col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). О воспоминаниях в виде мифов

Архимандрит Рафаил (Карелин)

…Здесь я хотел бы упомянуть еще об одном искушении, которому могут подвергнуться современные христиане.

Один престарелый протоиерей, который неко­торое время работал в церковном издательстве, говорил: «В наше время стало модным составлять воспоминания в виде мифов. Хотя миф — красивая вещь, но далеко не безобидная. Многие усоп­шие, которые сами нуждаются в молитвах, из-за безответственности таких мифотворцев преврати­лись в глазах наших современников в чудотвор­цев и святых. Еще до канонизации им составля­ются акафисты и пишутся иконы. Я читал такую биографию, вернее, агиографию, А. И., которого лично знал. Это был человек иезуитского склада мышления, жесткий и несправедливый к подчи­ненным; я боюсь, что дифирамбы в его честь преж­девременны. Для грешного человека молитвы Церкви и близких — единственная надежда на спа­сение, а здесь у него самого просят молитв. Ли­шить человека духовной помощи более жестоко, чем отнять у голодного хлеб. Часто такие житий­ные апокрифы составляют родственники покой­ника, чтобы обратить внимание на самих себя, а также истеричные женщины, которые не считаются ни с чем, только бы увековечить память своего куми­ра, и наемные писаки, готовые выполнять заказы на любую тему, лишь бы им заплатили. Разумеется, надо знать и помнить о современных нам подвиж­никах, и у нас есть книги о них, написанные на хорошем литературном и духовном уровне. Но необходимо навести в этом отношении порядок; такие материалы должны быть тщательно прове­рены и подтверждены, как бы отфильтрованы, а то может возникнуть опасность девальвации самой святости».

Он продолжил: «Что испытывает душа челове­ка, находящегося в аду, когда его прославляют как святого? Я думаю, жгучий стыд за свою жизнь. Такие поклонники только прибавляют му­чений к мучениям души усопшего. В одной из таких биографий я встретил выра­жение «адамант веры» и удивился, так как это име­нование дала Церковь только нескольким подвижникам. Где здесь чувство меры и христианская скромность?».

Он также сказал: «Жизнь святых разнообраз­на, но есть общий духовный облик святого как носителя благодати, при различных формах внеш­него служения и многообразия подвигов. Это ис­полнение евангельских заповедей, самоотвержен­ность и постоянная обращенность духа к Богу. А теперь этот образ святости может подвергнуться коррозии, стать чем-то обыденным и банальным».

* * *

Мир не может отличить духа света от духа тьмы. Он видит только внешнюю силу, внешний подвиг, а диавол — великий артист, поэтому мир часто хвалит и прославляет этих самообольщенных людей как святых, а истинную святость не замечает, так как она смиренна и скромна и старается укрыться от взоров мира. Часто святых людей при жизни не ценили и гнали, над ними нередко насмехались, их считали слишком простыми. Только после смерти открывалось истинное величие их духа. А мир ищет внешних впечатлений, чего-нибудь необычайного, ему нужен эффект, который чаще всего оказывается только театральной постановкой.

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Из книги «Встреча с прошлым» (М., 2022)
Сайт «Ветрово»
12 октября 2024

Заметки на полях

  • Могилёв, Слоним

    Спаси Господи!

  • Москва

    Простите, если ошибусь. Показалось, что в последние несколько лет на некоторые православные сайты проник дух художественных рассказов. Это такие публикации, в которых нет ни настоящих имён, ни времени действия. В связи с этим описание событий в них лишено… ну как бы сказать, документальности. Часто это рассказы о чудесах, однако если чудо настоящее, то почему бы не говорить о нём открыто, когда и где? а вместо настоящих имён подставлять не вымышленные, а хотя бы инициалы. А то ведь так получается, что даже за иную «Машу» из рассказа не помолиться, понимая, что это имя вымышленное. Да и была ли Маша? У какого-то православного автора читал мысль, что подобные рассказы вредны, потому что вместо прославления истинных чудес, писатель как бы отставляет их в сторону и выдумывает собственные, никогда не случавшиеся в реальности чудеса. В то время, как у Господа явлено множество гораздо более удивительных и поучительных чудес, чем может придумать себе любой писатель. Нередко такие рассказы современные писатели маскируют названием «притча».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

О временах года с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок