Кто о чем, а… богословские модернисты о церковной реформе. Кризисная социальная ситуация в стране, серьезно затронувшая и Церковь, активно используется идеологами церковного обновления как неопровержимый аргумент самой жизни, якобы подтверждающий их правоту; как трамплин для реализации своих чаяний и ускорения внедрения в жизнь самых смелых своих проектов.
«Сегодня у многих прихожан впервые вдруг возник вопрос: а что, так можно? И так всегда было можно? Мы сами, оказывается, можем решать гораздо больше, чем думали?» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги). То есть все те кризисные полумеры, паллиативы и эрзацы (отдаленные подобия и искусственные подделки), которыми священноначалие пытается хоть как-то компенсировать понесенный Церковью ущерб, болезненно нарушившийся строй церковной жизни (как-то: видеотрансляции богослужений для «онлайн-прихожан» вместо благочестивого участия верных в литургии; санитарная обработка используемых в Евхаристии священных предметов; почитание икон «на социально безопасном расстоянии»; Таинство Исповеди по скайпу или телефону и т.п.), все это, оказывается, не только «можно», но и давно уже было нужно внедрять в церковную практику… Все это никакие не вынужденные замены полноценных священнодействий, но их насущные обновления, на которые Сам Бог подталкивает Свой неповоротливый народ с помощью внешних факторов, посредством значительного изменения социально-политической ситуации в стране и мире.
«И вот сейчас, в эти дни, происходит нечто невероятное. Я и не мог предположить, что сам, своими глазами, увижу, как эта “неприкосновенная статуя” [когда-то я сравнивал Церковь с фарфоровой куклой – над которой все дрожат, боясь её коснуться – ведь она настолько старая и ветхая, что может рассыпаться в прах] вдруг покрывается трещинами и – реально оживает! Оказывается, под этим многовековыми наслоениями всё ещё сохранялась в глубине жизнь – правда, не особо проявляя себя! <…> она оживает очень постепенно, не спеша – но игнорировать это уже невозможно! За какие-то несколько недель в церковной жизни произошло столько перемен, сколько не было за десятки – да и более – лет! Оказывается, Оттуда, Сверху, – или, точнее, изнутри – могут очень даже внятно отвечать! Только не словами – цена которым давно уже близится к нулю – а всей ситуацией» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги).
Иными словами, у реформатора и Господь Бог – реформатор «в душе». И вот, будучи в не силах более ждать, когда церковный люд восстанет от летаргического сна «обрядоверия», Он начинает тормошить его импульсами извне, будить его внешними воздействиями. «Помните, у пророка Исайи – новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; Мне тяжело нести их… (Ис.1:14). Вот и мы теперь сидим по домам, может, что-то до нас быстрее дойдет без привычной праздничной суеты, в которой едва ли успевали вспомнить про Самое Главное, что не в пасочках, и куличиках, и крашенках… Можно ли было себе раньше представить, что войдя в храм, ни к одной иконе не приложишься? А Бог задаёт нам вопросы, один за одним: “Посмотрим, как сможете вы Мне молиться без лобызаний и поклонений этим образам? Благодать в сердце может приходить и без физического присутствия в храме? Потрясающее открытие, говорите? То ли ещё будет, поверьте! Всё только начинается! А как ваше отношение к духовенству – без смиренного лобызания десниц? Изменилось ли? Удаётся ли теперь и в них распознавать таких же человеков – как и вы сами? А Чаша с Моими Телом и Кровью? Сильно ли смутили вас высшие чины иерархии – предписав соблюдать элементарные требования гигиены даже во время причащения – огнь-то огнём, но и требования безопасности, оказывается, никто не отменял! Более того: теперь и самый главный праздник – Воскресение Христово – будете встречать по домам, без причащения – словно непостившиеся безбожники – потому что никаких сил духовенству не хватит к каждому прихожанину приехать на дом? А сможете ли вы в такой ситуации – которую Я специально создал! – не потерять веру, не впасть в уныние, пережить в самой глубине Моё – не ваше! – Воскресение?…”» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги).
То есть очевидный характер Божьего посещения, который носит сложившаяся ситуация (невозможность для большинства прихожан полноценно участвовать в церковной жизни, значительное сокращение или полное табу на участие в Таинствах для верных, наконец, растущее число заболеваний и смертей духовенства за время эпидемии) спекулятивно предносится «вирусным богословием» как, наоборот, животворное действие Промысла, направленное на усовершенствование Церкви; как не наказание, но, напротив, милость Бога, Посылающего Дому Своему дары большие тех, что посылались Им прежде, Вливающего, тем самым, вино молодое в мехи ветхие (Мф. 9:17)… И это представляется гораздо циничнее и богословски деструктивнее, чем «некролог» протодиакона Андрея Кураева на смерть протоиерея Александра Агейкина, после которого последовало его запрещение в служении, поскольку кощунственные словеса здесь направлены уже не в адрес одного своего брата во Христе, но в адрес всей Церкви и даже, более того, в отношении Провидения и Промысла.
Так, например, другой «пророк Исайя» церковной реформы и богословского модернизма прямо говорит о том, что Бог посредством пандемии, дескать, «очищает» Церковь от устаревших элементов, «решительно сбрасывает со Своего Тела старую застывшую оболочку» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги), метафорически подразумевая под этим уже не только обновление богослужебного строя и внедрение каких-то новых обрядовых практик и технологий, но обновление («естественный отбор») и «личного состава» Церкви. «Может показаться, что я жесток, или ненавижу определенную группу, но давайте поразмыслим. Сейчас именно фундаменталисты пренебрегают санитарными правилами, установленными, чтобы верующие могли избежать заражения. С другой стороны — именно так называемые «модернисты» сейчас ведут себя наиболее разумно — сидят в самоизоляции, ходят в масках в общественных местах, в том числе и в церкви, протирают лжицу на службе. Исход — после окончания карантина в его наихудшем варианте, не останется фарисейски-настроенных прихожан, которые мешали развиваться богослужению, обучению общины» (Академия порядочных семинаристов).
И при этом они не только не испытывают в отношении себя никаких прещений (как д. Андрей Кураев), но, напротив, чувствуют себя в Церкви весьма востребованными. Эйфория этого сознания (сознания того, что пришло их время) и рождает на свет такие гностические «откровения» и «пророчества», лишний раз демонстрируя, насколько духовно чужды Церкви носители этой идеологии. Как говорится, что русскому (православному) – смерть, то немцу (реформату) – хорошо.
Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
20 мая 2020
Да, уже давно ощущение, что пришло время вот таких людей. Видимо, «по Сеньке и шапка». Как то страшновато даже, насколько далеко это все зайдет среди именно верующих. Как бы в это время на заблудиться. Спасибо.
Пугает экспрессивный «монолог Бога», написанный отцом Павлом. Вот она, разница между беллетристикой и пророчеством.
Редактор, да, жутковато, как-то, в особенности «Мое Воскресение, не ваше»….звучит как-то…не знаю как сказать…злобно..и в этом смысл, разве нет? Если Христос Воскресе, то и мы можем вместе с Ним. А если оно не наше, то не для нас? Вообщем, читать его статью не хочу. Надеюсь, что у него есть достойные оппоненты на эту тему. И будет критика.
Это было давно. Лет семнадцать назад. Учился я в духовной семинарии, и один из предметов вёл отец Павел Великанов. Помню его совет прочитать «Расторжение брака» Льюиса. Батюшка уже тогда был настолько широк во взглядах, что советовал читать художественную литературу, а не творения святителя Иоанна Златоуста. А недавно видел ролик, где отец Павел советует огородникам устраивать грядки на насыпанных поверх пустых пластиковых бутылок земле, потому что земля на них прогревается раньше и лучше.
Это, конечно, мудро, но, по-моему, это всё равно, что на мусорной свалке огород разводить. Пластик разлагается и «питает» собою растения. Эти бутылки под грядками всё равно, что книги Льюиса в основании образования.
«Эти бутылки под грядками всё равно, что книги Льюиса в основании /семинарского/ образования.» Меткое сравнение, о. Георгий. «Неопатристический синтез», он именно таков по своей структуре: в основании лежат светские идеологемы, а фасад — «греческая патристика».
Рыба тухнет с головы, все спускается сверху. Очень печально что руководящие посты в церкви на данный момент занимают реформаторы модернисты и плюс еще экуменисты.