Я хотел бы поделиться своим мнением по вопросу о смертной казни. Вопрос этот не догматический, поэтому если вы будете придерживаться другого мнения по этому вопросу, я не вижу здесь никаких проблем, и у меня нет задачи кого-то переубеждать. Просто я хочу рассказать, как я отношусь к этому вопросу и почему я отношусь к нему именно так.
В нашей стране с 1990-х годов действуют два моратория: на вынесение приговоров о смертной казни и на исполнение этих приговоров. И введение этих двух мораториев непосредственно было связано с требованием Европы отношению к России. При этом, как тоже хорошо известно, подавляющее большинство населения России выступает за отмену этих мораториев и возвращение смертной казни в практику наказаний реальных.
Недавно после очередного резонансного убийства ребёнка был инициирован Госдумой общественный опрос. Там 80 процентов проголосовавших выступали за возвращение смертной казни. Также ещё одно СМИ запустило аналогичные опросы, и у них из нескольких тысяч проголосовавших 89 процентов выступали за возвращение смертной казни.
При столь однозначном общественном мнении некоторые представители нашей Церкви выступили против смертной казни. Ну, собственно говоря, они имеют право на собственное мнение по этому поводу, однако же меня, скажем так, смутило то, что их частное мнение в СМИ было подано как мнение Русской Православной Церкви. Вообще это не первый случай, когда личное и, мягко скажем, отнюдь не бесспорное мнение митрополита Илариона (Алфеева) в СМИ представляется как голос всей Русской Православной Церкви, что во всех отношениях некорректно и не является правдой, поскольку в Русской Церкви немалое число священнослужителей, которые имеют прямо противоположные взгляды по данному вопросу.
Утверждение о том, что будто бы смертная казнь противоречит христианству, иногда встречающееся в полемике по данному вопросу, не соответствует истине, поскольку, как известно всякому, кто читал Священное Писание, смертная казнь была установлена Самим Богом в том законе, который Он дал для избранного Им народа. Это касается не только Ветхого Завета, поскольку, как известно, во всех странах христианской цивилизации вплоть до второй половины ХХ века практиковалась смертная казнь, и слова Апостола Павла про начальника, который не напрасно носит меч для наказания преступников, говорят именно о смертной казни. Ни Господь Иисус Христос, ни апостолы не выступали против смертной казни как таковой. В истории Церкви было немало примеров, когда те или иные иерархи, подвижники ходатайствовали перед правителем о помиловании конкретных осуждённых на смертную казнь людей, но при этом они не выступали против смертной казни как таковой.
Некоторые противники смертной казни говорят о том, что она будто бы противоречит идее милосердия. Христиане говорят о милосердии, вот и надо проявить милосердие к убийцам и не казнить их. Что здесь стоит сказать: что в Боге существует и милосердие, и справедливость, и вот согласно этой справедливости, милосердие по отношению к убийцам не может быть приоритетнее, чем милосердие по отношению к их жертвам, и смертная казнь – это именно такое милосердие. Она не оставляет безнаказанным уже совершенные преступления и предотвращает совершение этих преступлений в будущем.
Противники смертной казни любят говорить, что якобы на самом деле её введение не ограничивает количеству убийств, но это попросту неправда. И в этом нетрудно убедиться.
Статистика показывает, что осуждены по статье 105 убийство во второй раз – 28 процентов, в третий раз – 27 процентов, в 4-й и более раз – 45 процентов. То есть даже не по одному разу люди совершали убийства. Отсиживали, выходили, совершали снова, отсиживали, снова выходили, снова совершали. Кроме огромного количества людей, погибших от рук рецидивистов, количества, сопоставимого с населением небольшого города, есть ещё одна группа людей, жизни которых были бы спасены в случае, если бы смертная казнь употреблялась. Речь идёт о тех случаях, когда страх смертной казни заставляет потенциального убийцу отказаться от совершения задуманного преступления.
Милосердие по отношению к жертвам убийц приоритетнее, чем милосердие по отношению к их убийцам. Кроме милосердия к жертвам, потенциальным жертвам, смертная казнь это и милосердие к родственникам жертв, которые, согласитесь, также имеют право на милосердие ничуть не меньше, чем убийцы, а на мой взгляд, больше. При существующей ныне системе убийцы, отбывающие свои сроки в местах лишения свободы, содержатся государством за счёт налогоплательщиков, в числе которых и родственники жертв этих убийц.
