Очень затянутый, но важный разговор на животрепещущую тему. В самом деле, в последнее время всё чаще приходится слышать о том, что Исповедь перед Причастием не обязательна, в отдельных Храмах она становится общей, а в некоторые дни упраздняется. В конце отец Георгий очень хорошо подводит итоги.
Его собеседник — священник-строитель, нацеленный на социальное служение, очень узнаваемый типаж. Мне, как и отцу Георгию, показалось, что он в каком-то смысле равняет себя с апостолом Павлом и приписывает свои «прогрессивные» взгляды действию Духа Святаго.
Санкт-Петербург
Редактор, понимаю вашу мысль, только чем плохо социальное служение? Миряне спасаются добрыми делами, если они делают их ради Господа. Социальное служение есть одно из таких дел
Анна, социальное служение — это хорошо, но между Церковью и собесом огромная разница. В Церкви людям в первую очередь оказывают духовную помощь, и не столько прихожане и священники, сколько Сам Господь. Строительство, чаепития, социальная помощь — это важно, но всё же это человеческое, а Исповедь — Таинство, которое, как все мы знаем, совершает через священника Сам Господь. Если Исповедь постепенно упразднится, а чаепития останутся, то разве это можно будет назвать церковной жизнью?
Санкт-Петербург
Я не противопоставляю социальное служение Церкви ее таинствам. Это продолжение жизни в Церкви. И это не человеческое, это жизнь по заповедям Божием.
Гл.25 Ст. 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
Гл.25 Ст. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Гл.25 Ст. 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
Гл.25 Ст. 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Это и есть наше социальное служение.
Поэтому мой вопрос был касательно социального служения — что плохого в нем? Социальное служение — это не чаепитие. Хотя это тоже важно. Люди должны чувствовать себя общиной, должны помогать друг другу и участвовать в жизни друг друга. И этого нам действительно не хватает в Церкви. Любви и внимания. Не хочу повторяться и писать, что Ваша мысль понятна. Но социальное служение никакого отношение к исповеди не имеет. И от того, что батюшка занимается социальным служением, не означает, что он никого не исповедует. Вот у нас строится храм в деревне. Да, батюшка и строитель. А кто его будет строить? К сожалению, мы привыкли на всем готовом. Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой.
Анна, да и я не хочу повторяться, особенно если моя мысль понятна. Не возражаю против социального служения (разве что против самого выражения, звучит немного казённо — например, «дела милосердия» гораздо человечнее). Возражаю против того, чтобы социальное служение было поставлено в Церкви во главу угла, в ущерб остальному. Вы привели прекрасные цитаты из Евангелия (да и не там не прекрасных), но я больше люблю другие слова: … Жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея (Лк. 10:38-42).
Плохо, когда Марфа и Мария по неразумию меняются местами, или когда они, находясь на своём месте, мечтают о служении сестры.
Санкт-Петербург
Редактор, эти слова из Евагелия читаются на Богородичные праздники, потому что Богородица воплотила в себе и «Марфу» и «Марию», это идеальный путь. Думаю, что одни слова из Писания не могут противоречить другим. Поэтому одно другому не мешает, а дополняет. Без дел милосердия, как Вы заметили, нам тоже не спастись, слушая только Слово и не исполняя ничего из сказанного. Никто и не ставит социальное служение во главу угла, но и пренебрегать им тоже не стоит. Как я уже сказала — это продолжение в жизни во Христе. Просто Вы видите верхушку айсберга, Вы не видите,что стоит за этими словами о служении. Возможно, вы читаете сводки епарихальных новостей и отчёты, но реально, как все это происходит, Вы не видите, и у вас складывается, какой-то негативный образ. А я знаю людей, которое через это служение родили долгожданных детей. У нас много в Церкви молодых и полных сил людей, которые не обременены семьёй, и которую могут принести пользу Церкви и людям. Почему нет? Они хотят общинной жизни, иметь приход, вести активный образ жизни, а не сидеть на диване. Не вижу в этом ничего плохого и противоречащего заповедям Божьим. И хорошо, когда священник может найти применение этим силам на приходе. Не очень поняла заключение вашего комментария: кто с кем хочет меняться и мечтает о служении другого?
