В 2020 году в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел сборник писем митрополита Вениамина (Федченкова) к поэтессе Надежде Павлович. Надежда Павлович была духовной дочерью и помощницей преподобного Нектария Оптинского и оставила о нём воспоминания. Благодаря ей после революции отец Нектарий получил разрешение жить недалеко от закрытой Оптиной пустыни, в селе Холмищи, куда она приезжала до самой кончины старца в 1928 году. По его благословению Надежда Павлович стала сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея и получила от старца напутствие — помнить Оптину и заботиться о ней.
Изданная переписка относится к концу сороковых — пятидесятым годам. Очевидно, что митрополит Вениамин и Надежда Павлович обменивались своими сочинениями, прося друг у друга совета, и, кроме того, обсуждали иные вопросы, в том числе церковной жизни. К сожалению, из-за того, что не найдены ответные письма Надежды Павлович, смысл некоторых писем митрополита Вениамина ясен не до конца, многие фрагменты носят отрывистый характер. Тем не менее, ценны и они — не только суждениями митрополита, но и тем сердечным теплом, которое чувствуется за его простыми словами.
Публикуем одно из этих писем.
* * *
Х<ристос> В<оскресе>
Глубокоуважаемая о Господе Надежда Александровна!
Получил Ваше письмо — с «жемчужинами» о св. Великомученице Варваре. Спасибо!
Думаю, ответ дойдёт ещё до 5/V. Отвечаю.
1. За поправку стихов тоже благодарю. Но в расценке «поэзии» расхожусь с Вами. Не столько нужна нам литературная обработка, сколько духовное содержание. В стихах его (о. А. С.) изложено участие священника во всех 7 таинствах и во всей жизни человека: «от колыбели до постели». И притом — коротко, максимами, идеями. И потом нужны «рифмы».
Ну, и образы — не плохо! Но первое — важнее всего. Вы, литераторы, думаете иначе: не спорю!
2. Адрес автора: Вентспилс (= Виндава) ул. Плосту, N 8. Но едва ли он оттуда поедет для встречи, чтобы получить указания о поэзии: она у него — «между прочим», поделье, а не дело. Впрочем, как хотите.
3. Слава Богу, что радостно провели время в Киеве! Электричество — Вам показалось «ужасным». Не спорю. Но сначала вообще электричество считалось чем-то нетерпимым в Церквах; а теперь? Точно также — и громкоговорители были неприемлемы в храме. А в Москве, у отца Смирнова (на Москворечье)[1], всё же провели их; ибо ½ храма не могут разобрать моих проповедей, хотя я и говорю раздельно и изо всей силы. Монахиня Марфа (82 лет) ведь ничего Вам не возражала? Она интересуется только святою. — А свечи (по святому Серафиму) ставят на подсвечниках.
Прошу молитв. Старею (особенно головой, ногами и в письме).
† Недост<ойный> М<итрополит> Вениамин
[Приписка] Кстати: Преподобный Сергий держал перо уже целой ладонью, а не пальцами, — когда писал.
24.04.1953
[1] Прот. Александр Смирнов, настоятель Николо-Кузнецкого храма Москвы с 1943 по 1950 г. ↩
Из книги «Побеждайте молитвой!..» Письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2020
Верно, важнее духовное содержание. А при гармонии содержания и формы (литературной обработки) и рождаются богодухновенные стихи… — явление редчайшее!..
Думаю (и даже убеждена), что гармония и Богодухновенность — не одно и то же.
Согласна, здесь произнесла не совсем удачное слово «гармония». Лучше, наверно, «единство» или
«сответствие».
Богодухновенность — от дыхания Духа. Гармония, единство, согласие могут присутствовать в произведении искусства, будить наши чувства, заставлять радоваться или страдать, но это не значит, что это произведение родилось по вдохновению Духа Святого. Богодухновенно Священное Писание. Гармоничны стихи Пушкина.
Спасибо, Ольга Сергеевна, за чёткое и правильное разъяснение!
Мне хотелось (но не получилось!) сказать, что если не «прихрамывает» форма, то воздействие духовного содержания сильнее. Порой лучше бы донести свою мысль прозой, чем неуклюжими стихами.
О стихах Пушкина не спорю, но мне больше по душе его проза.