В недавнем большом интервью митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) каналу «Россия-24» мне особенно важным и весьма своевременным показалось одно предостережение – предостережение от пафосной гордости: «Мы, Россия, последний оплот христианской нравственности и традиционных ценностей, мы противостоим остальному бездуховному миру, это наша великая миссия…».
Гордость – штука лукавая. Она нередко надевает благородную личину, выдает себя за некое высокое чувство – любви к Отечеству, например. Но любовь к Отечеству на самом деле – немножко другое. Подлинная любовь к нему – это трезвость. Трезвость помогает видеть в своей стране, в ее прошлом и настоящем, в ее народе, от которого себя не отделишь, – всё: и радостное, и страшное, и силу, и слабость, и победы, и поражения. Трезвость чужда эйфории, экзальтации и превознесению своей страны над другими. Даже если там, у них, у других, впрямь творятся совсем нехорошие вещи.
Нет ничего хорошего, конечно, ни в легализации однополых браков, ни в усыновлении такими парочками детей, ни преследовании «гомофобов», ни в трансгендерах… Это действительно страшно, это дело сатаны. И слава Богу, что у нас этого нет. И – да, можно надеяться, что по крайней мере официальной реабилитации содомского греха у нас не будет; что не доберутся никогда до власти в России люди «прогрессивных» взглядов. Но вот гордиться тем, что у нас этого нет, – не стоит. Лучше задуматься о том, что у нас есть.
У нас есть горькие плоды грандиозной и безнаказанной многолетней работы по развращению молодежи, разрушению понятий о семье, браке, целомудрии; есть пошлейшая бесцензурная масскультура – на фоне массового нечитания той же молодежью умных книг. Есть сотни тысяч абортов. Есть, опять же, массовый ранний алкоголизм – когда у человека молоко еще на губах не обсохло, а он уже без банки пива не видит свой досуг. А все эти курящие девочки от 13 лет, я вижу их каждый день – они дымят совершенно открыто и спокойно…
Тотальное сквернословие, воспринимаемое как норма. Реклама кальянов, вейпов и тому подобной отравы. Плохо завуалированная реклама интимных услуг типа «Только Наташе не говори». И вот такие сериалы («Классная Катя»), предваряемые огромными афишами по всем русским городам…
Какой мы оплот нравственных ценностей – при всем этом?.. Мир болен – да, и мы тоже не эталон здоровья. Нет, это не повод к истерике самобичевания, разумеется, и не причина считать, что всё пропало. Уныние – грех, отчаяние – плод этого греха. Не надо отчаиваться, надо действовать. И если мы честно, без лишней говорильни и показухи, возьмемся за это дело – Бог действительно будет с нами! Это я к тому, что суворовские слова «Мы русские, с нами Бог!» надо понимать правильно. Бог с теми, кто с Ним, кто творит Его волю.
Но вот в чем еще дело: честно задать себе вопрос, а с Ним ли сейчас я, а что я делаю, чтобы быть с Ним и творить Его волю – гораздо труднее, чем предаваться общей экзальтации, бодро шагая под лозунгом «Мы русские, с нами Бог». Экзальтация гордости – вещь опасная, как тот самый вейп, реклама которого светится за голыми кронами деревьев. И не надо называть эту гордость доброй, оправдывая ее тем, что гордимся мы в данном случае не собой. Гордость – она всегда собой, а в данном случае она – желание подключиться к чему-то возвышающему, увидеть на себе некий особый знак: я-де не кто-нибудь, я русский. Что с того, что ты русский, чем ты лучше француза или араба? Или их не Тот же Бог создал?
Быть русским означает быть богатым наследником. Только вот вопрос: готов ли ты принять свое наследство? Разобраться в нем? Отнестись к нему с трезвостью, отделить в нем зерна от плевел? – это тоже нужно, потому что наследуем мы разом всё!
Быть русским, принадлежать к Русскому миру – это призванность, но не избранность. Осознание призванности предполагает смирение: я призван что-то сделать, я пока еще этого не сделал, или сделал очень мало. А чувство избранности означает – я уже от рождения наделен особым значением, я выше других. Родители, которые внушают своему ребенку чувство превосходства над другими детьми, делают ужасную ошибку; это слепота родительской любви, которая в свой час дорого обойдется не только им самим, но и возлюбленному чаду. Умные и трезвые родители говорят ребенку: ты такой же, как все другие, ты не более – но и не менее! – значим, чем они. Речь не об одинаковости, конечно, но именно о равнозначимости. И Родину свою, и народ свой нужно любить – тоже с умом: как один из народов, равнозначимый другим, но имеющий собственное неповторимое и бесценное лицо, собственную, особую – как и у всякого иного народа – судьбу.
Скажу откровенно, я вообще не понимаю, почему мы так любим гордиться; почему нам непременно нужно гордиться, чтобы любить; откуда мы взяли, что нельзя любить без гордости, что пафос гордости – лучшее проявление любви. Гордимся победами предков?.. Но это не мы их одержали, эти победы. Наше дело не гордиться, а хранить благодарную память, видеть в этих победах пример и урок, рассказывать о них детям. А гордость – она всегда посрамляется. Вспомните, с какой гордостью мы распевали «Широка страна моя родная…». А потом страна рассыпалась, и мы все с вами оказались бессильными, беспомощными, мы не смогли, не захотели противостоять катастрофе, объединиться, сохранить уникальную державу – какая бы ни была, в конце концов, в ней власть, какое бы имя эта держава в данный исторический момент ни носила. Понятно, что потом, пожав горькие плоды развала, мы принялись обличать «тех, кто это устроил». Те, кто устроил, кто был в распаде страны заинтересован – они хороши, что и говорить; но мы-то все где были, мы, певшие про широкую страну и про Союз нерушимый?
