Федерации Владимир Путин и премьер-министр Саксонии Георг Мильбрадт, под патронажем которого осуществлялся этот проект. Это придало событию особый блеск. Все трое говорили о значении творчества Достоевского и о его трудах».
Подробнее: https://www.newsru.com/cinema/11oct2006/dost.html
Слова Достоевского о красоте, которая спасёт мiр, куда только не втыкают. Даже на так называемых конкурсах красоты они, как девиз, висят над сценой, куда красоту выводят в полуголом виде. А нынче на Достоевском строится Русский мир. Из доклада патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора: «Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Это поистине впечатляющий ряд титанов отечественной культуры: Николай Данилевский, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Лосский, отец Сергий Булгаков, Лев Карсавин, отец Павел Флоренский, Семен Франк, Иван Ильин. Наконец, Федор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». (Выделено мной. ― Г.С.). И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своем творчестве идеей Русского мира».
http://www.patriarchia.ru/db/text/6080946.html
Строить Русский мир на Достоевском и названных товарищах, пардон, титанах отечественной культуры, значит окончательно разрушить ещё хранящееся в русском народе то духовное и душевное состояние, что взрастил в нём Господь благодаря Церкви и Богослужению. В советское время подобным разрушением, называвшемся строительством коммунизма, занимались партия и правительство, руководствуясь марксистско-ленинской теорией. Теперь такой теорией становится творчество «титанов».
На мой взгляд, Рукавишников удачно изобразил Достоевского «иероглифом» в виде изогнутого лука, цитирую: «А скульптура сложна и не всегда понятна обывателю тем, что в ней нет цвета, музыки, сюжета. Тут важен «иероглиф», который надо найти. Мне кажется, я его нашел. Это верх лука натянутого». Образ изогнутого лука применяет скульптор к своему бронзовому Достоевскому, а я бы сравнил его с пружиной. Словом пружаться описывается в Евангелии бесноватый юноша, которого привёл ко Господу отец в надежде исцеления.
Видев же Иисус, яко срищется (это значит, сбегается; слова ристалище, ристание, рыскать, рыщущий одного корня. ― Г.С.)[2] народ, запрети духу нечистому /…/. И возопив и много пружався[3], изыде. Синодальный перевод: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому /…/. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел (Мк. 9: 25). Это слово встречается также в Евангелии от Луки для описания терзаемого бесом человека: И се, дух емлет его, и внезапу вопиет, и пружается с пенами и едва отходит от него, сокрушая его (Лк. 9: 39). Синодальный перевод: Его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
Характерно, что в памятнике Достоевскому, установленном в первую годовщину Октябрьской революции 7 ноября 1918 года, он запечатлен в такой же напряжённо-изломанной манере, что и столетие спустя. Тогда скульптор Меркулов пытался найти «иероглиф» Достоевского, и в этих поисках ему помогал певец с говорящей фамилией Вертинский, позировавший ваятелю. Примечательно, что Меркулов и Рукавишников схожими пластическими средствами выразили дух, владевший писателем. Это дух ― πνεῦμα πύθωνα (Деян. 16: 16), или дух пытлив. Дух неугомонности и скитальчества.
О проявлениях этого духа в пушкинских персонажах Алеко и Евгении много говорит Достоевский в Пушкинской речи, например, здесь: «В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Отыскал же он его, конечно, не у Байрона только. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле поселившийся (выделено мной ― Г.С.). Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут».
О бомжах[4] ли говорит здесь Достоевский? Нет, не о них, а о тех, кто подготовил и совершил в российском обществе революцию. Он и сам к их числу относится. Назвав Пушкина пророком, он перечеркнул всю русскую допетровскую историю, как будто её не было, цитирую: «Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».
Странно читать эти слова Федора Михайловича. Их можно понять и принять только при условии разграничения двух обществ: допетровского и послепетровского, потому что для русского самосознания, уходящего корнями в Киевскую Русь, Пушкин началом быть никак не может. Видимо, Достоевский относит себя к послепетровскому обществу, называя его нашим, а допетровское общество и его самосознание, надо полагать, считает уже не существующим, раз поставляет Пушкина не в середину и не в другую какую-то часть пути, но в самое начало «правильного самосознания нашего». Причём даёт поэту в руки факел к освещению «тёмной (!) дороги нашей новым (!) направляющим (!) светом[5]. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».