И дело тут, конечно, не только и не столько в экономической целесообразности, хотя и здесь, конечно, возникают вопросы о том, нет ли более приоритетов у нашего государства социальных нужд, на которые стоило бы направить такие деньги, но это абсолютно не главное. Главное в том, что фактически за деньги родственников жертв государство обеспечивает убийцам сравнительно неплохой уровень жизни. Да, это не номера люкс, но там всегда до конца жизни, если мы даже говорим о пожизненном заключении, человек-убийца будет иметь место, где поспать, что поесть, медицинское обслуживание, некоторые – досуг. На воле, для того чтобы всё это получить, нужно трудиться, а в тюрьме они всё это получают за свои преступления.
Наконец в определённом смысле смертная казнь является милосердием и по отношению к убийцам. Конечно, с этим не согласятся атеисты, гуманисты, которые считают, что только эта жизнь есть и нужно любой ценой её продлевать, но для человека верующего очевидно, что всё не ограничиваются этой жизнью, и, если уж довелось человеку совершить такой тяжкий грех как убийство, для него нужно покаяние – единственная возможность для него освободиться от столь тяжкого ужасного греха. И по множеству свидетельств именно камера смертников лучше всего располагает преступника к переосмыслению своей жизни и к покаянию. Далеко не все из них пользуются этой возможностью, безусловно. Но те, кто способен к покаянию, те пользуются. Но и те, кто не пользуются, кто является закоренелым убийцей, садистом, маньякам, для их душ лучше, чтобы их казнили до того, как они продолжат свои преступления. Но, конечно, я понимаю, что такие аргументы для людей, далёких от веры, непонятны и неприемлемы, однако у меня нет задачи их переубеждать в чём-то, я рассказываю своё мнение относительно смертной казни и объясняю, почему оно у меня именно такое.
А теперь стоит поговорить о другой стороне вопроса. Когда я читал комментарии к тем опросам Госдумы, мне бросилось в глаза, что значительное число, чуть ли не половина тех, кто выступал против восстановления смертной казни, говорили, что они на самом деле за смертную казнь в принципе, однако против её восстановления сейчас в нашей стране, поскольку они не испытывают доверия по отношению к судебной системе нашей страны. Люди убеждены, что будут обязательно судебные ошибки и огромное количество людей, которых будут обвинять несправедливо в преступлениях и соответственно подвергать смертной казни невиновных людей. Когда я читал эти комментарии, то у меня складывалось впечатление, что их авторы убеждены, будто смертная казнь будет осуществляться таким образом, что первого подозрительного человека схватили, отвели за сарай и расстреляли. Но это, мягко говоря, не так.
Никто такого не предлагает и не предполагает. Более того: ещё в восемьдесят девятом году, 30 лет назад, при тогдашнем позднем СССР, предполагалось включить в закон положение о том, что суды по назначению смертной казни должны быть судами присяжных. В настоящее время это введено как возможность по определённым категориям преступлений. Обвиняемый может затребовать себе суд присяжных, но вообще в принципе, если речь пойдёт о возвращении смертных казней, то следует сделать это обязательным, чтобы именно суд присяжных рассматривал дело и принимал решение, чтобы действительно это не зависело от конкретного судьи, чтобы это не зависело в принципе от людей, увлечённых в судейскую судебную систему. Но, собственно говоря, для того и придуман суд присяжных.
Кроме того, нужно прокомментировать вот эти все примеры судебных ошибок прошлого. Особенно часто говорят про Чикатило, что якобы за убийство Чикатило расстреляли двух невинных людей. Некоторые пишут – кучу невинных людей расстреляли. На самом деле – это фэйк. Расстреляли Кравченко – убийцу, которой ранее до этого изнасиловал и убил 10-летнюю девочку. Это не невинный человек. А Чикатило был признан невиновным в этом убийстве. Можете посмотреть в Википедии: это убийство Елены Закатновой. Там указывается, почему Чикатило не может быть признан убийцей в данном случае. И стоит отметить, что целый ряд людей считают, что Кравченко на самом деле её убил, он был убийцей. Но в любом случае, это не невинный человек. Согласно Закону Божию, свою смертную казнь он заслужил в полной мере.
Противники смертной казни приводят обычно примеры судебных ошибок из восьмидесятых-семидесятых годов прошлого века. С тех пор очень многое изменилось, был совершён прорыв в криминалистике, связанный с проведением генетических экспертиз, то есть экспертиз по ДНК. Кроме того, огромное распространение средств видеофиксации, видеокамеры повсюду, в телефонах у всех фото, видео. Сами убийцы иногда записывают на видео свои преступления. То есть в настоящих современных условиях факт судебной ошибки по данным преступлением в данном случае меньше, чем когда-либо за всю историю человечества. И то, что не приводятся примеры современные, тоже это косвенно подтверждает. Сколько у нас было приговорено различных маньяков на протяжении последних там двадцати лет, девятнадцати лет. Ну и как, были после этого факта пересмотры дела и оправдание их? Да, конечно, несмотря на все эти условия, всё равно теоретическая возможность судебной ошибки сохраняется, поэтому опять-таки для того, чтобы дать возможность оправдаться невиновному человеку, пусть смертная казнь будет осуществляться с отсрочкой, пусть это будет большая отсрочка до хотя бы и несколько лет, на протяжении которых человек может доказывать и доказать свою невиновность.
Ну и, конечно, особенно меня удивляют верующие люди, которые прибегают к этому аргументу, что нельзя вводить смертную казнь, потому что может быть судебная ошибка. Спрашивается, во времена Ветхого Завета, когда Господь дал этот закон, в том числе и о смертной казни, тогда была исключена судебная ошибка или тогда меньше была вероятность ошибочного вынесения приговора, чем сейчас, при современном развитии криминалистики? Конечно, при любой степени развития криминалистики, наверное, не исключён какой-то процент вероятности того, что невиновного человека приговорят к смертной казни. Понимали ли это люди древности? Да, понимали. Я позволю себе процитировать выдержку из интервью протоиерея Владислава Цыпина. Указав, что Церковь никогда не выступала против отмены смертной казни как таковой, он говорит, что в прежние времена правомерность применения смертной казни была очевидной – это защита общества от тяжких криминальных проявлений:
«С точки зрения догматической также очевидно: для христианского взгляда смерть не является концом жизни человека. Жизнь продолжается и за гробом, и окончательная справедливость будет обнаружена лишь на суде Божием. Поэтому, даже если имела место судебная ошибка, что, конечно, очень печально и трагично, но всё-таки это не окончательная трагедия. Человеку, незаслуженно и невиновно претерпевшему смертную казнь, за это как-то воздаётся за гробом».
И об этом есть указания в предании Церкви, в частности в житии преподобного Пафнутия Боровского, насколько я помню, есть эпизод, где он рассказывает о том, как один человек был казнён, будучи несправедливо обвинён в том, что он не совершал, и Господь даровал ему венец, то есть большую награду в Царствии Небесном за это. Также стоит вспомнить, что, когда святой князь Владимир после Крещения решил отменить смертную казнь и в итоге это привело к росту тяжких преступлений, именно Церковь его убедила вернуть смертную казнь, указывая, что он должен наказывать тяжких преступников для того, чтобы защитить своих граждан. Поскольку, как я уже указал, милосердие к жертвам приоритетнее, чем милосердие к убийцам.
Так было в древности для наших предков. Ну а как у нас сейчас, это вообще комментировать сложно, когда в нашем обществе одновременно с отменой смертной казни легально существуют аборты, то есть убийство нерождённого, действительно невинного младенца не считается преступлением, и жизнь его никак не защищается, в то время как жизнь маньяка-убийцы педофила защищается законом или государством и даже обеспечивается его содержание. Это просто безумие. И для меня лично удивительно то, что многие из тех, кто выступает против смертной казни, одновременно выступает за аборты. Кстати, высказывание таких людей о том, что смертной казни не должно быть, потому что каждая человеческая жизнь бесценна, выглядит, на мой взгляд, лицемерием и цинизмом. Если каждая человеческая жизнь бесценна, то единственное наказание, соответствующее отнятию жизни, это смертная казнь. В противном случае, как вот у нас сейчас получается, что жизнь жертвы менее ценна, чем жизнь убийцы, жизнь жертвы оценивается в шесть лет отсидки в тюрьме. Получается, что кто первым убил, того жизнь и дороже. Стоя на таких позициях, человек становится на сторону убийцы и против его жертвы. Это аморально, это немилосердно по отношению к жертве.
