col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков). Что такое «хороший»?

Раз­ные лю­ди по-раз­но­му по­ни­ма­ли сло­во это.

Но вся­кий со­гла­сит­ся, что в этом сло­ве нуж­но ис­кать тот смысл, ко­то­рый сам на­род ви­дит в нём… Или по край­ней ме­ре, ви­дел. А ви­дел он в хо­ро­шем че­ло­ве­ке – доб­ро­ту, прос­то­ту, скром­ность… О люб­ви рус­ский че­ло­век не лю­бил го­во­рить: вы­со­ко уж очень!

Ну, еще и терпение ценил; смирение уважал. Это – добродетели христианские, а пожалуй – общечеловеческие… Христианство довело их до вершины, до конца. Ведь и христианство само по себе есть вершина религий. Оно не только выросло и переросло еврейство; но и вообще – всякую религию.

Для выяснения этого понятия я, между прочим, расскажу еще один факт, бывший со мною.

Я был еще студентом духовной академии. Однажды я зашел к Епископу… И в разговоре, − я уже не помню о ком и о чем – стал хвалить кого-то: он хороший, хороший…

И думалось мне, что я не плохо говорил, − не бранил, не осуждал никого… Даже, вероятно, думал о себе, что через эту похвалу другого я сам стал хорошим. Кончил разговор… Молчим…

Вдруг, то есть неожиданно для меня, Епископ задаёт мне вопрос:

− Хороший-то хороший… Да ведь как узнать: кто хороший-то?

И он вопросительно, молча, стал смотреть мне в глаза, ожидая ответа от меня.

Я тогда уже читал духовную литературу; в особенности – творения святых отцов; и потому без особенного затруднения ответил Епископу:

−Хороший тот, кто – смирен.

−Да, так-то так. Но как узнать, что ты смирен?!

Вероятно, он прозрел моё несмирение внутри души и скрытое самолюбование тем, потому и спросил так. А может быть, он действительно считал, что «смирение» – недостаточно определенно и ясно тут. Не знаю. И на этот вопрос его я далее не мог отвечать. И по этому, поневоле смирившись, спросил:

− А как же, владыка?

Он, немного помедлив, сказал:

− Хороший тот, кто искренно, в сознании своём, считает себя не хорошим!

Потом, еще помолчав немного, продолжал:

− Тот только начинает быть хорошим.

Эти слова врезались мне в память. Вот прошло уже около тридцати пяти лет после того, а я их помню. Но этого мало, что помню; а я понял опытно, как был справедлив владыка, определяя: что такое «хороший». Действительно, пока человек думает о себе или о другом, что он – хорош; он − на самом деле плох еще. Такой человек, в сущности, горд; а гордость нам всегда и противна, и тяжела (во всяком случае – в другом, а не в себе). И только с той поры, когда мы видим, что другой не думает о себе хорошо и высоко, а считает себя низким, плохим, нехорошим; тогда тот начинает нравиться. А нравится нам «хорошее». Даже, если я – плохой, но хорошее я люблю: оно – родное мне и светлое…

Митрополит Вениамин (Федченков)
Из книги «Хорошие люди. Из «Записок архиерея»». М.: Правило веры, 2010

Заметки на полях

  • И наблюдаем во временной жизни земного пребывания в хо­ро­шем че­ло­ве­ке – доб­ро­ту, прос­то­ту, скром­ность…

  • Москва

    Спасибо, Ольга Сергеевна, всё просто и понятно!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //