«20 апреля 2020 года Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой о продлении режима ограничений посещения храмов, ранее установленного 11 апреля 2020 года. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла данное постановление подлежит исполнению настоятелями приходов и подворий, а также наместниками и игумениями ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, которым в срок до 28 апреля 2020 года включительно благословляется совершать богослужения только при участии клира храма, а также необходимого количества сотрудников и волонтеров <…> а также лиц, присутствие которых необходимо <…> для проведения онлайн-трансляций богослужений» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5625250.html ).
Восстанавливая хронологию и причинно-следственную связь административных решений, приведших ситуацию к такому печальному и, по сути, антиканоническому положению вещей в Церкви (отлучению от участия в богослужении и Таинствах подавляющего большинства народа Божия), прежде всего, необходимо указать на одно из заявлений президента России в связи с продолжающимся распространением нового вируса в стране. В этом заявлении он предупредил представителей местных властей о том, что легкомыслие в борьбе с эпидемией будет иметь для них самые серьезные последствия. («Совсем недавно мы проводили совещание со всеми субъектами РФ. Я еще раз хочу на это обратить внимание: если не будет что-то вовремя доделано, буду рассматривать это как преступную халатность, и со всеми вытекающими последствиями, не только административного характера».)
Данное высказывание президента заставило губернаторов незамедлительно отреагировать, усилив меры профилактики заболевания среди населения, и в приказном порядке закрыть храмы для посещения гражданами или напрямую, или посредством предписаний местных отделений Роспотребнадзора. Так, например, в последующем Постановлении губернатора Пензенской области И. А. Белозерцева говорится: «В связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) …Постановляю… Внести в постановление Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» …следующие изменения: …Запретить с 15.04.2020 по 30.04.2020 …посещение гражданами культовых помещений, зданий и сооружений, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий. …Рекомендовать религиозным объединениям с 15.04.2020 по 30.04.2020 приостановить деятельность мест совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также исключить их проведение вне мест их совершения, за исключением отпевания умершего при соблюдении санитарно-профилактических мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Мотивы данного решения светских властей понять нетрудно: если переносятся такие «святыни», как парад Победы, финал Лиги Чемпионов и Олимпийские игры, то перенос общецерковного празднования Пасхи на следующий год вообще оказывается сущим пустяком, тем более – в сравнении с перспективой лишиться должности с формулировкой «преступная халатность». Труднее понять мотивы аналогичного решения властей церковных…
Так, например, в качестве компенсации правящий архиерей «религиозного объединения» того же региона митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим предложил своей пастве церковные онлайн-услуги, сославшись на передовой опыт в этой области еретических сообществ. «Дорогие братья и сестры. Мы переживаем сейчас очень сложный момент нашей жизни. Не только страна, но и весь мир подвержен эпидемии. Мы видели, что и в католических странах, в которых Пасха праздновалась за неделю до этого, когда мы праздновали Вербное воскресенье, и в других конфессиях, в частности, в армянской церкви, богослужения проводились без народа. Мы также подчинимся тем требованиям, которые нам предъявляет Роспотребнадзор. Поэтому Страстную неделю мы уже проводим без прихожан. Благодарим телеканал “Экспресс”, который откликнулся на нашу просьбу вести прямую трансляцию из Успенского кафедрального собора в дни Пасхи. Призываем всех прихожан молиться дома и надеемся, что вы сможете увидеть эту трансляцию, и это каким-либо образом скрасит скорбь не быть в храме, позволит быть вместе с нами».
Аналогичные меры, как сообщает РИА-Новости, приняты в других регионах. «Помимо Москвы, храмы закрыты в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Крыму, Татарстане, Удмуртии, Коми, Красноярском и Приморском краях, ХМАО, Марий Эл, Амурской, Ростовской, Пензенской, Кемеровской, Липецкой, Воронежской, Оренбургской, Кировской, Псковской, Нижегородской, Новгородской, Калининградской областях. В некоторых регионах прихожане смогут посетить церкви в часы, когда нет богослужений».
Однако, по сообщению того же источника, не везде пастыри оказались столь «всеотзывчивы» к еврозавоеваниям и «открыты» к новым технологиям. «Не везде духовенство и верующие спокойно восприняли предписания местных отделений Роспотребнадзора. Так, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим заявил, что обратится в суд. Также он призвал паству сообщать обо всех случаях незаконного задержания или наложения штрафа за посещение храмов епархии. С похожим заявлением выступил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. В Свердловской области, как сказал журналистам замгубернатора региона, пока еще обсуждается празднование Пасхи. Также на момент публикации материала этот вопрос не решен, по данным источников РИА Новости, в Иркутской области и ряде северокавказских республик».
Другие же представители священноначалия, напротив, пошли еще дальше в использовании находок «церквей мира». Так, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) допустил в сложившихся обстоятельствах даже возможность некоторых онлайн-таинств. «…цифровая эпоха, когда мы можем вот так общаться без всяких границ, — это большая миссионерская возможность для Церкви, и надо эту возможность использовать. Сейчас, когда люди оказались отрезаны друг от друга, мы используем эту возможность, в том числе, для того, чтобы общаться вот в таком формате и транслировать наши службы в режиме реального времени». «У нас есть Патриарх, есть Священный Синод — давайте все вместе будем их слушаться. Если Патриарх что-то сказал, а Синод определил, то надо безоговорочно слушаться того, что определено, потому что все это было продумано, взвешено, были изучены различные прецеденты [у меня есть в Италии знакомые, которые заразились. Многие священники в этой стране помогают сейчас людям, которые заболели коронавирусом, и кто-то из них тоже заболевает. Известно, что несколько десятков католических священников в Италии умерли, заразившись коронавирусом]. Рекомендации, которые дают церковные власти, направлены на то, чтобы сохранить наши жизни, наше здоровье. Если позиция какого-то священника не совпадает с позицией Священноначалия, то это большой вопрос к этому священнику». «Пока мы должны быть готовы к тому, что, по крайне мере, многим из нас, возможно, придется ограничиться тем, что мы будем смотреть трансляцию Патриаршего богослужения на центральных телеканалах, а в храм прийти не сможем». Но это совсем не плохо, это (как говорит бургомистр правящему герцогу в пьесе Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен») «можно трактовать как гуманность» и даже – более того – как подвиг. «Давайте вспомним преподобную Марию Египетскую или, например, блаженную Матрону Московскую — думаете, она каждое воскресенье была в храме, или, может быть, каждое воскресенье и каждый праздник к ней приходил священник?» Давайте, наконец, вспомним святого пророка Иону, три дня соблюдавшего «карантин» во чреве левиафана (и это безо всяких гаджетов). «Считайте, что и мы с вами оказались во чреве кита — временно, конечно. Надеемся, что этот кит нас изблюет обратно, как он Иону вернул на землю. Но пока мы находимся во чреве кита, пока мы лишены возможности приходить в храмы, давайте молиться дома». При этом не следовало бы забывать, что из пищеварительной системы морского млекопитающего (пусть даже метафорического – в нашем случае) есть и иной, совсем не завидный исход, проследовать которым таким грешникам, как мы, представляется куда как более вероятным.
«Если хотите исповедаться, договоритесь со священником — он Вас примет в индивидуальном порядке. Вы сможете и пообщаться с ним, и вопросы ему задать, и исповедь принести. Думаю, что в исключительных ситуациях можно исповедоваться и по телефону, и по “скайпу”». В этой связи еще можно было бы предложить, например, продажу в магазинах «у дома» освященных в Церкви освежителей воздуха с ароматом ладана, дабы усилить у находящихся в самоизоляции прихожан ощущение виртуального присутствия на богослужении.
Также не лишним было бы предостеречь священнослужителей Русской Церкви, собирающихся практиковать «оцифрованную литургию» и «электронную исповедь», от возможного повторения ошибок их католических братьев на этом поприще. «Сразу два итальянских священника в конце марта стали знаменитыми в соцсетях. Они оба совершили одну и ту же роковую ошибку, проводя онлайн-службы с помощью камеры на своих смартфонах. Первым отличился священник по имени Паоло Лонго из церкви Сан-Пьетро и Сан-Бенедетто-Ди-Полла в Салерно. Он проводил молитвенный стрим в Facebook из-за коронавируса. Однако святой отец случайно нажал не ту кнопку на телефоне и активировал фильтры (“забавные маски”), а потому молился он в космическом шлеме, с заячьими ушами, падающими звездами, черной шляпе с очками и в других смешных образах. После того, как Лонго понял свою ошибку, он отключил маски и сказал, что смех, как и молитва, помогает преодолеть трудности».
Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
27 апреля 2020