Санкт-Петербург
Редактор, если Вы о священнике. То как раз он в нашей время и «Марфа» и «Мария» в миру.. в особенности настоятели. Иначе не получится. Хорошо, когда есть на приходе священник, который исполняет роль духовника, а есть — казначей, но на таком приходе, о котором рассказывает второй священник такой возможности нет. Пожалуйста, приходите исповедоваться накануне на Всенощном бдении, как советует, кстати и Феофан Затворник в своём труде «Что есть духовная жизнь». Потому что Литургия — это праздник, на ней уже нужно думать не об исповеди.
Санкт-Петербург
Редактор, Вы не находите, что сайт «Ветрово» и ваша деятельность тоже является некой формой социального служения людям посредством слова?
Санкт-Петербург
Извините за многословие Возможно мои комментарии не к месту. Не до конца вникла в суть ваших комментариев. Аргументация отца Максима мне понятна и я с ней согласна, но и второй священник тоже озвучивает реальные факты и проблему — он не справляется один, на таких приходах и дьяконов нет порою, только алтарники. Когда ему самому духовной жизнью заниматься…Но из-за этого есть и другой перекос, когда ты хочешь исповедаться, а тебя не допускают из-за того, что ты не причащаешься в этот день и занимаешь время у других. Вот этому и превращается исповедь в формальность, а не таинство покаяния — только для тех, кто причащается, приходи через неделю
Санкт-Петербург
Поэтому исповедь и должна быть накануне, а не во время Литургии.
Анна, думаю, мой первый комментарий под этим видео получился невнятным, прошу прощения. Вас задели мои слова о «социальном служении», но я не думаю его хаять — напротив, рада, что есть люди, у которых хватает на это сил, любви, вдохновения. Тем более что в Церкви есть примеры святых, совместивших глубокую жизнь в Боге и деятельное служение ближнему — например, святитель Василий Великий. Но я против того, чтобы служение Марфы ставилось на первое место, и, скажем, отсутствие исповеди оправдывалось тем, что у нас слишком много забот в связи с предстоящей трапезой (это образ, не пример из жизни).
«Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой» — звучит ужасно. Но, знаете, лично для меня в Церкви нет ничего прекраснее, чем Исповедь (не формальная) и Причастие, путь даже потом ты ушёл домой, где сел на диван (а может, и лёг). И, если выбирать, пусть лучше в Церкви останется только это, а не только социальное служение.
И я знаю Храм, где много прихожан и священнику порой действительно не хватает времени на то, чтобы всех исповедовать. Но, может, ему нужен помощник? Может, нужен второй Храм? Может, не нужно причащаться всем прихожанам каждое воскресенье? Тогда, может быть, и исповедь станет менее формальной. Может быть, Вы помните, что совсем недавно во многих Храмах один священник причащал, а другой стоял неподалёку и смотрел, чтобы не причащались те, кто не был на исповеди. Сейчас насколько часто можно услышать: «Кто считает, что готов, причащайтесь!» и т. п.
Мне кажется, «социальное служение» (помощь ближнему) в Церкви рождается от того, что у тебя возникает естественное желание кому-то помочь, и ты, скажем, без всякой натуги делишься с многодетной матерью одеждой или подвозишь старушку до дома. Очень важно, что при этом ты испытываешь к ним тёплое чувство. Хорошо, если на приходе есть организатор, который скажет: «Нужно собрать деньги больному священнику или сдать кровь для прихожан, попавших в аварию». Но плохо (как я думаю), если это делается формально, пусть и качественно. Например, у меня есть знакомая многодетная семья — прихожане очень большого монастыря. Когда монастырь только открылся, люди помогали друг другу, чем могли — это была большая семья, собравшаяся вокруг духовника. Сейчас прошло время, «социальное служение» стоит в приходе на высоком уровне, но мои знакомые как-то сказали мне (примерно): «Знаешь, когда помогает батюшка, свои люди — это одно, а когда за дело берутся профессионально — совсем другое». Они, кстати, сейчас уезжают жить в село, где едва ли отлажено «социальное служение», но есть человеческие отношения с местным священником и простая жизнь.