Получается, что не было в нашей истории ни Киевской, ни Владимирской, ни Московской Руси? Или Русь была, а вот правильного самосознания не имела? Да, говорит Достоевский, наше самосознание, если и было, то было неправильным, и только с Пушкина началось его выправление. Гм… Не справедливее ли в таком случае назвать это самосознание российским? И прямо сказать, что оно началось с отрицания русского?
Достоевский: «Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут. И если они не ходят уже в наше время в цыганские таборы искать у цыган в их диком своеобразном быте своих мировых идеалов и успокоения на лоне природы от сбивчивой и нелепой жизни нашего русского ― интеллигентного общества, то всё равно ударяются в социализм, которого ещё не было при Алеко, ходят с новою верой на другую ниву и работают на ней ревностно, веруя, как и Алеко, что достигнут в своем фантастическом делании целей своих и счастья не только для себя самого, но и всемирного…».
Говорят, когда наркома просвещения А. В. Луначарского спросили, какую надпись сделать на памятнике Достоевскому, установленном в 1918 году согласно ленинскому списку памятников, он ответил: «Достоевскому от благодарных бесов». Остроумно. И вот почти сто лет спустя очередной памятник Достоевскому воздвигается возле библиотеки, носившей имя Ленина и ставшей в 1992 году Российской Государственной. Впрочем, в народе она так и остаётся «ленинкой», а под землёй даже доныне официально именуется Ленинской, имею в виду станцию метро «Библиотека имени Ленина», которая выводит к этой библиотеке. Вот так. Сверху Российская Государственная, а под землёй ― имени Ленина. Так и живём, не ждём тишины… Как там далее в песне? Мы юности нашей как прежде верны…
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
31 мая 2024
[1] Из-за бензиновой «Дружбы» двуручные пилы в шутку также называли «Дружбой». Любопытно, что «дружбой» стала называться всякая бензопила в разговорном румынском языке, как сообщает Википедия. ↩
[2] Срищется, значит сбегается. «Рыскать. Древнерусское — рыскати, рищу (бежать, быстро идти). Восточнонемецкое — risk (быстрый, скакать, нестись). Время появления слова в русском языке не установлено точно. С течением времени значение слова сильно изменилось: теперь оно используется не в значении «быстро идти», а в значении «торопливо бегать в поисках чего-либо», часто ― с негативной окраской». Этимологический онлайн-словарь русского языка Семёнова А. В. ↩
[3] Из этого же корневого гнезда вышли слова пружие, пруги, прузи. Слышите пружинистость этих слов? Ими переводится греческое слово «акриды». Так в церковнославянском языке называется саранча и прочие кузнечики, которые прыгают, как пружинки. Ими питался Иоанн Креститель в пустыне. (см. Мф. 3: 4). В отзывах под статьёй «В России планируют наладить производство продуктов из сверчков» можно узнать другое значение слова «акриды». ↩
[4] Бомжом называют лицо без определённого места жительства. Это слово составлено из начальных букв подчёркнутого выражения. По принципу акронима работала и продолжает работать советская система словообразования: РСПДР, СССР, ВЛКСМ, КПСС, ВДНХ, ЦК, ЧК, РЖД, РФ и прочие рождённые революцией слова. В каббале такой способ образования слов называется нотарикон. ↩
[5] Свет Христов просвещает всех! Или Федор Михайлович не слышал этого возгласа в церкви? ↩
Удивляет циничное отношение скульптора и к своему творению, и к самому Достоевскому.
« ― А знаете, как называют вашего Достоевского?
― «Русский геморрой».
― А второе название — «На приеме у проктолога».
― Что ж, по-моему, хорошо. Это иллюстрирует культуру жителей [Москвы]».
«Мы с моим близким другом, архитектором Сергеем Шаровым придумали травяной откос и пилы, которые в разной степени погружены в грунт. На одном из камней сидит Достоевский, и камни тоже попилены. А что сделали умные немцы? Традиционный постаментик, а под зад подложили камушек клином… Испортили чужую вещь без спросу».
