Публикуется в сокращении
Просто противно смотреть, как люди мира сего настойчиво и назойливо пытаются уверить всех в том, что Елизавета Глинка является святой. Да не является она святой. Более того, доктор Лиза – это настолько примитивный в плане тщеславия персонаж, что раскусить ее можно в два счета. О таких людях, как она, говорили и преподобный Антоний Великий, и прославленный от Бога чудотворениями протоиерей Валентин Амфитеатров, и видный деятель РПЦЗ архиепископ Аверкий (Таушев).
Уже готова икона известной благотворительницы
Не буду тут долго перечислять, кто и как нахваливает в интернете Елизавету Глинку. Скажу только, что в начале этого года «Известия» опубликовали статью Александры Красногородской о докторе Лизе под претенциозным названием «Она видела в каждом образ Божий». Уже само название – это как бы публичная заявка в синодальный отдел по канонизации. И эту дикую статью перепубликовал портал «Православие и мир», который также, как и обезумевшие люди мира сего, давно уже перестал отличать добро от зла, а святых – от грешников.
Из статьи Красногородской мы можем узнать, что уже, оказывается, готова икона доктора Лизы – и находится она в квартире ее мужа. Журналистка, побывав в гостях у мужа Глинки, пишет: «Мы проходим дальше из комнаты в комнату. В гостиной – старинная мебель, большие кресла, сервант. Но первое, что бросается в глаза, – ростовая икона, где на голубом фоне в образе святой, облаченная в медицинскую форму, со стетоскопом на шее и нимбом над головой – Доктор Лиза.
– Месяц назад мне позвонил настоятель черногорского монастыря отец Даниил. Они много общались при жизни. И кто-то из черногорских иконописцев написал ее образ. И отец Даниил привез его в Москву, отдал мне. Мне очень нравится эта икона. Мне нравится, что лицо не очень похоже, а дух Елизаветы передан очень точно. Она такая и была — простая. И посмотрите, как она держит руки. Ведь точно всё передали. Знаете, во время отпевания в храме ко мне подошел один из священнослужителей и сказал, что, скорее всего, ее признают святой. Но должно пройти время».
Тщеславие доктора Лизы
Не буду здесь описывать все художества Елизаветы Глинки. Больше всего меня занимает такое основное качество доктора Глинки как гипертрофированное и раздутое до невообразимых размеров тщеславие, то есть стремление нравиться людям и слышать от них похвалы. Благотворительница на всех углах кричала о своей помощи людям, а также о том, как она любит страдальцев, и о том, как страдальцы любят ее. Какой нормальный, нетщеславный человек скажет: «Я всегда на стороне слабого»?
А какой нормальный, нетщеславный человек будет позировать таким образом? Фото ниже:
Вот как прокомментировали эту постановочную фотографию в одном блоге «Живого журнала»: «В сюжетах и документальных фильмах, изобильно фиксирующих передвижения Елизаветы Петровны между вокзалами, хосписами и офисом, она представлена исключительно с превосходной стороны. Маленькая, хрупкая, с огромными глазами женщина противостоит в одиночку коррумпированной государственной системе. Какое сообщение считывается, например, с этой фотки? На хрупкое плечо Глинки припал сирота/бомж/голодающий, которого она по-матерински утешает, одновременно превозмогая душевную боль от чтения письма другого сироты/голодающего. Мы видим нечеловеческую муку в глазах Глинки, которая хочет так же обнять неведомого нам адресата, но пока не может это сделать, отчего невыносимо страдает».
Что говорили о тщеславных благотворителях святые и пастыри
Такие люди, как Елизавета Глинка, были еще в IV веке нашей эры. И о них писал живший в то время преподобный Антоний Великий. В своем десятом письме к монахам он, говоря о духе тщеславия, пишет: «К иным приходит он во время самих трудов их, уничтожает плоды их и таким образом побуждает их оставлять дела свои или внушает им, чтобы они, упражняясь в добродетелях и оказывая милость ближним своим, основывали делa свои на тщеславии. Люди обыкновенно почитают таких лицемеров праведными, между тем как они не имеют никаких плодов спасения. Они подобны тем диким смоковницам, которые взору человека показывают, что на них растут приятные плоды, между тем как плоды сии горьки, когда срывают и начинают есть их. Тщеславные люди совершенно подобны сим деревам. Обыкновенно о таких людях думают, что они приносят плоды, весьма приятные для Господа, между тем как они не имеют их. Бог наконец иссушает их, потому что не видит в них никаких плодов». Также преподобный Антоний говорил: «Кто заражен тщеславием – тот есть жилище нечистых духов».
Протоиерей Валентин Амфитеатров, на могиле которого до сих пор происходит много чудес и исцелений, тоже порицал такого рода благотворительность, которой занималась Елизавета Глинка. Его духовная дочь новомученица Анна Зерцалова писала: «Любил тайное, невидное дело помощи и сострадания, а не кричащую рекламу показной благотворительности».
Видный деятель РПЦЗ Аверкий (Таушев) тоже хорошо умел отличать добро от зла. Он говорил: «Общественная благотворительность для многих только способ тешить свое тщеславие, приобретать популярность, а иногда и просто – кормиться у «общественного корыта».
Святые не только сами себя не нахваливали и не выставляли в наилучшем виде перед людьми, но они еще бегали от таких людей, которые их прославляли. Некоторые из них даже резко обходились со своими почитателями, чтобы те перестали превозносить их до небес. Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» писал: «Как облечнный в шелковую одежду, если набросить на него нечистое рубище, отбегает, чтобы не замарать своего драгоценного одеяния, так и святые, будучи облечены в добродетели, убегают человеческой славы, чтобы не оскверниться ею. А ищущие славы подобны нагому, который желает найти хотя малое рубище или иное что-либо, дабы покрыть свой стыд: так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой».
Христос о показной благотворительности
Я уже молчу о том, что Богочеловек Иисус Христос заповедал Своим последователям не распространяться о своих добрых делах с целью получить похвалу: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Евангелие от Матфея, 6 глава).
Святитель Афанасий Великий так комментирует это место: «Единородный дает нам совет не творить милостыни пред людьми не для того, чтобы мы при братиях стеснялись сделать добро нуждающимся, но чтобы не гонялись за настоящею земною славою, подобно тщеславным фарисеям».
Матерщина Глинки
Еще хочется вспомнить о матерщине доктора Лизы, так как я что-то не видела, чтобы православные разбирали этот вопрос на своих сайтах. Нюта Федермессер как-то раз написала про Глинку в «Фейсбуке»: «Она могла и любила выпить и прекрасно и со вкусом, как и моя мама, материлась».
Между тем, вот что говорил прославившийся чудотворениями схиигумен Савва (Остапенко) о матерщинниках: «Такому человеку, если не раскается, нельзя в церковь Божию входить и прикасаться к святыне. Ангел Хранитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого человека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. Такой человек проклятью себя подвергает. С таким человеком нельзя нам есть и пить, пока не перестанет браниться матерным словом. За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. Поэтому отстанем от обычая нечестивых людей».