Из статьи журнала Esquire «7 Смертных грехов в лицах: 7 человек, которые превратили нарушение библейских заповедей в деньги»
Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всем, что видит.
Сир. 31: 15
Zuck: короче, если нужна инфа на кого-то из Гарварда
Zuck: просто пиши мне
Zuck: у меня 4000 мейлов, фоток, адресов
Friend: что??? это как тебе удалось?
Zuck: да они сами все это присылают
Zuck: не знаю зачем
Zuck: типа «доверяют мне»
Zuck: тупые ублюдки
Этот диалог двух студентов в мессенджере состоялся в 2004 году, когда Facebook еще был сайтом знакомств элитного университета, а не элементом глобальной инфраструктуры вроде линий электропередачи или нефтепроводов. Марк Цукерберг с тех пор регулярно кается перед пользователями в преступлениях против приватности (и один раз каялся перед американским конгрессом). Но он не перестал торговать вашими личными данными (потому что никто не будет разрушать многомиллиардный бизнес и бесценный источник Big data ради абстракций вроде «тайны частной жизни»), а вы не перестали присылать Марку свои фотографии, адреса и подробности биографии.
Социальные сети — слишком сильный наркотик для мозга. Марка Цукерберга принято ненавидеть и обвинять во всевозможных грехах — от слежки и манипуляции общественным сознанием до попустительства русским хакерам, вмешавшимся в выборы президента США, но это не Марк заставляет вас обновлять ленту. Ни одного человека из 2,4 млрд своих пользователей он не принуждал регистрироваться в Facebook или в Instagram. Он даже денег за это не берет, 2,4 млрд человек превращают свою жизнь в бесплатное реалити-шоу для незнакомцев абсолютно добровольно. В этой галерее лучших версий себя самих каждый всегда успешен, остроумен, красив, талантлив, молод, популярен, и каждый пытается впечатлить каждого. Посты должны восхищать, вызывать зависть устроенной жизнью, список подписчиков правильнее было бы переименовать в список завистников, количество лайков — мера того, насколько сильно фанаты завидуют профессионально поставленной жизни звезд и инфлюенсеров, сравнивая ее со своей. Опустошающее чувство собственной неполноценности разрушает психику подписчиков изнутри; связь между Instagram-аккаунтом Кайли Дженнер и развитием депрессии у американских подростков уже, кажется, медицинский факт. В феномене социальных сетей нова не технология, а способы монетизации древней как мир и повсеместной, как гравитация, энергии зависти к более успешным конкурентам во внутривидовой борьбе.
Что касается приватности, то Марк Цукерберг, миллиардер с мимикой пришельца, одетого в костюм человека, действительно знает о населении планеты больше, чем кто-либо другой, и заработал на этом $67,7 млрд. Симпатии, антипатии, социальные связи, мечты и амбиции, ежедневные маршруты, места рождения, реальные и демонстрируемые образы, вера, убеждения, личная и групповая психология — все это, имея доступ к массиву данных Facebook и Instagram, можно при желании читать как открытую книгу. То, что не удавалось ни социологам, ни тоталитарным правительствам, удалось корпорации, которая превратила сбор информации в аукцион на глобальном рынке лайков и внимания — и получила в результате максимально подробное, бесплатное, социально одобренное, обновляющееся в реальном времени досье на треть населения планеты. Вся драма человеческой жизни с ее триумфами и поражениями разворачивается теперь под немигающим рыбьим взглядом аутичного гика-миллиардера.
Марк Цукерберг узнает все о каждом, при помощи техногенной черной магии Big data заглянет в самые потаенные области человеческой души и применит это знание по назначению: продаст каждому пользователю отличные новые кроссовки, отпуск в Таиланде или корм для собак.
Журнал Esquire