И уж совсем глупо гордиться тем, что мы народ православный. Православный, бесспорно – исторически! И это очень большое наше счастье, это драгоценнейшая часть того самого наследства, о котором выше уже сказано. А вот достойные ли мы наследники на сей день?.. Обычная, привычная нам, журналистам церковных СМИ, картинка: в селе или на железнодорожной станции живет – ну, скажем, полторы тысячи человек; а в храме в воскресенье – человек 20–30, и тому батюшка рад: есть приход, хоть и небольшой. А сравните численность населения окраинного микрорайона с количеством прихожан новенькой церковки… Какой мы после этого православный народ?.. Мы – наследники, в упор не признающие своего наследства, мы ленимся сходить за ключом и открыть сундук с несметными драгоценностями – исторически, повторюсь, нам принадлежащими… Конечно, это не про всех. Конечно, не все так трагично. И Церковь Русская, столько пережившая, слава Богу, живет, и таинства совершает, и пастыри в ней есть замечательные, и люди в нее приходят, и радость обретают. Но это тоже не повод для гордости – никак. Один батюшка, помнится, очень удачно сказал: «Гордиться тем, что принадлежишь к Церкви, – это значит тем гордиться, что среди бушующего моря на плотик вскарабкался». Религиозная гордость, псевдоцерковное самодовольство ясно обозначено в Евангелии и навеки названо фарисейством.
Россия переживает очень тяжелый, горький, сложнейший момент ее истории… И гордость нам не поможет, точно. Помогут – терпение, смирение, труд и вера.
Марина Бирюкова
Православие.ru
16 ноября 2022
Спаси Господи, очень хорошая статья.
«Погибели предшествует гордость» (Притч. 16:18).
«Славься, страна! Мы гордимся тобой!»// http://www.constitution.ru/symbols/anthem.htm
«СВЯТО-УСПЕНСКАЯ СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА — краса и гордость Донетчины, духовная крепость Святой Руси…» // https://vk.com/svlavra
Гордость — «духовная крепость»?
«Народ мой! На погибель
Вели тебя твои поводыри!»
(БУНИН И. А. ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ, )
А С БОГОМ ЛИ МЫ САМИ?
«Еще раз предупреждаю, – напоминает нам игумен Никон (Воробьев) – гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость».
спасибо за статью! всё в ней правда.
Бирюкова: А потом страна рассыпалась, и мы все с вами оказались бессильными, беспомощными, мы не смогли, не захотели противостоять катастрофе, объединиться, сохранить уникальную державу – какая бы ни была, в конце концов, в ней власть, какое бы имя эта держава в данный исторический момент ни носила.
СССР не рассыпался, его рассыпали. Советский Союз слили те, кто его создал, поскольку он свою задачу выполнил и стал не нужен.
Спасибо автору и редактору сайта за статью. Такое ощущение, что мы отзеркаливаем все грехи, в которых обвиняем несчастных украинцев. Да хоть бы взять наши элитные части: у них «Азов», у нас «Вагнер». У азовцев нацистская символика, а у вагнеровцев — языческие руны. И где же тут Бог, с именем которого мы идем против мирового зла? Да, мир серьезно болен, а наш иммунитет спасет только жесткая прививка. Как говорится, гром не грянет, мужик не перекрестится.
Марина Бирюкова (16 ноября 2022). А что Вы сами-то делаете… ? … и не много ли многословия…?
Сергей Бехтеев.
Святая Русь
По топким берегам неведомых болот
Непроходимыми, дремучими лесами
Она, согбенная, в смирении идет,
Влекомая к святыням чудесами.
В ее руках обветренных костыль,
Котомка рваная за тощими плечами,
На ветхих лаптях вековая пыль,
Навеянная долгими путями.
Не страшен ей ни бесзпощадный зной,
Ни вихрь, ни дождь, ни зимние морозы,
Ни лютый голод с немощью больной,
Рождающей сомнения и слезы.
На то она – святая, наша Русь,
Могучая смиренными мольбами,
И этой Русью в муках я горжусь
И к ней стремлюсь сыновними мечтами.
1933
Можно было, конечно, автору вместо слова «горжусь» употребить слово» люблю». Но он , видимо, не считал грехом гордиться своей любимой Родиной…А вот я не знаю теперь, правильно ли гордиться. И изменится ли само чувство, если назвать его другим словом…Вразуми меня, Господи!
«На то она – святая, наша Русь,
Могучая смиренными мольбами,
И этой Русью в муках я горжусь…»
Увы! Что посеешь — то и пожнешь…
Посеешь гордость — пожнешь погибель…
Петр Андреевич Вяземский. Молитвенные думы:
«… Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрек,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почет, народные скрижали,
Родную нашу Русь Святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам;
Чтоб был евангельский закон не тщетным словом,
Но сильному уздой и слабому покровом…»
Терлецкий Александр (22.11.2022; 22.11.2022; 25.11.2022 в 19:13). Благодарю ради Бога Вас, Александр, за добрую сердечность!