col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Диакон Алексий Попов. Сергей Масленников и его ошибочное восприятие темы покаяния

Сергей Михайлович Масленников – писатель и лектор, который через активную деятельность в церковном поле распространил свои издания и аудио- и видеолекции, содержащие ряд неточностей и отклонений от православного вероучения. В его выступлениях особо выделяется тема покаяния, которая раскрывается им якобы на основе трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. Прежде чем познакомиться с заблуждениями Масленникова и дать им комментарий, познакомимся с ним самим.

Сергей Масленников. tatmitropolia.ru

О Сергее Михайловиче Масленникове известно не так много: он родился в 1961 году и до принятия Святого Крещения в 1994 году окончил светский университет и занимался деятельностью в миру. Затем он стал совмещать с мирской работой приходские труды.

Он начал преподавать в воскресной школе для взрослых и проводить огласительные беседы, где по неизвестной причине сделал акцент только на трудах святителя Игнатия Кавказского. Высшего духовного образования Масленников не имеет.

В 2015 году Издательский совет Русской Православной Церкви отозвал свой гриф от книг Сергея Масленникова в связи с обнаруженными в них догматическими и вероучительными заблуждениями. Масленников не признал своей вины и обвинил российского сектоведа Александра Дворкина и иных своих критиков в заговоре.

Заблуждения Масленникова на примере темы покаяния

Одно из заблуждений Сергея Масленникова касается темы покаяния. Ее он развивает в своих брошюрах, особенно в «Дневнике кающегося», который представляет собой перечень поступков, которые, по мнению автора, является злодеяниями. Стоит заметить, что это издание по структуре похоже на книгу «В помощь кающемуся», составленную на основе трудов святителя Игнатия (Брянчанинова).

В разделе «Печаль» Масленников пишет: «Отрекались от спасительного креста – бежали от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божией воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной».

Считается ли в таком случае неоднократное бегство святителя Афанасия Великого от ареста и еретиков-ариан грехом? И разве говорится в Священном Писании, что христианин, зная о надвигающейся на него опасности, должен сложить руки и оставаться на месте?

Относительно вопроса частоты причащения Сергей Масленников однозначно утверждает, что тот, кто не причащается три воскресных дня подряд, сам себя отлучает от Церкви: он ссылается на 80-е правило VI Вселенского Собора. Упомянутый канон гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

Как можно увидеть, здесь говорится о посещении храма, а не о причащении. Почему? Потому что частота принятия Тела и Крови Христовых устанавливается в соответствии с духовной жизнью человека по благословению духовника, о чем прямо говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом Русской Православной Церковью 2–3 февраля 2015 года.

Известный миссионер, священник Георгий Максимов, размышляя о «Дневнике кающегося», подмечает, что человек, который пользуется для подготовки к исповеди данной брошюрой, где не раскрывается грех, а лишь идет перечисление поступков, подобен тому, кто пришел в ресторан и выбирает в меню то, что ему сегодня сказать в храме священнику. При этом мирянин может быть далек от покаянного настроя.

Какие еще поступки Масленников представляет в качестве злодеяний? Например, желание добавить к пище приправы, пить чай и есть перед сном, если человек не смог полностью выдержать пост (хотя бывают медицинские противопоказания, но об этом автор «Дневника» вовсе не пишет), вкушение шоколада, долгоспание (по времени не указано сколько), пожелания друг другу здоровья как самого главного в жизни, использование косметики, неумеренность в интимной жизни супругов. Злодеянием также считается, если люди не оплакивали грехи детей, как свои собственные, и не учили детей молитвам. И это лишь небольшой список не существующих на самом деле грехов.

Проблема Сергея Масленникова заключается в ошибочном понимании покаяния: получается, что человек должен признать за собой не конкретные грехи, а проговорить дела, уже выписанные автором в «Дневнике кающегося», на исповеди. При этом не раскрывается, почему то или иное деяние признается отступлением от Бога. Мало того, что в этом нет Божественной любви и, как следствие, икономии, так здесь отсутствует и всякое понимание истинного греха. Покаяние – это изменение жизни через соблюдение конкретных заповедей Господних. Нигде в Священном Писании Творец не запрещает, например, вкушать шоколад и не обязывает родителей оплакивать грехи своих чад.

После прочтения трудов Сергея Масленникова остается горький привкус скорби. Проповеднику – будь он мирянин или священнослужитель – необходимо брать пример с ветхозаветных пророков: они после сокрушительного обличения человеческих пороков и обещаний о возмездии за их злодеяния всегда говорили о том, что согрешившие смогут избежать наказания, если принесут покаяние. Яркий тому пример – пророк Иона.

Покаяние всегда заключалось не в механическом действии (не в перечислении согрешений и не в приношении жертв), а в изменении жизни и четком следовании Господним заповедям: эта мысль в трудах Масленникова не прослеживается.

Исполняющий обязанности руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О. В. Костишак в своем комментарии трудов Сергея Масленникова отметил, что из знаменитой фразы преподобного Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» горе-лектор оставил только первую ее часть – идет акцент на грехе, отсутствует упование на Божественную милость.

Со временем обязательно найдется человек, который, познакомившись со всем письменным наследием Масленникова, издаст полноценный критический комментарий, показав его заблуждения. Однако и представленной информации достаточно для того, чтобы окончательно решить для себя никогда не обращаться к вредоносным трудам С. М. Масленникова.

Не отчаиваться, а идти к Богу

Но что нужно при этом знать православному христианину о покаянии? Чего нет в трудах Сергея Михайловича?

Человек должен соотносить свою жизнь с десятью ветхозаветными заповедями и с евангельским учением. Покаяние – это осознание того, что ты сделал нечто такое, что идет вразрез с Господними установлениями. Принося покаяние в молитве и на исповеди, мы испрашиваем у Господа прощения за конкретные грехи и просим помощи в борьбе с ними.

В греховном падении ни в коем случае нельзя отчаиваться – по этому поводу святитель Иоанн Златоуст пишет: «Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать; то, чтобы произвольно делая зло и пребывая в беспечности, помыслами отчаяния прикрывать слабость воли» («К Феодору падшему увещевание»). Это не означает, что нужно осознанно грешить: все люди, вследствие грехопадения, склонны более ко злу, нежели к добру, поэтому даже при борьбе человек где-то, но будет духовно падать. И в моменты падения важно не отчаиваться, не лежать в этой мерзости и не наслаждаться ею, а вставать, отряхиваться и идти дальше навстречу Богу.

Диакон Алексий Попов
Cайт Сретенского монастыря
17 октября 2024

Заметки на полях

  • Самара

    А что насчет других «вероучительных» книг, с ними все в порядке? Даже перечислять их нет смысла 90 % такой муры пылится на полках с такими неточностями отклонениями от православного вероучения, что волосы дыбом встают.Книжки Кочеткова, Осипова,Сурожского, Кананоса как были так и остаются в свободной продаже, а «молитвословы» с «сильными молитвами» и «акафистами за единоумершего», «за грех аборта» и о «женском счастье». Может о величине процента просто не договорились?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

О временах года с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок