Архимандрит Рафаил (Карелин)
…Здесь я хотел бы упомянуть еще об одном искушении, которому могут подвергнуться современные христиане.
Один престарелый протоиерей, который некоторое время работал в церковном издательстве, говорил: «В наше время стало модным составлять воспоминания в виде мифов. Хотя миф — красивая вещь, но далеко не безобидная. Многие усопшие, которые сами нуждаются в молитвах, из-за безответственности таких мифотворцев превратились в глазах наших современников в чудотворцев и святых. Еще до канонизации им составляются акафисты и пишутся иконы. Я читал такую биографию, вернее, агиографию, А. И., которого лично знал. Это был человек иезуитского склада мышления, жесткий и несправедливый к подчиненным; я боюсь, что дифирамбы в его честь преждевременны. Для грешного человека молитвы Церкви и близких — единственная надежда на спасение, а здесь у него самого просят молитв. Лишить человека духовной помощи более жестоко, чем отнять у голодного хлеб. Часто такие житийные апокрифы составляют родственники покойника, чтобы обратить внимание на самих себя, а также истеричные женщины, которые не считаются ни с чем, только бы увековечить память своего кумира, и наемные писаки, готовые выполнять заказы на любую тему, лишь бы им заплатили. Разумеется, надо знать и помнить о современных нам подвижниках, и у нас есть книги о них, написанные на хорошем литературном и духовном уровне. Но необходимо навести в этом отношении порядок; такие материалы должны быть тщательно проверены и подтверждены, как бы отфильтрованы, а то может возникнуть опасность девальвации самой святости».
Он продолжил: «Что испытывает душа человека, находящегося в аду, когда его прославляют как святого? Я думаю, жгучий стыд за свою жизнь. Такие поклонники только прибавляют мучений к мучениям души усопшего. В одной из таких биографий я встретил выражение «адамант веры» и удивился, так как это именование дала Церковь только нескольким подвижникам. Где здесь чувство меры и христианская скромность?».
Он также сказал: «Жизнь святых разнообразна, но есть общий духовный облик святого как носителя благодати, при различных формах внешнего служения и многообразия подвигов. Это исполнение евангельских заповедей, самоотверженность и постоянная обращенность духа к Богу. А теперь этот образ святости может подвергнуться коррозии, стать чем-то обыденным и банальным».
* * *
Мир не может отличить духа света от духа тьмы. Он видит только внешнюю силу, внешний подвиг, а диавол — великий артист, поэтому мир часто хвалит и прославляет этих самообольщенных людей как святых, а истинную святость не замечает, так как она смиренна и скромна и старается укрыться от взоров мира. Часто святых людей при жизни не ценили и гнали, над ними нередко насмехались, их считали слишком простыми. Только после смерти открывалось истинное величие их духа. А мир ищет внешних впечатлений, чего-нибудь необычайного, ему нужен эффект, который чаще всего оказывается только театральной постановкой.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Из книги «Встреча с прошлым» (М., 2022)
Сайт «Ветрово»
12 октября 2024
Спаси Господи!
Простите, если ошибусь. Показалось, что в последние несколько лет на некоторые православные сайты проник дух художественных рассказов. Это такие публикации, в которых нет ни настоящих имён, ни времени действия. В связи с этим описание событий в них лишено… ну как бы сказать, документальности. Часто это рассказы о чудесах, однако если чудо настоящее, то почему бы не говорить о нём открыто, когда и где? а вместо настоящих имён подставлять не вымышленные, а хотя бы инициалы. А то ведь так получается, что даже за иную «Машу» из рассказа не помолиться, понимая, что это имя вымышленное. Да и была ли Маша? У какого-то православного автора читал мысль, что подобные рассказы вредны, потому что вместо прославления истинных чудес, писатель как бы отставляет их в сторону и выдумывает собственные, никогда не случавшиеся в реальности чудеса. В то время, как у Господа явлено множество гораздо более удивительных и поучительных чудес, чем может придумать себе любой писатель. Нередко такие рассказы современные писатели маскируют названием «притча».