Ещё один аргумент, который приводится противниками смертной казни, что есть же убийцы, которые исправляются, изменяются, уходят с преступного пути. Статистику по рецидиву могут неправильно понять, сделав вывод, что если 27 процентов убийц-рецидивистов снова совершают убийство, то, значит, 73 процента становится добропорядочными гражданами. Нет. 27 процентов освободившихся убийц совершают снова убийство, а многие другие совершают изнасилования, совершают нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, другие преступления, то есть общее количество рецидива выше, чем 27 процентов. Двадцать семь процентов – это только повторное убийство.
Но, конечно же, есть среди тех, кто вышел на свободу, и люди действительно покаявшиеся, изменившие свою жизнь, в полном смысле слова исправившиеся, вернувшиеся и ставшие полезными и добрыми членами общества. Таких людей на самом деле немного, но они действительно есть, и меня могут спросить по поводу этих людей.
Во-первых, всегда на протяжении истории у правителя было право помилования осуждённых на смертную казнь. Это право, на мой взгляд, должно за правителем оставаться, и в случаях какого-то действительно деятельного покаяния и исправления человека возможно применение этого права на помилование в качестве исключения. Итак, первый момент – для покаявшихся всевозможно помилование.
Второй момент, по моему убеждению, среди тех людей, которые потом смогли найти себе силы покаяться и исправиться, очень многие бы и не пошли на убийство, если бы действовала смертная казнь. Они просто не стали бы убийцами и не оказались бы в итоге в камере смертников.
Ну а в-третьих, третья категория таких покаявшихся и при этом не помилованных вполне могла бы принять смертную казнь как епитимью, как надлежащее наказание, как очищение своё от совершённого греха. Трагедию в этом случае могут видеть только люди неверующие, которые считают, что этой земной жизнью всё ограничивается. Для человека верующего здесь нет трагедии, здесь есть вершина покаяния, и у нас в святцах есть люди – бывшие убийцы раскаявшиеся, и при этом нередко описывается, что они сами искали для себя воздаяния и смертной казни, либо же насильственной смерти.
Таково моё мнение по вопросу о смертной казни. Я прекрасно понимаю, что оно ни на что не повлияет, и это положение вещей, которое у нас сейчас в стране сложилось в отношении наказания за тяжкие преступления, таким, скорее всего, и останется. Мне показалось не лишним дать, по крайней мере, какую-то нравственную оценку этому. Напомню тогда слова Святейшего Патриарха Кирилла:
«Господь Иисус Христос Сам был распят, Он прошёл через смертную казнь. Но ведь Он нигде не сказал, что нельзя казнить преступников, и у святых отцов мы этого не находим. Поэтому отказ от смертной казни является не следствием христианской традиции, а результатом новой либеральной философской идеи, которая появилась в западноевропейском пространстве, и в нашей стране мораторий на смертную казнь появился не из-за каких-то там гуманных соображений о ценности человеческой жизни, а исключительно по политическим мотивам из-за того, что тогдашний правитель прогнулся под требования других государств, навязывающих остальным государствам свою либеральную философию».
И, к слову говоря, несмотря на то, что в прошедшие годы статистика официально фиксирует снижение убийств, очень большое снижение убийств, мы всё равно до сих пор так и не достигли такого низкого уровня совершения убийств, какой имеется в соседней Белоруссии, где применяется смертная казнь.