Попиленные камни, на мой взгляд, должны были обозначать тщетный труд, который прикладывал Достоевский, пытаясь разрешить проклятые вопросы. Но такой замысел выдаёт несерьёзное отношение и к самим вопросам, и к Достоевскому. Постмодернизм в действии, в советское время такая трактовка была бы невозможна. Может, немцы потому и решили убрать этот «декор» — испортив, бесспорно, «вещь». Наверное, у них к Достоевскому более серьёзное отношение, им непонятно, чего русские смеются (слово «зад» тоже дорогого стоит).
Непонятно, зачем ставить памятник тому, кого не уважают те, кто его заказал, и тот, кто этот замысел воплощает.
Поза Достоевского действительно нелепая. Фотография памятника в первой части статьи и народное название насмешили. Только Достоевский таким образом становится в один ряд со всякими памятниками «чижикам-пыжикам», воспринимать которые всерьёз невозможно. Как говорилось в «Словаре современной культуры», который я штудировала во время учёбы, для постмодернизма «ничто не живо и тем более ничто не свято». Если б я была в худсовете, я бы в рамках борьбы с собственной толерантностью такой памятник зарубила.
Благодарю за публикацию!
//Удивляет циничное отношение скульптора и к своему творению,//
А, может, это защитная реакция скульптора? А как ещё было отвечать Рукавишникову на приводимые журналисткой названия его творения? Возмущаться? Отрекаться? Оправдываться? Говорить, что я вовсе не то хотел сказать? Это всё долго. Вот он и сказал кратко: «очень хорошо, это иллюстрирует культуру жителей», дескать, каждый видит то, что видит, у кого что болит, тот о том и говорит…
//Попиленные камни, на мой взгляд, должны были обозначать тщетный труд, который прикладывал Достоевский, пытаясь разрешить проклятые вопросы.//
В таком случае лучше было бы изобразить Достоевского, толкающего камень в гору, намекая на Сизиф труд.
//Только Достоевский таким образом становится в один ряд со всякими памятниками «чижикам-пыжикам», воспринимать которые всерьёз невозможно.//
А кому сейчас нужно что-либо серьёзное? Копенгагенская «Русалочка» собирает миллионы туристов. А что она из себя представляет? Полуголую женщину, сидящую на камне.
//Непонятно, зачем ставить памятник тому, кого не уважают те, кто его заказал, и тот, кто этот замысел воплощает.//
Согласен. Но вот скошенный камушек под бронзовым Достоевским в Дрездене совершенно непонятно зачем подложен. В свете текущей СВО я усмотрел здесь вражеские козни, дескать, подложили немцы, чтобы неудобно было сидеть Достоевскому на их земле. Но после Ваших слов я устыдился и готов предположить обратное ― проявили заботу к писателю и попытались как-то облегчить его напряжённое сидение в виде изогнутого лука, каким его замыслил скульптор.
«А, может, это защитная реакция скульптора?»
Да, отец Георгий, это тоже чувствуется. Но получается, что для того, чтобы защитить собственное уязвлённое самолюбие, скульптур поспешил присоединиться к тем, кто смеётся над его образом Достоевского. Это как-то мелко. Не любит он его.
«В свете текущей СВО я усмотрел здесь вражеские козни, дескать, подложили немцы, чтобы неудобно было сидеть Достоевскому на их земле. Но после Ваших слов я устыдился и готов предположить обратное ― проявили заботу к писателю и попытались как-то облегчить его напряжённое сидение в виде изогнутого лука, каким его замыслил скульптор».
Мне кажется, для немцев Достоевский – не пустой звук, как для нас не пустой звук, скажем, Гёте. Не стали бы у нас Гёте обижать, а вот Достоевского – пожалуйста. Мне кажется, это та страсть самоотрицания, которая особенно чувствовалась в 90-е годы, когда хорошим тоном считалось непрерывно смеяться над собой и над своим государством. Очень трудно вернуть русскому человеку его национальное достоинство. Тем более что попытки в этом направлении подвергаются теперь если не насмешкам, то обвинениям в великодержавном шовинизме или чём-то подобном.