Сайт «Ветрово» тоже возник естественным образом — по любви, из желания поделиться пусть не деньгами или продуктами, но словом. Преподобный Нил Сорский говорил о том, что милостыня, которую может подать нуждающимся монах — это именно слово. Так что лично я делюсь здесь не своим, а просто стою на раздаче, радуясь тому, что это нужно людям. Поверьте, бывает по-другому. Бывает, что настоятель Храма или монастыря ставит кого-то из прихожан перед фактом: мы должны в короткий срок создать сайт и публиковать там наши приходские новости (потому что и самого настоятеля вчера поставил перед этим фактом кто-то из епархии). После этого прихожане в поте лица своего создают сайт, потом наполняют его ненужными новостями, а настоятель сдаёт отчёты. К сожалению, так могут работать и некоторые церковные информационные агентства. Но не хочу никого обидеть, потому что лично знаю людей, которые этим занимаются. По-моему, долго так не протянешь, иначе рискуешь утратить веру. (Ещё в студенческие годы один редактор сказал мне: «Журналистика — это трамвай, с подножки которого нужно вовремя соскочить». То же можно отнести и к «информационному служению» в Церкви. Дай Бог, чтобы люди соскакивали с этой подножки в первую очередь к самим себе и, если Бог благословит, к настоящей просветительской деятельности.)
Мои слова про Марфу и Марию, которые поменялись местами, не имеют прямого отношения к разговору отца Георгия и отца Вячеслава и нашей с Вами беседе. Это скорее личные размышления. Хотелось сказать о том, что, если у тебя призвание Марии, тебе будет очень тяжело, если ты изберёшь путь Марфы, и наоборот.
Кстати, в отрывке про Марфу и Марию вывод делает сам Господь: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея. И в следующем отрывке, который на Литургии совмещают с тем, который я привела выше: Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк. 11:27-28).
Санкт-Петербург
«И я знаю Храм, где много прихожан и священнику порой действительно не хватает времени на то, чтобы всех исповедовать. Но, может, ему нужен помощник? Может, нужен второй Храм? Может, не нужно причащаться всем прихожанам каждое воскресенье? Тогда, может быть, и исповедь станет менее формальной. » — А как Вы будете определять, кто в это вс будет причащаться, а кто в другое? Или может не нужно прихожанам ходить тогда каждую сб и вс в Храм ходить, по очереди? Например, есть также прихожане, которые приходят раз в месяц на Литургию причаститься, а дальше на месяц пропадают. Может быть и всем так? Конечно, нужны еще священники, но но их нет.
«Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой» — звучит ужасно.
Но это так и есть, если храм строит государство или богатые меценаты, а я только прихожу туда исповедуюсь и причащаюсь и никак не участвую в жизни прихода. Вообще странно, мне кажется, что человек все это делает, но не является частью прихода, ни с кем не общается. Я не беру сюда частные случаи отшельничества.
Толкование Феофелакта Болгарского: «Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.
Обрати внимание и на слова: «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова.
Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа.
Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.»
Так что в это отрывке путь Марфы не порицается Христом, а порицается суета, связанная часто с путем Марфы. Что не помешало ее стать святой наравне с Марией. Выбор пути, это мне кажется, отдельный разговор. А идеальный путь — это путь Богородицы, которая совместила в себе два этих пути — и монашество и семью
Санкт-Петербург
«Мне кажется, «социальное служение» (помощь ближнему) в Церкви рождается от того, что у тебя возникает естественное желание кому-то помочь, и ты, скажем, без всякой натуги делишься с многодетной матерью одеждой или подвозишь старушку до дома. Очень важно, что при этом ты испытываешь к ним тёплое чувство. » — вот как раз, когда ты через «нехочу» это делаешь, тогда это доброе дело, и ты делаешь его ради Христа, а не ради себя или из-за теплых чувств
Анна, на мой взгляд «через не хочу» это уже подвиг. И в начале пути, надо помогать от избытка, чтобы не надорваться и сойти с пути.
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк. 13:31). Думаю, что Мария как слушающая и хранящая Слово причастна Вечному, а материальные плоды трудов Марфы, даже самые лучшие, прейдут. Вспомнилась история из книги «Несвятые святые» о схиигумене Мелхиседеке. О том, как он пережил клиническую смерть и видел ров, где в грязи валялись сделанные им прекрасные киоты и оклады для икон, и слышал слова Божией Матери: «Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы…» Конечно, речь здесь действительно о монахе, и всё же к этому призваны мы все, пусть и не в такой степени. Да, идеальный путь — это Марфа и Мария в одном лице. Большинство из нас в лучшем случае Марфы (а в худшем сидящие на диване, как Вы сказали), но Божественная литургия, исповедь, Причастие — это наша возможность побыть Марией. Поэтому думаю, что нужно беречь Таинства как зеницу ока и использовать любую возможность сидеть при ногу Иисусову, ну а возможность быть Марфой можно найти и вне церковных стен. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12:8).