Многие православные люди, которые являются противниками смертной казни, предлагают ещё один «серьёзный аргумент» против смертной казни: что тогда же будут палачи, существование смертной казни предполагает существование палачей. Как я понял, в представлении этих людей палач – это что-то такое мерзкое, скверное. Честно говоря, я не видел, не встречал у святых отцов такого отношения к тем, кто выполнял такую работу. И сейчас, например, когда солдаты спецназа убивают террористов, для того, чтобы спасти захваченных ими заложников, никто из вменяемых людей этим не возмущается, никто не говорит: ну как же они посмели отнять человеческую жизнь, никто не говорит: а вдруг, если они ещё бы продолжали переговоры с террористами, те бы передумали и отпустили заложников сами. Никто не воспринимает этих солдат и их работу как что-то скверное, наоборот, их воспринимают как защитников, которыми они и являются, потому что они защитили невинных от убийц, лишив убийц жизни. Палач, по сути, делает то же самое. Однако, как бы ни относиться к палачам, данный аргумент, на мой взгляд, в принципе не имеет силы, поскольку сейчас, при современном развитии технологий, вполне можно было бы, если будет соответствующая задача, построить такую систему, которая будет осуществлять казни преступников без участия палача в принципе.
Другой аргумент противников смертной казни –это то, что у нас несовершенная система правосудия, при которой сажают невиновных. И я с этим не спорю. Однако, на мой взгляд, это не может быть аргументом к тому, чтобы продолжалась та же ситуация, которая сейчас. Менять надо систему таким образом, чтобы не было осужденных невиновных. Хотя, надо сказать, что и при нынешней системе вы, противники смертной казни, можете привести хотя бы один пример, чтобы за последние пятнадцать лет невиновного осудили на пожизненное заключение? Раньше такой человек, которого сейчас осуждают на пожизненное, получал бы смертную казнь. Вот за последние пятнадцать лет невиновного у кого-то судили? В 70-е, 60-е, 80-е годы прошлого века такое могло быть, а сейчас ни одного конкретного примера мои оппоненты мне не привели. Но, конечно, я не говорю, что система идеальна, однако я вижу вот этот аргумент таким образом, что у нас, если вести смертную казнь, то могут казнить невиновных в силу несовершенства нашей системы. Поэтому давайте оставим другое несовершенство нашей системы, которое выпускает убийц, в том числе убийц-рецидивистов на свободу, чтобы они снова убивали других людей.
Нет, извините, не кажется этот аргумент логичным: чтобы кого-то случайно не казнили невиновного, давайте позволим и дальше на свободе убивать в десятки или тысячи раз больше невиновных. На мой взгляд, исправлять нужно и то, и другое, чтобы и убийцы не гуляли на свободе и не убивали снова, с одной стороны, и с другой стороны, чтобы не казнили невиновных. Именно в этом моя позиция.
И последнее, что скажу: из тех людей, которые очень спорили со мной, очень многие почему-то ставят себя на место убийц. Меня это удивляет. Почему бы не ставить себя на место их жертв или родственников их жертв? Может быть, в этом случае мы посмотрели бы на ситуацию по-другому. Неужели убийца-маньяк больше заслуживает того, чтобы мы с ним солидаризировались, чем его жертвы? Лично я так не считаю, но ещё раз скажу: это вопрос не догматический, поэтому если вы имеете другое мнение, это ваше дело. Моё мнение я выразил, ну и моим оппонентам особенно не стоит беспокоиться ввиду того, что нет никаких признаков того, что власть собирается прислушаться к моему мнению.
Видео: Канал иерея Георгия Максимова, 20 января 2020
Текст: сайт «Благодатный огонь»
«За смертную ли я казнь? Не боюсь ли ошибок правосудия? Обычно второй вопрос приводят как последний, самый веский довод, снимающий все сомнения: пока возможны ошибки — смертная казнь недопустима! Ладно бы на это ссылались неверующие! Но когда священники говорят об этом — хочется одёрнуть: не показывай своего неверия в Промысл Божий! Ведь только Своим угодникам Господь открывал время отхода. Рано или поздно отходить придётся, и как думаете: к Вечности лучше приготовиться в камере для пожизненно осуждённых или в камере смертников?
И всё же, за смертную ли я казнь? Не стану никому желать смерти, приведу слова Григория Богослова: «Если не умрём теперь, то разве никогда не умрём? Разве никогда не воздадим должного природе? Лучше обратим в дар, что надобно уступать по необходимости: перехитрим смерть; всем общее обратим в свою собственность, и ценою смерти купим жизнь. Ни один из нас да не будет животолюбив и робок» (Слово 16-е, на память святых мучеников Маккавеев).