Не помню, кто сказал, но для себя скопировала и часто перечитываю и делюсь с вами — Чтобы не ошибаться, не должно торопиться. Не все нам грешным суждено успеть.
И послушание себе брать по силам
Дабы не надорвавшись все начертанное Богом нам успеть.
Санкт-Петербург
Редактор, по-моему Вы по-своему видите Марфу и Марию. Я понимаю этот отрывок в свете толкования. «Деятельная добродетель» — это не материальные плоды, как и социальное служение, потому что как Господь сказал: » Так светит свет Ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» Мф 5:16-16. Люди, которые занимаются служением прославляют Отца Небесного. Иоанн Крестьянкин говорил: «Спешите делать добрые дела».
Светлана, конечно человек идёт по зову сердца туда, наверное. Настоящая христианская жизнь, по-моему вся подвиг и все по идее делается через «не хочу» часто. Вообщем, наверное, это отдельный разговор. Я этих тонкостей не знаю. Это мои домыслы
Санкт-Петербург
Редактор, я согласна с Вами про Таинства. Про дела Марфы не знаю, где их вне Церкви можно найти. Но знаю, что обе спаслись и праведные перед Господом. И в Евангелие также сказано, что многие жены ходили и служили Ему имением. А этот как раз означает, что они делали свои женские дела — готовили, кормили, стирали, ухаживали и слушали Его слово.
Санкт-Петербург
Редактор, простите, я, наверное, не правильно высказала свою мысль. Вполне возможно, что скорее я сама понимаю этот отрывок по-своему, а не так, как надо.
Санкт-Петербург
Вообщем, я пока сама не Марфа и не Мария, и вряд ли могу судить, как надо. Марфа Богу служила своим домом. Я такое не делаю
Анна, возможно, и я не совсем верные мысли выражаю, тем более — где уж мне рассуждать о Марии (а хочется, естественно, именно о ней). Конечно, и Марфа и Мария — обе праведные, обе святые. Сегодня пришло в голову, что все образы женщин в Евангелии лишены черт, которые могли бы вызвать неприятие как сугубо женские (не знаю, ясна ли эта мысль). Они всегда имеют отношение к любой человеческой душе. Как говорится в песнопении отца Романа,
Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы! http://vetrovo.ru/songs/evangelist/
Очень затянутый, но важный разговор на животрепещущую тему. В самом деле, в последнее время всё чаще приходится слышать о том, что Исповедь перед Причастием не обязательна, в отдельных Храмах она становится общей, а в некоторые дни упраздняется. В конце отец Георгий очень хорошо подводит итоги.
Его собеседник — священник-строитель, нацеленный на социальное служение, очень узнаваемый типаж. Мне, как и отцу Георгию, показалось, что он в каком-то смысле равняет себя с апостолом Павлом и приписывает свои «прогрессивные» взгляды действию Духа Святаго.
Редактор, понимаю вашу мысль, только чем плохо социальное служение? Миряне спасаются добрыми делами, если они делают их ради Господа. Социальное служение есть одно из таких дел
Анна, социальное служение — это хорошо, но между Церковью и собесом огромная разница. В Церкви людям в первую очередь оказывают духовную помощь, и не столько прихожане и священники, сколько Сам Господь. Строительство, чаепития, социальная помощь — это важно, но всё же это человеческое, а Исповедь — Таинство, которое, как все мы знаем, совершает через священника Сам Господь. Если Исповедь постепенно упразднится, а чаепития останутся, то разве это можно будет назвать церковной жизнью?
Я не противопоставляю социальное служение Церкви ее таинствам. Это продолжение жизни в Церкви. И это не человеческое, это жизнь по заповедям Божием.
Гл.25 Ст. 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
Гл.25 Ст. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Гл.25 Ст. 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
Гл.25 Ст. 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Это и есть наше социальное служение.
Поэтому мой вопрос был касательно социального служения — что плохого в нем? Социальное служение — это не чаепитие. Хотя это тоже важно. Люди должны чувствовать себя общиной, должны помогать друг другу и участвовать в жизни друг друга. И этого нам действительно не хватает в Церкви. Любви и внимания. Не хочу повторяться и писать, что Ваша мысль понятна. Но социальное служение никакого отношение к исповеди не имеет. И от того, что батюшка занимается социальным служением, не означает, что он никого не исповедует. Вот у нас строится храм в деревне. Да, батюшка и строитель. А кто его будет строить? К сожалению, мы привыкли на всем готовом. Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой.
Анна, да и я не хочу повторяться, особенно если моя мысль понятна. Не возражаю против социального служения (разве что против самого выражения, звучит немного казённо — например, «дела милосердия» гораздо человечнее). Возражаю против того, чтобы социальное служение было поставлено в Церкви во главу угла, в ущерб остальному. Вы привели прекрасные цитаты из Евангелия (да и не там не прекрасных), но я больше люблю другие слова:
… Жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея (Лк. 10:38-42).
Плохо, когда Марфа и Мария по неразумию меняются местами, или когда они, находясь на своём месте, мечтают о служении сестры.
Редактор, эти слова из Евагелия читаются на Богородичные праздники, потому что Богородица воплотила в себе и «Марфу» и «Марию», это идеальный путь. Думаю, что одни слова из Писания не могут противоречить другим. Поэтому одно другому не мешает, а дополняет. Без дел милосердия, как Вы заметили, нам тоже не спастись, слушая только Слово и не исполняя ничего из сказанного. Никто и не ставит социальное служение во главу угла, но и пренебрегать им тоже не стоит. Как я уже сказала — это продолжение в жизни во Христе. Просто Вы видите верхушку айсберга, Вы не видите,что стоит за этими словами о служении. Возможно, вы читаете сводки епарихальных новостей и отчёты, но реально, как все это происходит, Вы не видите, и у вас складывается, какой-то негативный образ. А я знаю людей, которое через это служение родили долгожданных детей. У нас много в Церкви молодых и полных сил людей, которые не обременены семьёй, и которую могут принести пользу Церкви и людям. Почему нет? Они хотят общинной жизни, иметь приход, вести активный образ жизни, а не сидеть на диване. Не вижу в этом ничего плохого и противоречащего заповедям Божьим. И хорошо, когда священник может найти применение этим силам на приходе. Не очень поняла заключение вашего комментария: кто с кем хочет меняться и мечтает о служении другого?
Редактор, если Вы о священнике. То как раз он в нашей время и «Марфа» и «Мария» в миру.. в особенности настоятели. Иначе не получится. Хорошо, когда есть на приходе священник, который исполняет роль духовника, а есть — казначей, но на таком приходе, о котором рассказывает второй священник такой возможности нет. Пожалуйста, приходите исповедоваться накануне на Всенощном бдении, как советует, кстати и Феофан Затворник в своём труде «Что есть духовная жизнь». Потому что Литургия — это праздник, на ней уже нужно думать не об исповеди.
Редактор, Вы не находите, что сайт «Ветрово» и ваша деятельность тоже является некой формой социального служения людям посредством слова?
Извините за многословие Возможно мои комментарии не к месту. Не до конца вникла в суть ваших комментариев. Аргументация отца Максима мне понятна и я с ней согласна, но и второй священник тоже озвучивает реальные факты и проблему — он не справляется один, на таких приходах и дьяконов нет порою, только алтарники. Когда ему самому духовной жизнью заниматься…Но из-за этого есть и другой перекос, когда ты хочешь исповедаться, а тебя не допускают из-за того, что ты не причащаешься в этот день и занимаешь время у других. Вот этому и превращается исповедь в формальность, а не таинство покаяния — только для тех, кто причащается, приходи через неделю
Поэтому исповедь и должна быть накануне, а не во время Литургии.
Анна, думаю, мой первый комментарий под этим видео получился невнятным, прошу прощения. Вас задели мои слова о «социальном служении», но я не думаю его хаять — напротив, рада, что есть люди, у которых хватает на это сил, любви, вдохновения. Тем более что в Церкви есть примеры святых, совместивших глубокую жизнь в Боге и деятельное служение ближнему — например, святитель Василий Великий. Но я против того, чтобы служение Марфы ставилось на первое место, и, скажем, отсутствие исповеди оправдывалось тем, что у нас слишком много забот в связи с предстоящей трапезой (это образ, не пример из жизни).
«Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой» — звучит ужасно. Но, знаете, лично для меня в Церкви нет ничего прекраснее, чем Исповедь (не формальная) и Причастие, путь даже потом ты ушёл домой, где сел на диван (а может, и лёг). И, если выбирать, пусть лучше в Церкви останется только это, а не только социальное служение.