Чем гнить неведомо сколько, я почёл бы за Милость Божию, если бы мне сказали день и час, когда за мной придут. Приготовился бы к генеральной исповеди, пособоровался, Причастился и… с Богом к Богу! Последние дни старался бы жить настоящим подвижником, что почти невозможно при пожизненном сроке. Какое расстояние легче пробежать — пятьдесят метров или пятьдесят километров? Если пятьдесят метров пробежит или пройдёт любой, то пятьдесят километров осилят редкие единицы. А ведь главное — дойти, достойно приготовиться к встрече со Христом, чему более способствует смертная казнь, а не пожизненное заключение.
Если бы я был великим подвижником, имел дар молитвы и был уверен, что долгие годы меня не расслабят, что изо дня в день буду восходить, возрастать духовно, что мне не повредит пожизненный срок — положился бы на решение судей. Но так как я обычный человек и не имею уверенности, что буду постоянно восходить, и просто опасаюсь за свою душу — посчитал бы благом для себя воплотить в жизнь слова святителя Григория. (Так думаю сейчас, находясь в уединении, после молитвы; хотелось бы, чтобы так и было, но ручаться, что так и будет — и неразумно, и самонадеянно.)»
Иеромонах Роман. «Не сообразуйтеся веку сему»
https://vetrovo.ru/prose/ne-soobrazujtesya-veku-semu/
Когда поднялась эта тема, я сильно не задумывалась над этим, хотя и не знала КАК правильно. Но сегодня читая эту статью, вспомнила Елисавету Феодоровну. Вот отрывок её жития на эту тему.
«На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».
— «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елисавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено».
Были недавно такие же мысли, что их (террористов) будут кормить, следить за ними на протяжении многих лет, и какой смысл в этом? Можно вспомнить ссылки террористов при Царской России. Стоило Керенскому подписать амнистию, и они все вернулись и сотворили Октябрьскую революцию и все остальное.
Может быть обычные люди против смертной казни, потому что боятся брать на себя право лишать кого-то жизни
главное, чтобы люди не глумились и не злорадствовать при этом. как было раньше при публичных казнях
И, кстати, палача в Царское время было найти довольно сложно. Никто им не хотел быть
Об этом хорошо рассказывать в рассказе Путилова из книги «40 лет среди воров и преступников»
Ничего не имею против смертной казни, но один вопрос рецидивисты явно получали не пожизненное, а 6-8 лет, соответственно, при введении смертной казни, как изменится правоприменение, будет также от 6 лет до смертной казни и те кто получил 6 лет, также получит свои 6 лет и будет снова рецидивистом. Второй момент, дознание и правоприменение, если в советское время 2 человек успели казнить пока не поймали Чикатило, то сейчас навряд ли качество дознания и судьи стали лучше.
И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века (Пс. 105: 30, 31).
Златоуст толкует: Слово «сечь» Симмах перевел: «погром». История свидетельствует, что Финеес, взяв копье, пронзил Замврия, блудодействовавшего с моавитянкой, и вместе с ним убил и женщину (Числ.25 и след.). Одобрив его ревность, Бог похвалил его и остановил наказание, поражавшее народ. Так, след., сильна праведность одного мужа, что прекращает общий погром.
https://bible.optina.ru/old:ps:105:30
1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их.
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.
4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье,
8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.
10 И сказал Господь Моисею, говоря:
11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;
12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,
13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых (Чис. 25:1-13).
Смотрите, что произошло. Во-1-х, убийство совершает священник, во-2-х, сразу двух, в-3-х, самочинно… И всё это награждается от Бога ― заветом мира («Я даю ему Мой завет мира») и вечным священством. Вот пример, когда убийство было вменено Богом в праведность. Смертная казнь, произведённая Финеесом, остановила огонь ревности Божией, которым могли быть сожжены гораздо более 24 тысяч, названных в 9-ом стихе.
Лопухин А.П.: «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» (Чис. 25:9). Апостол Павел считает (1 Кор X:8) погибших не 24, а 23 тысячи, держась иудейского предания, по которому тысяча людей умерли не от «язвы», а от меча по приговору Моисея и судей.