И я знаю Храм, где много прихожан и священнику порой действительно не хватает времени на то, чтобы всех исповедовать. Но, может, ему нужен помощник? Может, нужен второй Храм? Может, не нужно причащаться всем прихожанам каждое воскресенье? Тогда, может быть, и исповедь станет менее формальной. Может быть, Вы помните, что совсем недавно во многих Храмах один священник причащал, а другой стоял неподалёку и смотрел, чтобы не причащались те, кто не был на исповеди. Сейчас насколько часто можно услышать: «Кто считает, что готов, причащайтесь!» и т. п.
Мне кажется, «социальное служение» (помощь ближнему) в Церкви рождается от того, что у тебя возникает естественное желание кому-то помочь, и ты, скажем, без всякой натуги делишься с многодетной матерью одеждой или подвозишь старушку до дома. Очень важно, что при этом ты испытываешь к ним тёплое чувство. Хорошо, если на приходе есть организатор, который скажет: «Нужно собрать деньги больному священнику или сдать кровь для прихожан, попавших в аварию». Но плохо (как я думаю), если это делается формально, пусть и качественно. Например, у меня есть знакомая многодетная семья — прихожане очень большого монастыря. Когда монастырь только открылся, люди помогали друг другу, чем могли — это была большая семья, собравшаяся вокруг духовника. Сейчас прошло время, «социальное служение» стоит в приходе на высоком уровне, но мои знакомые как-то сказали мне (примерно): «Знаешь, когда помогает батюшка, свои люди — это одно, а когда за дело берутся профессионально — совсем другое». Они, кстати, сейчас уезжают жить в село, где едва ли отлажено «социальное служение», но есть человеческие отношения с местным священником и простая жизнь.
Сайт «Ветрово» тоже возник естественным образом — по любви, из желания поделиться пусть не деньгами или продуктами, но словом. Преподобный Нил Сорский говорил о том, что милостыня, которую может подать нуждающимся монах — это именно слово. Так что лично я делюсь здесь не своим, а просто стою на раздаче, радуясь тому, что это нужно людям. Поверьте, бывает по-другому. Бывает, что настоятель Храма или монастыря ставит кого-то из прихожан перед фактом: мы должны в короткий срок создать сайт и публиковать там наши приходские новости (потому что и самого настоятеля вчера поставил перед этим фактом кто-то из епархии). После этого прихожане в поте лица своего создают сайт, потом наполняют его ненужными новостями, а настоятель сдаёт отчёты. К сожалению, так могут работать и некоторые церковные информационные агентства. Но не хочу никого обидеть, потому что лично знаю людей, которые этим занимаются. По-моему, долго так не протянешь, иначе рискуешь утратить веру. (Ещё в студенческие годы один редактор сказал мне: «Журналистика — это трамвай, с подножки которого нужно вовремя соскочить». То же можно отнести и к «информационному служению» в Церкви. Дай Бог, чтобы люди соскакивали с этой подножки в первую очередь к самим себе и, если Бог благословит, к настоящей просветительской деятельности.)
Мои слова про Марфу и Марию, которые поменялись местами, не имеют прямого отношения к разговору отца Георгия и отца Вячеслава и нашей с Вами беседе. Это скорее личные размышления. Хотелось сказать о том, что, если у тебя призвание Марии, тебе будет очень тяжело, если ты изберёшь путь Марфы, и наоборот.
Кстати, в отрывке про Марфу и Марию вывод делает сам Господь: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея. И в следующем отрывке, который на Литургии совмещают с тем, который я привела выше:
Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк. 11:27-28).
«И я знаю Храм, где много прихожан и священнику порой действительно не хватает времени на то, чтобы всех исповедовать. Но, может, ему нужен помощник? Может, нужен второй Храм? Может, не нужно причащаться всем прихожанам каждое воскресенье? Тогда, может быть, и исповедь станет менее формальной. » — А как Вы будете определять, кто в это вс будет причащаться, а кто в другое? Или может не нужно прихожанам ходить тогда каждую сб и вс в Храм ходить, по очереди? Например, есть также прихожане, которые приходят раз в месяц на Литургию причаститься, а дальше на месяц пропадают. Может быть и всем так? Конечно, нужны еще священники, но но их нет.
«Пришел, получил религиозные услуги и ушел домой» — звучит ужасно.
Но это так и есть, если храм строит государство или богатые меценаты, а я только прихожу туда исповедуюсь и причащаюсь и никак не участвую в жизни прихода. Вообще странно, мне кажется, что человек все это делает, но не является частью прихода, ни с кем не общается. Я не беру сюда частные случаи отшельничества.
Толкование Феофелакта Болгарского: «Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.
Обрати внимание и на слова: «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова.
Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа.
Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.»
Так что в это отрывке путь Марфы не порицается Христом, а порицается суета, связанная часто с путем Марфы. Что не помешало ее стать святой наравне с Марией. Выбор пути, это мне кажется, отдельный разговор. А идеальный путь — это путь Богородицы, которая совместила в себе два этих пути — и монашество и семью
«Мне кажется, «социальное служение» (помощь ближнему) в Церкви рождается от того, что у тебя возникает естественное желание кому-то помочь, и ты, скажем, без всякой натуги делишься с многодетной матерью одеждой или подвозишь старушку до дома. Очень важно, что при этом ты испытываешь к ним тёплое чувство. » — вот как раз, когда ты через «нехочу» это делаешь, тогда это доброе дело, и ты делаешь его ради Христа, а не ради себя или из-за теплых чувств
Анна, на мой взгляд «через не хочу» это уже подвиг. И в начале пути, надо помогать от избытка, чтобы не надорваться и сойти с пути.
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк. 13:31). Думаю, что Мария как слушающая и хранящая Слово причастна Вечному, а материальные плоды трудов Марфы, даже самые лучшие, прейдут. Вспомнилась история из книги «Несвятые святые» о схиигумене Мелхиседеке. О том, как он пережил клиническую смерть и видел ров, где в грязи валялись сделанные им прекрасные киоты и оклады для икон, и слышал слова Божией Матери: «Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы…» Конечно, речь здесь действительно о монахе, и всё же к этому призваны мы все, пусть и не в такой степени. Да, идеальный путь — это Марфа и Мария в одном лице. Большинство из нас в лучшем случае Марфы (а в худшем сидящие на диване, как Вы сказали), но Божественная литургия, исповедь, Причастие — это наша возможность побыть Марией. Поэтому думаю, что нужно беречь Таинства как зеницу ока и использовать любую возможность сидеть при ногу Иисусову, ну а возможность быть Марфой можно найти и вне церковных стен. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12:8).
Не помню, кто сказал, но для себя скопировала и часто перечитываю и делюсь с вами — Чтобы не ошибаться, не должно торопиться. Не все нам грешным суждено успеть.
И послушание себе брать по силам
Дабы не надорвавшись все начертанное Богом нам успеть.
Редактор, по-моему Вы по-своему видите Марфу и Марию. Я понимаю этот отрывок в свете толкования. «Деятельная добродетель» — это не материальные плоды, как и социальное служение, потому что как Господь сказал: » Так светит свет Ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» Мф 5:16-16. Люди, которые занимаются служением прославляют Отца Небесного. Иоанн Крестьянкин говорил: «Спешите делать добрые дела».
Светлана, конечно человек идёт по зову сердца туда, наверное. Настоящая христианская жизнь, по-моему вся подвиг и все по идее делается через «не хочу» часто. Вообщем, наверное, это отдельный разговор. Я этих тонкостей не знаю. Это мои домыслы
Редактор, я согласна с Вами про Таинства. Про дела Марфы не знаю, где их вне Церкви можно найти. Но знаю, что обе спаслись и праведные перед Господом. И в Евангелие также сказано, что многие жены ходили и служили Ему имением. А этот как раз означает, что они делали свои женские дела — готовили, кормили, стирали, ухаживали и слушали Его слово.
Редактор, простите, я, наверное, не правильно высказала свою мысль. Вполне возможно, что скорее я сама понимаю этот отрывок по-своему, а не так, как надо.
Вообщем, я пока сама не Марфа и не Мария, и вряд ли могу судить, как надо. Марфа Богу служила своим домом. Я такое не делаю
Анна, возможно, и я не совсем верные мысли выражаю, тем более — где уж мне рассуждать о Марии (а хочется, естественно, именно о ней). Конечно, и Марфа и Мария — обе праведные, обе святые. Сегодня пришло в голову, что все образы женщин в Евангелии лишены черт, которые могли бы вызвать неприятие как сугубо женские (не знаю, ясна ли эта мысль). Они всегда имеют отношение к любой человеческой душе. Как говорится в песнопении отца Романа,
Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы!
http://vetrovo.ru/songs/evangelist/